Проект "Мир для тебя, ты для мира" с досугом "О правах играя"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Козик Наталья Александровна

Цель: повышение правовой культуры детей и родителей в процессе активного общения с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_prezentatsii.docx67.05 КБ
Файл o_pravakh_igraya.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 113 ГОРОДА ТЮМЕНИ

(МАДОУ ЦРР - д/с № 113 города Тюмени)

ул. Ватутина 20, корпус 1 г. Тюмень, 625031                          тел./факс: (3452) 47-23-37,  E-mail: sad113@list.ru

Проект

Мир для тебя,

ты - для мира

                                                            Воспитатель:

Козик Наталья Александровна

Тюмень, 2014

Вид: краткосрочный (одна неделя).

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель, воспитатель по изобразительной деятельности.

Проблема: поверхностный интерес родителей к изучению прав ребенка

Обоснование проблемы:

  • Незнание родителей и детей декларации прав ребенка.
  • Повышение правовой культуры педагогов ДОУ в процессе активного педагогического общения

Цель: повышение правовой культуры детей и родителей в процессе активного общения с педагогами

Задачи:

  • упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
  • расширить представление о документах, регламентирующих соблюдение прав ребенка
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности

Результаты проекта

  • Оформление родителями и детьми выставки рисунков «Мои права»
  • Дети и родители познакомились с Декларацией прав ребенка.
  • Возросшее желание детей обогатить свои знания о правах
  • Увлечённое использование прав в дидактических и театрализованных играх в самостоятельной деятельности.

Презентация   проекта

Презентация «О правах играя»

Пригласить на выставки «Мои права», презентовать родителям и педагогам других групп Декларацию о правах детей. Провести совместный досуг «О правах играя» 

Инновационные педагогические технологии, используемые в проекте    

               

  • Технология проектной деятельности;
  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Личностно - ориентированная технология;
  • Игровая технология.

Виды деятельности

Формы деятельности

Работа с детьми

Познавательная область

Художественно – эстетическая область

Речевая область

Физическая культура

Социально  - коммуникативная область

«Устный журнал» - беседа о правах детей

Просмотр мультфильмов о правах детей

Чтение:

Русские народные сказки:

«Гуси – лебеди»

«Волк и семеро козлят»

«Колобок»

«Теремок»

«Заюшкина избушка»

«Три поросенка», пер. с англ. С.Михалков

«Буратино» А.Толстой

«Золушка» Ш.Перро

«Айболит» К.Чуковский

«Цветик – семицветик» В.Катаев

Рисование «Мои права»

Пересказ сказок

Дидактические игры «Составь пазл», «Назови ласково», «А ты мне кто?»

Обогащение словаря

Проведение физминуток «Моя семья», «Мы дружные ребята»

Беседа «Что такое право»

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Театрализованная деятельность по сказкам

Работа с родителями

Анкетирование «Знаете ли вы права ребенка?»

Выставка «Мои права»

Консультация «Декларация прав ребенка»

Папка-передвижка «Ребенку о правах»

Родительское собрание «Что мы знаем о правах»

Подготовка к инсценировке сказки «Волк и семеро козлят»

Творческая мастерская: «Что в имени моём?», «Герб моей семьи», «Связь поколений»

Работа с педагогами

Мастер – класс «Изучаем права»

Презентация дидактической игры – викторины «Права сказочных героев»

Обобщение опыта на педагогическом совете по теме проекта

Круглый стол «мир для тебя, ты для мира»

Организация и проведение досуга «О правах играя»

Консультации с узкими специалистами по теме проекта

Семинар «Нормативные основы прав ребёнка»

Приложение 1

Досуг «О правах играя»

  Задачи:

Социально-коммуникативная область:

  • Упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
  • Развивать эмоциональную сферу,  коммуникативные навыки и умения;
  • Воспитывать чувство уважения к другим людям;
  • Закрепить умение детей играть в различные дидактические и театрализованные игры;
  • Совершенствовать речь, как средство общения

 

Познавательная область:

  • Учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

Речевая область:

  • Продолжать развивать связную речь;
  • Совершенствовать диалогическую форму речи;
  • Расширять словарный запас детей

Физическая область

  • Формировать привычку сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

Художественно – эстетическая область

  • Продолжать учить рисовать на выпуклой форме;
  • Закреплять умение передавать пропорции элементов лица человека, формировать целостный образ;
  • Закрепить правила пользования кистью и красками;
  • Развивать мелкую моторику и точные движения кистью.

Материалы и оборудование:

  • мультимедиа;
  • Презентация "О правах играя";
  • шляпа;
  • конверты с письмами;
  • гуашь на каждого ребенка;
  • кисти на каждого ребенка;
  • скорлупа от яиц.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы, русских народных сказок,
  • беседы по теме «Права ребёнка»
  • рассматривание иллюстраций к литературным произведениям,
  • разучивание пословиц,
  • сюжетно-ролевые игры «Семья»,  «Я помогаю маме»,
  • дидактические игры «Назови имя»

Работа с родителями:

  • консультация "Декларация прав ребенка",
  • папка - передвижка "Ребенку о правах",
  • подготовка к инсценировке сказки "Волк и семеро козлят"

Словарная работа: 

  • обязанности, декларация

Ход образовательной деятельности

Звучит музыка. Входят дети.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

– При встрече здороваться:

Доброе утро! Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера! "

Воспитатель: Я предлагаю вам взяться за руки и пожелать друг другу хорошего настроения.

Воспитатель: Ребята, на адрес нашей группы пришло много писем. И во всех этих письмах речь идет о правах. Сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах.

Я предлагаю вам открыть в нашей группе юридическую консультацию, а вам быть в роли консультантов.

Детям прикрепляются бейджики с именами.

Воспитатель: Может кто - то из вас знает, что такое право

Рассуждения детей

Родитель 1: Право - это установленные и охраняемые законами нашей страны нормы и правила

Воспитатель: Ребята, а кто пользуется этими нормами и правилами

Ответы детей

Родитель 2: Правильно. Каждый из вас еще ребенок, но вы растете и когда – то станете взрослыми (Слайд № 2)

Мы с вами живем в государстве, а значит каждый из нас гражданин. Каждый гражданин в России имеет свои права, предусмотренные Конституцией РФ (слайд № 3)

Права ребенка прописаны в  Конвенции о правах ребенка  — это главный документ детей, который подписали люди нашей планеты  (слайд № 3)

Воспитатель: Если мы изобразим ваши права в виде лепестков, то у нас получится красивый цветок. Кстати, он мне что-то напоминает (слайд № 4)

Дети: Это цветик - семицветик

Воспитатель: Ну, а нашей консультации пора начать работу. Я приглашаю одного из вас, чтобы разобрать первое письмо.

Ребенок достает картинку из сказки "Волк и семеро козлят» (слайд № 5)

Инсценировка сказки "Волк и семеро козлят" (Сокращенный вариант)

Воспитатель: Ребята, какое право нарушил волк по отношению к козлятам (Ответы детей) Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? У каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Но соблюдаются ли они? Вспомните свои споры. Ведь не всегда они заканчиваются мирно. Хорошо это или плохо? А когда вы спорите, вы какими становитесь? - А я предлагаю говорить друг другу больше добрых слов, чтобы стать еще добрее по отношению друг к другу.

 Приглашаю следующего консультанта

Подходит ребенок и распечатывает письмо, достает свидетельство о рождении. (Слайд № 6)

Воспитатель:  Что это за документ?

Дети: Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.

Воспитатель:  О каком праве он напоминает?

Дети: О праве на имя, фамилию, отчество.

Родитель 1: Зачем нам нужно имя?              

Дети: Чтоб нас не перепутали, различали

Родитель 2:

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –                                                   

Имя каждому дано, 

И у каждого одно!

Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

Дети: Называть друг друга по имени

Игра « Шляпа знакомств».

Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны назвать свое имя и так как вас называют дома ваши родные. (Дети по очереди называют имена)

Воспитатель:  Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Воспитатель: Наша работа продолжается

Следующий  ребенок достает из конверта разрезанные картинки

Воспитатель: Очень интересно. Что же мы будем делать, все письмо разрезано на кусочки?

Рассуждения детей

Воспитатель: Я согласна с вами, мы должны собрать картинку, тогда поймем, о каком праве идет речь

Дидактическая игра "Собери картинку"

Цель: закрепление прав ребенка на примере литературных героев, уметь называть нарушенные права; воспитывать ответственность за свои поступки, желание соблюдать права.

Родитель 1: Ребята, назовите героев этих сказок. Кто из них нарушает права, а у кого эти права нарушаются (слайд № 7)

Родитель 2: «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь».

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

 У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Воспитатель: Работа продолжается

Следующий ребенок открывает письмо и достает фотографию семьи.

Родитель 1: Предлагаю вам поиграть в игру

Речевая дидактическая игра «А ты мне кто? » 

Цель: Закрепление права ребенка на семью, усвоение родственных отношений, формирование представлений о семье, как о людях, живущих вместе.

Дети становятся в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д., а ты мне кто? (слайд № 8)

Воспитатель: В семье все любят друг друга, живут вместе, дружно, проявляют заботу. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

Воспитатель: Еще дети имеют полное право на медицину. Посмотрите на картинку и скажите, кто осуществляет право в этой сказке (слайд № 8)

Воспитатель: Молодцы, но в нашей консультации еще не все письма разобраны, продолжаем.

Входит Баба Яга (родитель)

Баба Яга: Пропустите, пропустите. Это у вас юридическая консультация?

Воспитатель: У нас. А у вас есть к нашим консультантам вопросы?

Баба Яга: Да. Соседка у меня есть. Золушка зовут. Такая девчушка хорошая, стеснительная, работящая. А вот мачеха у нее злая. Постоянно заставляет ее работать, телевизор смотреть не дает, а про компьютер и говорить нечего. И так мне ее жалко, знаю, что мачеха право ее нарушает, а какое не помню.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе подумаем и поможем Бабе Яге.

Ответы детей

Воспитатель: Правильно! Это право на отдых и труд.

Родитель 2: Давайте не будем забывать о тех людях, которые находятся рядом с нами, не забывать о своих обязанностях, и конечно всегда помнить о своих правах.

Баба Яга: До свидания ребята, вы мне очень помогли. Пойду, объясню мачехе Золушки какие права она нарушает.

Прощается с детьми и уходит

Воспитатель: Ребята, мы только что сказали о том, что надо помнить о тех людях, которые нас окружают,  которые нас любят и понимают, помнить о том, что у всех есть равные права, что у всех есть определенные обязанности.

 Родитель 2: Действительно, все мы разные, у каждого своё имя, фамилия, разные черты лица. Вот у Саши – голубые глаза, а у Нади – карие, у Маши – светлые волосы, а у Тани – темные. Но всех нас объединяет то, что мы добрые люди.

Воспитатель по изобразительной деятельности: А каждый человек похож на яичную скорлупку. Любое грубое слово, движение, крик – и человека, друга можно потерять. Мы живем на большой планете Земля, которая тоже похожа на яичную скорлупку. Если люди будут обижать друг друга, не беречь окружающий нас  мир, то разрушиться не только дружеские отношения, но и наша планета земля.  

Все мы имеем право на образование(слайд № 9), которое хорошо прописал в своей сказке  «Приключения Буратино» Алексей Толстой.

Сегодня предлагаю продолжить учиться рисовать свой портрет, но не на бумаге, а на яичной скорлупе. Удобно вам будет рисовать? Почему? Какая скорлупа?

Ответы детей (…)

Воспитатель: Давайте вспомним, из каких элементов состоит лицо человека.

  •  Поставьте палец на нос и посмотрите, где он находится? (ответы детей)
  • Что находится выше носа?
  •  Что находится выше глаз?
  •  Где находится рот?
  •  А какой формы у нас лицо?

Дети выполняют работу.

Воспитатель: А теперь давайте положим портреты вместе, посмотрите какая веселая и дружная компания у нас получилась!

Воспитатель: Вы сегодня были молодцы, и мы хотим подарить вам прекрасное стихотворение:

Воспитатель: Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

                       У него уже с пеленок веские права!

 Родитель 1: Он имеет право жить, развиваться и дружить;

                        Иметь просторный, добрый дом

                        Видеть тихий мирный сон.

Родитель 2: Врачей помощь получать,

                       Обучаться, отдыхать,

                       Быть веселым и здоровым,

 Воспитатель по изобразительной деятельности:

                                          Восхищаться чем-то новым

                                          И любить, и быть любим

                                          Он на свете не один!

Рефлексия: просмотр фотографий снятых во время проведения досуга с обсуждением пройденного

Желаем вам успехов во всем.

Приложение 2

Заметки к слайдам

Слайд № 1

Проект «Мир для тебя, ты для мира»

Цель: углубить взаимодействие воспитателя с родителями и узкими специалистами на развитие индивидуализации ребенка дошкольника. В рамках проекта проводится досуг с участием детей подготовительной группы, их родителей, воспитателя по ИЗО

Слайд № 2

В первую очередь ты – ребенок, но ты растешь и становишься гражданином. Ты живешь в современном государстве Россия – значит ты гражданин России. Каждый гражданин в России имеет свои права, предусмотренные Конституцией РФ

Слайд № 3

Кроме имеющихся у каждого человека прав, у него есть еще и обязанности. Права ребенка прописаны в  Конвенции о правах ребенка, которую  подписали люди нашей планеты 

Слайд № 4

Если права ребенка изобразить в виде лепестков, то получится красивый цветок:

  • на имя и гражданство
  • на защиту
  • на медицину
  • на отдых и досуг
  • на обучение
  • на семью
  • на информацию

Слайд № 5

Инсценировка сказки "Волк и семеро козлят"  Ребята, какое право нарушил волк по отношению к козлятам. Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев?

Слайд № 6

У каждого человека есть имя, которое он получает при рождении. А закрепляется это право свидетельством о рождении

Слайд № 7

Дидактическая игра «Собери картинку»

Цель: закрепление прав ребенка на примере литературных героев, уметь называть нарушенные права; воспитывать ответственность за свои поступки, желание соблюдать права.

  • Ребята, назовите героев этих сказок. Кто из них нарушает права, а у кого эти права нарушаются
  • «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь».

Слайд № 8

Дидактическая игра «А ты мне кто?»

Цель: Закрепление права ребенка на семью, усвоение родственных отношений, формирование представлений о семье, как о людях, живущих вместе.

Дети становятся в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д., а ты мне кто?

В семье все любят друг друга, живут вместе, дружно, проявляют заботу. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

А еще каждый ребенок имеет право на медицину, назовите сказку и расскажите кто осуществляет права в этой сказке

Слайд № 9

Золушка жалуется на плохое обращение со стороны мачехи: заставляет работать, не дает отдыхать. Какое право нарушено? Право на отдых и досуг

Дети имеют право на образование и информацию

Слайд № 10

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

 Он имеет право жить, развиваться и дружить;

 Иметь просторный, добрый дом

 Видеть тихий мирный сон.

 Врачей помощь получать,

 Обучаться, отдыхать,

 Быть веселым и здоровым,

 Восхищаться чем-то новым

 И любить, и быть любим

Приложение 3

Анкета для родителей «Знаете ли вы права ребенка?»

Уважаемые родители!

В настоящее время остро стоит проблема защиты прав ребенка. Просим вас честно ответить на вопросы анкеты.

Знакомы ли Вы с какими-либо правовыми документами, устанавливающими или освещающими права маленького ребенка? Если «да», то с какими?
Какими, по вашему мнению, правами обладает ребенок, перечислите:
Обозначьте названия документов, которые, по Вашему мнению, могут содержать информацию о правах ребенка:

  • Конвенция о правах ребенка
  • Трудовой кодекс РФ
  • Конституция РФ
  • Семейный кодекс РФ
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Уголовный кодекс РФ

Как Вы считаете, является ли наказание (любое) нарушением прав ребенка? (Подчеркните.)

  • Да.
  • Нет.
  •  Не всегда.

Закончите фразу: «Наказание происходит потому, что …»
Отметьте фразы, которые Вы наиболее часто употребляете при общении с ребенком:

  • Сколько раз тебе повторять?
  • У всех дети как дети, а ты…
  • А как ты считаешь?
  • Ну что за друзья у тебя?
  • Давай подумаем…
  • И в кого ты такой уродился?
  • Я в твои годы…
  • Какой ты молодец! (Какая ты умница!)

Какие наказания или меры воздействия, с Вашей точки зрения, не противоречат правам ребенка и могут быть использованы воспитателями в группе?

Приложение 4

Семинар для педагогов

Тема: «Нормативные основы прав ребёнка»

Задачи:

1. активизировать знания педагогов о нормативно-правовых документах, в которых закреплены права ребёнка;

2. развивать умение у педагогов работать с правовыми документами;

3. повышать уровень коммуникативной компетентности: умение аргументировать свою точку зрения.

Предварительная работа: подбор и изучение литературы по теме; анализ международных правовых документов: Декларация прав ребёнка, Конвенция ООН о правах ребёнка; разработка анкет для педагогов «Знаем ли мы права ребёнка? »; анкетирование педагогов и анализ;

Методы и приёмы: анкетирование по теме; работа педагогов с нормативными документами; работа с народными и авторскими сказками; обратная связь "Знаки препинания".

Оборудование: магнитная доска; столы для практической части; литература по теме; правовые документы: Декларация прав ребёнка, Конвенция ООН о правах ребёнка; народные и авторские сказки; краткая характеристика правовых документов; схема нормативного обеспечения прав детей в сфере образования, включающая пять уровней: международный, федеральный, региональный, городской и локальный

План проведения консультации:

1. Вступление

2. Немного истории.

3. Краткая характеристика основных международных документов: Декларация прав ребёнка, Конвенция ООН о правах ребёнка.

4. Анализ анкет «Знаю ли я права ребёнка».

5. Работа с нормативно-правовыми документами в мини-группах.

6. Обратная связь.

Вступление

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы… »

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы обсудить важную и актуальную тему, связанную с защитой прав и достоинств ребёнка, а также проанализировать основные международные народные документы: Декларацию прав ребёнка, Конвенцию ООН о правах ребёнка. Предлагаю вам работать в следующем режиме:

1. начнём с исторической справки об основных правах ребёнка;

2. затем остановимся на анализе анкет: «Знаем ли мы права ребёнка»;

3. поработаем с правовыми документами в мини-группах;

4. подведём итог нашей встречи (папки с материалом для работы с родителями) .

Планирую закончить консультацию в 13.40.

Историческая справка

Согласно Словарю русского языка под редакцией Ожегова С. И. право - «совокупность устанавливаемых и охраняющих государством норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе».

Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения этих прав.

Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе и к образовательной, и распространяется на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

Вопрос о необходимости прав детей возник в России в середине XIX в.

Крестьянская реформа, по выражению М. Е. Салтыкова-Щедрина, устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку». С этого времени в сознание людей стала внедряться мысль о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей.

Вскоре эти проблемы начали обсуждаться на страницах газет и журналов педагогами, врачами, учёными, литераторами, общественными деятелями.

Так, А. И. Стойкович в своей книге «О неблагоразумном и превратном домашнем воспитании» указывал на необходимость защиты прав ребёнка от жестокого отношения со стороны взрослых. А в 1881 г. Барон А. И. фон дер Ховен активно хлопотал об устройстве в Санкт-Петербурге «Общества защиты детей», выступая за создание общественной организации, которая содействовала бы соблюдению прав детей всех слоёв населения.

Этой же проблеме была посвящена и монография присяжного поверенного В. М. Сокорина «Охрана детства», опубликованная в 1893 г. В ней указано на необходимость соблюдения права детей на охрану здоровья, отдых, игру, защиту и помощь и рассмотрены механизмы их реализации. Обосновывая свою позицию, автор ссылается на законы, «ограждающие безопасность детей и обеспечивающие их защиту», и высказывает мнение, что для защиты прав детей необходимо создавать общественные организации, которые должны быть санкционированы правительством, так полицейского и прокурорского надзора для этих целей недостаточно.

К сожалению, эти и многие другие благородные начинания российских общественных деятелей по защите прав детей в силу тех или иных причин не получили поддержки и дальнейшего развития. Очевидно, поэтому наиболее значимым событием, связанным с защитой прав детей, считается создание в 1919 г. Лигой Наций Комитета детского благополучия. Деятельность Комитета благополучия была направлена на оказание помощи беспризорным детям, маленьким рабам и сиротам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В период одновременно с Комитетом действовали и другие неправительственные организации.

Большую роль в разработке социальных стандартов защиты прав детей сыграл Международный союз спасения детей, основанный в Англии (Эглантайн Джебб). Именно этой организацией бала разработана Декларация прав ребёнка, которая в 1923 г. была принята Лигой наций.

Декларация была первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. Кроме того, в ней подчёркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите детства.

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка как составной части защиты прав человека сложилась гораздо позже – только после провозглашения Организацией Объединённых наций принципа уважения прав человека.

В целях разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, который в настоящее время является главным механизмом международной помощи детей.

К основным международным документам, разработанным ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относится:

Декларация прав ребёнка (1959) ;

Конвенция ООН о правах ребёнка (1989) ;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) .

Краткая характеристика международных нормативных документов

Декларация прав ребёнка (1959) является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищённым от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

Так, впервые в Декларации были сформулированы принципы, на которых должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребёнка.

Время и продолжающееся ухудшение положения детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа. Десять лет Комиссия по правам человека, в которой участвовали юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций многих стран мира разрабатывали этот проект. 20 ноября 1983 года Генеральной Ассамблее ООН понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт. Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. Впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребёнка в 1990г.

В связи с тем, что наша встреча посвящена защите прав ребёнка, возникает необходимость в специальном анализе этого документа. С одной стороны, это поможет нам активизировать знания о данном документе, а с другой стороны – позволит выявить права детей и родителей, соблюдение которых зависит от деятельности дошкольного образовательного учреждения и может регулироваться органами управления образованием.

Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признаёт за каждым, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

воспитание;

развитие;

защиту;

активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и представляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные, естественные права ребёнка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого во Всеобщей декларации прав человека:

• государства-участники уважают права ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст. 14, п. 1) ;

• ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение: это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст. 13, п. 1) ;

• государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27, п. 1) .

Часть положений Конвенции о правах ребёнка более специфична:

• государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке (ст. 19, п. 1) ;

• признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст. 31, п. 1) ;

• признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32, п. 1) ;

• статья 37 требует, чтобы ни один ребёнок не был подвергнут… унижающим его достоинство видам обращения и наказания.

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст. 27, п. 2) .

Особо следует отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. В статье 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в полном их объёме;

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённых в уставе Организации Объединённых Наций;

в) воспитание уважения к родителям ребёнка, к его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

г) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами; а также лицами из числа коренного населения;

д) воспитание уважения к окружающей природе.

И наконец, согласно Конвенции все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42) .

Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.

Значение этого документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребёнка. Он уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государства о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Это становится возможным только при наличии определённого механизма, позволяющего на уровне семьи ребёнка или детского сада контролировать положение с соблюдением его прав. При этом очевидно, что такой контроль может и должен сопровождаться возможностью воздействия на семью с целью устранения как реальных, так и возможных нарушений прав ребёнка.

Мы думаем, что дошкольное образовательное учреждение, работая в тесном контакте с семьёй, может стать важным элементом в системе этого контроля.

Вместе с тем мы понимаем, что ДОУ в силу своей специфики и возможностей не в состоянии повлиять в полней мере на соблюдение всех прав, которые касаются детей дошкольного возраста.

Именно поэтому на основе анализа основных международных документов - Декларации прав ребёнка (1959, Конвенции ООН о правах ребёнка (1989)

является выделение тех прав ребёнка, соблюдение и защиту которых может обеспечить наш педагогический коллектив.

Для этого вам было необходимо ответить на вопросы анкеты «Знаем ли права ребёнка».

В результате анализа полученных данных было установлено следующее: педагоги нашего детского сада считают, что ДОУ в состоянии повлиять на защиту прав ребёнка-дошкольника, а именно:

• права на охрану здоровья;

• права на образование;

• права ребёнка участвовать в играх;

• права на сохранение своей индивидуальности;

• права на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.

Мы согласны с тем, что вышеперечисленные права являются именно теми правами, на реализацию которых способны повлиять и педагоги и медицинский персонал нашего ДОУ.

Практическая часть (работа с правовыми документами в мини-группах)

Карточка № I.

1. Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь) .

2. Почему обитатели двора в сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» обижали гадкого утёнка, какое право они этим нарушали? (Он был не похож на других, нарушено право на сохранение индивидуальности) .

3. Какое право было нарушен в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища). Кто нарушил это право и кто помог восстановить права? (Лиса, Петух) .

Карточка № II.

1. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок в сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик»? (Правом на бесплатное образование) .

2. Какое право нарушили лиса Алиса и кот Базилио, хитростью выманив у Буратино пять золотых монет? (Право на личную собственность).

3. Какие права падчерицы нарушила мачеха в сказке Б. Гримм «Госпожа Метелица»? (права на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого отношения или эксплуатации) .

Обратная связь

Уважаемые участники консультации. благодарю вас за работу! Поделиться своим мнением об актуальности сегодняшней темы нам помогут знаки препинания:

"! "

"? "

". "

Список литературы

1. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов. – «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003.

2. Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. – М. : Педагогическое общество России, 2007.

3. Защита прав и достоинства маленького ребёнка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образоват. учреждений/ Т. Н. Доронова, А. Е. Жичкина, Л. Г. Голубева и др. – 2-е изд. – М., Просвещение, 2006.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О ПРАВАХ ИГРАЯ

Слайд 2

Я – РЕБЕНОК… Я- РАСТУ… Я –ГРАЖДАНИН…

Слайд 3

У МЕНЯ ЕСТЬ права ОБЯЗАННОСТИ

Слайд 4

ПРАВА РЕБЕНКА

Слайд 5

Я имею право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу Право на жизнь

Слайд 6

Я имею право на имя Право на имя и гражданство

Слайд 7

Я имею право на неприкосновенность жилища Право на жилье

Слайд 8

Я имею право на медицину «Я имею право на семью» Словесная дидактическая игра «А ты мне кто?» Я мама – ты сын (дочь) Я папа – ты сын (дочь) Я брат – ты сестра (брат) Я сестра – ты брат (сестра) Я Бабушка – ты внук (внучка) Я дедушка – ты внук (внучка) Право семью Право на медицину

Слайд 9

Я имею право на отдых и досуг Я имею право на образование Право на отдых Право образование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучаем права, играя. Игра "Заморочки из коробочки"

Правовое воспитание - немаловажный аспект в воспитании всесторонне развитой, успешной личности, имеющей гибкое мышление, умение приспосабливаться к внешним изменениям и отстаивать свои права и интерес...

Игры с элементами баскетбола. Правила игры в баскетбол

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, честность и быстроту реакц...

Правила игры с ребенком: учимся играя

Ранее развития и ранее обучения - понятия абсолютно разные по смыслу. Ведь серьезно обучаться маленькому исследователю еще рано, а вот развивать разнообразные способности - в самый раз!Такое развитие ...

Сценарий игры КВН "О правах играя".

Сценарий игры КВН "О правах играя" для детей старшей группы....

Подвижные игры для детей 4-5 лет с подробным описанием правил игры

Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех учас...

Мастер-класс «Изучаем права, играя». Презентация дидактической игры-викторины «Права сказочных героев»

Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире.Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами той страны, в которой он живет, а дошкольное детство - это наиболее благоприятный п...

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию. Тема: «О правах- играя! Право на имя!»

Цель: продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами....