Интеграция зарубежного опыта в системе экологического воспитания детей дошкольного возраста
статья

Уварова Елизавета Александровна

Экологическое воспитание – аспект формирования здорового образа жизни

Опыт работы воспитателя

Интеграция зарубежного опыта в системеэкологического воспитания детей дошкольного возраста

Основные задачи экологического воспитания

Основные методы и формы работы с детьми на природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_integratsiya_opyta.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание – аспект формирования здорового образа жизни»

Опыт работы воспитателя

ИНТЕГРАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТАВ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние десятилетия XX века проблема экологического образования подрастающего поколения стала наиболее значимой и актуальной.

Экологическое образование дошкольников – это сравнительно новая область дошкольной педагогики. Интерес к этому направлению вызвал всплеск экспериментальной работы детских образовательных учреждениях в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Цель экологического образования и воспитания – научить детей экологически целесообразному образу жизни, а также дать основы компонентов экологической культуры:

- знания о природе;

- умение экологически мыслить;

- ценностные ориентации (наука аксеология);

- основы экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Основные задачи экологического воспитания

1. Формирование у детей элементов экологического сознания.

Освоение ребёнком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;

При этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учётом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

3. Воспитание гуманного отношения к природе.

Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребёнком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные понимаю детей.

Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребёнка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

В ходе проделанной работы, опираясь на мнение учёных, удалось раскрыть понятие «интеграция в образовании» - это один из основных принципов, на котором базируется технология отбора и последующего объединения информации, дающая возможность повышать гибкость и мобильность знаний в условиях непрерывно меняющегося мира.

Экология, как интегративная область человеческой деятельности, становится сейчас определяющей в развитии человечества.

Проанализирован ряд зарубежных экологических программ:

- (амер.) «Навоз для Поля и Коктейла»;

- (швед.) «На природу в любую погоду»;

- (амер.) «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми».

Главным в проделанной работе было:

 - проследить интегрированный зарубежный опыт;

- создать проект работы в своём детском саду, опираясь на шведскую программу «На природу в любую погоду»,

  - обеспечить необходимые условия для её реализации: создать педагогически развивающую среду экологического направления.

 Наше дошкольное учреждение находится на окраине Веселого поселка, рядом с парком им. Есенина (ст.м. ул. Дыбенко). А также «густо зазеленённая» территория нашего садика (большое количество деревьев и кустарников, клумбы). Всё это создает живописный ландшафт - это главное условие для реализации шведского проекта.

Шведская технология рассчитана на изучение природы, непосредственно находясь в лесу, на улице; на длительное пребывание. (подбор снаряжения, походы в лес, экскурсии)

Детей учат, как правильно одеваться при любой погоде, отсюда название и девиз: «На природу в любую погоду»! Весь изучаемый материал (все явления) находятся прямо под ногами, в самой природе.

Это даёт точные и достоверные знания для детей, а, следовательно, и целостное восприятие окружающего мира.

Работа по этой теме заключается ещё и в том, как грамотно адаптировать шведскую программу в условиях отечественного дошкольного воспитания. Мы не имеем возможности использовать все методы и приёмы зарубежного опыта в полной мере, но, как элементы и идеи, содержание и преподнесение знаний – можем внедрять и использовать.

(Пример- задание «Сколько раз надо прыгнуть в лужу, чтобы в ней исчезла вода?»)

Главный герой этой программы – лесной персонаж Мулле остаётся неизменным (как Карлсон, мы не можем поменять ему другое имя), как и увлекательная сказка о его рождении и предназначении. Новые друзья, герои – всегда нравятся детям (Мулле друг детей, помощник лесным обитателям). Герой Лесной Мулле «сотрудничает», соседствует и с нашими русскими лесными персонажами: Лесовичок, Водяной и др. Если наш Лесовичок – больше наставник, учитель, мудрец, то Мулле – это друг наравне с детьми.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ НА ПРИРОДЕ

Наша совместная деятельность с детьми на улице очень многогранна:

- познавательные, игровые квесты;

- «Путешествия по экологический тропе»;

- Мини-лаборатории «Зелёные ладошки»;

-  интерактивная деятельность по временам года

«В гостях у Осени», «Здравствуй, снег!», «Весенние забавы»,

«Ах, лето»;

-  экскурсии выходного дня: в парк (лес) - совместно с родителями;

Мы развиваем у детей умения правильно одеваться при любой погоде, отсюда название и девиз: «На природу в любую погоду»!

Весь изучаемый материал (все явления) находятся в самой природе, прямо под ногами.

Это даёт точные и достоверные знания для детей, а, следовательно, и целостное восприятие окружающего мира.

Наша работы приносит детям не только  багаж знаний, но и даёт много радости, позитивных эмоций, восторга,  много новых открытий.

Это вдохновляет нас на дальнейшую плодотворную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Здесь представлено обобщение моего опыта работы по экологическому воспитангию детей дошкольного возраста....

система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и дома.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической...

обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»

Обобщение актуального педагогического опытана тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности» на педагогическом сов...

«Дидактические игры в системе экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда сумеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни....