«Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот…»
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Клочкова Татьяна Львовна

Чтение художественной литературы дает возможность ребенку оценивать поступки героев, характеризующие нравственные качества (добрый, злой, смелый), развивает культуру общения, воспитывает дружеские взаимоотношения, умение эмоционально реагировать на  чужую боль и радость. Главная идея проекта, донести до ребенка, что такое Добро и Зло, как научиться прощать, противостоять Злу, как стать терпимым и бескорыстным, добрым и чутким к чужым бедам и радостям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический проект23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот…»

Автор: Клочкова Татьяна Львовна - воспитатель

МБДОУ ЦРР – детский сад №7 г. Рассказово Тамбовской области

Тема: Роль художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Основное направление развития: познавательно-речевое развитие.

 Группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет.

Аннотация

Педагогический проект средней продолжительности рассчитан на группу детского сада.                                                                                                                                                                   По характеру контактов является открытым, к работе над проектом привлекаются: дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, родители воспитанников детского сада, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО-деятельности.                                                                                                               По типу проект является информационно-игровым.                                               Реализация проекта проходила в 2012-2013гг..

Актуальность:

Мы являемся современниками 21 века, и очень горько слышать о том, что наше общество безнравственно, у современного общества нет ценностей.

Основы морали и нравственности, которой, по мнению общества сейчас так мало,  закладываются в дошкольном детстве. Именно педагоги детского сада могут заложить в детей то зерно нравственности, которое  вырастет во взрослом человеке  красивым цветком морали и воспитанности. Проблема  нравственного воспитания актуальна всегда, так как нравственное развитие и становление личности человека  происходит на протяжении всей его жизни.

Чтение художественной литературы дает возможность ребенку оценивать поступки героев, характеризующие нравственные качества (добрый, злой, смелый), развивает культуру общения, воспитывает дружеские взаимоотношения, умение эмоционально реагировать на  чужую боль и радость. Главная идея проекта, донести до ребенка, что такое Добро и Зло, как научиться прощать, противостоять Злу, как стать терпимым и бескорыстным, добрым и чутким к чужым бедам и радостям.

Федеральные государственные требования ставят задачу развития у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения ко всему живому.

Одним из необходимых условий успешного развития и обучения является доступность, системность, креативность, а так же основополагающий принцип: интеграция образовательных областей.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Цель: развитие нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Задачи:

  • Анализ психолого-педагогической литературы о развитие нравственных качеств младших дошкольников средствами художественной литературы.
  • Диагностика и разработка методических рекомендаций по информационно игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  • Создание условий для реализации проектной деятельности.
  • Развитие нравственных норм, отношений с окружающими, детей младшего дошкольного возраст через знакомство с художественной литературой.
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность по реализации проекта.

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация: развитие умения воспринимать и понимать эмоции собеседника и реагировать на них. Развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Познание: расширить представление о социальных отношениях. Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру.

Социализация: прививать культуру поведения и доброжелательное отношение к людям и ближайшему окружению (животные, игрушки).

Чтение художественной литературы: воспитание устойчивого интереса к художественной литературе. Развитие способности к целостному восприятию текста.

Художественное творчество: развитие детского творчества.

Безопасность: формировать знания о безопасном поведение в окружающем мире.

Труд: формировать ценностное отношение к труду, желание оказывать помощь сверстникам и близким людям.

Музыка: приобщение к музыкальному искусству.

Здоровье: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

Физическая культура: формировать потребность в двигательной активности.

Направления интеграции

Ознакомление с окружающим миром:

  • развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания;
  • развитие познавательной мотивации;
  • формирование интереса к различным формам познания мира (наблюдение, чтение, обсуждение, заучивание).

Развитие речи:

  • развитие связанной речи;
  • расширение и систематизация словарного запаса;
  • совершенствование грамматической структуры речи.

Продуктивная деятельность:

  • реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевых играх, инсценировках, изобразительном творчестве;
  • Реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности.

Формы работы с детьми:

  1. Совместная деятельность с педагогом:
  • Непосредственно образовательная деятельность (развивающие ситуации, игры, беседы, проблемные ситуации).

Непосредственно образовательная деятельность с детьми проводится 3 раза в неделю по 20 минут. Работа проводится по подгруппам с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

  • Образовательная деятельность в ходе режимных моментов (чтение, наблюдение, продуктивная деятельность).
  1. Самостоятельная деятельность детей (игра, продуктивная деятельность, гимнастики пальчиковая, дыхательная, артикуляционная).
  2. Совместная деятельность с семьей (анкетирование, беседа, консультация, рекомендация).

Материалы и оборудование:

Развивающие игры: «Что сначала, что потом», «Чей домик», «Что к чему».

Дидактические игры: «Любимые сказки», «Предметы и вещи», «Контрасты»,

Лото: «Кто где живет», «Угадай сказку», «Сказочная азбука».

Домино: «Репка», «Животные».

Сказочная мозаика «Заюшкина избушка», «Три медведя».

Тематические пазлы: «Транспорт», «Животные», «Насекомые».

Наглядно-тематические пособия по теме проекта.

Фигурные трафареты: «Репка», «Домашние животные», «Овощи», «Посуда».

Кукольный театр: «Колобок», «Теремок», «Репка».

Настольный театр: «Три медведя», «Колобок», «Репка», «Красная шапочка».

Раскраски: «Любимые сказки», «Улыбки» и др.

Книги: со сказками, потешками, стихами по теме проекта.

Материал для творческой и продуктивной деятельности по теме проекта.

Инвентарь для театрализованной деятельности.

Этапы разработки проекта:

  1. Целеполагание. Анализ методической литературы по теме проекта. Подготовка цели проекта. 
  2. План проекта. Диагностика и анкетирование. Обсуждение темы с родителями. Сбор и накопление материалов.
  3. Выполнение проекта. Совместная деятельность педагога с детьми. Совместная деятельность детей. Совместная деятельность с семьей.
  4. Подведение итогов. Контрольная диагностика. Подведение итогов. Презентация проекта. Обобщение опыта.

Диагностическое обследование детей по нравственному воспитанию

Вывод: Динамика положительных результатов на конец года стала выше, что видно при сравнение диаграмм диагностики.                                                                        У детей повысился уровень знаний:

  •  По культуре поведения;
  • Взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми;
  • Выражению гуманных чувств;
  • Эмоциональному самовыражению:
  • Взаимодействию в общение и игре.

Применение художественной литературы в развитие нравственных качеств оказало влияние на:

  • Социально-личностные характеристики;
  • Коммуникативные навыки;
  • Отношения «Дети – Родители», «Родители – Воспитатели».

Список использованных источников

  1. Детство. Программа развития и воспитания детей в

детском саду. – М. – 2003.

  1. Мониторинг в детском саду (по программе «Детство»).
  2. Бочкарева О.И. Художественная литература. Средняя группа. Разработки занятий. / Сост. О.И.Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей».-96с.
  3. Бочкарева О.И. Художественная литература. Средняя группа. Занимательные материалы. / Сост. О.И.Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей».-96с.
  4. Иванова Н.В. Журнал. «Управление ДОУ». Социальное развитие детей в ДОУ. Методическое пособие. – М. - ТЦ «Сфера».– 2008.
  5. Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. – Детство – Пресс. – 2010.
  6. Семенака С.И. Учимся сочувствовать сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8лет. – М. – 2004.
  7. Шипицына Л.М. Азбука общения.- Детство-Пресс.- СПб – 2003.
  8. Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. – Х.: «АН ГРО ПЛЮС», 2010.-192с.
  9. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов. – Издательский дом. «Воспитание дошкольника». – 2003.
  10. Электронный ресурс: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/pedagogicheskiy-proekt-po-moralnomu-vospitaniyu.-
  11. Электронный ресурс: http://dou10.z-town.ru/наши-сотруднии/педагогическая-копилка 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Солнце вышло из-за туч - это хорошо, а когда наоборот - плохо"

Конспект непосредственной образовательной деятельности, реализующий задачи образовательной области "Познание"...

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" "Если добрый ты- то всегда легко, а когда наоборот-плохо!"

Конспект НОД по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в подготовительной группе "Если добрый ты-то всегда легко, а когда наоборот-плохо!"...

НОД в подготовительной группе "Если добрый ты - это хорошо, а когда наоборот - плохо!"

Занятие в подготовительной группе по формированию у детей навыков культурного поведения...

«Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот, трудно!»

Создание условий для социально-коммуникативного развития детей...

Тема: «Если дружный ты – это хорошо, а когда наоборот?»

Социально-личностная сфера включает, с одной стороны, развитие личностных качеств и межличностных отношений, индивидуального стиля поведения и эмоционального реагирования, становление Я-концепции, с д...

Нравственная беседа «О добре и зле» «Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот – плохо!» с детьми средней группы.

Нравственная беседа«О добре и зле» «Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот – плохо!»с детьми средней группы.       Цель: П...