Конспект НОД для детей подготовительной группы "Знакомство с русской народной игрушкой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему


Приобщение детей к русской народной культуре является средством духовно-нравственного, патриотического воспитания. Это помогает детяс с самого раннего возраста понять что они -часть великого русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_russkoy_narodnoy_igrushkoy.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

                     Конспект

 образовательной деятельности

для детей подготовительной группы

«Знакомство с русской народной игрушкой»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

ОБУЧАЮЩИЕ:

-Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции(кукла-игрушка, кукла-оберег).

-Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.

- Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки».

-Развивать мелкую моторику рук.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-Развивать внимание, творческие способности детей.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

-Воспитывать терпеливость, усидчивость.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:

БЕЗЛИКАЯ,СКАТКА,ОБЕРЕГ.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение сказки «Василиса Премудрая», рассматривание иллюстраций о русской народной кукле, заучивание старинных колыбельных песен дома.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы.

-Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Ответы детей: Здравствуйте.

Мы рады вас видеть.

Добро пожаловать.

Проходите, пожалуйста.

- Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ»

- А теперь: Уши слушают – и все слышат.

Глаза смотрят – и всё видят.

Ноги – руки не мешают.

А голова хорошо думает.

-О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку: - Есть ноги, а не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость, но сама

радоваться не может.

Кто это? (кукла)

- Скажите, а для чего нужны куклы?

- Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса)

- Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть как его открыть:

-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

- Кто запомнил заветные слова?

- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

- Открываю сундучок (достаю несколько кукол: тряпичные, соломенные, глиняные и другие).

- Скажите, а такие куклы у вас есть?

- Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)

- Посмотрите на современную куклу и на эти... Они чем - то отличаются друг от друга?

Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов)

- Таких кукол НЕ ПОКУПАЛИ, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:

тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.

- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?

Правильно, который всегда под рукой.

- А сейчас поиграем в игру «Какая кукла»

Дети садятся на ковре полукругом, воспитатель катит мяч и говорит:

-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

-из резины...

- из дерева...

- из ткани...

- из соломы...

- из бересты...

- из пластмассы...

- из бумаги...

- Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте...

Презентация.

- ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

на крылечке, на полатях

кукла сидит во все стороны глядит.

И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. А в крестьянских семьях было иногда очень много. Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обережные куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.

- Как называли такую куклу?

- Почему у куклы не было лица?

-Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких обережных куклах.

ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела

два лица. Рано утром поворачивали светлой

стороной на «день», а вечером – тёмной «на

ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава

богу ,пусть ночь так же пройдёт»

ТРАВНИЦА – мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл,

такая кукла излечивала от болезней.

ЗЕРНУШКА – наполняли куклу зерном свежего урожая и хранили до

нового посева. Считалось, что такая игрушка сберегает

силы МАТУШКИ ЗЕМЛИ.

- А давайте вспомним какая русская народная сказка поведала нам про куклу оберег (Василиса Прекрасная)

- Вспомните, что дала матушка Василисе?

- Зачем она дала куколку

- Какой совет дала, чтобы правильно обращаться?

(Никому не показывать, прежде чем попросить что – нибудь, покормить куколку).

- Получив по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая всегда выручала из беды.

-А вы хотели бы попробовать сделать обережную куклу своими руками?

- Посмотрите какая интересная куколка, свёрнутая в маленький кулёчек. Это кукла ПЕЛЕНАШКА. В старину считалось, что бы сбить злых духов с толку такую подкладывали младенцу в колыбель, чтобы она принимала на себя все напасти.

- Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю и у вас получится.

В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.

- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – пеленашку

- Берем лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

     - Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берем полоски и перевязываем – получается головка.

     - А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

    - Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

    - Берем цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)

    - Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)

   - Кладем Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначало с боков, потом ноги.

   - Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

   - У нас ещё есть полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

   - Теперь вспомним, что надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?

(Скрутить лоскут ткани)

  - Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)

  - Что вы сделаете потом? (нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)

  - Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому-нибудь малышу как оберег.

  - Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнем их, поиграем с ними.

А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками)

Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)

На Маланью всё глядели, (держа руки  у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (показать любое движение).

Самостоятельная работа детей.

ИТОГ:

- А теперь давайте возьмем наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе-праздник. В группе поиграете  с ними и подарите тем, кому задумали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД во второй младшей группе "Матрешка - русская народная игрушка"

Тема: Матрёшка- русская народная игрушка. Вторая младшая группаЦель: Знакомство с национальной культуры России.Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёшкой; расширять словарный запас; раз...

Конспект непрерывной образовательный деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы. «Пересказ русско-народной сказки «Волк и лиса»

В конспекте автор попытался представить материал по пересказу сказки "Волк и лиса", согласно требованиям ФГОС....

Занятие для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка — матрешка»

Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на восприятиедеревянной матрешки, как символа русского народного искусства....

Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка»

Задачи:Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Русская народная игрушка. Обрядовые куклы".

Презентация знакомит детей старшего дошкольного возраста, с Народной куклой, ее классификацией (куклы-обереги, обрядовые куклы, игровые). Расширяет представления детей о культуре русского народа, восп...

Конспект интегрированного занятия для детей второй младшей группы " Русская народная игрушка матрёшка"

Занятие направлено на расширение представлений детей о русской матрёшке. Дети узнают, как появилась в России  матрёшка, как выглядит, какие виды бывают. На занятии дети познакомятся с новыми слов...