Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Синельникова Елена Дмитриевна

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольног возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №76 комбинированного вида Красносельского района г. Санкт-Петербург

                                   

                               Методическая разработка

 «Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста»

           

                                Разработчик: Синельникова Елена Дмитриевна

2018 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА        5

1.1        Проблема художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных авторов        5

1.2        Условия художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в ДОУ        8

1.3        Возможности использования дидактической игры как средства художественно-эстетического развития        10

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА        14

2.1. Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента        14

2.2.  Результаты исследования художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста        18

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»        24

3.1. Цель, задачи, описание проекта        24

3.2. Рекомендации для воспитателей        29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        35

ПРИЛОЖЕНИЕ        37


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования связана с тем, что для гармоничного и разностороннего развития личности ребенка необходимо единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер, воспитание эстетически развитой личности. Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается фундамент творческого потенциала личности, её ценностные и эстетические установки. Конечно, программы ДОУ включают изучение литературы, музыки, танца, изобразительного искусства и пр. Дошкольные образовательные учреждения играют важную роль в интеллектуальном, эмоциональном, творческом и личностном развитии детей. Однако, существующее дошкольное художественно-эстетическое воспитание не дает полноценных эстетических переживаний. Занятия по изобразительному искусству в ДОУ направлены, в основном, на развитие соответствующих умений и навыков, что недостаточно способствует художественно-эстетическому развитию дошкольника. Кроме того, многие воспитатели недооценивают возможности дидактической игры как средства художественно-эстетического развития. Следует учитывать, что и во многих современных российских семьях художественно-эстетическому развитию детей уделяют недостаточно внимания.

Многие специалисты (Ю.Б.Борев, А.И.Буров, В.В.Бычков, В.В.Ванслов, Н.И.Киященко, А.Ф.Лосев и др.) считают, что художественно-эстетическое развитие играет огромную роль для формирования личности ребенка. Такие ученые, как Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Б.Т.Лихачёв, Б.М.Неменский и другие, считают, что эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности. Несмотря на достаточное количество публикаций, посвященных художественно-эстетическому развитию, поиск эффективных  методов и средств художественно-эстетического развития дошкольников в современной педагогике остается актуальным. Это определило проблему исследования: каковы возможности дидактической игры как средства художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: исследовать возможности дидактической игры как средства художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.        Провести анализ педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Провести эмпирическое исследование художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста и проанализировать его результаты.

3. Разработать проект «Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития».

4. Разработать рекомендации для воспитателей.

Гипотеза исследования: предполагаем, что художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры как будет эффективным, если:

- будет подобрана система дидактических игр, соответствующих задачам художественно-эстетического развития младших дошкольников;

- будут разработаны рекомендации воспитателям по организации и проведении дидактических игр.

База исследования:  ГБДОУ № 76 Красносельского р-на Санкт-Петербурга.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1        Проблема художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных авторов

Эстетическое развитие рассматривается как целенаправленная деятельность, благодаря которой формируются и удовлетворяются эстетические  интересы и потребности детей [10].   Д. Б. Лихачёв определил, что художественно-эстетическое развитие – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности [11]. Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в младшем дошкольном и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи.

Содержание программ ДОО, согласно ФГОС ДО, включает область «Художественно-эстетическое развитие» [1]. В программе «От рождения до школы», которая разработана в соответствии с ФГОС ДО, указано, что художественно-эстетическое развитие детей предполагает развитие основ понимания и ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (изобразительного, словесного, музыкального), а также мира природы; формирование к окружающему миру эстетического отношения; формирование простейших представлений о различных видах искусства; восприятие художественной литературы, фольклора, музыки; стимулирование сопереживания детьми персонажам соответствующих возрасту художественных произведений; осуществление творческой самостоятельной деятельности детей (музыкальной, конструктивно-модельной,  изобразительной и др.) [18, с.176].

Следует отметить, что идеи художественно-эстетического развития зародились в глубокой древности во время Платона и Аристотеля. В.В.Бычков поясняет, что сам термин «эстетика» происходит от греческого – воспринимаемый чувством. Автор приводит мнение философов-материалистов Дидро и Чернышевского, которые считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [3]. Эта категория и легла в основу художественно-эстетического развития.  

В разработку отечественной теории и практики эстетического развития большой вклад внесли своим научно-педагогическим творчеством классики советской педагогики А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский. Новаторство их педагогических систем состоит, прежде всего, в том, что они направлены на возможно большее развитие духовно-нравственных и творческих сил ребенка. Большое внимание разработке вопросов художественно-эстетического развития уделяли такие деятели народного образования, как А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, а так же известные педагоги Г.В.Лабунская, Н.П.Сакулина, В.Е.Пестель, И.А.Голубец и другие [22].  

Возрождение идеи широкого понимания эстетического развития, охватывающего все формы жизни и деятельности детей, связывается с середины прошлого века с именем В.Н.Шацкой.  В настоящее время вопросы теории и практики художественно-эстетического развития разрабатывают Ю.Б.Алиев, Н.А.Ветлугина, М.С.Каган,  Е.В.Квятковский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, Л.П.Печко и другие ученые [22].  

Со второй половины XX века проблемы  эстетического развития исследуются в рамках гуманистической педагогики. В центре внимания исследователей (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) – процесс формирования творческой личности, особенности   художественно-эстетического развития на разных возрастных ступенях [8; 19 и др.].

Главные понятия гуманистической модели воспитания – «самоактуализация», «личностный рост», «развивающая помощь» – строятся на том принципе, что каждый ребенок – неповторимая личность, его поведение определяется врожденным стремлением к развитию природных задатков, поиску своего смысла и жизненного пути.

В контексте новой парадигмы педагогики вопросы эстетического воспитания и развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и качественного повышения уровня педагогического процесса. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребенка с первых лет жизни к миру  искусства и эстетической культуры. В настоящее время разрабатываются инновационные подходы к творческому развитию детей, создаются благоприятные условия для реализации эстетического потенциала.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) доказали, что творческие возможности детей, способствующие художественно-эстетическому развитию детей, проявляются уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным процессом перестройки мотивационной сферы, формированием эмоционально-чувственного и интеллектуального опыта, благодаря чему у ребенка возникает «новое отношение к себе, дающее новые возможности ориентировки в окружающей действительности» [23, с.14].   А потому данный период развития ребенка можно рассматривать как сензитивный период для его художественно-эстетического развития, для  творческого развития личности.

1.2        Условия художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Мир, окружающий ребёнка, очень богат. Важно научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире - в самом широком понимании этого слова. Необходимо развивать художественные способности, хороший вкус, потребность самому создавать прекрасное. Пути и средства художественно-эстетического воспитания многообразны.

Д. Б. Лихачёв подчёркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в художественно-эстетическом становлении ребёнка [11]. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предмета, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению.

Для большей эффективности эстетического развития, как отмечает С.А.Герасимов, следует применять комплексный подход. Автор выделяет два принципа.  Первый принцип заключается в том, что система художественно-эстетического развития должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой. Второй принцип заключается в том, что художественно-эстетическое развитие должно стать органической частью любого развития  [8].

Практически все авторы исследований по рассматриваемой проблеме считают, что художественно-эстетическое развитие нужно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, так как эстетическое развитие неизбежно связано с восприятием искусства, анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д. В то же время, одним из важнейших условий художественно-эстетического развития детей в ДОУ является учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.

Воспитатели должны учитывать, что существует определенная логика эстетического развития личности, которая «…имеет свою особую нормативность, определяемую объективными законами перехода ребенка от одного уровня эстетического развития к другому, более высокому» [6, с. 22].

Объективными факторами художественно-эстетического развития детей являются:

а) природная предрасположенность ребенка к усвоению тех или иных элементов формируемых у него ориентации и установок на взаимодействие с окружающим миром;

б) те малые и большие общности, которые осуществляют сам процесс приобщения ребенка к культуре. Это родители и другие родственники, сверстники, педагоги дошкольных и школьных учреждений, преподаватели системы дополнительных образований, а также средства массовой информации, учреждения культуры и т. п.;

в) материальные и организационные возможности для осуществления эффективного художественно-эстетического развития личности [15].

К числу субъективных факторов художественно-эстетического развития относятся:

а) содержание системы деятельности по художественно-эстетическому развитию детей;  

б) знание и использование воспитателями наиболее эффективных форм, методов организации процесса художественно-эстетического развития детей;

в) наличие эстетически оформленной пространственно-развивающей среды, соответствующей  задачам художественно-эстетического развития и психолого-возрастным особенностям детей [15].  

Н. А. Ветлугина определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:  метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;  метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;  метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;  метод побуждения к сопереживанию, нравственно и эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире [4].  

1.3        Возможности использования дидактической игры как средства художественно-эстетического развития

В процессе художественно-эстетического развития значительные возможности существуют в детской игровой деятельности с её радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями. Игры имеют большое значение в эстетическом воспитании детей. С их помощью можно успешно решать стоящие перед педагогом воспитательные задачи в интересной и непринуждённой форме. Возможности игры в художественно-эстетическом развитии определяются тем, что игры, проникая практически во все виды деятельности детей дошкольного возраста, становятся их неотъемлемым компонентом, средством совершенствования и развития, а общение со взрослым в процессе детских игр способствуют накоплению не только практического, но и эмоционального опыта. Игры, в которых присутствуют  пластическое движение, драматическое действие, музыка, поэтическое слово, художественные объекты и т.п., способствуют появлению эстетических чувств, которые в последствии перерастают в эстетическую потребность.

Особое значение имеет дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения и всестороннего развития детей с целью формирования познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов [16].

Само название игр (дидактические) определяет их основную функцию - обучение. Но обучение это осуществляется в игровой форме, однако значение этих игр гораздо шире. В дидактических играх содержаться интересные возможности для установки связи детей с изобразительной деятельностью, что способствует формированию у детей более глубоких эстетических знаний, представлений, развитию воображения, творчества, усвоению способов изображения. Они способствуют интеллектуально-эстетическому развитию ребёнка.

А.И. Сорокина подчеркивает широкие возможности использования воспитателями дидактических игр и отмечает, что дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения [21]. В процессе дидактических игр у детей накапливается сенсорный опыт, уточняются представления и знания о различных предметах, которые становясь объектом изображения, позволяют детям не только зафиксировать их, но и передать характерные черты и детали.

Дидактическая игра делает процесс совместной с детьми образовательной деятельности более легким, занимательным: та или иная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость [24].

Для художественно-эстетического развития можно использовать  все  виды дидактических игр:   игры с предметами (например, с игрушками, различным природным материалом);  настольно-печатные дидактические игры;    игры словесные [13].

Художественно-эстетическое развитие в ходе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого. Организация воспитателем дидактических игр осуществляется в следующих основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, непосредственно ее проведение и последующий анализ. Каждый педагог подбирает игры, соответствующие возрасту детей своей группы по всем разделам: знакомство с народной игрушкой, изделиями декоративно – прикладного искусства, посудой, скульптурой, произведениями живописи, портретом, натюрмортом, архитектурой. Необходимо создать определённую развивающую среду - изготовить игру своими руками, либо приобрести в магазине. Для успешного проведения дидактических игр необходимо использование различных методов и приемов:  игровых (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования); словесных (беседа для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и другое); наглядных (использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового материала, показ игровых действий).

Выводы по 1 главе

1. Эстетическое развитие – это  целенаправленная деятельность, в ходе которой формируются и удовлетворяются эстетические  интересы и потребности детей.   Суть художественно-эстетического развития заключается  в творческом восприятии не только искусства, но и различных эстетических явлений. Основной целью художественно-эстетического развития является формирование творческого отношения ребенка к действительности. Конечной целью художественно-эстетического развития выступает гармонически развитая личность.

2. Важными условиями  художественно-эстетического развития являются: организация системы деятельности по художественно-эстетическому развитию детей;  знание и использование воспитателями наиболее эффективных форм, методов организации процесса художественно-эстетического развития детей; наличие эстетически оформленной пространственно-развивающей среды, соответствующей  задачам художественно-эстетического развития и психолого-возрастным особенностям детей.  В основе методики художественно-эстетического развития должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира. Важна организация деятельности детей, при этом ребенок должен выступать активным участником педагогического процесса.

3. В художественно-эстетическом развитии дошкольников дидактические игры являются, по существу, ведущими средствами. Для поддержания интереса детей и развития познавательной активности необходимо в процессе  художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста: использовать игры различной вариативности; систематически планировать проведение дидактических игр в целях художественно-эстетического развития; постоянно использовать наглядный материал (картинки, игрушки, природный материал); привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр и пр. Воспитатель подбирает дидактические игры, соответствующие возрасту детей своей группы по всем разделам: знакомство с народной игрушкой, изделиями декоративно – прикладного искусства, посудой, скульптурой, произведениями живописи, портретом, натюрмортом, архитектурой.


ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень художественно-эстетического развития дошкольников второй младшей группы ГБДОУ № 76 Красносельского р-на Санкт-Петербурга.

Задачи эмпирического исследования:

1. Определить критерии уровня художественно-эстетического развития и разработать методику констатирующего эксперимента.

2. Выявить уровень художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста и проанализировать его результаты.

3. Разработать проект «Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития».

4. Разработать рекомендации для воспитателей.

В исследовании приняли участие 20 детей второй младшей группы (11 мальчиков и 9 девочек), 20 родителей и 2 воспитателя.

Методики исследования подбирались в соответствии с целью и задачами исследования.

Методика 1. Наблюдение за творческой деятельностью детей.

Цель: оценка уровня художественно-эстетического развития на основе наблюдения за творческой деятельностью детей в изостудии.

Процедура: наблюдение проводилось в ходе совместной деятельности дошкольников  с педагогом. Дошкольники учились различать цвета, определять гамму, устанавливать пропорции; развивались умения работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; формировались творческие способности создавать продукты ручного труда. Детям предлагалось оценить произведения искусства - образцы; высказать свое мнение о цветовой гамме.

Оценка результатов.

Для проведения качественной и количественной оценки  нами на основе анализа литературных источников [4; 14; 18] были разработаны критерии оценивания уровня художественно-эстетического развития, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии оценивания уровня художественно-эстетического развития

Критерии

Показатели

Уровень

1.Эстетическое осознание произведения искусства

- ребенок умеет дать правильную оценку произведениям искусства;

- может описать произведение, высказать свое мнение о цветовой гамме

3 балла,

высокий

- ребенок затрудняется с оценкой произведения, но правильно определяет цвета;

2 балла,

средний

- ребенок не может дать оценку самостоятельно;

- с трудом определяет цвета

1 балл,

низкий

2.Развитие художественного вкуса

 - ребенок умеет правильно подобрать цвет, гамму;

- устанавливает правильные пропорции

3 балла,

высокий

- ребенок не всегда удачно подбирает цвет, гамму;

- с трудом подбирает цвета, устанавливает пропорции

2 балла,

средний

- ребенок затрудняется в выборе цвета;

- с помощью педагога подбирает элементы, устанавливает пропорции

1 балл,

низкий

3.Умение творчески создавать продукты ручного творчества

- ребенок самостоятельно справляется с заданием;

- подбирает цвета, соответствующие изображаемым объектам и по собственному желанию;

- правильно устанавливает пропорции

3 балла,

высокий

- ребенок справляется с заданием, но затрудняется при выборе цвета, взаимного расположения элементов;

2 балла,

средний

- ребенок не справляется с заданием самостоятельно;

- с помощью педагога подбирает цвета, взаимное расположения элементов поделки.

1 балл,

низкий

Интерпретация результатов.

Баллы суммируются.

8-9 баллов - высокий уровень художественно-эстетического развития;

5-7 баллов - средний уровень художественно-эстетического развития;

3-4 балла - низкий уровень художественно-эстетического развития.

Методика 2. Беседа с воспитателями.

Цель: выявление уровня художественно-эстетического развития детей.

Процедура: воспитателям предлагалось оценить уровень художественно-эстетического развития каждого из детей по следующим выделенным нами критериям:

Высокий уровень (3 балла) –   у ребенка отмечается соответствующий возрасту интерес к различным видам искусства, он ценит эстетические явления жизни, способен оценить красоту поступков окружающих и персонажей художественных произведений, в творческой деятельности ребенок проявляет оригинальное мастерство, способен к импровизации, умеет правильно подобрать цвет, гамму, устанавливает правильные пропорции.

Средний уровень (2 балла) – у ребенка отмечается избирательный интерес к отдельным видам искусства, эстетические явления жизни ценит недостаточно, затрудняется оценить красоту поступков окружающих и персонажей художественных произведений, в творческой деятельности ребенок действует по образцу, затрудняется при выборе цвета, взаимного расположения элементов поделки.

Низкий уровень (1 балл) – у ребенка нет интереса к каким-либо видам искусства, он не ценит эстетические явления жизни, не способен оценить красоту поступков окружающих и персонажей художественных произведений, к творческой деятельности ребенок равнодушен, поделки выполняет без фантазии, шаблонно.

Методика 3. Анкетный опрос родителей.

Цель: выявление уровня удовлетворенности художественно-эстетическим развитием, эстетической средой ДОУ  (групповой комнаты).

Процедура. Для целей исследования разработана анкета для опроса родителей дошкольников. На бланке опрашиваемый должен был делать по мере прочтения определенные пометки.

Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов. Отметьте в бланке опроса в соответствующем квадратике знаком «+» выбранный Вами ответ: «Да», «Частично» или «Нет».

Вопросы анкеты:

  1. Довольны ли Вы содержанием программы художественно-эстетического развития Вашего ребенка?
  2. Занимается ли Ваш ребенок в кружках, способствующих его художественно-эстетическому развитию?
  3. Занимаетесь ли Вы дома с ребенком творчеством, развивая его эстетический вкус?

4. Нравится ли Вам эстетичность оформления интерьера ДОУ?

5. Нравится ли Вам с точки зрения эстетики игровая зона групповой комнаты, игрушки и дидактические игры?

6.Художественное оформление групповой комнаты решено в комплексе?

7. Есть ли творческие работы детей в оформлении интерьера?

8. Есть ли в интерьере предметы искусства и пособия по искусству?

Оценка:

3 балла - ответ «Да»; 

2 балла  - ответ «Частично»;

0-1 балл - ответ «Нет».

2.2.  Результаты исследования художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста

Результаты первичной диагностики уровня художественно-эстетического развития дошкольников II младшей группы приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики уровня художественно-эстетического развития дошкольников, баллы

Имя, фамилия

Критерии

Общий

балл

Уровень

Эстетическое осознание произведения искусства

Развитие художест

венного вкуса

Творческое

отношение

1

Даша Д.

2

2

2

6

Средний

2

Артем Н.

1

1

1

3

Низкий

3

Миша К.

1

1

2

4

Низкий

4

Костя Л.

2

1

1

4

Низкий

5

Рита А.

1

1

1

3

Низкий

6

Валя П.

2

2

2

6

Средний

7

Ваня К.

1

1

1

3

Низкий

8

Дима С.

2

1

1

4

Низкий

9

Марина Ф.

1

1

2

4

Низкий

10

Максим Д.

2

1

2

5

Средний

11

Гриша А.

2

1

1

4

Низкий

12

Игорь М.

2

2

3

7

Средний

13

Соня Б.

1

1

1

3

Низкий

14

Ксюша В.

1

1

1

3

Низкий

15

Анзор Х.

1

1

2

4

Низкий

16

Саша Л.

1

1

1

3

Низкий

17

Паша Л.

1

2

1

4

Низкий

18

Аня Ч.

1

1

2

4

Низкий

19

Катя М.

2

1

1

4

Низкий

20

Лена Е.

1

1

1

3

Низкий

Анализ результатов диагностики показал, что уровень художественно-эстетического развития у детей II младшей группы в основном низкий и средний. Высокий уровень художественно-эстетического развития не выявлен.  Графически эти результаты показаны на диаграмме (рис.1).

По результатам наблюдения за деятельностью дошкольников по рисованию в ходе их совместной деятельности с педагогом были получены следующие результаты. Для дошкольников, у которых выявлен низкий уровень художественно-эстетического развития, характерно неточное знание основных цветов и их оттенков, оптимального сочетания цветов, неточное знание, выделение и применение законов композиции, образы маловыразительные. Эти дошкольники недостаточно успешно владеют традиционными техниками рисования, при овладении и самостоятельном применении нетрадиционных техник испытывают затруднения. Другая часть дошкольников, у которых выявлен средний уровень художественно-эстетического развития,  лучше справилась с заданиями. Дошкольники этой группы испытывали незначительные затруднения при определении оттенков цветов, и получении необходимого оттенка, в основном могли гармонично подобрать цветовую гамму, но затруднялись в выделении и применении законов композиции. Дошкольники достаточно хорошо владеют традиционными техниками рисования, но при использовании нетрадиционных техник требовали помощи педагога.

Рис.1. Процентное соотношение дошкольников с различными уровнями художественно-эстетического развития

В ходе совместной деятельности дошкольников  с педагогом по созданию аппликации были получены следующие результаты. Для дошкольников, у которых выявлен низкий уровень художественно-эстетического развития, характерно неточное знание основных цветов и их оттенков, они затрудняются в гармоническом построении цветовой гаммы. В работах не всегда удачно использовали композиционные закономерности, а иногда их вообще не применяли. Испытывали значительные трудности в различных техниках аппликации. Следовательно, образы были маловыразительны. В целом эти дошкольники были недостаточно заинтересованы в выполнении аппликации, хотя и принимали помощь взрослого. Эти дети и в процессе лепки не могли самостоятельно применить композиционные закономерности, затруднялись при самостоятельном применении практически всех техник, образы маловыразительны.

Другие дошкольники, у которых выявлен средний уровень художественно-эстетического развития,  достаточно хорошо ориентировались в цветовой гамме и плоскостных фигурах, хорошо владеют основными техниками аппликации. В тоже время эти дошкольники иногда испытывали трудности в композиционном построении, выразительности образов и приемах аппликации. Эти дети и в процессе лепки испытывали незначительные затруднения при композиционном построении, использовании некоторых видов техник, не всегда самостоятельно могли  выбрать тот или иной прием лепки.

Наибольшие затруднения у детей вызвали оценки произведений искусства. Дети не могли объяснить, что именно нравится им в предложенных для образца иллюстрациях, произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Трое из детей в ответ на вопросы просто пожимали плечами или отвечали односложно: «Красиво потому что»; «Нравится»; «Ну, это, вот…».  Описать произведение искусства эти дети затруднялись.

При этом эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения у большинства детей яркое, работали дети с большим интересом. Это – важные основы для работы по художественно-эстетическому развитию детей. Эстетическое восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование эстетических идеалов и вкусов.

Результаты  оценки художественно-эстетического развития на основе оценки воспитателей подтвердили наши выводы – воспитатели оценили уровень художественно-эстетического развития 70% детей как низкий, а 30% детей – как средний. У большинства детей  воспитателями отмечается лишь избирательный интерес к отдельным видам искусства, эстетические явления жизни дети ценят недостаточно, затрудняются оценить красоту поступков окружающих и персонажей художественных произведений, в творческой деятельности большинство детей действуют по образцам, показанным им педагогами.

Анализ анкетного опроса показал, что большинство родителей (70%) лишь отчасти довольны содержанием программы художественно-эстетического развития детей. Только 25% детей занимаются дополнительно в кружках, способствующих их художественно-эстетическому воспитанию. Занимаются дома с ребенком творчеством, развивая его эстетический вкус, только 40% из опрошенных родителей. Родители, в основном,  удовлетворены доступностью компонентов развивающей среды для каждого ребёнка, санитарными требованиями по освещённости рабочих столов и расположением «зон» групповой комнаты. Однако, оценки эстетичности оформления интерьера групповых комнат близки к среднему уровню. Художественное оформление групповой комнаты решено не в комплексе (75% опрошенных). В интерьере, по мнению 70% родителей, недостаточно предметов искусства и пособий по искусству, недостаточно творческих работ  воспитателей и детей в оформлении интерьера (они, в основном, выставляются в студии для занятий ИЗО).

Выводы по 2 главе

1. Анализ результатов констатирующей диагностики показал, что уровень художественно-эстетического развития у детей II младшей группы в основном низкий (80%) и средний (20%). Высокий уровень художественно-эстетического развития не выявлен.  Результаты  оценки художественно-эстетического развития на основе оценки воспитателей подтвердили наши выводы – воспитатели оценили уровень художественно-эстетического развития 70% детей как низкий, а 30% детей – как средний. Анализ анкетного опроса показал, что большинство родителей (70%) лишь отчасти довольны содержанием программы художественно-эстетического развития детей.

2. В целом исследование подтвердило наше предположение о необходимости разработки содержания и методики проекта  художественно-эстетического развития детей группы. Воспитателям предложено по результатам ответов родителей на вопросы анкеты активизировать совместную с ними работу по художественно-эстетическому развитию  детей, провести анализ и совершенствование интерьера комнаты группы: организовать   выставку художественных произведений, уголок декоративно-прикладного искусства, выставку творческих работ детей и пр.


ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

3.1. Цель, задачи, описание проекта

На основании анализа результатов констатирующего исследования разработан проект «Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития», целью которого является повышение уровня художественно-эстетического развития детей второй младшей группы посредством  дидактических игр.

Задачи проекта:

  • Создать условия для творческой деятельности дошкольников.
  • Создать условия для совместной дидактической игровой деятельности детей и воспитателей.
  • Развивать интерес детей к искусству, проявлениям красоты в природе и обыденной жизни.
  • Активизировать совместную с родителями работу по художественно-эстетическому развитию  детей.

Подбирая дидактические игры, определяли место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектировали саму игру и определяли степень участия в ней всех детей. К дидактическим играм предъявляли следующие требования: соответствие возрастным особенностям детей, яркость, эстетичность, многофункциональность.

При подборе дидактических игр использованы материалы Н.Ф.Губановой, И.А. Лыковой, А.И.Сорокиной [9; 12; 21].  

Педагогам при реализации проекта рекомендуется руководствоваться следующими педагогическими идеями:  идея сотрудничества; идея гуманности обучения (ненасильственная методика, построенная на игре); идея опережающего развития; идея дифференцированного подхода в художественно-эстетическом развитии детей; идея личностно – ориентированного взаимодействия с дошкольниками.

При проведении дидактических игр опираемся на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

В совместной работе педагогов с детьми используются разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки и так далее), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом.

В процессе проведения дидактической игры следует поощрять выдумку, инициативу дошкольников, отмечать доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в дидактической игре явлениям и событиям.

Содержание проекта

Месяц

Темы дидактических игр

Цель, задачи

Сентябрь

«Помоги яблоку искать свою половинку».

Развитие умения различать и подбирать цвета, собирать целое из частей, присоединять части друг к другу.

 «Цветы на зеленой лужайке».

Способствовать подбору цвета элементов композиции. Формировать умение ритмично располагать однородные элементы по всей плоскости листа.

«Красивые коврики из листьев».

Развитие композиционных умений - опыта ритмичного размещения по всей плоскости листа однородных элементов. Закреплять названия цветов.

Октябрь

«Воздушные шары».

Развитие умения различать и подбирать цвета, присоединять части друг к другу, повысить точность движений руки.

 «Тучки».

Развитие композиционных умений - располагать элементы по всему пространству листа. Развивать способность ориентироваться на всей плоскости листа, находить «верх», «низ».

Персонажи сказки «Репка».

Развитие композиционных умений - выкладывать персонажи сказки в порядке следования текста, плотно приставляя их друг к другу. Закрепить знание текста сказки.

Ноябрь

«Мы сидим на лесенке и поём песенки».

Побуждать детей к нахождению разных способов выкладывания лесенки из прямоугольных форм, разных по цвету и величине. Продолжать упражнять в плотном присоединении одного элемента к другому. Способствовать подбору цвета элементов композиции.

«Путешествие на воздушных шарах».

Развитие композиционных умений Формировать умение подбирать шары и прикладывать их к ниточкам заданного цвета. Повышать точность движения руки и глаза. Упражнять в произношении звуков «Ш», «С».

Декабрь

«История про котёнка и птичку».

Продолжать развивать способность ориентироваться на всей плоскости как большого, так и маленького листа: находить «верх», «низ», «под», «вверху», «рядом». Побуждать к активной разговорной речи.

«Пляшут девочки и мальчики, пляшут белочки и зайчики».

Развитие композиционных умений Формировать умение располагать фигурки напротив друг друга, плотно приставляя их друг к другу, чтобы держались за руки. Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую.

Январь

 «Собери листочки».

Развитие умений находить одинаковое по форме, цвету; составлять целое из частей, плотно приставляя их друг к другу. Способствовать подбору цвета элементов композиции.

«Листочки на ветке».

Упражнять в составлении целого из отельных частей; подбирать листики соответствующего веточке цвета. Упражнять в различении и назывании цветов. Развитие композиционных умений

Февраль

«Грибы на полянке».

Формировать умение составлять целое из двух разных частей, стремясь соотносить их по размеру. Развитие композиционных умений. Способствовать подбору цвета элементов композиции.

«Матрёшки на прогулке».

Способствовать подбору цвета элементов композиции. Закреплять названия цветов. Развитие композиционных умений.

«Чаепитие с игрушками».

Упражнять в составлении целого из двух разных частей, а также составлению целого из отдельных частей, плотном присоединении их друг к другу. Упражнять в соотнесении частей изображений по размеру и расцветке. Продолжать учить работать вместе на одном листе, быстро ориентироваться на этом пространстве.

Март

«Найди сестрёнку».

Развитие зрительного восприятия, а также умения анализировать заданный образец

«Строим для персонажей сказки «Репка» новые дома»

Формировать умение составлять изображение с ориентацией на образец. Развивать зрительное восприятие. Способствовать подбору цвета элементов композиции. Закреплять названия цветов.

«Построим домики для замёрзших зверей».

Формировать умение в установлении связей и зависимостей величины и конфигурации от специально заданного условия. Способствовать подбору цвета элементов композиции.  Побуждать к активной разговорной речи.

 «Уложим спать котёнка».

Продолжать формировать умение устанавливать связи и зависимости величины и конфигурации от специально заданных условий. Побуждать детей к активной разговорной речи, пению знакомых песенок или сочинению собственных.

Апрель

«Коврик для котят и щенят».

Развитие композиционных умений - упражнять в выкладывании разноцветных обрезков бумаги равномерно по всей плоскости большого листа бумаги. Способствовать подбору цвета элементов композиции.

«Плывут кораблики по волнам».

Развитие композиционных умений. Закрепить опыт работы на большом пространстве листа.

 «Мастерская игрушек».

Развитие композиционных умений Закреплять навыки совместных действий в лепке. Способствовать подбору цвета элементов композиции.  Закреплять названия цветов.

Май

 «Весна - красна!»

Закреплять названия цветов. Развитие композиционных умений. Закрепить разнообразные, индивидуальные умения детей в нахождении одинаковых частей и составлении из них целого.

 «Цветы и бабочки».

Развитие композиционных умений. Упражнять в составлении целого из нескольких частей. Развивать точность зрительного восприятия. Закреплять названия цветов.

 Итоговая игра «Прятки».

Закрепить способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить одинаковое по форме, цвету, составлять целое из нескольких частей.

Ожидаемые результаты: повышение уровня  художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста

3.2. Рекомендации для воспитателей

Организация и руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства. Для воспитателя важна ориентация на ФГОС ДО и другие нормативные документы, регулирующие совместное дошкольное образование. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста. Соответствует ли дидактическая задача игры программному содержанию совместной деятельности.

В начале воспитатель разбирает игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и, в то же время, нe превращали игру в занятие или упражнение. Воспитатель детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, соответствующий возрасту детей темп игры и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Воспитатель должен довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры, а также на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из них в деятельности затрудняется в выполнении программного содержания), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы.

Взрослый должен ввести ребенка в игру: рассмотреть вместе с ним картинки-образцы, назвать изображения предметов, описать их особенности (окраска, форма, размер), выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона.

Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде. Воспитатель, используя интерес детей к игровому действию, побуждает их присматриваться, сравнивать предметы, находить нужное. Усилия, которые дети вынуждены проявлять в процессе игр, способствуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности, творчеству, самостоятельности и закрепляют сенсорный опыт.

Для изменения характера взаимодействия воспитателя  и ребенка взрослый должен занять позицию не пассивного наблюдателя, а активного партнера в игре.

Для обеспечения этого необходимо:

-   умение откликаться на детскую игру, осознавать эмоциональное состояние каждого участника;

-    способность изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с развитием сюжета игр. Для этого используются проблемные игровые ситуации, которые создаются путем изменения предметно-игровой среды и активизирующего общения воспитателя  с детьми;

-   знание воспитателем явлений действительности, являющихся источником содержания детской игры, его готовность и умение определенным образом передать доступные для детского понимания сведения, стимулировать проявления разнообразных творческих способностей детей и детскую деятельность;

-   умение подбирать наиболее целесообразные (в связи с уровнем развития сюжета игры) средства педагогического воздействия;

-   моделирование возможных результатов игры, которое позволяет взрослому–партнеру представлять возможное поведение детей в разных ситуациях.

Каждое из перечисленных условий не может быть чисто репродуктивным. Обязательно предусматривается творческий компонент в деятельности воспитателя. Руководя игрою, он должен уметь согласовывать свои действия, словесные ориентиры с постоянными изменениями и усложнениями хода игры. От позиции воспитателя, как партнера, консультанта и старшего товарища, зависит степень детской заинтересованности игрою.

Воспитательница принимает участие в дидактических играх детей в младшей группе. Она является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Следует отметить важность наличия у воспитателя профессионального чувства: понимания того, где и как включиться в игру, когда прийти на помощь в реализации замысла или незаметно выйти из игры, дав возможность детям проявить свое творчество, свое понимание изображаемого.

При проведении дидактической игры воспитатель продумывает ее структуру, тщательно и всесторонне разрабатывает план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени.

Для правильного планирования дидактических игр воспитателям, прежде всего, надо самим убедиться в неоценимой их пользе в умственном и нравственном воспитании детей. Только в этом случае дидактическая игра может быть союзником во всей учебно-воспитательной работе с дошкольниками.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературных источников показал актуальность художественно-эстетического развития дошкольников, суть которого заключается  в творческом восприятии не только искусства, но и различных эстетических явлений. Конечной целью художественно-эстетического развития выступает гармонически развитая личность.

В художественно-эстетическом развитии дошкольников дидактические игры являются, по существу, ведущими средствами. Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Разные виды дидактических игр содержат обучающие задачи и способствуют закреплению полученных знаний. Дидактическая игра содержит дидактическую задачу, играя, дети решают эту задачу в занимательной форме. Целенаправленное проведение дидактических игр играет положительную роль при воспитании и обучении дошкольников. Для ребенка дидактическая игра делает познавательный процесс полноценным, окрашенным положительными эмоциями. С помощью игровых моментов можно поддерживать интерес к совместной со взрослым деятельности, желание узнать новое.

 Для выявления эффективности использования дидактических игр как средства уровнями художественно-эстетического развития детей второй младшей группы нами проведено экспериментальное исследование. Для целей исследования нами подобраны методики и предложены критерии, позволяющие оценить уровни художественно-эстетического развития детей, составлены вопросы к беседе с воспитателями и анкета для родителей.  Анализ результатов диагностики показал, что уровень художественно-эстетического развития у детей II младшей группы в основном низкий и средний. Высокий уровень художественно-эстетического развития не выявлен.  

По результатам наблюдения за деятельностью детей по рисованию, аппликации и лепке в ходе их совместной деятельности с педагогом у дошкольников, у которых выявлен низкий уровень художественно-эстетического развития (80%), выявлено неточное знание основных цветов и их оттенков, оптимального сочетания цветов, неточное знание, выделение и применение законов композиции, образы маловыразительные. Эти дошкольники недостаточно успешно владеют традиционными техниками рисования и аппликации, при овладении и самостоятельном применении нетрадиционных техник испытывают затруднения. Меньшая часть дошкольников (20%), у которых выявлен средний уровень художественно-эстетического развития,  лучше справилась с заданиями. Дошкольники этой группы испытывали незначительные затруднения при определении оттенков цветов и получении необходимого оттенка, в основном могли гармонично подобрать цветовую гамму, но затруднялись в выделении и применении законов композиции.

Результаты  оценки художественно-эстетического развития на основе оценки воспитателей подтвердили наши выводы – воспитатели оценили уровень художественно-эстетического развития 70% детей как низкий, а 30% детей – как средний. Анализ анкетного опроса показал, что большинство родителей (70%) лишь отчасти довольны содержанием программы художественно-эстетического развития детей.

На основании анализа результатов констатирующего исследования разработан проект «Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития», целью которого является повышение уровня художественно-эстетического развития детей второй младшей группы посредством  дидактических игр. Подбирая дидактические игры, определяли место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектировали саму игру и определяли степень участия в ней всех детей. К дидактическим играм предъявляли следующие требования: соответствие возрастным особенностям детей, яркость, эстетичность, многофункциональность.

Разработаны рекомендации для воспитателей. Так, педагогам при реализации проекта рекомендуется руководствоваться следующими педагогическими идеями:  идея сотрудничества; идея гуманности обучения (ненасильственная методика, построенная на игре); идея опережающего развития; идея дифференцированного подхода в художественно-эстетическом развитии детей; идея личностно – ориентированного взаимодействия с дошкольниками.

Подтверждена гипотеза исследования: художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры как будет эффективным, если:  будет подобрана система дидактических игр, соответствующих задачам художественно-эстетического развития младших дошкольников; будут разработаны рекомендации воспитателям по организации и проведении дидактических игр.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. – М.: Высш. шк., 2009.
  3. Бычков В. В. Эстетика. - М., 2002.
  4. Ветлугина И.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.
  5. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие. -  М.: Феникс , 2008.
  6. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2008.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология.– М.: Академия, 2009. – 420 с.
  8. Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2000.
  9. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая младшая группа. ФГОС. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 144 с.
  10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. - М.: Просвещение, 2008. – 189 с.
  11. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2002.
  12. Лыкова  И.А. Дидактические игры и занятия. – М.: Сфера, Карапуз, 2009. – 160 с.
  13. Лыкова И.А. Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». - М.: «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА, 2009.
  14. Лыкова И.А. Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. - М.: СФЕРА, 2009.
  15. Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника. - М.:  «Гном-Пресс», 2005.
  16. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. − 2-е издание. − Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 176 с.
  17. Морозова Т.В. Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Деловая книга, 2004.
  18. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 334 с.
  19. Пряжников Н. С. Методы активизации духовного потенциала личности. — М.: МПСИ, 2008.
  20. Ребенок в мире культуры / Под общ. ред. Р. М. Чумичевой. - Ставрополь, 2008.
  21. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Педагогика, 2003. – 283с.
  22. Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. – Дубна: Феникс++, 2007.
  23. Урунтаева Г. А. Детская психология. М.: Академия, 2006. - 368 с.
  24. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. − М., 2005. – 212 с.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 703с.                                                                                              

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические игры в «Волшебные картинки».

«Помоги яблоку искать свою половинку».

Цель: художественно-эстетическое развитие детей,  развитие умения различать и подбирать цвета, собирать целое из частей, присоединять части друг к другу.

Материал: вырезанные из разноцветного картона и разрезанные на две половинки силуэты яблок, отличающиеся друг от друга конфигурацией, величиной, цветом.

Ход игры.

Все части перемешивают, а ребёнку предлагают составить из половинок целые яблоки. Как только ребёнок научится достигать положительного результата, можно сменить материал. Это могут быть плоскостные изображения домиков, варежек, листиков и т. д.

«Воздушные шары».

Цель: художественно-эстетическое развитие детей,  развитие умения различать и подбирать цвета, присоединять части друг к другу, повысить точность движений руки.

Материал: вырезанные из картона разноцветные шары овальной и круглой формы жёлтого, зелёного, красного, синего цветов разных размеров; карточки с наклеенными ниточками соответствующих цветов.

Ход игры.

Ребёнку предлагается «привязать» шары к ниточкам - сначала приложить друг к другу, а потом с Вашей помощью приклеить. Можно «привязывать» верёвочки к машинам, резиночки к варежкам и т. д.

 «Найди сестрёнку».

Цель: художественно-эстетическое развитие детей,  развитие зрительного восприятия, а также умения анализировать заданный образец.

                                                                                                                                         Материал: несколько плоскостных изображений пирамидок разной формы и конфигурации. Каждая пирамидка в двух экземплярах.

Ход игры.

Перед ребёнком выставляется пирамидка. На столе лежат остальные, в том числе двойник образца. Ребёнку предлагается найти такую же, как «сестрёнка». Таким же образом можно искать коврики, машинки, неваляшки, домики и т. д.

 «Красивые коврики из листьев».

Цель: художественно-эстетическое развитие детей,  развитие опыта ритмичного размещения однородных элементов по всей плоскости листа. Закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный.

Материал: Разноцветные силуэты листьев разной конфигурации, листы картона светло-зелёного цвета для каждого ребёнка, большой лист картона, игрушки.

Ход игры. 

Звучит тихая спокойная музыка.

Воспитатель: Ребята, пойдёмте в лес погуляем, послушаем, как ветер листочками играет, как деревья качаются. (Дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх, раскачиваются, кружатся, приседают):

Ветерок лесной

- Ой, какой озорной!

Дует, задувает,

Веточки качает,

Листья обрывает!

Посмотрите, вот, сколько листочков оборвал ветер-шалунишка!                                                                                          Давайте, ребята, из опавших листочков сделаем красивые коврики (листья свободно разложены на столах, дети раскладывают их на своих «ковриках»). В процессе действий воспитатель побуждает детей раскладывать листья по всему ковру и называть, какого они цвета – красные, жёлтые, зелёные. После завершения этой части работы педагог показывает большой лист картона и говорит: «Это тоже ковёр, только очень большой. Он тоже станет красивым, если мы здесь разложим осенние листья».

Раздаёт каждому ребёнку новые силуэты листьев определённого цвета. Дети называют цвет, раскладывают листья на большом ковре. «Раскладываёте листья не только возле себя, но и там, где есть свободные места, передвигайтесь с места на место, пропускайте товарищей, постарайтесь, чтоб листья заполнили весь коврик».

По завершении задания воспитатель просит отойти чуть подальше и полюбоваться красивым ковриком.

В конце занятия воспитатель показывает игрушки: зайца, ежа, медведя и т. д. «Ребята, эти звери живут в лесу, пустите их походить по красивому коврику, пошуршать листочками. «Звери ходят осторожно, чтобы было слышно, как шуршат листочки - ш-ш-ш».

Сначала «звери» ходят по большому коврику, а потом и по маленькому.

Звери гуляли,

Листьями шуршали,

С ребятами играли,

И очень устали.

«Ребята, сядем на диван и споём зверятам свои любимые песенки».

 «Тучки»

Цель: художественно-эстетическое развитие детей,  развитие произвольности действий – умения выкладывать неправильные формы в одном направлении, плотно приставляя их одну к другой; располагать элементы по всему пространству листа. Развивать способность ориентироваться на всей плоскости листа, находить «верх», «низ».

         


                                                                                                                                       

Материал: изображения туч разной величины синего цвета, изображения капель дождя, силуэты деревьев, синий большой лист цветного картона. Ход игры.

Ребята, сегодня я вас познакомлю с семьёй тучек. Посмотрите - папа-туча, мама-туча и дети-тучки. Все они ходят по небу, внимательно смотрят на землю и, если видят, что деревья, цветы, трава хотят пить, то льют дождём. Найдите папу-тучу. Папа самый большой. Какого он цвета? (Кладёт тучу на большой лист бумаги). А где же мама? Она какого цвета? Тоже синего, но меньше. (Прикладывает к папе). Сегодня им нужно полить деревья. Вместе с папой и мамой отправятся в путь и их дети - маленькие тучки. (Дети берут деток-тучек и прикладывают их плотно к родителям и друг к другу в верхней части листа).

Подуйте на тучки, чтобы они быстрей поплыли по небу, но дуйте осторожно, чтобы они не разлетелись и не растерялись.

Включается музыка плавного характера.

Ребята, тучи плывут, смотрят вниз и видят: стоят деревья, которые ждут их (воспитатель предлагает выложить несколько силуэтов деревьев в нижней части листа). Деревья жалобно просят: «Пить-пить». Тучи постарались, и пошёл дождь. Воспитатель предлагает детям выложить в средней части листа капли дождя: «Дождь идёт везде, чтобы полить все деревья. Капельки нужно выкладывать острой часть вверх, чтобы не поранить деревья».

Во время выполнения задания воспитатель делает указания: «Уступайте соседям, не толкайте друг друга, передвигайтесь по всему листу».

После выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на то, что все деревья политы. Кто им помог? (Тучки и ребята).

По окончании занятия можно поиграть в игру «солнышко и дождик» или спеть песенку о дождике.

«Матрёшки на прогулке».

Цель: художественно-эстетическое развитие детей,  закреплять названии цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый. Продолжать учить работать вместе на большом листе бумаги, быстро ориентироваться на этом пространстве.

Материал: Большой лист картона; разрезанные пополам изображения матрешек разной величины, расцветки; изображения частей грабов: шляпки и ножки разной конфигурации, величины, расцветки; плоскостные изображения ёлочек, пенёчков; объёмные ёлочки и грибочки, корзинка.

Ход игры.

Ребята, красивые матрёшки стояли на полке. Захотелось им пойти погулять, спрыгнули они с полки и разбились, раскатились в разные стороны. Давайте поможем матрёшкам - склеим их и проводим на прогулку. Возьмите сначала ту часть матрёшки, где есть голова и присоедините к ней туловище. Смотрите внимательно: части должны совпадать и по цвету, и по размеру, и по узору. (При выполнении задания воспитатель делает указания, например: «Саша, какого цвета платочек на голове у матрёшки? Такого цвета будет и платье. Платочек и платье по цвету совпадают, а по размеру нет. Значит, ищи получше». Или: «Хорошо прикладывайте одну деталь к другой. Или: «Размещайте матрёшек по всему листу»). Получилось? Действительно, матрёшки получились очень красивые!

Помните, они хотели пойти погулять? Можно погулять на лесной полянке (воспитатель выкладывает ёлочки, пеньки). «На полянке начинают расти грибы»,- продолжает взрослый и одновременно выкладывает в разных местах ножки. «Помогите грибам вырасти полностью - к ножкам найдите шляпки». Поощряются те ребята, которые самостоятельно и быстро находят шляпку, плотно приставляют её к ножке, помогают другим детям.

Пойдём и мы погуляем, грибы соберём. (В группе заранее расставлены ёлочки, за ними - объёмные грибочки). Заглядываем за ёлочки с разных сторон, наклоняемся хорошо - ищем грибы, кладём в корзинку. (Игра проводится под музыкальное сопровождение). Вот сколько грибов собрали!

 «Чаепитие с игрушками». Цель: художественно-эстетическое развитие детей,  развитие умения соотносить части изображений по размеру, расцветке. Продолжать учить работать вместе на одном листе бумаги, быстро ориентироваться на этом пространстве. Формировать умение включаться в игровую ситуацию.

Материал: Изображения чайников и крышек разной расцветки, формы, изображения блюдец и чашек по расцветке совпадающие с расцветкой чайников, маленькие игрушки, которые хорошо сидят; чашки, блюдца.

Ход игры.

Ребята, игрушки пришли к нам в гости. Давайте поздороваемся с ними. «Как хорошо, что вы пришли! Мы с ребятами собрались заваривать чай. Проходите, садись». (Детям раздаются чайники, а крышки лежат на общем разносе. При раскладывании чайников воспитатель обращает внимание детей, чтобы чайники располагались по всему листу). Ребята, чтобы чай хорошо заварился, надо чайники правильно, плотно накрыть крышкой. Возьмите крышку, которая подходит вашему чайнику. (При выполнении задания воспитатель указывает на неточности и ошибки детей. «Крышка не совсем подходит к чайнику, и плотно не ложится. Поищи другую крышку» или «Плотно присоедини крышку к чайнику, а то чай плохо заварится и будет невкусным и др.).

Вот какие молодцы - чай заварили! У тебя чайник какого цвета? Что на нём нарисовано? А куда чай наливать будем? ( В чашки). Чашки поставим на блюдца.

Детям раздаются блюдца, уточняется их цвет. Саша, у тебя какого цвета блюдце? Что на нём нарисовано? Поставь его к чайнику такого же цвета и с таким же рисунком. И такую же чашку поставь на блюдце. Ставьте чашку ровно на блюдце, присоединяйте их хорошо друг к другу, чтобы чашка не упала, и горячий чай не разлился. Когда все дети аналогичным образом справятся с заданием, воспитатель продолжает: «Теперь игрушки могут попить чай. Рассаживайте их к чайникам и чашкам с блюдцами». Воспитатель побуждает детей к обыгрыванию ситуации.

В заключение занятия воспитатель совместно с детьми сервируют стол и пьют чай, общаясь друг с другом.

 «Строим для персонажей сказки «Репка» новые дома».

Цель: художественно-эстетическое развитие детей,  продолжать формировать умение составлять целое с ориентацией на натуру (образец). Развивать точность зрительного восприятия, способность к воспроизведению фигуры, ориентируясь на последовательность расположения полосок (брёвен) по цвету, а также на их горизонтальное или вертикальное расположение (брёвна лежат или стоят). Закреплять названия цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный.

Материал: Вырезанные из картона полоски (брёвна) разного цвета, карточки-образцы, на которых наклеены дома с крышей и брёвнами в количестве 4-6 штук, персонажи из настольного театра «Репка».

Ход игры.

Ребята, слышите, кто-то стучит? Это дедушка стучит. Он строит новый дом. Весь день стучал, стучал, да устал, но так дома и не построил. Давайте поможем ему. (Выставляет карточку-образец). Вот какой дом хочет построить дед. Внимательно посмотрите на картинку и постройте такой же дом для деда. По окончании строительства дедушка просматривает все дома и поощряет детей, если они правильно справились с заданием и не соглашается, если допущены ошибки: «Нет, здесь не так. Посмотри на картинку».

Аналогичным образом дома «строят» для бабки, внучки, жучки, кошки, мышки.

Затем можно провести инсценировку сказки «Репка».

 «Уложим спать котёнка».

Цель: художественно-эстетическое развитие детей,  продолжать формировать умение устанавливать связи и зависимости величины и конфигурации от специально заданных условий. Побуждать детей к активной разговорной речи, пению знакомых песенок или сочинению собственных. Материал: Комплекты на каждого ребёнка с тремя кроватками разного размера и тремя вариантами составных элементов котят, различных по величине.

Ход игры.

Ребята, в доме живут котята, которые очень любят играть целыми днями. Мама кошка зовёт их: «Мурзик, Снежок, Пушистик, уже пора спать!», а котята никак не хотят слушаться маму и не ложатся в свои кроватки. Мама обиделась на них и сказала: «Раз так, укладывайтесь спать сами, а я пойду на охоту - ловить мышей». Наступил поздний вечер. Котята уже очень устали, глазки слипаются, а они никак не могут найти каждый свою кроватку.

Ребята, давайте поможем котятам найти нужную по размеру кроватку, и уложим их спать. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку комплекты с котятами и кроватками. В каждом комплекте три кроватки (прямоугольника) разного размера и три варианта составных элементов котят, различных по величине и по цвету).

Во время выполнения задания воспитатель делает указания: «Кроватка должна быть как раз по размеру. Укладывайте котят так, чтобы и хвостик, и лапки лежали точно на кроватке».

После выполнения задания воспитатель продолжает: «Котята легли в кроватки, а мамы всё нет. Кто же споёт им песенку на ночь? Какие слова могут быть в колыбельной песенке?


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

Дидактические игры как средство для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре выр...

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста...

Задания и дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Задания и дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста...

Дидактические игры, как средство формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста

   Дидактические игры – эффективный метод активизации словаря детей.Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространств...

Презентация: "Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Что такое дидактическая игра:Это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в ...

Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста...