Система экологического развития детей дошкольного возраста
статья по теме

Антонова Зинаида Васильевна

Система экологического развития детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад № 646 Приморского района Санкт-Петербурга

Статья

на тему: «Система экологического развития

 детей дошкольного возраста»  

                        Подготовила:

Антонова З.В.

Санкт – Петербург 2014

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
       В соответствии с этим можно выделить 
основные задачи экологического образования:
- воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
- формирование знаний о природе;
- развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
       Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей, особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
       Цель нашей работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста на единых подходах и принципах:
- непрерывности и преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;
- интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку охватить не только конкретное содержание отдельных направлений, но и целостную картину мира;
- развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действия;
- формирования универсальных для последующих уровней образования способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки и т.д.);
- предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;
- рационального сочетания разных видов детской деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
- обеспечения психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
- отношения к ребенку как к личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
- сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
       В соответствии с эти можно 
выделить следующие задачи:
- формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живо и неживой природе;
- развитие понимания и взаимосвязей в природе и места человека в них;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
- формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
        В основу работы положены принципы:
- краеведения;
- педоцентризма (или "позитивного центризма");
- природосообразности;
- научности и доступности понятий;
- "спирали";
- междисциплинарности и интеграции содержания.
       Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:
- формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности (деятельностный подход);
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность (что в значительной степени стимулирует его саморазвитие).
Обучение строится "от ребенка" в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется педоцентризмом или (по Н.Ф. Виноградовой) позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания. Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т.е. при соблюдении принципа природосообразности. 
При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятии, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: "представления - понятия - знания". Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания. 
Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип "спирали", когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.
      Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса. Однако из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых на изучение природы, только во время организованной образовательной деятельности невозможно достичь нужного результата. Поэтому возникает необходимость объединения нескольких предметных областей общей тематикой (например, сезонные явления в природе изучаются на занятиях по словесности, музыке, ручному труду. природоведению и т.д.), т.е. используются междисциплинарность и интеграция, что позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе. Таким образом, почти каждая тем по природоведению подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд по изготовлению поделок из природного материала и т.д.). Причем итоги работы над той или иной темой нередко подводятся во время общих праздников, деловых игр или викторин. 
Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу "от простого к сложному". По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
        Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:
ПРИРОДА - ЧЕЛОВЕКУ
(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы); 
ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДЕ
(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);
ПРАВИЛА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ; ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ КАЖДОГО В ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ.

Экологическое воспитание детей требует наличия определенной 
материальной базы:
- уголок живой природы;
- растительный мир на участке;
- учебно-наглядные пособия для проведения занятий.
Уголок живой природы значительно обогащает и расширяет знания детей, дает возможность сформировать у них практически умения и навыки, необходимы при уходе за растениями и животными. 
Поэтому здесь (в соответствии с возрастом детей) желательно иметь:
- необходимый минимум комнатных растений (агава, алоэ, аспарагус, аспидиструм, бальзамин, бегония, глоксиния, кактусы, камнеломка, кливия, пеларгония, традесканция, фикус, фуксия и др.);
- аквариум с отдельными представителями растений (валлиснерия, водокрас, водяной мох, перистолистник, рдест курчавый, роголистник, ряска и др.) и аквариумных рыб (барбусы, гуппи, меченосцы, разные виды золотых рыбок - кометы, вуалехвосты, телескопы и др.);
- террариумы и клетки с отдельными представителями животного мира (ящерица, еж, морские свинки, хомячки и др.);
- клетки с птицами (попугай, канарейка и др.).
На участке для проведения разнообразных наблюдений и ухода за растениями желательно иметь "уголки" леса, сада, луга, огород и цветник. Кроме того, хорошо иметь "географическую площадку", на которой можно будет научить детей определять длину полуженной линии, измерять угол подъема солнца над горизонтом, ориентироваться по основным сторонам горизонта и т.д.
      При проведении занятий по природоведению необходимы наглядные пособия:
- натуральные объекты живой и неживой природы;
- иллюстративные пособия;
- вспомогательные приборы и оборудование.
Натуральные объекты неживой природы - это виды почвы, горные породы и минералы, полезные ископаемые.
Натуральные объекты живой природы - это растения и животные, окружающие ребенка, и разнообразные гербарии. Причем гербарии, собранные самими детьми, а также растения, выращенные их руками, имеют особое развивающее значение.
        Иллюстративные пособия можно разделить на несколько видов:
- объемные (модели, макеты, муляжи, чучела и др.);
- плоскостные (картины, фотографии, слайды, таблицы);
- рабочие тетради и дневники наблюдений;
- картографические учебно-наглядные пособия.
         К вспомогательным пособиям относятся:
- микроскоп и различное лабораторное оборудование для проведения опытов;
- технические средства обучения.
Наличие материальной базы обеспечивает возможность наблюдать за объектами, фиксировать эти наблюдения, ухаживать за растениями и животными, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности. 
Использование тех или иных методов и приемов зависит от возраста и особенностей его мышления. Например, детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т.д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. ("кружатся листья", "падают снежинки", "ходит котик" и т.д.). Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом. Далее основные признаки природных объектов и явлений переводятся в условные обозначения, детей учат составлять схемы, модели. 
         Основным методом в экологическом развитии детей дошкольного возраста является наблюдение. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений и т.д.).
Таким образом, практическая деятельность в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности - это показатель его экологической воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т.е. доминирующее наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.
Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что:
- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется. 
важный метод экологического воспитания - слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа - четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
        Огромное значение в работе с детьми дошкольного возраста имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Например, сопоставление животного с игрушкой-аналогом (в средней группе) и одновременно "обыгрывание" последней позволяет сформировать у детей первые представления о животном и заложить основы правильного обращения с ним.
        Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы:
- организованная образовательная деятельность;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- работа кружков и клубов с природоведческой тематикой;
- проведение экологических викторин и олимпиад;
- выпуск детьми экологических листовок.
Основная роль в формировании системы первоначальных естественно-научных представлений, понятий и знаний отводится занятиям по природоведению. Однако они будут успешными и эффективными только в том случае, если у детей сформирована познавательная мотивация на основе интереса к природе.
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. поэтому перед педагогом встает трудная задача построить занятия таким образом, чтобы. с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство, а с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главная цель занятия - не передача знаний от педагога к ребенку, а приобщение детей к систематической и творческой деятельности. 

Для этого необходимо:
- разнообразить структуру и методы проведения занятий, способствующие развитию логического мышления и активности детей;
- шире использовать натуральные наглядные пособия, практическую и опытническую деятельность детей.

Познавательные природоведческие пословицы, поговорки, пальчиковые игры, физкультминутки и игры.

Пословицы и поговорки о временах года.

Зима.

Не велик мороз - да краснеет нос.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Снега надует - хлеба прибудет.

Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Снег земле-кормилице – что тёплый кожух.

Весна.

Весна водой богата.

Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

Весенний день целый год кормит.

Посеешь впору – соберёшь зерна гору.

Весна красна цветами, а осень - пирогами.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Лето.

Худо лето, когда солнца нету.

Жатва время дорогое: никому тут нет покоя.

Лето собирает, а зима поедает.

Пришел июнь-разноцвет – отбою от работы нет.

Что в августе соберёшь, с тем и зиму проведёшь.

Осень.

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Осенний день прозевал – урожай потерял.

Осенняя пора – птица со двора.

Гром в сентябре – тёплая осень.

Октябрьский гром - к белоснежной зиме.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Пословицы о лесе:

Растение - земли украшение.

Рощи да леса – всему свету краса.

По лесу ходи – под ноги гляди.

Лес не школа, а всех учит.

Лес и вода – брат и сестра.

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Враг природы тот, кто лес не бережёт.

Пословицы о природе :

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

Кто природу губит, тот свой народ не любит.

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Пальчиковые игры:

«Посадим цветы»

Мы ямку раскопаем, семечко посадим.

Дождичек польёт, оно подрастёт.

Сначала стебелёк, а затем цветок.

Наши красные цветки расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши красные цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

«Растение»

Много всяких растений повсюду:

Возле речки, на пруду, на поляне и в саду.

Утром весенним раскрывают они лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землёй корешки.

Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца - прорастает растение. Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз – корень растения.

Физкультминутки:

«Прогулка по лесу»

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

На нос села пчела.

Посмотрите вниз друзья.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды набрали.

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

«Лягушки»

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Лапками топали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям - физкультпривет!

Лесные правила.

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Природоведческие игры.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бегать или прыгать на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Я знаю» (игра с мячом)

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий зверей» и перечисляет (например: лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Второму ребёнку воспитатель бросает мяч и говорит: «Птицы». Ребёнок ловит и называет 5 птиц и т.д.

«Воздух, земля, вода» (игра с мячом)

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает « вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Возможен другой вариант этой игры : воспитатель называет слово « воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей и океанов.

«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой и неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например: «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Выбери нужное»

На столе рассыпаны предметные карточки. Воспитатель называет какоелибо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

«Что это такое?»

Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывает следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «яйцо» - овальное, белое, хрупкое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, из него вылупляются птенцы.

«У меня в огороде»

Дети по кругу называют овощи, которые могут расти в огороде на грядке (помидор, огурец, баклажан, морковь и т.д.).

Возможен и другой вариант этой игры: у детей картинки, на которых могут быть изображены как овощи, растущие на огороде, так и другие предметы живой и неживой природы. Например: подорожник, воробей и др. Ребёнок должен обосновать, что эти объекты делают у него в огороде. Например: воробей – клюёт гусениц с нашей капусты, подорожник я оставил, чтобы лечиться и т.д.

«Береги природу»

На столе лежат картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.