Интеграция зарубежного опыта в системе экологического воспитания детей дошкольного возраста
статья
Экологическое воспитание – аспект формирования здорового образа жизни
Опыт работы воспитателя
Интеграция зарубежного опыта в системеэкологического воспитания детей дошкольного возраста
Основные задачи экологического воспитания
Основные методы и формы работы с детьми на природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание – аспект формирования здорового образа жизни»
Опыт работы воспитателя
ИНТЕГРАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТАВ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние десятилетия XX века проблема экологического образования подрастающего поколения стала наиболее значимой и актуальной.
Экологическое образование дошкольников – это сравнительно новая область дошкольной педагогики. Интерес к этому направлению вызвал всплеск экспериментальной работы детских образовательных учреждениях в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Цель экологического образования и воспитания – научить детей экологически целесообразному образу жизни, а также дать основы компонентов экологической культуры:
- знания о природе;
- умение экологически мыслить;
- ценностные ориентации (наука аксеология);
- основы экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Основные задачи экологического воспитания
1. Формирование у детей элементов экологического сознания.
Освоение ребёнком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;
При этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учётом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.
3. Воспитание гуманного отношения к природе.
Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребёнком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные понимаю детей.
Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребёнка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.
В ходе проделанной работы, опираясь на мнение учёных, удалось раскрыть понятие «интеграция в образовании» - это один из основных принципов, на котором базируется технология отбора и последующего объединения информации, дающая возможность повышать гибкость и мобильность знаний в условиях непрерывно меняющегося мира.
Экология, как интегративная область человеческой деятельности, становится сейчас определяющей в развитии человечества.
Проанализирован ряд зарубежных экологических программ:
- (амер.) «Навоз для Поля и Коктейла»;
- (швед.) «На природу в любую погоду»;
- (амер.) «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми».
Главным в проделанной работе было:
- проследить интегрированный зарубежный опыт;
- создать проект работы в своём детском саду, опираясь на шведскую программу «На природу в любую погоду»,
- обеспечить необходимые условия для её реализации: создать педагогически развивающую среду экологического направления.
Наше дошкольное учреждение находится на окраине Веселого поселка, рядом с парком им. Есенина (ст.м. ул. Дыбенко). А также «густо зазеленённая» территория нашего садика (большое количество деревьев и кустарников, клумбы). Всё это создает живописный ландшафт - это главное условие для реализации шведского проекта.
Шведская технология рассчитана на изучение природы, непосредственно находясь в лесу, на улице; на длительное пребывание. (подбор снаряжения, походы в лес, экскурсии)
Детей учат, как правильно одеваться при любой погоде, отсюда название и девиз: «На природу в любую погоду»! Весь изучаемый материал (все явления) находятся прямо под ногами, в самой природе.
Это даёт точные и достоверные знания для детей, а, следовательно, и целостное восприятие окружающего мира.
Работа по этой теме заключается ещё и в том, как грамотно адаптировать шведскую программу в условиях отечественного дошкольного воспитания. Мы не имеем возможности использовать все методы и приёмы зарубежного опыта в полной мере, но, как элементы и идеи, содержание и преподнесение знаний – можем внедрять и использовать.
(Пример- задание «Сколько раз надо прыгнуть в лужу, чтобы в ней исчезла вода?»)
Главный герой этой программы – лесной персонаж Мулле остаётся неизменным (как Карлсон, мы не можем поменять ему другое имя), как и увлекательная сказка о его рождении и предназначении. Новые друзья, герои – всегда нравятся детям (Мулле друг детей, помощник лесным обитателям). Герой Лесной Мулле «сотрудничает», соседствует и с нашими русскими лесными персонажами: Лесовичок, Водяной и др. Если наш Лесовичок – больше наставник, учитель, мудрец, то Мулле – это друг наравне с детьми.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ НА ПРИРОДЕ
Наша совместная деятельность с детьми на улице очень многогранна:
- познавательные, игровые квесты;
- «Путешествия по экологический тропе»;
- Мини-лаборатории «Зелёные ладошки»;
- интерактивная деятельность по временам года
«В гостях у Осени», «Здравствуй, снег!», «Весенние забавы»,
«Ах, лето»;
- экскурсии выходного дня: в парк (лес) - совместно с родителями;
Мы развиваем у детей умения правильно одеваться при любой погоде, отсюда название и девиз: «На природу в любую погоду»!
Весь изучаемый материал (все явления) находятся в самой природе, прямо под ногами.
Это даёт точные и достоверные знания для детей, а, следовательно, и целостное восприятие окружающего мира.
Наша работы приносит детям не только багаж знаний, но и даёт много радости, позитивных эмоций, восторга, много новых открытий.
Это вдохновляет нас на дальнейшую плодотворную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/13/picture-26108-1368468132.jpg)
"Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Здесь представлено обобщение моего опыта работы по экологическому воспитангию детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-152995-1360769993.jpg)
система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и дома.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-553572-1420907750.jpg)
обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
работа по экологическому воспитанию в доу...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/04/picture-590903-1425465412.jpg)
обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»
Обобщение актуального педагогического опытана тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности» на педагогическом сов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/20/picture-345485-1398016389.jpg)
Обобщение актуального педагогического опыта на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»
Содержание1. Введение...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-1174240-1570959097.jpg)
«Дидактические игры в системе экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда сумеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни....