Главные вкладки

    Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»
    учебно-методический материал по теме

    Алаторцева Вера Геннадьевна

    Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей №2 г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

    Описание опыта работы:

    «Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

    Воспитатель МБДОУ ДС №2

    Алаторцева Вера Геннадьевна

    2014г.

    Содержание

    1. Условия формирования опыта

    3

    2. Понятие «театрализованная деятельность в дошкольной педагогике

    4

    3. Актуальность и перспективность опыта

    6

    4. Новизна опыта

    7

    5. Адресность опыта

    9

    6. Трудоёмкость опыта

    9

    7. Технология опыта

    9

    7.1. Организация содержания работы

    9

    7.2. Методы и приёмы обучения

    11

    8. Работа с родителями

    14

    9. Результативность опыта

    15

    10. Литература

    17

    1. Условия формирования опыта

     Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных.

    Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

    Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и другие. Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ж. Пиаже, В. Штерна. 

    Согласно,  психологическому словарю Речь (анг. Speech) - исторически сложившиеся форма общения людей посредством языка. По мнению Р.С. Немова: «Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации»

    Речь развивается в процессе подражания. Возможности естественной среды, в которой растёт малыш, являются развивающим потенциалом.

    Основная единица языка – слово, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Вместе с тем познавательное развитие, формирование понятийного мышления немыслимы без усвоения новых слов. Таким образом, обогащение и активизация словаря в общей системе речевой работы занимают очень важное место.

    Все достижения ребёнка в овладении родным языком отражаются в связной речи. Развитие связной речи имеет особое значение, отмечал Рубинштейн. Связная речь - речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. Связная речь — это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания.

    Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет.

    Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

    Отечественные психологи Л.С. Выготский, Р.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев считают, что речь оказывает огромное влияние на умственное развитие ребенка, она является средством общения, выступает как деятельность, под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по-иному воспринимает окружающие явления. Ребенок, который овладел речью, осознает, прежде всего, значение предметов, т.е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный.

    В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

    Следовательно, приоритетным направлением в работе с детьми раннего возраста должно быть развитие речи, так как он наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

    Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

    2. Понятие «театрализованная деятельность» в дошкольной педагогике

    Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром.

    Ещё в дореволюционной педагогике вопросами театра занимались В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, А.Н. Островский, К.Д. Ушинский. В советское время – А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.С. Станиславский.

    Высказываются мнения, что сюжет любой игры можно представить как последовательность взаимосвязанных ситуаций, и в этом смысле он будет аналогичным повествовательному тексту, который и лежит в основе театрализованной игры (Л.П. Бочкарева, Н.А. Короткова, Н.А. Михайленко).

    С позиции культурологии театрализованная игра рассматривается как деятельность, которая «осознается как (ненастоящая)», не связанная с обыденной деятельностью, могущая полностью захватить играющего».

    В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни ученые отожествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. Так, по мнению Л.С. Фурминой, театрализованные игры – это игры представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы.

    Игра-драматизация в науке определяется как «предэстетическая деятельность» (А.Н. Леонтьев), является одной из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей.

    Связь театральной и детской игры прослеживается во многих исследованиях, где игра ребенка рассматривается как «мимическое искусство актера», «драматический или театральный инстинкт», «артистическая стилизация», «искусство ребенка», «генетическая основа механизма актерского творчества», «форма примитивного драматического искусства» (Л.П. Бочкарева, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, Л.С. Выготский).

    Театрально-игровая деятельность детей, по Л.С. Фурминой, принимает две формы: когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы) – предметные игры, и когда малыши сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль – непредметные игры.

    Иной подход в работах Л.В. Артёмовой. Она считает, что театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается тема, сюжет. В этом случае все театрализованные игры делятся:

    - на режиссерские (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе) – в этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей;

    - игры-драматизации, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.

    Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (О.А. Карабанова). Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы-бибабо, и соответствуют определению: «Драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо материальное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму.

    Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной и речевой активности и т.п. (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин и др.). Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.

    3. Актуальность и перспективность опыта

    Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

    Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.

    Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

    Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

    Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

    В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

    В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

    Анализ результатов диагностики нервно-психического развития  в начале года показал, что речевая активность детей на низком уровне.

    Таким образом, актуальность развития речи детей раннего возраста стоит на первом месте.

    Поэтому поставила перед собой следующую цель: создать педагогические условия, способствующие развитию речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.

    Учитывая возрастные особенности детей, определила задачи:

    • Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
    • Расширять словарь детей, активизировать его;
    • Совершенствовать диалоговую речь;
    • Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности  (поза, движение, жест, мимика);
    • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами.

    Реализацию поставленных задач предположила через формы театрализованной деятельности (прил.2).

    4. Новизна опыта

    Театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей раннего возраста и способствует их всестороннему развитию. Синтетическое по своей природе, оно объединяет средства воздействия литературы, изобразительного искусства, музыки, танца, мастерство режиссеров и актеров, направляя весь этот сплав на ребенка. Сильно воздействуя на эмоциональную сферу, этот вид  деятельности открывает перед малышами мир прекрасного в его разнообразии и глубине.

    Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (потешки, стихи, сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

    Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

     Участвуя в театрализованных играх, мои дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.

    Для того чтобы малыши сами импровизировали, инсценировали какой-нибудь готовый литературный материал, возникла необходимость в проектировании зоны театрализованной деятельности детей, которая предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в группе:

    • Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельности детей;

    • Организация «зон приватности»;

    • Предоставление права и свободы выбора;

    • Полифункциональность использования помещений и оборудования;

    • Возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

    Подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

    Театрализованная деятельность интегрирована, так как её элементы можно использовать в различных образовательных областях: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Познание», «Социализация» и других.

    Ежедневно провожу непосредственную образовательную деятельность, которая включает в себя инсценирование песенки, потешки, приход персонажа, имитационные и подражательные действия детей. В повседневной деятельности театрализованные игры проходят через все режимные моменты (к малышам приходят персонажи кукольного театра, предлагают поиграть). Регулярно провожу развлечения, досуги, в которых дети принимают активное участие.

    5. Адресность опыта

     Данный опыт может быть использован как начинающими, так и опытными педагогами с детьми раннего возраста в непосредственной образовательной и совместной деятельности.

    6. Трудоёмкость опыта

    В практике дошкольного образования развитию речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности уделяется недостаточное внимание, нет системы обучения и проводятся они эпизодически.  

    Свою работу я начала с изучения научно-методической литературы, опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей раннего возраста через театрализованную деятельность.

    Составила перспективный план работы с детьми, определила формы, содержание театрализованной деятельности, выделила эффективные методы и приёмы развития речи детей.

    7. Технология опыта

    7.1. Организация содержания работы

    В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. И только при благоприятных условиях, ребёнок успешно пройдёт все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

    Поэтому, свою работу построила из нескольких этапов.

    На первоначальном этапе провела диагностику нервно-психического развития по методике К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной (прил. №1). По результатам видно, что большинство детей (71%) имеет низкий порог речевой активности, у 23% детей идёт неравномерное развитие активной и пассивной речи. Такие малыши понимают обращённую к ним речь взрослого, но сами редко используют слова в общении. Также  определила уровень театрально-игровой деятельности детей по методике Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, которая показала, что у детей слабая активность во время игр со стихотворным сопровождением, они часто отвлекаются, без особого желания наблюдают за действиями персонажа.

    На втором этапе: изучила методическую литературу; исследовала разные виды художественных произведений (малые фольклорные формы, стихи, сказки, рассказы), отобрала сюжеты из повседневной жизни детей; подготовила персонажи.

    Далее произведения подвергла дидактической обработке: подобрала вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности малышей; физкультминутки, подвижные игры, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом; оборудование для создания сказочного сюжета.

    Следующий этап – творческое применение театрализованных игр на практике.

    В содержание занятий по театрализованной деятельности включила:

    • Игры–имитации образов животных, людей;
    • Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;
    • Игры в кукольный театр (основы кукловождения и кукольного театра);
    • Инсценировки произведений;
    • Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);
    • Основы актёрского мастерства, техника речи;
    • Самостоятельная театрально-игровая деятельность.

    При этом особое место в работе с детьми раннего возраста занимает кукольный театр (прил.3).

    Организацию работы строю по единой схеме:

    • Введение в тему, создание эмоционального настроения;
    • Театрализованная деятельность (в разных формах), где все участники (дети и взрослые) имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
    • Эмоциональное заключение.

    Определяя содержание и формы обучения с детьми раннего возраста придерживаюсь следующих принципов:

    • опоры на различные анализаторы;
    • учета зоны ближайшего развития;
    • наглядности;
    • усложнения материала;
    • реализации деятельностного подхода;
    • учет возрастных особенностей в выборе средств, методов, приёмов содержания.

    7.2. Методы и приёмы обучения

    В своей работе использую расширение речевой среды за счёт целенаправленных педагогических воздействий, которые оказывают эффективное влияние на развитие речи детей, и, прежде всего, с помощью театрализованных игр.

    Считаю, что предметно-пространственная среда, обеспечивающая творческое и речевое развитие на основе театрализованной деятельности, имеет некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но и призвана обеспечить эффективное общение детей с воспитателем и друг с другом.

    Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок легко включался в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, магнитная доска, фланелеграф, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки на фленелеграфе, использовать перчаточные куклы. Материалы театральной зоны требуют периодического обновления, ориентированного на интересы разных детей.

    Подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

    В своей работе для развития активной речи детей использую следующие методы и приёмы:

    • Игровые:
    • Использование элементов подвижной игры
    • Сюрпризные моменты
    • Имитационные движения с элементами звукоподражания
    • Обыгрывание текста
    • Словесные:
    • Повторение речевого материала
    • Вопросы
    • Использование текстов с повторяющимися элементами
    • Чтение произведений со звукоподражаниями
    • Договаривание слов, фраз
    • Похвала
    • Наглядные:
    • Использование иллюстраций к текстам
    • Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения), с мелодией (пение детских песенок)
    • Использование игрушек, персонажей кукольного театра

    Решая задачи развития речи детей раннего возраста учитываю их возрастные особенности. Поэтому организуемая деятельность должна быть:

    Во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

    Во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должна чередоваться);

    В-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).

    Важным аспектом моей деятельности является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.

    Ступени работы следующие:

    • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
    • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и спрятался за дерево).
    • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
    • Игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»).
    • Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А.Барто «Снег, снег»).
    • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Ёлочка», К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Васька», Н. Павлова «На машине», «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).
    • Ролевой диалог героев сказок («Колобок», «Заюшкина избушка»).
    • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», Три медведя»).
    • Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстом (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыплёнок»).

    Благодаря таким играм дети познакомились с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогатились новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развили интерес к литературе, дети с большим желанием слушают произведения художественной литературы, у них активизировалась речь, ребятишки активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.

    Малыши приходят впервые в детский сад, они напуганы, неуверенны в себе, не понимают, где они и зачем, всё вокруг чужое. В этот период для установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками использую потешки, незамысловатые песенки («Киска, киска», «Большие ноги», «Ладушки, ладушки»). Вначале все игры провожу индивидуально: более смелого малыша сажу на колени и  «Поехали, поехали с орехами, с орехами» или «Сорока-ворона». Постепенно остальные дети включаются в общую игру и начинают подходить ближе, выполняют простые движения, договаривают слова. Дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизируется, они уже с желанием вступают в речевое взаимодействие: «Я обращаюсь только к большим кошечкам: как они мяукают? А им в ответ маленькие котята. Как они мяукают? Молодцы! Кто громко мяукает: мяу-мяу? А кто тихонечко мяукает: мяу-мяу?»

    Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей: и с низкими речевыми способностями и тихих замкнутых малышей. Дети принимают участие в деятельности с удовольствием. Практика показала, что одним из эффективных методических приёмов являются коллективные задания типа: «Ребятки, сейчас мы с вами в лесу, я превращаю вас всех в медвежат, они ходят и рычат», «Мы – маленький мышата». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных детей нет – все малыши изображают то злого волка, то смелого петушка. Я сопереживаю вместе с детьми, показываю движения и голоса героев, а дети, в свою очередь подражая мне закрепляют звуки, запоминают определённые слова.

    Прежде чем показывать детям какую-либо сказку, проводила этюды с куклами, то есть знакомила малышей с каждым героем поочерёдно: показывала персонаж - зайку, называла его, предлагала потрогать, рассматривали все части, давала детям самим внимательно изучить игрушку. Затем читала потешку «Зайка шел, зайка шел» или «Заинька – зайка» или пела песенку «Зайка» Е. Железновой. Показывала одну и ту же игрушку несколько раз, предлагая потанцевать с ней, самим спеть про неё песенку, потом знакомила со следующим персонажем.

    Когда малыши узнавали всех героев, начинала показ самой сказки. Одно и то же  произведение рассказывала с применением разных видов кукольного театра (конусный, магнитный, пальчиковый и др.), вместе рассматривали иллюстрации к сказкам, повторяя пройденный материал. Дети показывали на картинках персонажей, демонстрировали, как рычит волк, кудахчет курочка.

    Чтобы не угасал интерес малышей к театрализованным играм, придерживалась определённых требований:

    • Содержание и разнообразие тематики.
    • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все форму педагогического процесса.
    • Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
    • Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной деятельности.

    8. Работа с родителями

    Работая без поддержки родителей, трудно достичь высоких результатов. Однако родители маленьких детей сами ещё не имеют опыта воспитания ребёнка, находятся в стадии формирования родительской компетентности. Поэтому я провела анкетирование родителей. При анализе анкет выявила, что большинство родителей (67%) не уделяют должного внимания развитию речи детей, они считают, что рано или поздно ребёнок заговорит сам. 18% родителей понимают всю важность развития речи, но не знают, как можно помочь своим детям. И 15% родителей приобретают специальную литературу, игры, много читают детям.

    По итогам анкетирования мною были разработаны рекомендации для родителей, провела  консультацию «Игра как фактор развития речи детей раннего возраста», оформила информационный стенд и папки-передвижки, где знакомила родителей с подвижными, пальчиковыми играми, как рассказать произведение художественной литературы, используя игрушки, как общаться с маленькими детьми. На каждом собрании, показывала видеоролики по театрализованной деятельности с участием их детей. Родители проявили заинтересованность и с удовольствием откликнулись помочь в создании театрального уголка в группе. Они пополнили пальчиковый, настольный театр, театр масок.

    9. Результативность опыта

    Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе театрализованных игр.

    В своей работе я провела анализ литературы, по данной проблеме, раскрыла роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей раннего возраста, составила перспективный план, изучила механизм руководства театральными играми и методику проведения непосредственной образовательной деятельности, применяла разнообразные формы работы с родителями.

    В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности добилась положительных результатов в работе по данной теме, на что указывают данные диагностики (Прил. № 1) Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.

    Я считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность.

     Хочется закончить словами известного всем нам писателя Джанни Родари: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

    Литература

    1. Антипина Е.А. (Кукольный театр в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2010г. (сценарии с нотным приложением)
    2. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Учим общаться детей раннего возраста», М.: ТЦ Сфера, 2013г. (методическое пособие)
    3. Гербова В.В. «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой младшей группе детского сада», М.: Мозаика-синтез, 2012г.
    4. Гончарова О.В. «Театральная палитра», М.: ТЦ Сфера, 2010г. (программа художественно-эстетического воспитания)
    5. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», М.: Вако, 2011г. (методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей)
    6. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Кукольный театр для самых маленьких», М.: Линка-пресс, 2009г. (театральные занятия с детьми от1 года до 3 лет)
    7. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра», М.: Айрис-пресс, 2008г. (дошкольное воспитание и развитие)
    8. Теплюк С.Н. «Ребёнок третьего года жизни», М.: Мозаика-синтез, 2011г. (пособие для родителей и педагогов)
    9. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. «Дети раннего возраста в детском саду», М.: Мозаика-синтез, 2010г. (программа и методический рекомендации)
    10. Янушко Е.А. «Развитие речи у детей раннего возраста», М.: Мозаика-синтез, 2010г. (методическое пособие)
    11. «Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада»  составитель С.Н.Теплюк, М.: «Мозаика-Синтез», 2008

    Приложение №1

    Диагностическое обследование нервно-психического развития детей реннего возраста по методике К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной

    Сентябрь, 2012 года:

    1 уровень – 6%

    2 уровень – 23%

    3 уровень – 71%

    Май, 2013 года:

    1 уровеннь – 6%

    2 уровень – 39%

    3 уровень – 55%

    Сентябрь, 2013 года

    1 уровень – 12%

    2 уровень – 66%

    3 уровень – 22%

    Май, 2014 года

    1 уровень – 39%

    2 уровень – 50%

    3 уровень – 11%

    Оценка уровня театрального развития детей раннего возраста по методике Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович

    Показатели

    Январь, 2013г.

    Май, 2013г.

    Январь, 2014г.

    Май, 2014г.

    Отлично

    ---

    6%

    17%

    33%

    Хорошо

    28%

    39%

    39%

    33%

    Удовлетворительно

    39%

    44%

    33%

    28%

    Неудовлетворительно

    33%

    11%

    11%

    6%

    Приложение №2

    Формы театрализованной деятельности

    Формы театрализованной деятельности

    Игры в кукольный театр

    Театр на руке

    Настольный театр

    Стендовый театр

    Театральные игры

    Игры-драматизации

    Инсценирование песен

    Инсценирование потешек

    Инсценирование сказок

    Инсценирование литературных текстов

    Игровое творчество детей

    Игры-спектакли

    Театр масок

    Театрализованные действия

    Праздники

    Развлечения

    Досуги

    Приложение №3

    Виды кукольного театра, используемые в театрализованной деятельности

    Виды кукольного театра

    Настольный кукольный театр

    Театр плоскостной картинки;

    Конусный театр;

    Театр игрушки;

    Баночный театр;

    Театр кружек;

    Дисковый театр

    Стендовый театр

    Фланелеграф;

    Магнитный театр

    Театр на руке

    Пальчиковый театр;

    Варежковый, перчаточный театр;

    Картинки на руке

    Верховые куклы

    Бибабо

    Театр «живой куклы»

    Театр масок


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Пальчиковые игры - как средство развития музыкальных способностей детей раннего возраста." (из опыта работы)

    Использование пальчиковых игр в музыкальном воспитании способствует развитию не только музыкальности ребенка, его пальцев, речи, но и одновременно формирует многие личные качества – пространственно-об...

    Опыт работы по теме: "Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

    Ребенок не любит рисовать?  Быстро пропадает желание работать кистью и карандашами? Данный материал поможет Вам привить у ребенка любовь к рисованию и развить у него творческие способности....

    Опыт работы по ознакомлению с окружающим как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

    Опыт работы по ознакомлению с окружающим как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ...

    «Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»

    Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики. В настоящее время у большинства детей отмечается слабое развитие моторики, и в час...

    «Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»

    Дети, редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Поэтому у большинства детей дошкольно...