Игры с элементами баскетбола. Правила игры в баскетбол
методическая разработка по физкультуре на тему

Хайруллина Гульназ Маулитьяновна
Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, честность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА

Подвижные игры с мячом

«Играй, играй мяч не теряй».

Задачи. Формировать умения  детей слушать сигнал, дать им почувствовать физические качества мяча, формировать умения управлять мячом и играть с ним не мешая товарищу, находить свободное место на площадке.

Описание игры. Все дети располагаются на площадке  и каждый играет с мячом по своему усмотрению. После сигнала воспитателя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется.

Варианты. После сигнала воспитателя все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста.

Методические указания. Перед игрой инструктор называет движение с мячом, которые дети могут выполнять.

«Сделай фигуру»

Задачи. Формировать умения детей слушать сигнал, не бросать мяч после него. Формировать навыки действия с мячом, воспитывать умение поделиться мячом с товарищем.

Описание игры. Все дети свободно располагаются на площадке, каждый второй имеет мяч. Если инструктор говорит «день», все свободно играют с мячом в паре с товарищем. Если инструктор говорит «ночь», все дети (с мячами и без них) должны как можно быстрее принять определенную позу и не шевелиться. Зашевелившийся ребенок получает штрафное очко. Выигрывают дети, не получившие штрафных очков.

«Вызови по имени»

Задачи. Формировать умения детей ловить мяч, развивать реакцию, умения согласовывать действия. Воспитывать ответственность перед командой, положительное отношение ко всем играющим.

Описание  игры. Дети делятся на 4-5 групп и образуют круги. В центре каждого круга – ребенок с мячом. После сигнала инструктора он бросает мяч вверх и вызывает по имени того, кому предназначается мяч. Тот должен успеть поймать мяч, не уронить его. После этого пойманный мяч бросает  его вверх и также вызывает кого-нибудь. Выигрывает группа, меньшее количество раз уронившее мяч на землю.

Игры с передачей, ловлей мяча

«10 передач»

Задачи. Формировать умения  детей передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами, воспитывать стремление помочь товарищу правильно выполнять движения.

Описание игры. Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. У каждой пары мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча.

Методические указания. Обращать внимание детей на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, а бросать его партнеру на уровне груди.

«Обгони мяч»

Задачи. Учить передавать, ловить мяч, воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры. Играют 2 или 4 команды. Игроки каждой команды становятся по кругу и выбирают водящих, которые имеют мяч. После сигнала воспитателя водящие отдают мяч игроку, стоящему справа от них, а сами бегут влево, обегают круг и становятся на свое место. Получившие мяч передают следующим справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока все не обегут круг, а мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

«За мячом»

Задачи. Учить передавать, ловить мяч двумя руками от груди, развивать умения ориентироваться на площадке, воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры. Дети делятся на несколько команд. Каждая команда делится на  две колонны, которые становятся одна против другой на расстоянии 2-3 метра. У водящего мяч. После сигнала водящий передает мяч против стоящему в колонне ребенку по команде, а сам бежит в конец противоположной колонны, т. е. за мечом. Поймавший тоже передает мяч на против стоящему и отправляется за мячом. Игра продолжается пока все игроки не вернутся на свои места, а мячи не окажутся у водящих.

Методические указания. Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если им объяснить, что они должны передвигать вслед за мячом, по тому направлению, куда они бросали мяч.

«Мяч водящему»

Задачи. Формировать умения детей передавать мяч двумя руками от груди и ловить его. Развивать умения согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Описание игры. Дети делятся на 4-5 групп, каждая образует свой круг диаметром 4-5 метров.  В центре каждого круга – водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1-3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

Вариант. Побеждает команда, быстрее закончившая игру и меньшее количество раз уронившая мяч.

«Гонка мячей по кругу»

Задачи. Развивать быстроту в передаче мяча, умение сосредоточиться при выполнении задания. Воспитывать ответственность перед товарищами по игре.

Описание игры. Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У игроков, стоящих  в круге напротив друг друга, мячи разного цвета или размеров. После сигнала игроки начинают передавать мячи друг другу (по указанному направлению), стараясь догнать другой мяч.

«Поймай мяч»

Задачи. Формировать умения детей передавать мяч одной рукой от плеча (правой, левой). Воспитывать умения прийти на помощь товарищу.

Описание игры. Дети делятся на трое. Двое из них становятся друг против друга на расстоянии 3-4 метра и перебрасывают мяч друг другу, кому как удобнее. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.

Методические указания. Дети, передающие мяч, перед броском его товарищи могут выполнять и другое движение, например вести его  на месте или в движении, бросить его вверх, вниз и поймать.

«У кого меньше мячей»

Задачи. Формировать умения детей передавать  - ловить мяч. Развивать умение ориентироваться на площадке.

Описание игры. Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки (площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130 – 150 см). дети обеих команд после сигнала инструктора стараются перебросить свои мячи а площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

Методические указания. Запрещается толкать друг друга, отнимать мяч.

«Займи свободный кружок»

Задачи. Формировать умение детей передавать, ловить мяч, развивать навык ориентирования на площадке. Воспитывать уважение к товарищам по игре.

Описание игры. На земле (на полу) в разных местах чертятся кружки диаметром 50 см на расстоянии 1,5 – 2 м один о другого. Все дети, за исключением водящего, становятся в них, затем перебрасывают мяч товарищам в разных направлениях. Водящий, находясь между кружками, старается поймать мяч на лету или хотя бы коснуться его рукой.

Если водящему удается это сделать, инструктор дает свисток. По сигналу игроки, находящиеся в кружках, меняются местами, а водящий старается занять любой из кружков. Кто не успел занять кружки, становится водящим. Игра продолжается. Побеждают те дети, которые ни разу не были водящими. (Выполнение роли водящего впервые выделенным игроком в счет не принимается).

Методические указания. Дети делятся на несколько групп. Когда они усвоят ход игры, можно включить в него второй мяч и второго водящего.

Вариант. 1. Водящими выделяются двое детей.

                 2. В игру вводится несколько мячей.

«Подвижная игра»

Задачи. Формировать умения детей передавать – ловить мяч, согласовывать свои действия с действиями других игроков, соразмерять бросок с расстоянием до цели.

Описание игры. Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится кругом с водящим в центре. Дети перебрасывают друг другу мяч, стараясь попасть в водящего. Попавший становится водящим, а ребенок бывший водящим, встает в круг.

Методические указания. Мяч можно бросать только в ноги водящего.

Вариант. Бросать мяч в водящего можно только после передачи ( или 2-3 передач мяча) друг другу.

«Успей поймать»

Задачи. Формировать умения детей передавать – ловить мяч, координировать свои действиями с действиями товарищей.

Описание игры. Дети встают по кругу с водящим в середине. Они перебрасывают мяч  с одной стороны круга на другую, водящий должен поймать мяч или коснуться его рукой. Если это ему удается, он встает в круг, а в середину идет тот, кто последним бросил мяч.

Методические указания. Группа делится на 4-6 подгрупп. Дети встают в круг на расстояние вытянутых рук.

Игры для обучения ведению мяча.

«Ловец с мячом»

Задачи. Формировать умения детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения, воспитывать честность и справедливость.

Описание игры. Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них водящий. Его цель, ведя мяч, задеть рукой кого-либо. Если ему это удается, но тот, кого он задел становится водящим, а водящий игроком.

Методические указания. Вначале роль водящего выполняет воспитатель, а в дальнейшем – ребенок, свободно управляющий мячом.

«Мотоциклисты»

Задачи. Совершенствовать ведение мяча на месте и в движении, приучать детей видеть площадку.

Описание игры. На площадке размечается дорога шириной 2-3 м и длиной 4—5 м. Все дети — мотоциклисты. Они свободно ведут мяч по площадке. Около дороги стоит регулировщик. Он зеленым и красным флажками регулирует движение по дороге. Если регулировщик показывает красный флажок, мотоциклист останавливается, но мотор не выключает — ведет мяч на месте. Когда поднимается зеленый флажок, мотоциклисты могут проехать улицу без остановки — провести мяч бегом. (Движение по улице проходит в одном направлении.)

Методические указания. Через определенное время игры воспитатель подает сигнал, дети меняют руку.

«Скажи, какой цвет»

Задачи. Учить вести мяч правой и левой рукой, приучать детей видеть площадку.

Описание игры. Все дети имеют мячи, кроме водящего, и свободно ведут их по площадке. Водящий передвигается с 2 — 3 флажками разных цветов. Ребенок, около которого останавливается водящий и показывает флажок какого-либо цвета, должен, ведя мяч на месте, сказать, какого цвета флажок показывает водящий.

Варианты. 1. Роль водящего выполняют сразу 2—3 ребенка.

                   2. Водящий показывает палочки, а игрок должен сказать, сколько их.

«Вызовы по номерам»

Задачи. Формировать умения детей вести мяч, быстро реагировать на сигналы. Воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры. Дети делятся на несколько команд по 4 — 5 игроков. В команде рассчитываются по очереди и становятся в колонну. Перед каждой колонной расставляют 5—6 кеглей на расстоянии 1 м одна от другой. Воспитатель называет номера (не по очереди) и вызванные дети ведут мяч, обводя первую кеглю справа, вторую слева и т. д. Последнюю кеглю обегают кругом и таким же образом возвращаются обратно.

Выигрывает команда, которая уронит меньше кеглей.

Вариант. Выигрывает команда, уронившая меньше булав и быстрее закончившая игру. Ребенок, быстрее выполнивший задание, выигрывает для команды очко. В конце игры выбирается команда-победитель.

«Ведение мяча парами»

Задачи. Учить вести мяч бегом, формировать умение видеть площадку. Воспитывать честность, справедливость в игре.

Описание игры. Дети делятся по двое. Каждый из них имеет мяч и свободно передвигается по площадке. Один ребенок в паре водящий, его цель не роняя мяч, коснуться рукой товарища по паре. Если ему это удается, другой ребенок становится водящим, а бывший водящий свободно ведет мяч.

Методические указания. После того как водящий осалил своего товарища, он должен продвинуться на 5—6 шагов вперед и тогда другой ребенок может его ловить.

«Ловишки с мячом»

Задачи. Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения. Воспитывать честность, справедливость в игре.

Описание игры. Дети с мячами свободно передвигаются по площадке. Цель водящего — ведя мяч, осалить рукой товарища. Если ему это удается, осаленный становится водящим.

Методические указания. Вначале роль водящего выполняет воспитатель, в дальнейшем ребенок.

«Эстафета с ведением мяча»

Задачи. Учить детей вести, передавать и ловить мяч. Воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры. Дети делится на команды но 5-6 игроков. Команда располагается крестообразно, вокруг нее чертится круг. Воспитатель указывает направление передвижения. После сигнала первый ребенок из команды ведет мяч по кругу, возвращается на свое место и передает мяч следующему игроку, а сам становится в конец. Побеждает команда, первой закончившая ведение мяча.

Варианты. 1. Игроки рассчитываются по номерам, их вызывает воспитатель. 2. Сначала ребенок ведет мяч к корзине, бросает его в корзину, затем обводит его по кругу и передает следующему игроку команды.

Игры с бросками мяча в корзину.

«Пять бросков»

Задачи. Учить детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений, воспитывать честность и справедливость.

Описание игры. Дети располагаются на расстоянии 1,5-2 метра от корзины. По сигналу воспитателя все дети бросают мячи в корзину. Побеждает тот, кто быстрее попадет 5 раз в корзину, указанным способом.

«Бросание мяча в парах»

Задачи. Учить бросать мяч в корзину, сочетать ловлю и броски мяча. Закреплять умение совместно играть с мячом.

Описание игры. Дети становятся парами, у каждой пары один мяч. Один ребенок из каждой пары становится под корзину, чтобы поймать брошенный мяч. Остальные становятся друг за другом на расстоянии 2 м от корзины. После сигнала воспитателя они бросают каждый свой мяч (по 5раз), затем меняются местами с напарниками. Выигрывает пара, большее число раз попавшая в корзину.

Методические указания. Ловить мяч после броска и передавать его можно только в своей паре.

«Метко в корзину»

Задачи. Учить сочетать ведение, остановку и броски мяча в корзину. Воспитывать ответственность и выдержку.

Описание игры. Дети распределяются на команды по числу щитов на площадке и становятся в середине ее на указанные места. У первых игроков в руках мяч. По сигналу воспитателя каждый ведет мяч к щиту, останавливается, бросает мяч двумя руками от груди, ловит и передает его следующему игроку по команде. Выигрывает команда, сделавшая больше попаданий.

Вариант. Попавший в корзину повторяет бросок.

«Чья команда больше»

Задачи. Учить метко бросать мяч в корзину. Развивать способность согласовывать свои действия с действиями товарищей, воспитывать ответственность и организованность.

Описание игры. Дети делятся на команды по 4 — 5 игроков. Они становятся в колонну на расстоянии 2 м от корзины. Первые в каждой колонне - с мячами. После сигнала воспитателя они бросают мячи, стараясь попасть в корзину. Каждый ловит мяч, передает его следующему товарищу по команде, сам обегает выставленные на площадке кегли и становится в конец колонны. То же повторяют и следующие игроки. Выигрывает та команда, которая в установленное время больше мячей забросит в корзину.

Вариант. После броска мяча в корзину первый игрок передает мяч с установленного места всем игрокам своей команды по очереди, затем становится в конец колонны. Второй игрок бросает мяч в корзину и также повторяет все действия. Игра заканчивается, когда все дети совершат бросок

в корзину.

«Мяч ловцу»

Задачи. Формировать умения детей применять разученные действия с мячом, сочетать передачу, ловлю и ведение мяча. Способствовать развитию совместных действий, воспитывать коллективизм.

Описание игры. На площадке чертят три круга один в другом: первый диаметром 1 м, второй - 3 м и третий - 5 м. В первый круг становится ловец, второй круг свободный, в третий становятся защитники (4-6 человек); остальные - игроки поля. Игроки поля ведут мяч, стараясь передать его ловцу. Защитники им противодействуют, не давая ловцу поймать мяч. Если ловец поймает мяч, игроки меняются ролями: передавший мяч игрок поля становится ловцом, ловец — защитником, один из защитников переходит к игрокам поля.

Вариант. Выигрывает тот ловец, который через определенное время   (30 с - 1 мин) поймал больше мячей.

Методические указания. После того как дети усвоят правила игры, можно разделить их на несколько играющих групп и проводить игру одновременно во всех группах.

«Борьба за мяч»

Задачи. Формировать умения детей использовать изученные приемы, развивать умение сочетать свои действия с действиями других игроков команды, воспитывать коллективизм.

Описание игры. Дети делятся на две команды (надевая отличительные знаки). Каждая команда выбирает капитана. Воспитатель в центре площадки подбрасывает мяч, а капитаны стараются отбить его своим игрокам. Игроки команды, овладевшей мячом, передают мяч друг другу, а игроки противоположной команды стараются его перехватить. Команда, сделавшая 5 передач подряд, получает очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Методические указания. Запрещается бежать с мячом (можно только вести), толкать соперника.

«Защита крепости»

Задачи. Формировать умения  детей рационально применять изученные действия с мячом. Развивать умения выйти на свободное место для получения мяча, оказать помощь товарищу.

Описание игры. На площадке чертятся два круга один в другом: первый диаметром 3 м, второй 5 м. Дети делятся на две команды. В первый круг становятся 5-6 детей из одной команды, остальные распределяются за кругом. Дети другой команды занимают места во втором круге. После сигнала воспитателя дети за кругом из первой команды стараются перебросить мяч товарищам в первом круге. Дети противоположной команды мешают им. Ребенок из первого круга, поймавший мяч, переходит за круг на помощь товарищам по команде. Игра продолжается до тех нор, пока из первого круга не будут освобождены все (не дольше 5—6 мин). Потом команды меняются. Выигрывает та команда, которая быстрее сумеет освободить своих товарищей из круга.

Методические указания. Дети могут вести, передавать мяч, но не разрешается делать больше трех шагов с мячом в руках.

«Мяч капитану»

Задачи. Формировать умения детей применять в игре разнообразные движения с мячом. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнера, воспитывать коллективизм.

Описание игры. Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок, отмеченный в конце чужой площадки. Игроки одной команды бросают мяч своему капитану, а игроки другой стараются его перехватить и передать своему капитану.

Методические указания. Мяч можно вести, передавать, но нельзя бежать с ним.



Предварительный просмотр:

Правила игры в баскетбол для дошкольников 

Игра в баскетбол для дошкольников имеет форму подвижной игры. В ней учтены возрастные особенности детей 5 – 7 лет, уровень навыков владения мячом.

Цель игры: забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила.

Участники игры: каждая команда состоит из 5 играющих на площадке и несколько запасных. Игроки команд должны иметь отличительные знаки, которые находятся на майке спереди и сзади.

Судейство: инструктор следит за выполнением правил игры: даёт сигнал при нарушениях правил, 14 засчитывает попадание мячей в корзину, решает спорные мячи, контролирует время игры.

Время игры: игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми пятиминутный перерыв. Во время перерыва и в конце игры проводится малоподвижная игра с мячом, с целью приведения организма ребёнка в более спокойное состояние.

Счёт игры: при попадании мяча в корзину начисляется 2 очка. Игра заканчивается победой одной из команд или ничьей.

Правила проведения игры

Правило замены игрока: инструктор может менять игроков в течение всей игры. Чаще всего это делается во время перерыва, но по необходимости.

Выход мяча из игры: мяч, пересёкший боковую линию или лицевую, считается вышедшим из игры. В этом случае назначается вбрасывание с того места, где мяч пересёк линию, игроком противоположной команды. Мяч считается вышедшим из игры от игрока, который дотронулся до него.

Перемещение с мячом: игрок, получивший мяч в движении, может сделать с ним не более 3 шагов. После этого он должен вести мяч или передать его 15 партнёру по команде, или бросить в кольцо. После того, как он получит очередную передачу, он снова имеет право вести мяч.

Нарушения и наказания за них: нарушением является несоблюдение правил игры. Обычно, после нарушения, мяч вбрасывается в игру пострадавшим игроком. Вбрасывание мяча в игру производится из – за боковой линии, напротив того места на площадке, где было совершено нарушение. Начало игры и розыгрыш спорного мяча. Розыгрыш начального и спорного броска производится при начале каждого периода; при задержке мяча, когда два игрока из противоположных команд держат мяч одновременно; при выходе мяча из игры од одновременного касания игроками обеих команд; когда мяч застревает в корзине; когда игроками совершена обоюдная ошибка. При розыгрыше начального и спорного броска инструктор подбрасывает мяч вертикально между игроками, и после того, как он достигает наивысшей точки, игроки могут касаться его. Розыгрыш начального и спорного броска производится в центральном круге.

Правила поведения. В баскетболе для дошкольников, как и в большом баскетболе, игроки должны всегда проявлять корректность. Дети, 16 которые ведут себя недисциплинированно или грубо, выводятся из игры. Запрещается: тянуть за одежду, за руки, толкаться, подставлять игроку подножку и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры с элементами баскетбола.

«Охотники и утки» Цель: развитие точности движений, ловкости и быстроты реакции. Количество игроков — 10—20. Инвентарь: небольшие мячи. Инструкция. Играющие делятся на две команды — «охотников»...

Методические подсказки по обучению старших дошкольников элементам баскетбола и игре в баскетбол.

Эти методические подсказки помогут педагогам ДОУ грамотно и эффективно организовать обучение старших дошкольников элементам баскетбола и игре в баскетбол....

Технология реализации программы по развитию двигательных навыков и умений дошкольников в процессе обучения подвижным играм с элементами баскетбола

Технология реализации программы по развитию двигательных навыков и умений дошкольников в процессе обучения подвижным играм с элементами баскетбола...

«Школа мяча» картотека Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом

laquo; ШКОЛА МЯЧА»КАРТОТЕКА Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом...

Картотека. Игры с элементами баскетбола.

КартотекаИгры с элементами баскетбола.      Игры с элементами баскетбола,формирующие двигательные умения и навыки                 ...

Подвижные игры с элементами с элементами игры в баскетбол.

Подвижные игры с элементами с элементами игры в баскетбол.“Играй, играй, мяч не теряй”.     Все дети располагаются на площадке, каждый свободно играет с мячом. После сигнала...

Игры с элементами баскетбола, футбола.

Спортивные игры – интересный и увлекательный способ получить заряд бодрости, энергии, отличного настроения....