Познавательно-творческий проект Тема проекта: «Сидит девица в темной темнице, коса на улице…»
проект (старшая группа)

Виеру Алла Васильевна

Познавательно-творческий проект

Тема проекта:

«Сидит девица в темной темнице, коса на улице…»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ovoshchi.docx926.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №38

Муниципального образования Кореновский район

Познавательно-творческий проект

Тема проекта:

«Сидит девица в темной темнице, коса на улице…»

Автор проекта

Виеру Алла Васильевна

Воспитатель старшей группы «А»

г.Кореновск

2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема проекта: «Сидит девица в темной темнице, коса на улице…»

Вид проекта: Познавательно-творческий

Продолжительность проекта: Краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Актуальность: Здоровье – это то, что мы едим. Еда должна быть правильной: вкусной, полезной, чтобы в ней были обязательно овощи, чтобы такая еда помогала ребёнку расти крепким и здоровым, давала ему энергию для активной деятельности.

Им необходимо научится классифицировать, сравнивать и обобщать полученные знания, что в дальнейшем будет способствовать умственному развитию детей, развивать интерес к окружающему миру и здоровому образу жизни.

Гипотеза проекта: закрепляя знания об овощах, дети расширяют кругозор, знакомятся с окружающим миром, прививаются к здоровому образу жизни.

Цель проекта: расширять и систематизировать представления детей с разнообразием овощей, расширить и обогатить знания детей о пользе овощей для здоровья человека.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • обогатить словарный запас детей названиями овощей;
  • учить детей различать, называть и классифицировать овощи;
  • учить описывать внешний вид овощей, систематизировать и закреплять знания об овощах.

Развивающие:

  • развивать творческие способности у детей, умение работать сообща, согласовывать свои действия
  • обогащать и развивать активный словарь детей.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Методы проекта: утренний круг, беседа, рассматривание картин, сюжетно-ролевая игра, игра драматизация, проблемные ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

1 этап-мотивация

Во время утреннего круга воспитатель предлагает ситуацию: Загадка «Сидит девица в темной темнице, коса на улице…». Далее задаются вопросы: «Какие овощи мы знаем похожие на морковь?», « Для чего нужны овощи?»

2 этап-разработка совместного плана работы над проектом (используется модель трех вопросов Михайловой-Свирской)

Что мы знаем об овощах?

Что мы хотим узнать об овощах?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

1. Овощи  можно съесть, они очень вкусные (Раксана)

2. Растут на грядке (Даша)

3. В овощах много витаминов и они полезны для здоровья (Влада Ш.)

4. Из них можно приготовить много разных блюд (Влада Я.)

1. Какие овощи бывают на вкус? (Ксюша)

2. Где растут овощи? (Алиса)

3. Что можно приготовить из них? (Маша)

4. Почему нужно употреблять в пищу овощи? (А.В.)

1. Рассмотреть овощи  на картинках (Саша Вл.)

2. Узнать из рассказа воспитателя (Глеб)

3. Попробовать на вкус (Тимур П.)

4. Прочитать в книге (Илья)

5. Спросить у бабушки (Коля)

На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения  вносили  дети, педагоги, родители.

C:\Users\Алла\Desktop\проект овощи\IMG_20190925_100149.jpg

Центр науки: 
*Узнать чем отличаются овощи друг от друга (Ксюша) 
*Рассмотреть картинки овощей (Даша К.) 
*Создать презентацию «Полезные овощи» (А.В.) 
*Узнать, где растут овощи (Коля)

Центр экспериментирования:
*Поиграть в игру «Угадай на ощупь»
*Провести экскурсию на кухню детского сада (А.В.)

Центр книги и речевого развития:
*Побеседовать о том, что растет на огороде и в саду

*Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева «Огород»
*Проговорить чистоговорки «Огород. Овощи»
*Провести словесную игру «Назови правильно»
*Загадывание загадок об овощах и фруктах.
*Прочитать стихотворение Ю. Тувим «Овощи»

Центр математики:
*Найти большие и маленькие овощи, круглые и овальные (Глеб)
*Найти по цвету овощи (Даша К.)

Центр искусства:
*Нарисовать овощи на тарелочке (Влада)
*Слепить овощи для приготовления борща (Раксана)

Центр музыки и театра:
*Разучить песню «Огородная - хороводная»
*Инсценировка сказки «Репка»

Центр физкультуры:
*Поиграть в подвижные игры: «Овощи», «Сеял дедушка горох»,

«Собери урожай», «Зайка и капуста».
*Поиграть в пальчиковые игры: «Мы капусту рубим», «Овощи», «У Лариски две редиски»

Центр игры:
*Поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Мама варит борщ»
*Поиграть в дидактические игры: «Кто скорее соберёт»,
«Что где растет?», «Что сажают в огороде?», «Собери урожай»

Центр взаимодействия с семьей:
*Привлечь родителей к изготовлению альбома «Любимое блюдо»  (родители).
*Подготовить консультацию для родителей на тему «Как приучить ребенка есть овощи?» (А.В.)

3 этап – практический


Просмотрев презентацию «Полезные овощи» дети узнали, что овощи отличаются: по форме, цвету и вкусу, некоторые  овощи можно кушать сырыми, а также  какую пользу они приносят для здоровья человека.

C:\Users\Алла\Desktop\проект овощи\IMG_20190925_103748.jpg

Просмотрев презентацию, решили посадить свеклу и репу. Дети учились ухаживать за овощами, поливать.

Рассматривая картинки овощей, дети узнали что овощи растут не только на грядке, но и в теплицах

Играли в сюжетно-ролевые игры

Играли в дидактические игры, учились находить необходимые продукты для приготовления борща

Рисовали овощи на грядке

Собрали  урожай и отнесли поварам на кухню, чтобы они приготовили обед

Самым познавательным процессом проекта стала экскурсия с детьми на кухню детского сада, где дети с большим интересом посмотрели, как готовится обед, какие продукты повара используют для приготовления борща.

После  экскурсии с детьми на кухню, где дети с интересом посмотрели, как готовится обед,  дети с большим удовольствием кушали свеклу

Взаимодействие с родителями: создание альбома «Любимое блюдо»

4 этап – итоговый

Итоговым мероприятием проекта стало инсценировка сказки «Репка»

Проанализировав совместно с детьми, родителями и педагогами выполнение плана проекта, отметили заслуги каждого участника проекта.

Вопросы детям:
*Что нового вы узнали об овощах?
*Где растут овощи?
*Что можно приготовить из овощей?
*Что полезного для здоровья человека содержится в овощах?
*Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Вопросы родителям:
*Как вы считаете, обогатились ли знания детей об овощах?
*Какие мероприятия плана были удачными, способствовали расширению у детей знаний об овощах?
*Что нового вы узнали, чему научились, участвуя в реализации проекта?
*Какую следующую тему проекта вы хотели бы выбрать?

Педагоги проанализировали результаты проекта:

Ожидаемые результаты проекта:
*У детей будут сформированы знания об овощах; их пользе для здоровья человека
*Дети и родители станут активными участниками в творческих выставках, досугах и развлечениях.
*Участие родителей в реализации проекта повысит заинтересованность в совместной с детьми познавательной и творческой деятельности.
*Использование знаний, полученных в процессе реализации проекта в самостоятельной деятельности детей.

Полученные результаты проекта:
*У детей повысился уровень знаний об овощах, обогатился словарный запас.
*У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

Вопросы педагогам:
*Соответствуют ли полученные результаты проекта ожидаемым?
*Что удалось, а что нет в ходе реализации проекта? Почему?
*Какие мероприятия проекта оказались наиболее эффективным для решения задач проекта?
*Что помогло включить детей в общий проект?
*Что нужно будет учесть в следующий раз?

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов  Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг» М., Просвещение 1993

2. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Комурникова Р.В. Д. 49 Почемучка – М.: Педагогика 1991

3. Доровский А.И. «Сто советов по развитию одаренности детей», М., 1997

4. Интернетресурсы: detsadclub.ru, ns.portal.ru, detsad-kitty.ru.

5. Карапетова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Волгоград «Учитель» 2009

6. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» ТЦ Сфера, М. 2004

7. Ликум А. «Все обо всем». Популярная энциклопедия для детей. Т 1 «Слово» 1993

8. Мартынова С.М. «Здоровье ребенка в ваших руках» М., Просвещение 1991

9. Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребенка», Москва 1997

10. Новикова Е.Н., Ладо К.С., Бренц М.Я. «Питание детей» Москва-Медицина 1996

11. Вераксы Н.Е. Программа От рождения до школы. – М.:  Мозаика-Синтез, 2014

12. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2008 г.

13. Виноградова Н.А, Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», Москва, 2008 г.

14. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, Москва, 2010 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Цель: закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин», а также знания об овощах; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма.

Дидактическая игра «Что где растёт?»

Цель: познакомить детей с урожаем овощей, упражнять  в назывании  овощей, формировать понятие « овощи». Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, приобщить к двигательной импровизации.

Материал: муляжи  овощей, предметные картинки с изображением овощей (огурец, лук,  капуста, помидор, морковь), корзинки, кукла.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, что растёт на грядке. На полу грядки овощей: моркови, огурцов, лука, капусты, помидор.

Воспитатель:

Посмотрите-ка ребята

Урожай у нас богатый-

Очень много овощей.

Показывает детям овощи по порядку. Дети называют овощи на грядке.

Предлагает поиграть  в игру « Кто быстрее соберёт?»

Дети с каждой грядки собирают в свою корзину.

Воспитатель хвалит детей и спрашивает, что лежит в корзине.

Пальчиковая игра «Засолка капусты».

Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми кистями вниз-вверх)

Мы морковку трём, трём, (движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, солим, (движения пальцев, имитирующие посыпку солью)

Мы капусту жмём, жмём, (интенсивное сжимание рук в кулаки)

А потом в рот кладём. (поочерёдно подносить ко рту сложенные щепоткой пальцы правой и левой рук)

Дети садятся на стульчики, и проводится игра « Расскажем про наши овощи кукле Маше».

Дети поочерёдно берут из корзины овощи (муляжи) и рассказывают, что это и  какого цвета (это огурец, он зелёный)

Кукла Маша приглашает всех в хоровод «Огородная».

Есть у нас огород

Там своя морковь растёт…

Кукла Маша угощает детей морковкой , прощается  и уходит.

Дидактическая игра «Собери картинку (разрезные овощи и фрукты)»

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывая картинку, разрезанную на 4 части. Действовать путем прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Загадки об овощах

Сидит красная девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

 

Не книжка,

А с листьями. (Капуста)

 

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

 

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло. (Свекла)

 

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (Репка)

 

Маленький, горький,

Луку брат. (Чеснок)

 

Как на нашей грядке

Выросли загадки —

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

 

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки. (Горох)

Летом — в огороде, свежие, зеленые,

А зимою — в бочке, крепкие, соленые. (Огурцы)

Подвижная игра «Собери урожай»

Цели: физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .

Ю. Тувим «Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..

И суп овощной оказался не плох! 

Русская народная сказка «Вершки и корешки»

Поехал мужик в лес репу сеять. Распахал землю, тут к нему медведь подходит и говорит:
- Ты зачем в моём лесу репу сеешь? Я тебя съем за это!
- Не ешь меня, - говорит мужик, - я с тобой поделюсь: тебе все вершки, а мне - корешки.
Согласился медведь.
Пришла осень, поехал мужик за репой, отдал медведю вершки, погрузил на телегу корешки и собрался на базар репу продавать. А медведь и говорит:
- Дай твои корешки попробовать. Попробовал и как зарычит:
-  Обманул ты меня, мужик, твои корешки сладкие, в следующий раз я их себе возьму, а тебе вершки достанутся.
Согласился мужик, да посеял на следующий год пшеницу. Приехал собирать, а медведь его уже ждёт. Отдал мужик корешки, а сам поехал хлеб молотить. Грызёт медведь корешки - невкусно. Понял он что опять мужик его обманул, и запретил ему в лесу сеять. С тех пор мужик в поле сеет, а медведь в лесу мёд да малину собирает.

Для заучивания наизусть Огород  А. Прокофьев

В огороде много гряд: Тут и репа, и салат, Тут и свекла, и горох. 
А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит круглый год. 

Чистоговорки

Од-од-од – идем мы в огород

Ай-ай-ай – в огороде урожай

Офель-офель-офель – копаем мы картофель

Ай-ай-ай – собираем урожай

Адки-адки-адки пропололи грядки

Оры-оры-оры зреют помидоры

Овка-овка-овка яркая морковка

Цы-цы-цы мы полили огурцы

Ук-ук-ук там растет зеленый лук

Чок-чок-чок полезный чесночок

Ец-ец-ец свежий огурец

Уста-уста-уста хрустящая капуста

Ох-ох-ох посадили мы горох

Орщ-орщ-орщ сварим вкусный борщ

Ис-ис-ис у нас созрел редис

Щи-щи-щи очень любим овощи.

Песня «Огородная – хороводная»

Есть у нас огород

И капуста там растёт.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты капуста к нам спеши и немножко попляши.

А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

 

Есть у нас огород

Там морковка растёт.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты морковка к нам спеши и немножко попляши.

А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)  

Есть у нас огород

Там зелёный лук растёт.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты лучок сюда спеши и немножко попляши.

А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

 

Есть у нас грузовик

Он не мал, не велик.

 Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.

А потом не зевай, увози наш урожай. (2 раза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».

Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания  ко всему живому....

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»

Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...

Познавательно-творческий долгосрочный проект «Нам на улице не страшно».

Представляю вашему вниманию познавательно-творческий долгосрочный проект по обучению детей правилам дорожного движения «Нам на улице не страшно»....

Познавательно – творческий групповой проект «Моя семья»

Формирование у детей понятия семья и семейные традиции,  повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка....

Познавательно-творческий , групповой проект "Растительный мир Южного Урала"

Познавательно-творческий, групповой проект: «Растительный мир Южного Урала».(1 часть – «Деревья»).Автор проекта: воспитатель Грачёва Юлия Валерьевна.Участники проекта: воспитатели, дети коррекци...