Картотека дидактических игр к проекту "Что нам осень подарила?"
картотека по окружающему миру по теме

Звягинцева Светлана Викторовна

Дидактические игры для детей среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx236.17 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

к проекту «Что нам осень подарила?»

Подготовила:

воспитатель I категории

Звягинцева Светлана Викторовна


«ЧТО ЕДЯТ В СЫРОМ ВИДЕ, А ЧТО В ВАРЕНОМ?»

 Цель: Учить правильно определять, что можно есть в сыром виде, а что в вареном.

Материал: Можно использовать натуральные овощи, картинки с нарисованными овощами, муляжи.

Ход:

Взрослый показывает поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Вместо слов можно хлопать в ладоши, если «нельзя», дети сидят — тихо.

Взрослый показывает: огурец, морковь, свеклу, картофель, кабачок, баклажан, лук, репу, патиссон, томат, редис, капусту, петрушку.

«ЧТО РАСТЕТ В САДУ, ОГОРОДЕ?»

Цель: Научиться группировать растения по месту их произрастания. Развивать мышление, речь детей.

Материал: Карты с разными пейзажами для взрослого, маленькие карточки для детей.

Ход:

По сигналу взрослого дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте у взрослого. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.

Маленькие карточки просматриваются детьми заранее.

«ДЕТКИ НА ВЕТКЕ»

 Цель: Подобрать предметы по принадлежности к одному растению.

 Игровые   действия: поиск своей пары.

 Правило: Искать пару можно только после сигнала.

 Ход игры:

 Игру можно провести как подвижную. Детей делят на две подгруппы: одной раздают листья («ветки»), другой - фрукты («деток»). По сигналу: «Детки», найдите свои «ветки»!» — каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению.

 Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (воспитатель и ребенок или двое детей). Ворота закрываются (поднятые руки опускают), если пара выполнила задание неправильно.

 При повторении игры дети меняются листьями и плодами.

 

«УГАДАЙ-КА»

Цель: Научиться различать ягоды от фруктов; лесные ягоды от садовых; фрукты нашей полосы от фруктов тропиков, субтропиков; запомнить названия.

Материал: Картинки с изображением ягод (малины, голубики, брусники, земляники, вишни, крыжовника, клубники, сливы, черешни (желтой), шиповника», терновника, клюквы, ежевики). Картинки с изображением фруктов (персика, абрикоса, банана, ананаса, яблока, груши, лимона, граната,, мандарина, апельсина).

Ход:

 Вариант 1.

 Все картинки раздать играющим, предложить положить картинки с нарисованными фруктами в одну сторону, ягодами — в другую.

Вариант 2.

Раздать картинки с нарисованными ягодами. Предложить играющим картинки с лесными ягодами положить в одну сторону, а с садовыми в другую.

Вариант 3.

Раздать картинки с нарисованными фруктами. Предложить играющим картинки с фруктами нашей полосы положить в одну сторону, субтропиков и тропиков — в другую.

«СОЗРЕЛО – НЕ СОЗРЕЛО»

Цель: Определить спелость овощей н фруктов по внешним признакам.

Игровое действие: поиск пары.

Правило: Искать спелое или неспелое можно только по сигналу воспитателя.

Оборудование: Вначале нужно подбирать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикосы к др. При повторении игры можно предлагать фрукты (овощи) с менее заметными признаками спелости. Например, яблоко, грушу и др.

Ход игры:

Игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые овощи и фрукты, а остальным — неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т. е, товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости.

 В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки спелых и неспелых овощей и фруктов.

                                          

                                     «ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО - ПОТОМ»

Дидактическая задача: Определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.

Игровые   действия: Поиск своей группы.

Правило: Искать свое место среди товарищей можно только по сигналу.

Оборудование: Овощи и фрукты (4—5 названий) разной степени спелости. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть — бурый и красный.

Ход игры:

Овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!» - дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания - от неспелого к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правильной последовательности.

В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.

                                              «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Дидактическая задача: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила: Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия: Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры:

Вариант 1.

 После уборки урожая на своем огороде воспитатель собирает детей, показывает им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны к вершки и корешки. Воспитатель объясняет правила игры:

- Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки».

У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети делятся на две группы.)

Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй — по корешку. Так, все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три — свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок.

 Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

 Вариант 2.

 Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки, найдите свои вершки!»

 Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

 Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками. В старшей группе следует для этой игры брать овощи с малозаметными различиями в ботве, например петрушка и морковь, репа и редька. Можно положить веточки укропа — пусть дети поищут свои корешки. Если играющий не нашел, значит, корешки укропа несъедобные, значит, остался без пары.

                                      «ЗАГАДАЙ, МЫ ОТГАДАЕМ»

 Дидактическая задача: Описать предметы и найти по описанию.

 Игровые действия: Загадывание и отгадывание загадок об овощах и фруктах.

 Правила: Описание давать в принятом порядке: сначала рассказать о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. Называть предмет при описании нельзя.

Ход игры:

 На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтоб всем детям хорошо были видны детали их формы, неравномерность окраски.

Первый вариант.

 Один ребенок выходит за дверь, он водит, а все оставшиеся готовят описание любого растения. Водящему надо догадаться и назвать то, о чем рассказали дети. Воспитатель может напомнить или предложить ребятам вспомнить последовательность описания: форма ее детали,

окраска, поверхность, вкус.

Второй вариант.

 Ребенок описывает предмет, а другой узнает его по описанию. Тому, кто рассказывает об овоще или фрукте, воспитатель предлагает не смотреть постоянно на предмет, о котором он рассказывает, иначе остальные легко догадаются.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Цель: Закреплять умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки.                              

Игровые действия: Ребенок достает из мешочка фрукт. Обследует его, называет. (К концу года можно использовать муляжи, активизируя память детей.)

1. Через некоторое время дети определяют овощи и фрукты на ощупь, не вынимая из мешочка.

2. Воспитатель перечисляет признаки задуманного овоща или фрукта, а ребенок находит его на ощупь и достает из мешочка. Например, овощ похож на шарик с длинным хвостом, твердый. (Свёкла.)

«ПОЧТАЛЬОН ПРИНЕС ПОСЫЛКУ»

 Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровое действие: Составление загадок об овощах.

Материал: Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.

 Ход:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи и фрукты Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принес почтальон. Остальные дети отгадывают.

                                 «ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ»

 Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Игровое правило:

Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие: Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

Ход:

Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».

  Воспитатель. Морковь.

  Дети. Да!

  Воспитатель. Огурцы.

  Дети. Да!

  Воспитатель. Свёкла.

  Дети. Да!

  Воспитатель. Сливы.

  Дети. Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь - людей насмешишь. Будь внимателен!»

«УЗНАЙ НА ВКУС»

   Дидактическая задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький); активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровые правила: Не глядя на овощ, определять его вкус, правильно называть вкус словом, терпеливо ждать, когда будет дан овощ для пробы.

Игровые действия:  Закрыть глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, пока не разжуешь. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать на вкус другой овощ. Найти целый овощ на столе воспитателя.

  Ход игры: На столе у воспитателя на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям; огурец (свежий и соленый), морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, слива. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки из расчета на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки. Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому предлагает закрыть глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка взять этот кусочек в рот. Тот, не открывая глаз отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них.

Организуя игры, следует помнить о гигиенических требованиях: нельзя с одной вилки давать всем детям для пробы овощи или фрукты, использованные салфетки надо класть на отдельный поднос.

В игре участвуют все дети, но можно играть и с небольшими подгруппами ребят.

«СЛОЖИ КАРТИНКУ»

 

Дидактическая задача:  Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

 

Игровое правило: Не ошибаться в выборе.  Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку.

Игровые действия: Поиск частей, складывание целой картинки.

Ход игры:  В коробке лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек, растений. В другой коробке лежат такие же картинки, но только разрезанные на четыре равные части по вертикали или диагонали. Воспитатель знакомит детей с картинками. Они называют, что на них изображено. Затем показывает часть картинки и спрашивает:

  • Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек?
  • От яблока, — отвечают дети.

Воспитатель накладывает часть картинки на целую.

  • А теперь найдем другие части яблока.

Дети вместе г воспитателем ищут картинки с изображением частей яблока, дают их воспитателю. Когда все кусочки найдены и положены рядом с целой картинкой, воспитатель говорит:

  • Смотрите, дети, получилось целое яблоко. Сейчас я вам дам картинки. Свете я дам  грушу,   а   Вике — помидор.
  • Вика, найди свою картинку!

А Юле я дам морковь. Где лежит картинка?   (Так все дети получают по картинке.)   А теперь соберите целые картинки из их частей. Разрезанные картинки лежат на столе.

  Сам процесс поиска, нахождения, складывания частей увлекает ребят. «У меня уже целая морковки получилась», «А у меня помидор», - радуются они тому, что сами «сделали» из кусочков целый предмет (помидор, морковь, яблоко).

—   А теперь давайте положим на место все картинки и поиграем по-другому, — предлагает воспитатель.

— Я сейчас дам вам не целую картинку, а кусочек. А вы по этому кусочку догадайтесь» какую картинку надо собрать.

— У меня, наверное, яблоко получится, — догадывается один из играющих.

—   Сложи, а мы посмотрим, не ошибся ли ты, — увлекает дальше игрой воспитатель.

  Усложняя игру, воспитатель вносит элемент соревнования: кто первый сложит картинку, тот выигрывает, получает фишку. Усложнение может идти и по количеству частей (картинка разрезается потом на шесть частей), и по содержанию (на картинке не один предмет, а короткий сюжет: девочка играет с куклой, зайчик ест морковь, лисичка с колобком и др.).

Так же проводится игра и с разрезными кубиками. Их надо давать после того, как дети научились складывать разрезные картинки.

«СУП И КОМПОТ»

Задача: разложить овощи и фрукты

Оборудование: две кастрюли, муляжи овощей  и фруктов.

Ход:

В одной мы будем варить суп, а в другой компот. Раскладываем овощи и фрукты в кастрюли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактического материала на тему "Осень" для воспитателей старшей и подготовительной групп ДОУ

В картотеку дидактического материала на тему "Осень" вошли:- пальчиковые игры;- динамические паузы и дыхательные гимнастики;- речевые и дидактические игры;- работа со стихами;- подборка стих...

картотека дидактических игр на тему "Осень"

картотека дидактических игр на тему "Осень"...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на тему «Осень в лесу»

Данный подбор дидактических игр позволит быстро и доступно провести образовательную деятельность по развитию речи дошкольников. А также провести индивидуальную работу....

Методическая разработка. Картотека дидактических и подвижных игр по лексической теме "Осень"

Игра, как известно, основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Специалисты отмечают, что игра в определенной мере вляется одним из способов познания окружающего мира. Представленные игры на...