«Дидактическая игра как средство активизации словарного запаса детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Наталия Анатольевна Харитонова

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.

В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно младший возраст, поскольку уже на первых годах  жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.

Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей младшего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.

Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом активизации речи, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.

А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. 

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на младший возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovanii_2021-2022.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №44 "Веснушки"

План по самообразованию педагога

Тема: «Дидактическая игра как средство активизации словарного запаса детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель Харитонова Н.А.

2021-2022 уч. год

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. 

Задачи:

  • способствовать активизации словаря детей младшего возраста, развивать представление об окружающем мире посредством дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь; расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов - у мышки-голова, ушки, носик и т.д.; учить слова, обозначающие пространство- вперед, назад; поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных слов - машинка, уточка, собачка; развивать произносительную сторону речи; обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения;
  • побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
  • способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
  •  совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь;
  •  формировать грамматический строй речи;
  • изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей дошкольного возраста;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
  • представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.

Этап работы над темой самообразования:  1 год

Актуальность

Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

народной массы. Это - детский фольклор.»

Г.С. Виноградов

народной массы. Это - детский фольклор.»

Г.С. Виноградов

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.

В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно младший возраст, поскольку уже на первых годах  жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.

Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей младшего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.

Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом активизации речи, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.

А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. 

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на младший возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • родительские собрания
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:

Младшая группа

К концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Приложение 1

План саморазвития воспитателя

на период работы по теме самообразования

Содержание работы

Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки.

Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования.

Поиск и выбор диагностик.

Совершенствовать уровень аналитических навыков.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.

Участие в профессиональных конкурсах.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.

Освоить формы работы с родителями.

Проведение анализа.

Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.

Этапы

Сроки

Мероприятия

Младшая группа

1.Изучение методической литературы

В течение года

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
  5. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.
  6. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
  7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
  8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
  9. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
  10. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
  11. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  12. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.
  13. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.
  14. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.,Просвещение, 1981
  15. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.,2003.

2. Работа с детьми

Сентябрь

  1. Дидактическое упражнение

«Мишка», дыхательное упражнение «Мишки».

Обучающие задачи: учить описывать игрушку, учить называть свойства материала, учить отвечать на вопросы воспитателя предложением.

Развивающие задачи: развивать связную речь, речевое дыхание, активный словарь.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность.

  1. Дидактическая игра «Лошадка», пальчиковая игра «Лошадка»

Обучающие задачи: учить описывать игрушку, сравнивать её с другими игрушками, учить отвечать на вопросы воспитателя предложением.

Развивающие задачи: развивать связную речь, активный словарь.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность.

Октябрь

  1. Магазин фруктов и овощей. Дидактическая игра «Что в лукошке лежит»

Обучающие задачи: упражнять в назывании овощей фруктов, учить дифференцировать овощи и фрукты по основным признакам: цвету, форме, назначению, вкусовым качествам.

Развивающие задачи: развивать активную речь, зрительное восприятие, наблюдательность.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, помощь во время совместной игры.

  1. Дидактическая игра «Отгадай и назови»

Обучающие задачи: учить классифицировать овощи и фрукты по основным признакам и свойствам. Упражнять детей в четком произношении фруктов.

Развивающие задачи: развивать активную речь, память, внимание.

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, взаимопомощь.

Ноябрь

  1. Дидактическая упражнение. «В гости к детям на обед»

Обучающие задачи: упражнять детей в назывании предметов посуды, учить проводить классификацию предметов посуды, по их  назначению использованию, форме, величине, цвету.

Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание, память.

Воспитательные задачи: воспитывать культуру поведения за столом.

  1. Дидактическая игра «Подбери что нужно»

Обучающие задачи: упражнять детей в подборе соответствующей мебели, по размеру, цвету, упражнять детей называть предметы обобщающим словам «мебель».

Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание, память.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к  игрушкам.

Декабрь

  1. Дидактическое упражнение «Мой папа и моя мама», пальчиковая игра «Моя семья»

Обучающие задачи: учить называть членов семьи, учить отвечать на вопросы воспитателя предложением.

Развивающие задачи: развивать активную речь и мелкую моторику.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к своей семье.

  1. Дидактическое упражнение «Узнай по фотографии»

Обучающие задачи: упражнять детей в назывании людей в ближнем окружении, учить называть взрослых людей по имени отчеству.

Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание, память.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность.

Январь

  1. Дидактическая игра «Что мы носим, назови одним словом»

Обучающие задачи: упражнять в назывании предметов одежды, учить описывать свойства материалов, сравнивать одежду, называть детали одежды.

Развивающие задачи: развивать активный словарь, внимание, память, мелкую моторику.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к сверстнику.

  1. Дидактическая игра «Обувь», упражнение «Один, много»

Обучающие задачи: учить узнавать и называть разные виды обуви, учить описывать назначение разных видов обувь, учить сравнивать , отвечать на вопросы предложением.

Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание память.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.

Февраль

  1. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

Обучающие задачи: учить называть время года зима, основные приметы зимнего периода, учить называть предметы зимней одежды.

Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание, память.

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, доброжелательность.

  1. Дидактическая игра «Когда это бывает»

Обучающие задачи: упражнять детей о представлении времени года зима, упражнять в назывании основных примет зимнего периода, учить устанавливать связи между временами года и погодой.

Развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность, активную речь.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе.

Март

  1. Дидактическая игра «Узнай свою маму»

Обучающие задачи: учить внимательно, слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы предложением.

Развивающие задачи: развивать активную речь, зрительное слуховое внимание, нравственный и эстетический вкус.

Воспитательные задачи: воспитывать доброе отношение к мамам бабушкам желание заботится о них.

  1. Дидактическая игра «Мама и детки»

Обучающие задачи: упражнять в умении образовывать  название детенышей домашних животных с помощью суффиксов «-онок» «-енок».

Развивающие задачи: развивать активную речь, фонематический слух.

Воспитательные задачи: оситывать любовь к животным.

Апрель

  1. Дидактическая игра «На чем поедем»

Обучающие задачи: учить узнавать и называть различные виды транспорта, учить различать основные части транспорта.

Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание.

Воспитывающие задачи: воспитывать уважение к людям труда.

  1. Дидактическая игра «Транспорт, покажи и назови»

Обучающие задачи: учить сравнивать разные виды транспорта, учить составлять описательный рассказ, учить отвечать на вопросы предложением.

Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание, память.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к окружающему миру.

Работа с родителями

Консультация «Учим ребёнка общаться».

Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

Привлечение родителей к обогащению РППС группы по теме самообразования.

Сообщение на педсовете по теме: «Активизация речи детей 3-4 лет посредством дидактических игр »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Развитие ручной моторики у детей младшего возраста связано с речевым, психологическим, а также личностным развитием. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребен...

"Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста"

Данный проект представляется в виде презентации. Наш детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой "От рож...

Методическая разработка: "Дидактические игры как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста".

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. ...

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольног возраста...

Дидактические игры как средство развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

Примеры занятий, направленных на расширение словаря старших дошкольников...

Презентация: "Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Что такое дидактическая игра:Это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в ...