Проект: «А ну-ка, девицы»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Марина Ларионовна

Заинтересовать детей в сохранении народных традиций семейного рукоделия, ознакомить их с приемами изготовления простой куклы из ткани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_nu_ka_devitsy-rukodelnitsy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Проект: «А ну-ка, девицы»

Проект подготовила воспитатель III логопедической группы                                                    Анашкина Марина Ларионовна                                                                                            

Цель проекта: Заинтересовать детей в сохранении народных традиций семейного рукоделия, ознакомить их с приемами изготовления простой куклы из ткани. Познакомить детей с традиционной русской колыбельной песней.

Задачи проекта:

  • Развивать интерес детей к ручным умениям в быту, посредством знакомства с историей традиционных русских ремесел – шитье, вышивание, ткачество, прядение.
  • Формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного быта.
  • Воспитывать у детей желание трудиться, выполняя дело вместе, поддерживать потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
  • Содействовать воспитанию навыков пестования маленьких детей (пеленания, пения колыбельных песен, укачивания, бережного ухода).

Тип проекта: творческо-исследовательский, краткосрочный, групповой.

Участники проекта: дети и воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, родители детей, посещающих ДОУ.

Время реализации проекта: с  1марта по 7 марта

Этапы реализации проекта:

  • 1-й этап: подготовительный–   сбор информации, материала.
  • 2-й этап: организационный  – создание экспозиции в группе, разработка содержания работы с детьми, сценарий развлечения.
  • 3-й этап: формирующий – проведение встречи с детьми и их родителями, организация совместного развлечения.
  • 4-й этап: итоговый досуг (анализ полученных результатов, обобщение опыта).

Предполагаемый результат:

  • у детей сформированы знания о русской кукле – закрутке, материалах, инструментах, необходимых для ее изготовления.
  • у старших дошкольников развивается познавательный интерес к русской колыбельной песне, национальным традициям ее использования в быту.
  • родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

Формы реализации проекта:

  • тематические занятия по ознакомлению с окружающим.
  • создание в группе экспозиции с использованием тряпичных самодельных кукол.
  • экскурсия в Русский музей.
  • занятия по изодеятельности, музыкальному развитию детей.
  • разучивание и исполнение колыбельных песен.

Презентация проекта:  досуг для детей  “Мастерицы-девицы ”.

Сценарий досуга “Мастерицы-девицы ”для детей старшей группы
Предварительная работа с детьми:

  • разучивание стихов и колыбельных, игр, частушек. Предварительная работа с родителями.
  • Беседы о старинных русских промыслах.
  • Изучение технологии изготовления куклы закрутки.

Ход занятия

Звучит РНМ

Ведущий: Ребята, сегодня мы отправимся в гости к девице- рукодельнице, которая нас научит, как можно руками красоту  создавать! А поможет нам в этом клубочек. Вы клубочек смотайте, он вас к девице- рукодельнице и приведёт. 

Хороша веревка длинная, а речь короткая! Звучит спокойная РНМ, ведущий начинает сматывать клубочек, все дети проходят за ним в группу рассаживаются по местам.

Ведущий: Дети, вот мы и в гостях! В настоящей русской избе!

Хозяйка: Здравствуйте, пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! Веселья вам да радости! Проходите в нашу светлицу! Поработать да повеселиться!

На скамье сидит девица-рукодельница (Маришка) в народном костюме, качает в руках куклу- закрутку и поет:

А баю, а баю, баю
Спать укладываю,
Спать укладываю,
Приговариваю:
“Усни, Машенька, усни,
Сладкий сон тебя возьми! ”
Байки, баеньки, покой!
Маша, глазоньки закрой!

Ведущий: Маришка, дух переведи, с нами посиди!

Маришка встает, кладет куклу в колыбельку. Кланяется русским поклоном.

Маришка: Здравствуйте всем! В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: “От скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни посуду из глины лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. То песню затянут, то шуткой перебросятся. А матери у которых были дети малые и работали и колыбель качали, да колыбельные пели. И ваши мамы умеют рукодельничать. Ответьте на вопрос: “Когда мама берет в руки нитку с иголкой, как это ремесло называется?”

Дети: Шитье!

Маришка: (берет в руки корзинку). А, что же бабушка делает, когда у нее в руках пяльца, иголка и цветные нитки? (Достает из корзинки и показывает.)

Дети: Вышивает!

Маришка: Молодцы! А вот когда такие предметы ручного труда в руках оказываются: клубок ниток, крючок, спицы?

Дети: Вязание!

Маришка:

Становись, честной народ!
Будем мы сейчас играть!
Свои ножки разминать!
Я – иголочка тоненька!
А вы – ниточка длинненька!
Куда иголочка – туда и ниточка!

Проводится подвижная игра “Нитка – иголка” под музыку РНМ “Калинка”. Дети по группе двигаются змейкой за Маришкой. Затем – садятся на места.

Мальчик:

А наши девицы – рукодельницы.
Рукодельницы – не бездельницы!
Ну-ка, девицы выходите,
Свое уменье покажите!

Ведущая: А вы девицы, хотите потрудиться? С любым делом готовы справиться?  Выходят  девочки.                                                                                                                                                                                                                                  Первое умение» «Чей клубочек удалее?»                                                                                                   Девочки сматывают нитки в клубочки. Игра – соревнование 

Ведущий: Ну-ка, как вы потрудились? Чей клубочек ровнее?                                             Второе умение «Кулинарные способности».                                                                                                 Девочки из готового теста лепят выпечные изделия.

Ведущий: А теперь их в печь пора ставить, а мы другим делом займёмся.                                       Третье умение «Вышивание» узоров на одежде»                                                                                  Девочки на заготовках из бумаги рисуют (вышивают) узоры.

Ведущий: Хорошо потрудились наши девицы. А теперь и отдохнуть немножко можно.

“Частушки”

Мы девчоночки – умейки:
Вышиваем и прядем.
Мы частушки сочиняем,
Очень весело живем!

Нужно спину так держать,
Чтобы ровненько стоять.
Люди смотрят не дыша:
Ох, осанка хороша!

Я на саночки сажусь,
Смело с горочки качусь,
Пусть от снега белая,
Зато какая смелая!

Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все мальчишки говорят,
Что я как картинка!

Закопченную кастрюлю
Юля чистила песком.
Два часа в корыте Юлю
Мыла бабушка потом.

Сшила кукле я халат,
Оказался маловат.
Сшила мишке башмаки,
Оказались велики.

Лёня рано-рано встал,
Все грибы в бору собрал.
Хвалится грибочками
С беленькими точками.

Все частушки перепели,
Думаем, что хороши,
Так похлопайте дружнее,
Мы старались от души.

Звучит фонограмма детского плача.

Маришка: Вы слыхали? Вы слыхали?

Ведущий: Вижу я, самое время в молчанку играть. Раз, Два, три – замри!

Маришка берет в руки куклу закрутку: Машеньку разбудили!

Ведущий: Девочки подруженьки, выходите! Помогите Машеньку пестовать да укачивать.

Выходят девочки, поют колыбельную и передают куклу друг – другу.

Маришка: Уснула кукла моя Машенька! Ай-да складная песня колыбельная ваша. С хорошей доброй песней любое дело спориться. Так и в старину мамки колыбели качали да делом занимались. Хочется мне, чтобы на память о нашей встрече у каждого из вас осталось вот такая кукла– закрутка – Машенька. Сделаем мы ее своими руками.

II часть

.Ведущий: Нет радости краше усталости! И так круглый год в работе крестьянской. С богом начинают – руками заканчивают! Итак:

  • Сворачиваем льняную ткань в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, закрепляем ее ниткой по краям – это рук “для куклы”.
  • Делаем головку и руки куклы: кладем свернутую матерчатую трубочку на середину квадрата из белой ткани, перегибаем квадрат по диагонали и закрепляем голову, перевязывая ниткой. Ручки и талию так же перевязываем, чтобы получилась белая кофта на нашей кукле.
  • Затем куклу пеленают.
  • На голову можно повязать платочек из пестрой ткани. Самая простая кукла готова.

– Дети, а почему же наша Машенька зовется кукла закрутка?

Звучат ответы детей.

Маришка: Теперь у каждой деточки по куколке! Радость, то какая! Будете песни колыбельные петь да меня вспоминать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Как добры молодцы и красны девицы с Бабой Ягой в лес ходили"

Программные задачи:Вызвать симпатию к персонажам былин (богатырям), желание подражать им в своих поступках, формировать представление о героизме, дружбе, взаимопомощи;Формировать ответственное и береж...

Конспект Зимней оздоровительной прогулки «ДЕВИЦА-ЛЕЛЯНИЦА»

Конспект Зимней оздоровительной прогулки«ДЕВИЦА-ЛЕЛЯНИЦА»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» «Рисование» в подготовительной группе Тема: «Как носила девица красный сарафан»

Знакомство детей с историей русского народного костюма. Показать особенности национального костюма на Руси. Расширение знаний детей о русской народной культуре....

Социокультурный проект "Красна девица речами, а изба пирогами"

Вид проекта: познавательно - исследовательский, социо - культурный, краткосрочный....

Познавательный творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. "Добры молодцы и Красны девицы"

Тема проекта, безусловно, актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный колорит начинает терять свою эмоциональность. Современные люди мало знают об истори...

Познавательно-творческий проект Тема проекта: «Сидит девица в темной темнице, коса на улице…»

Познавательно-творческий проектТема проекта: «Сидит девица в темной темнице, коса на улице…»...