"Лаборатория открытий"
опыты и эксперименты по окружающему миру по теме
Развивающие занятия для детей 6-10 лет. Опыты и эксперименты с водой, почвой, воздухом, светом, а также веселые игры и тематические прогулки. Развивающие занятия предназначены для проведения в летнее время, сами занятия, наблюдения и игры будут весьма полезны и для здоовья, если их проводить на свежем воздухе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развивающие занятия. Окружающий мир | 60.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГОУ Центр «Юность Урала»
Филиал оздоровительно-образовательный центр «Уралочка»
«Лаборатория открытий»
развивающие занятия для проведения в летнее время
Составитель: Смирнова Анна Владимировна
Воспитатель центра ОО центра «Уралочка»
Верх – Нейвинский
2014 год
Введение
В настоящее время очень остро стоит проблема экологии на земле. Но решить проблемы глобальные вселенского масштаба невозможно не за один день и даже не за один год. Решение столь важных для жизни проблем всей планеты начинать нужно с перемены взглядов на природу, умения пользоваться природой как ценностью уже сейчас и в нашем сознании. Меняться нужно не только нам взрослым, но и менять мышление наших детей, т.е приучать их с детства жить в гармонии с природой, показать им всю хрупкость этого замечательного нашего живого дома.
Наша задача помочь детям увидеть насколько разнообразен наш мир и природа вокруг нас, помочь им увидеть то, мимо чего порой мы просто проходим и не замечаем за столь важными проблемами бытия. Прикоснуться и вживую окунуться в этот удивительный и большой мир.
Эта занятия разработаны специально для проведения их в летнее время и наиболее естественны и целесообразны в условиях загородного детского учреждения.
Осознавая, что учебный год связан для детей со значительными физическими, психическими нагрузками, а каникулы, напротив, освобождают время для занятий любимым делом, считаю для себя важным, учитывать содержательную сторону интересов детей, приезжающих на отдых. Поэтому эти занятия построены во многом на практической деятельности, а именно: общении с природой, желанием детей научиться жить, используя знания о растениях, общаться с птицами, зверями, узнать тайны реки, озера, луга, поля, заниматься опытничеством и собирательством.
Цель данной программы – создание педагогических условий для развития личности, экологической культуры учащихся, на основе овладения знаниями, умениями и навыками в области природоведения, ботаники, геологии, физики и химии.
Основные задачи программы:
- развитие потребности в здоровом образе жизни;
- привитие интереса к учебно-исследовательской работе;
- углубление знаний по биологическим наукам;
Разработанные мною занятия включают в себя практические опыты, основанные на химических и физических свойствах вещей – воды, почвы, воздуха, знакомство с миром насекомых и растений, а также птиц и зверей уральского леса, посредством экскурсий и походов. По мере накопления изученного материала будут проводиться конкурсы и викторины для знатоков и просто наблюдательных детей. А также в занятия включены веселые подвижные игры, которые можно проводить на улице во время похода или экскурсии, для того чтобы отдых детей стал незабываемым и интересным.
В наш центр приезжают дети, воспитанники детских домов, со всей Свердловской области. Возрастной диапазон детей от 6 до 12 лет, многие дети являются учащимися коррекционных классов 7 и 8 видов, а также имеют инвалидность по различным видам заболеваний. Работает центр круглогодично. Пребывание детей в центре 21 день. Занятия проводятся на открытом воздухе в течение 35 минут.
План занятий
№ блока | Название блока | Содержание блока |
1 | Почва | Посвящение в следопыты |
Что такое почва? | ||
Геологическая экспедиция | ||
2 | Воздух | Свойства воздуха |
Свет | ||
Поход Робинзонов | ||
3 | Вода | Свойства воды |
Водная эстафета | ||
Экскурсия – знакомство с водоемом | ||
4 | Живой мир | Прогулка на луг |
Прогулка за бабочками | ||
Орнитологическая экскурсия |
Содержание занятий
1 занятие: Посвящение в следопыты.
Вручение записных книжек следопыта. Оформление своей книжки своим рисунком с псевдонимом. Знакомство с приборами для исследовательской работы: микроскопом, лупой, пробирками, держателями, спиртовкой и т.д. Знакомство с правилами поведения на экскурсиях, в походах и техникой безопасности при работе в лаборатории с приборами.
2 занятие: Что такое почва?
Знакомство с физическими свойствами почвы, ее составом. Опыты с землей. Знакомство с торфом с его свойствами и особенностями. Выращивание семян гороха или бобов и проведение наблюдений в течение заезда.
3 занятие: Геологическая экспедиция.
Экскурсия на гору Белова представляет в данном случае большой интерес для детей, т.к. на данном участке можно обнаружить достаточно большое разнообразие минералов разной породы. Знакомство с кварцем, полевым шпатом, слюдой, с минералами разной окраски, разного состава и свойств. Знакомство со шкалой твердости минералов. Игра «Найди камень необычной формы и скажи, на кого он похож», подвижная игра по бросанию камней в консервную банку, соревнования по метанию камня.
4 занятие: Ознакомление со свойствами воздуха.
Знакомство с невидимым веществом. Как можно обнаружить воздух? Свойства воздуха. Изготовление забавных вертушек и парашютов.
5 занятие: Свет.
Ознакомление со светом проводится в виде игры с зеркалами. Что такое тень? Влияние света на все живое вокруг. Практическая работа – рассматривание хлоропластов листа растения, которые улавливают свет.
6 занятие: Поход Робинзонов.
Представляет собой театрализированую экскурсию-игру. Где детям дается задание построить шалаш без гвоздей и молотка, развести огонь, приготовить пищу и смастерить себе одежду, а также знать какие растения можно использовать для приготовления чая, съедобные и несъедобные грибы и ягоды, как сделать календарь и узнать время, и даже изготовить плот.
7 занятие: Вода
Знакомство со свойствами воды, ее тремя агрегатными состояниями, химическими и физическими свойствами. Опыты с водой. Игра «Ходит капелька по кругу». Игра с мыльными пузырями.
8 занятие: Водная эстафета.
Данная игра проводится с целью развития у детей ловкости, быстроты и координации движений с использованием веселых конкурсов с водой, а также умении работать одной командой – развитие коммуникативных качеств.
9 занятие: Экскурсия – ознакомление с водоемом.
Данная экскурсия знакомит детей, приехавших в центр, с Верх – Нейвинским прудом, его историей и природой. Легенда о Таватуе и Нейве.
10 занятие: Прогулка на луг.
Знакомство с растениями, растущими на лугу. Их названиями, свойствами и особенностями, а также значением каждого для человека. Работа с определителем растений. Сбор мини – гербария. Работа с лупой: наблюдения за листьями, их формой и разновидностями. Рассказ о соцветиях цветов. Сбор букетов.
11 занятие: Прогулка за бабочками.
Знакомство с миром насекомых. Путешествие в страну лилипутов. Работа с микроскопом. Вредные и полезные насекомые. Работа с определителем насекомых. Рисунки на тему «Бабочки».
12 занятие: Орнитологическая экскурсия.
Включает в себя экскурсию – наблюдение за птицами нашего леса и города. Как можно помочь птицам свить гнезда, как по голосу отличит одну птицу от другой, по силуэту в небе, знакомство с птицами строителями, а также знание птиц по следам - обо всем этом детей ждет удивительный рассказ во время этой прогулки.
Итоги занятий: Во время занятий, веселых игр, конкурсов и викторин ребята набирают баллы. Победитель получает приз и почетное звание «Самый лучший исследователь лета». Награждение проходит на итоговой торжественной минуте. Остальные участники «Лаборатории открытий» получают звания и медали по самым отличившимся моментам:
«Самый тихий наблюдатель», «Юный алхимик», «Большой ботаник» и т.д.
Методическое обеспечение
Формы работы с детьми: индивидуальные и групповые.
Способы работы: теоретические и практические.
Формы занятий: игры, беседы, экспериментальная деятельность, наблюдения, экскурсии.
Основные методы организации: наглядный, репродуктивный (воспроизведение увиденного), словесно-описательный, игровой и свободы творчества.
Перечень дидактических материалов:
- Шаблоны для изготовления поделок.
- Наглядный материал для бесед (изображения).
Учащийся должен знать:
- Технику безопасности при работе с лабораторными принадлежностями;
- Свойства почвы, воды, воздуха;
- Распространенные виды растений, животных, птиц и насекомых Уральского леса;
- Правила поведения в лесу и правила поведения на экскурсии и во время похода;
Учащийся должен уметь:
- Работать с микроскопом;
- Проводить наблюдения;
- Работать с лабораторной посудой;
Материально – техническое оборудование
пробирки
держатели и подставки для пробирок
штатив
спиртовка
Для опытов: соль, сода, глина, песок, гранит, мыло
бумажные фильтры
воронки
коробочки
баночки
микроскоп
лупа
бинокль
мел
краски акварельные
бумага для рисования
картон цветной
бумага цветная
ножницы
клей
карандаши
фломастеры
авторучки
ведро
таз
стаканчики пластиковые
ложки
соломинки для коктейля
шампунь
спортивный инвентарь: мяч, обруч, кегли
Атлас определитель растений
Атлас определить насекомых
Красная книга растений и животных
Карта заповедников России
Карта заповедников Свердловской области
Список литературы:
- Иллюстрированное издание «Родники», Екатеринбург 2006 год.
- «Дети на отдыхе» Карел Поломис, 1995 год
- «Книга вожатого», Т.Д. Лисина, 1994 год.
- «Озера Урала» С.А. Галактионов 1990 год
5. Интернет ресурсы
Сведения об авторе: Смирнова Анна Владимировна
Воспитатель центра ПМСС «Уралочка»,
Стаж работы: 15 лет, в данном учреждении – 8 лет
Дата рождения: 2 января 1977 года
Образование: высшее УРГСХА г. Екатеринбург
Квалификация: первая категория
Адрес: Верх-Нейвинский, ул. Калинина 16-20, Свердл. обл.
План проведения занятий
1 занятие: Посвящение в следопыты.
Цель: введение и ознакомление детей с содержанием занятий.
Задачи: - знакомство с правилами поведения в лаборатории и техникой безопасности при работе с лабораторной посудой;
- воспитание любознательности;
- привитие интереса к исследованиям;
Ход занятия:
На данном занятии идет введение в занятия и знакомство с деятельностью на занятиях. Посвящение в исследователи. Каждый из детей оформляет свой блокнот наблюдений, в который потом будет делать записи и рисунки. Дети младшего возраста могут оформить свою обложку просто любимым рисунком, а дети постарше могут придумать псевдоним. По итогам оформления, дети знакомятся с лабораторными жителями:
Пробирка – специализированный сосуд цилиндрической формы, имеющий полукруглое, коническое или плоское дно. Сосуд предназначен для химических и физических опытов.
Штатив – приспособление для жесткой установки оборудования.
Спиртовка – горелка, содержащая резервуар для спирта, имеющая крышку, через которую пропущен фитиль, при этом нижний конец размещен в резервуаре, а верхний вне его. Применяется в туризме и в лабораториях для нагрева малого количества вещества.
Держатель для пробирки – приспособление для держания горячих пробирок и другой лабораторной посуды.
Колба – стеклянный сосуд с круглым или плоским дном, обычно с узким и длинным горлом. Разновидность технических сосудов применяемых в лабораториях.
Микроскоп – маленький прибор, предназначенный для увеличения изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооруженным глазом.
Лупа – оптическая система, состоящая из линзы или нескольких линз, предназначенная для увеличения и наблюдения мелких предметов, расположенных на конечном расстоянии.
Проводиться инструктаж по правилам поведения в лаборатории и правилам работы с лабораторной посудой и приборами:
Правила работы в лаборатории:
1. Во время работы, экспериментов и наблюдений нельзя бегать в лаборатории.
2. Внимательно слушать воспитателя
3. Работать аккуратно с пробирками и колбами только на столе.
2 занятие: Что такое почва?
Цель: Знакомство с природой почвы, ее составом и свойствами.
Задачи: - Познакомить детей с основными составляющими почвы, видами почв, свойствами почвы;
-Научить пользоваться лабораторной посудой во время опытов, умению анализировать результаты;
- Воспитать аккуратность, точность и внимание;
Ход занятия:
Провести на данном занятии с детьми следующие наблюдения и эксперименты:
Что такое почва?
1. Принести с грядки немного почвы, положить ее в железную баночку и нагреть. Образуется своеобразный запах. Что это за запах? Чем пахнет, объяснить.
2. Взять сухой лист березы, хвоинки сосны тоже положить в железную баночку и нагреть. Снова появиться характерный запах. Сделать вывод.
3. Насыпать прокаленную почву в стакан с водой и размещать палочкой. Дать воде немного отстояться. Что видите на дне стакана?
4. Взять комочек почвы, принесенный с грядки, бросить в стакан с водой. Что выделиться на поверхности комочка?
5. Взять немного почвы, положить в железную коробочку и снова нагреть. Подержать над почвой кусочек стекла. Что произошло со стеклом?
Вывод: Почва состоит из природных остатков. В почве имеются составляющие части: песок, глина, воздух и вода, каменные включения.
Торф
1. определить цвет сухого и сырого торфа. В чем различие?
2. Рассмотреть кусочек сухого торфа под лупой. Из чего он состоит?
3. Взять кусочек торфа и такой же величины кусочек глины. Сравнить их по весу.
4. Кусочек сухого торфа бросить в стакан с водой. Тонет ли торф? То же самое сделать и с глиной. Сделать вывод.
Вывод: торф темно-коричневого цвета, состоит из остатков полусгнивших растений, который легко можно отделить друг от друга. Торф легкий, он легче воды и глины. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый.
Песок и глина.
Устанавливаем некоторые свойства песка и глины.
1. Взять песок и глину, рассмотреть их и определить какого они цвета.
2. Рассмотреть песок под лупой. Из чего состоит?
3. Рассмотреть глину под лупой. Из чего состоит?
4. Понюхать песок и глину. Имеют ли они запах?
5. Слегка намочить глину и помять ее. Какое свойство обнаруживается?
6. Взять две одинаковые воронки и поставить под них стаканы. В каждую воронку положить немного ваты. В одну ворону насыпать песок в другую истолченную глину. Налить в обе воронки воды. Провести наблюдения. Какие свойства глины и песка обнаружены?
Вывод: песок и глина две разных составляющих почвы. Песок легкий и не задерживает воду, глина тяжелая и не пропускает воду. В зависимости от того сколько в почве песка или глины зависят и свойства почвы.
Параметры наблюдения | Глина | Песок |
Цвет | оранжевая, белая, серая, коричневая | желтый |
Определение строения (Растирание комочков между ладонями) | Превращается в пыль | Без изменений |
Увлажнение | Становиться темной и превращается в липкую массу, можно придать форму | Темнеет, можно придать форму |
Просушить полученные изделия | Затвердело, не изменяя своей формы | Изделие рассыпалось |
Гранит.
Определяем свойства гранита:
1. Рассмотреть кусочек гранита под лупой. Из чего он состоит?
2. Попробовать разъединить зернышки гранита. Удалось ли это сделать?
3. Опустить кусочек гранита в воду. Что произошло?
Вывод: Гранит – прочный, тяжелый камень, серого или темно – красного цвета. Он состоит из отдельных зерен: кварц, слюда, полевой шпат. Не растворяется в воде.
Выращивание гороха и бобов.
1. Рассмотреть семена, определить их форму, цвет и величину.
2. Для посева отобрать наиболее крупные и здоровые семена.
3. Смочить кусочек ваты, выложить ее на тарелочку, покрыть тряпочкой. Ровным слоем рассыпать на ней семена и накрыть сверху влажной тряпочкой. Ежедневно смачивать и проводить наблюдения.
4. Посеять семена в горшочек с грунтом. Проводить ежедневный уход, полив и наблюдения.
5. Провести наблюдения по выращиванию гороха и бобов из сухих и замоченных проросших семян.
Все результаты наблюдений записываются в таблицу наблюдений.
Дата, наблюдение | Проросшие семена | Посадка в грунт |
3 занятие: Геологическая экспедиция.
Цель: Знакомство детей с минералами разной природы.
Задачи: -Расширение знания детей о минералах и местах их распространения;
- Развитие наблюдательности, и способности творческого мышления;
- Воспитание чувства бережного отношения к земле и минералам;
Ход занятия
Экскурсия на гору Белова представляет в данном случае большой интерес для детей, т.к. на данном участке можно обнаружить достаточно большое разнообразие минералов разной породы. На данном участке имеются разрезы почвы и очень хорошо видны скальные породы.
По правилам собирателей минералов и окаменелостей должен иметь походный мешок, коробку с образцами минералов, геологический молоток, компас, метр и записную книжку.
Наблюдения:
1. Определите цвет минералов.
2. Определите структуру минералов.
3. Сбор образцов минералов: кварц, полевой шпат, слюда, минералы разной окраски, разного состава и свойств;
Игры на прогулке:
1. «Метатель»
Подвижная игра по метанию камней в консервную банку, на меткость. Можно изменить правила и пробовать метнуть камни из разных положений лежа, стоя, на бегу, на скорость ( кто больше метнет за определенное время)
2. «Искатель-фантазер»
Суть игры заключается в поиске камня необычной формы, напоминающих животных или человека.
По окончании экскурсии можно изготовить поделки из камней и показать собранную коллекцию минералов.
Знакомство со шкалой твердости минералов.
От самого мягкого к самому твердому:
1. Тальк
2. Каменная соль
3. Известняк
4. Плавиковый шпат (флюорит)
5. Апатит
6. Полевой шпат
7. Кварц
8. Топаз
9. Корунд
10. Алмаз
Геологические периоды:
Четвертичный период | Эра человека | 1миллион лет |
Третичный период | Эра млекопитающих | 70 миллионов лет |
Мезозой | Эра пресмыкающихся | 155 миллионов лет |
Палеозой | Эра земноводных, рыб и беспозвоночных | 345 миллионов лет |
Протерозой | Эра развития беспозвоночных | 1200 миллионов лет |
Архей | Эра возникновения жизни | 1700 миллионов лет |
Безводный период земли, возникновение Земли как планеты | - | Около 4,5 – 5 миллиардов лет |
4 занятие: Ознакомление со свойствами воздуха.
Цель: Знакомство детей с невидимым и необычным веществом и его свойствами.
Задачи: -Познакомить детей с воздухом, невидим газом и доказательствами его существования;
- Научить ставить опыты с воздухом и водой;
- Воспитать любознательность, и любопытство к окружающему нас миру;
Ход занятия
Как можно обнаружить воздух?
1. Показать детям пустую банку, задать детям вопрос о том, что может быть в пустой банке. Может ли там быть что-то, что мы не видим?
2. Предложить детям заполнить полиэтиленовые мешочки кубиками. Обратить внимание на то, какими стали мешочки. Если в мешочке что-то есть, то мешочек выпуклый. Мешочек по мере заполнения становиться все более выпуклым.
3. Рассмотреть пустой мешочек. Затем начать скручивать его со стороны отверстия. По мере скручивания мешок будет вздуваться и становиться выпуклым. Почему?
4. Взять прозрачный стакан прикрепить на его дно кусочек пластилина с бумажной салфеткой. Повернув стакан отверстием вниз опустить в аквариум так, чтобы он полностью оказался в воде и понаблюдать. Есть ли вода в стакане? Намокла ли салфетка?
5. Попросить детей помахать рукой у лица, подуть на руку. Какие ощущение при этом? (это движение воздуха)
6. Взять соломинки и пробирки с водой. Один конец соломинки опустить в стакан, а в другой осторожно подуть. Что образуется в воде? (дети выдыхают воздух и образуются пузырьки)
7. Предложить детям рассмотреть губку. В ней много отверстий (дырочек). Что в этих дырочках? (воздух) Опустить губку в воду и слегка сжать. Пузырьки воздуха будут появляться на поверхности
Вывод: Выпуклость мешочка зависит от количества, содержащегося в нем невидимого вещества. Воздух невидим.
Свойства воздуха:
1. Взять полоски бумаги и подуть на них. Полоски отклоняются. Почему?
2. Подуть на тарелочку с налитой до краев водой. Что происходит? Когда воздух перемещается, то заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колеблются ветки деревьев, начинается перемещаться вода, образуя волны в реках и озерах. Попросить детей еще привести примеры, того что может двигать воздух. Например: ветряная мельница, паруса на корабле.
3. Предложить детям понаблюдать за следующим экспериментом. Взять обычный кубик и подбросить его, примерно засекая время падения. Затем к кубику прикрепить самодельный парашют и снова подбросить. Увеличивается ли время падения? Почему?
4. Рассмотреть игрушку «Ветрячок». Что заставляет двигаться ее и вращаться? Выяснив, что вертушку вращает ветер (воздух) детям можно предложить изготовить такую вертушку и парашют.
5 занятие: Свет.
Цель: Познакомить детей со светом и его свойствами.
Задачи: - Познакомить детей со светом, объяснить его природу;
- Научить использовать природу света в жизни и игре;
- Воспитать бережное отношение к свету, как источнику жизни на земле;
Ход занятия
Что такое тень?
1. При помощи настольной лампы показать детям как получается тень. Установить ее так, чтобы свет от нее направлялся на одну из стен. Помещайте между лампой и стеной различные непрозрачные предметы. Что будет на стене? Наблюдайте за силуэтами предметов. Непрозрачные предметы любого цвета имеют одинаковую тень. Объяснить природу тени: свет-это лучи, лучи задерживаются (не проходят) непрозрачными предметами и образуется место, куда лучи не попадают. Это и есть тень.
2. В солнечную погоду на участке предложить детям такую игру: Каждому играющему нужно наступить на тень партнера и при этом не допустить, чтобы партнер наступил на его тень. Провести игру утром, днем и вечером. Это необходимо для того, чтобы дети смогли понаблюдать за тенью. Утром и вечером тени длинные, днем короткие.
3. Детям дают зеркала и учат ловить и направлять солнечных зайчиков в разные места. Объяснить, как образуются зайчики: солнечные лучи попадают на зеркала и отражаются от него. Солнечные зайчики появляются только, если направлять зеркало в сторону солнца.
Игра «Солнечные зайчики»
Предложить детям следующую игу с солнечными зайчиками. Один ребенок становиться лицом к солнцу, и ловит солнечного зайчика в зеркало, другой ребенок становиться спиной к солнцу, но лицом к первому и принимает солнечного зайчика на свое зеркало и направляет на окно (или другой предмет) Так передают солнечных зайчиков от одного, второму и третьему. Затем дети должны зарисовать ход лучей.
Влияние света:
1. Где будет лучше расти растение? В темном или светлом месте? Все условия выращивания одинаковые (количество воды, ящик, семена) отличие только в освещении. Наиболее яркие изменения в ходе длительного опыта зарисовать. Когда опыт проведен, детям предлагается зарисовать 2 объекта, используя свои дневники наблюдений.
2. Установить растение у окна на три дня. Развернуть его на 180 градусов и снова оставить на три дня. Понаблюдать что происходит.
Итоги: Растениям необходим свет для роста и развития Листья растения поворачиваются к окну. Развернувшись, растение меняет направление листьев, но через три дня они снова разворачиваются к свету.
Почему растения зеленые?
1. Рассмотреть клетки растений. Почему листья у растений зеленые?
2. Что такое хлоропласт? Провести наблюдение. Во всех ли клетках листьев есть хлоропласты? Рассмотреть листья разных растений и трав.
6 занятие: Поход Робинзонов.
Цель: Создание благоприятных условий для наблюдений в природе и приобщения детей к здоровому образу жизни.
Задачи: - Познакомить детей с правилами поведения в лесу;
- Научить правилам и умениям выживания в лесу;
Ход мероприятия
Представляет собой театрализироованную экскурсию-игру. Под присмотром воспитателей детям дается задание
Как построить шалаш без гвоздей и молотка;
Как развести огонь;
Как приготовить пищу;
Из чего можно смастерить себе одежду;
Какие растения можно использовать для приготовления чая?
Какие съедобные и несъедобные грибы и ягоды?
Как сделать календарь и узнать время?
Как изготовить плот?
Задания могут быть теоретическими и практическими, в зависимости от возраста и умения детей. При проведении заданий знатокам присуждаются очки. Победителем станет тот, кто за поход наберет наибольшее количество очков.
Викторина «Концерт зверей»
Глухарь – токует
Олень – трубит, ревет
Лиса – лает, тяфкает
Медведь – ревет, борморчет
Кабан – скрежет зубами
Гусь – гогочет
Конь – ржет
Косуля – пыхтит и сопит
Куропатка – чирикает
Фазан – токует
Тетерев – шипит, булькает
Корова – мычит
Коза – блеет
Перепелка – токует
Кузнечик – цыкает
Утка – крякает
Филин – ухает
Лань – охает
Голубь – воркует
Серна – свистит
Орел - клекочет
Игра «Прятки на вылет»
Ведущий идет впереди, все остальные играющие позади. Ведущий, как правило, взрослый или старший ребенок. Играющие дети прячутся позади ведущего. Ведущий идет и прячась за ним следуют остальные. Изредка ведущий оглядывается и тот, кого он при этом замечает, выбывает из игры. Оставшийся незамеченным дольше всех, получал призовые очки.
Игра «Лесная считалочка»
На краю редкого леса без всякого порядка на деревья прикрепляются номера от 1 до 10. Ребята по очереди должны как можно быстрее обежать все деревья от первого до десятого и коснуться каждого из них рукой. Самым быстрым, по пять очков.
Игра «Веселые шишки»
1. Найти самую большую шишку.
2. Пройти по двум бревнам с двадцатью пятью шишками в руках. Если шишки падают из рук, то задание выполняется сначала.
3. Стрельба шишками по неподвижной и движущейся мишени.
Игра «Беличьи хвосты»
Заранее на поляне и в лесу на обговоренной территории прячется шерстяная ниточка. Дети делятся на несколько команд и каждая команда выбирает одну белку. Затем по команде детям нужно найти шерстяные ниточки, привязывая их к хвосту белки. Выигрывает та команда, чьей хвост белки оказался длиннее. Игру можно усложнить, если сделать нитки разноцветными. У каждой команды свой цвет нитки.
7 занятие: Вода
Цель: Знакомство с водой, ее агрегатными состояниями и свойствами.
Задачи: - познакомить детей со свойствами воды и ее особенностями;
- научить проводить опыты с водой и делать выводы из наблюдений;
- воспитать чувство бережного отношения к особому веществу – воде, как основе всего живого на земле;
Ход занятия
Какой бывает вода?
1. Вода прозрачная.
Перед детьми ставят две пробирки: одну с водой, вторую с молоком. В обе пробирки опускают палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
2. У воды нет вкуса.
Дать попробовать детям через соломинку на вкус воду, сок и молоко. Есть ли вкус у воды? Дети очень частот слышат от взрослых, что вода вкусная. У них формируется соответствующий стереотип. На самом деле у воды не вкуса. Почему морская вода соленая? Какая вода бывает питьевой?
3. У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду и сказать чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в прошлом случае, из самых лучших побуждений, они начнут уверять что вода пахнет. Пусть нюхают еще, пока не убедятся в обратном. Надо подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
4. У воды нет формы.
Пусть дети попробуют наполнить водой любые сосуды разной формы. Что наблюдается? Вода принимает форму того предмета, в котором находиться, а на ровном месте разливается в лужицу. А почему вода переливается и льется?
5. Вода бывает теплой, холодной, горячей.
С помощью термометра измерить температуру пробирок с разной температурой воды. В пробирках без льда и со льдом.
6. три агрегатных состояния воды.
Жидкость.
Обычная вода, которая льется из пробирки в пробирку.
Лед.
Замерзшая вода. Замерзший стаканчик со льдом из холодильника или сосулька. Попросить детей еще привести примеры замершей воды. Пусть дети выскажут предположение, что будет с кубиком льда, если его опустить в воду? Он утонет? Он раствориться? Будет плавать? Выслушать детей и провести опыт. Лед плавает в воде, потому что легче воды.
Пар.
Нагретая до кипения вода. Открыть термос с горячей водой, чтобы дети увидели пар. Докажем, что пар, это тоже вода: поместим над паром осторожно стекло или зеркальце. Что появиться на стекле?
7. Свойство воды растворять вещества.
Вещества, не растворимые в воде. Насыпать в пробирку с водой немного песка и размещать. Что произошло? Песчинки падают на дно и лежат там, не изменяясь. Пропустить раствор через фильтр. Вода прошла через него, а песок остался на фильтре. То же проделать с глиной. Частицы глины будут плавать в воде, которая от них станет мутной. Дать воде постоять, частицы глины осядут на дно. При взбалтывании снова поднимутся, а потом снова опустятся. Пропустить мутную воду через бумажный фильтр. Вода станет чистой и прозрачной, а частицы глины останутся на фильтре.
Вещества, растворимые в воде.
Насыпать в пробирку с водой немного соли или соды. Что произошло? Пропустить раствор через фильтр. Раствор свободно прошел через фильтр и остался соленым.
Игра «Мыльные пузыри»
С помощью воды и мыла приготовить раствор для мыльных пузырей. Провести конкурс на самый большой мыльный пузырь. Кто сможет поймать мыльный пузырь на ладошку. Как это сделать?
Игра «Веселая акварель» в этой игре детям предлагается выполнить рисунки акварелью техникой по мокрой бумаге. Нарисовать как распускаются цветы, идет дождь, замерзает лед.
8 занятие: Водная эстафета.
Цель игры: Организация летнего досуга. Развитие быстроты, ловкости, и умения работать в команде.
Ход игры.
1. Вступительное слово. Приветствие команд. Объяснение правил игры. Представление жюри.
2. Эстафета:
Первый этап: «Наливай-ка»
На каждую команду требуется: 1 ведро, 1 стул, 1 пластиковая бутылка, 1 стаканчик.
Первый игрок каждой команды зачерпывает воду в ведре стаканчиком и бежит к стульчику, на котором стоит пластиковая бутылка. Игроки по очереди, подбегая к бутылке, переливают содержимое стаканчика в бутылку. Команда наполнившая бутылку первой получает призовые баллы.
Второй этап «Меткий стрелок»
На каждую команду требуется: 1 ведро с водой, 1 стаканчик, 1 таз.
Игрок зачерпывает воду стаканчиком и выплескивает ее в таз, стоящий поодаль от команды. И так по очереди. Чья команда наплещет больше воды в таз за 3 минуты, та и получает призовые баллы.
Третий этап «Наполни стаканчик»
На каждую команду требуется: 1 ведро, 1 столовую ложку, 1 стаканчик, 1 стул.
Игрок набирает в ложку воды и бежит к стаканчику, выливая воду из ложки в стаканчик. Команда, набравшая больше воды в стаканчик, за 3 минуты становится обладателем призовых очков.
Четвертый этап капитанский «Водные бомбы»
На каждую команду требуется: 1 воздушный шарик, наполненный водой.
Кто из капитанов дальше всех кинет «водную бомбу» тот и побеждает.
Пятый этап «Расплескай-ка»
На каждую команду требуется: 3 таза с водой.
Игроки по очереди прыгают в таз с водой, стараясь расплескать воду. Выигрывает команда, которая оставила в тазу меньше всех воды.
Шестой этап «Водная почта»
На каждую команду требуется: для первого варианта - 2 стаканчика, один из них с водой, для второго варианта – стаканчики каждому игроку в команде, ведро с водой и пустая пластиковая бутылка .
Первый вариант: Первый игрок бежит с полным стаканчиком воды до стульчика, оббегает его и на старте переливает воду в пустой стаканчик следующего игрока. Команда, сохранившая при этом больше воды, и побеждает.
Второй вариант: Игроки всей команды выстраиваются в линейку и переливая воду из стаканчика в стаканчик, наполняют пластиковую бутылку. Команда, выполнившая задание первой, выигрывает.
Седьмой этап «Водный доставала»
На каждую команду требуется: 1 таз с водой, мелкие предметы в количестве равном, количеству игроков в команде (карандаши солдатики и т. д.)
Каждый игрок подбегает к тазу с водой, в котором плавают игрушки, ногой вылавливает одну игрушку и возвращается в команду. Команда доставшая игрушки первой побеждает.
Восьмой этап «Собери дождинки»
На каждую команду требуется: Всем игрокам стаканчики и ведро с водой.
Ведущий расплескивает воду вверх. Задача игроков наловить как можно больше брызг. Команда, поймавшая большее количество воды выигрывает.
Слово жюри. Подведение итогов. Награждение.
9 занятие: Экскурсия – ознакомление с водоемом.
Цель: Знакомство с Верх – Нейвинским прудом
Задачи: - познакомить детей с природой искусственного водоема, его историей и созданием;
- развитие внимательности и наблюдательности;
- воспитание доброго отношения к истории малой родины и бережного отношения к водоемам;
Перед экскурсией инструктаж по правилам дорожного движения.
Урал недаром называют краем прозрачных озер и голубых гор. Только на территории Свердловской области насчитывается более 2 тысяч озер разной площади. Данный водоем относиться к бассейну реки Тура. Своими водами Верх-Нейвинский пруд соединяется с водами природного озера Таватуй – гидрологическим и ботаническим памятником природы республиканского значения. Это типичный водоем горного типа. Его возраст около 10 тысяч лет. Площадь зеркала озера – 21,2 кв.км, наибольшая глубина озера – 9 метров, преобладают глубины 6-8 метров, средняя 5 метров. В озеро впадает около 30 речек и ручьев и вытекает река Нейва.
Верх Нейвинский пруд образовался благодаря тому, что один из сыновей Акинфия Демидова решил строить на реке Нейва плотину, для его нового металлургического завода. Она должна балы перегородить Нейву и заставит ее воды вращать агрегаты будущего предприятия. По вымерке плотина задумана длиною 960 метров, высотою 9 метров и шириною по низу 85 метров, по верху 38 метров с объемом насыпи 530 тысяч кубометров. Плотина оценивалась в сумму около 280 тысяч рублей (в ценах того времени). У всех кто занимался строительством, «аж дух захватывало от огромности». «Нет такого еще на Руси», говорили знатоки и специалисты. Значение Верх – Нейвинского пруда увеличилось еще и от того, что он был головным, от него зависела работа нижележащих по реке заводов: Нейво-Рудянского, Невьянского и т. д. Все работы велись вручную, единственной помощницей была лошадь. Начальство очень торопило постройку плотины, работы шли и днем и ночью, летом и зимой. Особенно было трудно «нижним» рабочим, забивающим сваи и делающим основание плотины. Много жизней унесла плотина, говорят, что построена она на крестьянских косточках.
Легенда о Таватуе и Нейве
Горное озеро Таватуй (площадь зеркала его вод – 2120 га) называют жемчужиной среди горных озер Свердловской области. Озеро Таватуй – третье по величине (после Аятского и Исетского) и самое глубокое среди горных озер Свердловской группы. Об озере сложено немало легенд и преданий. Одну из них рассказывает писатель Л.А. Федоров.
«Давно это было, так давно, что на этих горах с тех пор сто раз вырастал новый лес…. Жило тогда здесь племя сильное и красивое, мудрое и зоркое. Но всех крае была дочь старого шамана Тошема – красавица Нейва. Много парней, сватаясь к ней, предлагали ее отцу богатый выкуп, … и только один молодой охотник по имени Таватуй не был с поклоном у Тошема. Шло время. Спокойно жило племя, занимаясь охотой. Но появились с востока в озерной долине воинственные люди. Они делали набеги, убивали и мучили людей. Тогда шаман велел уходить своим людям в глубь лесов. Но возмутился Таватуй. Он призвал к борьбе с пришельцами. Началось сражение…. С восхода солнца до заката длилась битва. Сражен был Таватуй и упал на землю. С ужасом увидела Нейва смерть любимого. Полились из глаз ее слезы и лились так долго, что скрыли могучего Таватуя. А красавица Нейва бросилась со скалы и, ударившись об острые камни, превратилась в реку. С журчанием потекла она по земле, чтобы рассказать людям о великой победе и геройской смерти молодого охотника…»
10 занятие: Прогулка на луг.
Цель: Познакомить детей с растениями леса и луга.
Задачи: - Познакомить детей с разнообразием растительного мира, названиями растений, и их назначение в природе и жизни человека;
- научить распознавать и определять растения, узнавать и уметь собирать лекарственные растения;
- воспитать бережное отношение к растительному миру;
Ход мероприятия
Прогулку по царству растений лучше начать с изучения карты, на которую нанесены все заповедники нашей страны. Рассказать и показать детям заповедники нашей области. Рассказать о красной книге растений. Какие растения заносятся в красную книгу.
На прогулку мы возьмем с собой цветной атлас определитель, лупу, мешочки для лекарственных растений и инвентарь для игр.
Во время прогулки:
1. Записать на бумаге как можно больше названий растений. Кто больше всех напишет, получает призовые очки.
2. Лекарственные растения
-Собираются только при сухой погоде;
- Цветы собирают до того, как они полностью раскроются;
- Растения при сборе нельзя складывать в полиэтиленовый пакет, т.к. они могу отсыреть. Их собирают в бумажные мешки или мешки из мешковины;
- Лекарственные растения сушат на воздухе, а не на солнце;
3. Новые очки получат те дети, кто сможет определить названия цветов растущих на лугу. Или можно провести в виде игры с карточками.
- Прострел
- Чистотел
- Колокольчик
- Лютик
- Васильки
- Тысячелистник
4. Попросить детей обратить внимание не только на растения, но и на травы, кустарники, грибы, деревья. Работа с определителем растений.
5. Наблюдение за цветами. Цветы растений открываются и закрываются в определенном ритме.
часы | растения | |
4-5 утро | шиповник | открывается |
5-6 утро | одуванчик | открывается |
6 утро | Череда | открывается |
6-7 утро | Осот полевой | открывается |
7 утро | Кувшинка белая | открывается |
8 вечер | Мак | закрывается |
8 утро | Вьюнок | открывается |
8-10 вечер | Одуванчик | закрывается |
9 вечер | Календула | закрывается |
5. Сбор с детьми гербарий из листьев, соцветий и цветов.
6. Сбор и составление букетов для столовой и на выставку с названиями цветов.
Творческая мастерская поделок из природного материала. Аппликация из сухих цветов.
11 занятие: Прогулка за бабочками.
Цель: Познакомить детей с разнообразием насекомых и их значением в природе и жизни человека.
Задачи: - познакомить детей с разнообразием насекомых леса и луга и их значением в природе и жизни человека;
- научить определять распространенные виды насекомых и знать их значение в природе;
- воспитать чувства бережного отношения к насекомым, как части природы и важной составляющей в цепочке питания в природе;
Ход мероприятия
Для проведения экскурсии и наблюдений достаточно выйти на любую лужайку или полянку. Для работы потребуется лупа, микроскоп, атлас определитель насекомых.
1. Попросить детей лечь на траву и понаблюдать. Что они видят?
2. Каких насекомых они знают и почему?
3. Закопать на небольшую глубину баночку, так чтобы один край был вровень с землей, другие яркие баночки разместить в высокой траве, другие в низкой. Это будут ловушки для насекомых.
В детях необходимо воспитывать любовь ко всему живому и приучать их бережно относиться ко всему живому и к насекомым тоже. Поэтому коллекцию бабочек и жуков не следует делать с детьми. Объяснить детям, что ловушки нужны лишь для того, чтобы рассмотреть маленьких жителей лилипутов.
4. Понаблюдать, вместе с детьми, в каких местах встречаются бабочки, пауки, пчелы, гусеницы? Объяснить почему.
5. С помощью атласа определителя определить названия насекомых. Полезные и вредные насекомые.
6. Рассмотреть насекомых с помощью лупы. Строение их ножек, глаз, крыльев. Зарисовать в блокноты.
7. Рассмотреть строение паутины и зарисовать в блокнот.
8. Найти куколки насекомых и определить, кто появиться из нее, с помощью атласа определителя.
9. Наблюдения вечером у включенного ночного фонаря. Кто слетается на свет?
Игра «Прятки с бабочками»
Заранее на лужайке спрятать карточки с картинками бабочек. Детям нужно найти как можно больше карточек.
Творческая мастерская рисунков «Бабочки»
12 занятие: Орнитологическая экскурсия.
Цель: Познакомить детей с птицами парка и города.
Задачи: - познакомить детей с пернатыми жителями парка и города, их названиями, особенностями и значениями в природе;
- научить распознавать распространенные виды птиц парка и города;
- воспитать бережное отношение к птицам;
Ход мероприятия
Эту экскурсию лучше проводить в городском парке, тогда у детей будет возможность наблюдать не только птиц живущих в лесу, но и городских птиц. Познакомить детей с наукой орнитологией, которая изучает птиц.
1. По ходу экскурсии проводить наблюдения и отмечать все, что относиться к птицам. Гнезда, перышки, следы, голоса, самих птиц. Самые внимательные получают очки.
2. Наблюдение за хищными птицами. Канюк –мышелов. Хищники играют роль санитаров, ведь добычей хищников становятся более слабые или часто больные животные. Хищники питаются грызунами. Установлено, что одна пустельга ловит за год пятьсот мышей и полевок, а канюк – целых две тысячи!
3. По силуэту птицы в небе определить ее. Использую специальные карточки.
4. По голосам определить птиц в парке.
Воробей – чирикает
Ворона – каркает
Сорока – стрекочет
Канюк – пищит
Чайка – акает
Утка – крякает
Стриж – свистит
Кукушка - кукует
5. Предложить детям покормить городских птиц на площади парка.
6. Записать в блокнот названия всех птиц которых встретили в парке и в городе: воробей, голубь, сорока, ворона, синица, поползень, дятел, кукушка, канюк, утка, стриж, ласточка, чайка, скворец, канарейка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская лаборатория открытий - знатоки электроники
Электроника окружает нас везде, это и современные автомобили, и компьюторы, и фотоаппараты, и мобильные телефоны…..Перед нами электронный конструктор «Знаток»....
( Педагогический практикум)Тема: «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» ( Лаборатория открытий)
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимае...
Сценарий непосредственно - образовательной деятельности с детьми. Тема: " Путешествие в лабораторию открытий"
Сценарий непосредственно - образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по ознакомлению с интересными опытами....
"Песочная лаборатория" Открытое занятие
Данная разработка будет полезна для воспитателей ДОУ в разработке своего открытого занятия...
Сценарий непосредственно - образовательной деятельности с детьми. Тема: " Путешествие в лабораторию открытий"
непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....
Проект "Лаборатория открытий"
Организация опытно-экспериментальной, художественно-творческой деятельности дошкольников, непосредственно, в детском саду и онлайн, приобретение начальных профессиональных навыков и возмож...
Программа дополнительного образования детей от 3 до 4 лет по экспериментированию «Лаборатория открытий»
Программа дополнительного образования детей от 3 до 4 лет по экспериментированию «Лаборатория открытий» ...