Проект "Птицы нашего края"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Проект "Птицы нашего края" для детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_o_ptitsakh.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Продолжительность проекта: октябрь - март.

Участники проекта: дети  старшего возраста, родители, педагоги.

Организатор проекта: Муллагильдина Альбина Асхатовна.

Цель проекта: формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Изучение особенности жизни, внешнего вида и среды обитания птиц нашего города;

- Становление экологически ориентированной деятельности и поведения детей в природной среде, с объектами природы;

- Воспитание гуманного, экологически целесообразного отношения к природе;

- Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта отношения с природой.

Реализация проекта

Подготовительный этап:

На протяжении всего проекта ведется подбор детской и педагогической литературы, картин и иллюстраций, грамзаписей, видеоматериалов, дидактических игр, материалов для творческой деятельности детей.

Октябрь.

 - Непосредственная образовательная деятельность: познавательного цикла по ознакомлению с птицами.

Цель: формировать у детей обобщенное представление о птицах как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья; развивать умение устанавливать причинно - следственные связи различного характера.

 - Экологическая беседа: «Птицы в лесу».

Цель: формировать у детей представление о жизни птиц в лесу, их приспособленности к условиям леса, воспитывать познавательный интерес.

- Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.

Цель: воспитывать умение различать птичьи голоса, приобщать к миру дивного пения птиц.

- Дидактические игры: «Что за птица?», «Подбери птичке перышко».

Цель: воспитывать умение определять птиц по внешнему виду.

- Разрешение проблемных ситуаций:

 -Что бы вы сделали, если бы увидели...

- выпавшего из гнезда птенца?

- мальчишку, разоряющего птичьи гнезда?

- мальчишку с рогаткой в руке?

- птичку севшую к вам на подоконник?

- Продуктивные виды деятельности: рисование «Перелетные птицы», «Утка с утятами».

- Выставка работ из природного материала: «Чудо-птица». Участники: дети, родители, педагоги.

Ноябрь.

- Непосредственно образовательная деятельность: «Осенние заботы птиц».

Цель: уточнить знания об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой, воспитывать бережное отношение к птицам в осенний период.

- Экологическая беседа: «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений); учить классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица, снегирь, голубь) и перелетных (утка, грач, стриж, ласточка) на основе установления связи между характером корма и возможности его добывания. Воспитывать желание заботится о птицах.

- Дидактические игры: «Кто где зимует?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих».

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

- Анкетирование родителей по теме: «Что ты знаешь о птицах».

- Консультация для родителей и педагогов «забота о птицах».

- Решение проблемной ситуации: «о чем могут говорить птицы, живущие в разных условиях: одна в неволе, а другая в лесу? Одна живет на всем готовом, но в клетке, а другой приходится себе самой добывать корм, спасаться от врагов, зато она свободна».

- Продуктивные виды деятельности: рисование «Где обедал воробей»,  конструирование из при родного материала «Совушка-сова».

- Вечер загадок и отгадок.

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,                                                        хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой (дятел)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,                                         стрекотунья - белобока, а зовут ее... (сорока)

Всю ночь летает, мышей добывает,                                                                        а станет светло - спать летит в дупло (сова)

Сизокрылая птица, любит семечки и крошки,                                                                сидит тихонечко воркует возле дома и на окошке (голу                      

Маленький мальчишка в сером армячишке,                                                        по дворам шныряет крохи собирает.                                                        Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (воробей)

Спинкою зеленовата, крылышками желтовата                                    черненькая шапочка и полоска шарфика (синичка)

Декабрь.

 - Непосредственно образовательная деятельность: «Тайны птичьего мира».

Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц, познакомить с удивительными загадками и тайнами природы; продолжать активизировать познавательные способности детей.

- Экологическая бесед: «Птицы водоемов».

Цель: формировать представление о том, что в водоеме живут птицы, образ жизни которых связан с водой, их приспособленность к условиям обитания. Формировать представление о жизненном круге утки.

- Дидактические игры: «Назови водоплавающих птиц», «Что сначала, что потом?».

Цель: способствовать обобщению представлений о водоплавающих птицах.

- Фотовыставка: «Птицы нашего края». Совместная деятельность детей и родителей.

- Экологическая акция: «Новая столовая». Совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

Цель: воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время, развивать фантазию и творчество.

- Разучивание пословиц:  «Мала синичка, да коготок остер», «Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает», «Воробьи под кровлю, а совы на ловлю».

- Продуктивные виды деятельности: Рисование «Снегири», аппликация « Лебедь белая плывёт», работы из природного материала.

- Выставка детских работ «Мир птиц».

Январь

- Непосредственно образовательная деятельность: «Покормите птиц зимой».

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение, желание помогать им в трудных зимних условиях.

- Экологическая беседа: «Сохраним нашу природу».

Цель: формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.

- Дидактические игры: «Кто где зимует», зоологическое лото «Птицы».

Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление.

- Экологическая акция: «Покормите птиц зимой».

Цель: воспитывать сочувствие, желание помочь птицам

- Продуктивные виды деятельности: Коллективное рисование «Покормите птиц зимой», аппликация «Сказочная птица».

- Просмотр фотоальбомов о жизни птиц .

Февраль.

- Непосредственно образовательная деятельность: «Птицы наши младшие друзья».

Цель: способствовать пониманию значимости живых существ, их взаимосвязи в природе, развитию эмоционально - положительного, экологически правильного отношения к птицам.

- Экологическая беседа: «Мы умеем быть добрыми».

Цель: воспитывать умение доказательно строить суждения, определять добрые поступки.

- Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «докажи, что это птица».

Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.

- Экологическая акция: «Наша столовая» (изготовление кормушек родителями и детьми, подкормка птиц).

«Что за стол среди берез под открытым небом,
угощает он в мороз птиц зерном и хлебом».

- Чтение художественной литературы: Э.Булгакова «Синички», чтение рассказа «Птичья столовая».

- Выставка детских работ: Девиз выставки «Приручите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось нам встречать весну».

Март.

- Непосредственно образовательная деятельность: «О чем поют птицы весной».

Цель: расширить представление о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении, развивать интерес к жизни птиц, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

- Дидактические игры: «Чей это домик», «сложи картинку птицы».

Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения.

- День экологических знаний.

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах.

- Игры: «Хорошо – плохо», «Угадай, как кого зовут?», «Чьи следы на снегу?», «Чей хвостик».

Цель: воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.

- Экологическая акция: «Мы скворечник смастерили». Привлечь родителей.

Цель: воспитывать бережное отношение ко всему живому, желание заботится, развивать творческие умения, фантазию в придумывании домика для пернатых.

- Развлечение для детей: «Новоселье птиц».

Цель: закрепить знания детей о птицах.

Цель: Познакомить детей с прекрасным миром цветов: изучить особенности строения цветов и создание условий для их роста, сформировать бережное отношение детей к цветам.

Задачи:- Формирование у дошкольников осознанного отношения к цветам;

- развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытно-исследовательской деятельности детей;

- формирование умений и навыков наблюдений за живыми объектами природы;

- освоение элементарных норм поведения по отношению к живым объектам природы.

Срок реализации проекта:                                                                                                                 Проект рассчитан на 10 недель.

Участники проекта: дети старшего возраста.

Материалы и оборудование:

- Цветы в горшках;

- Горшок с землей для посадки цветов;

- Семена;

- Проращенный росток фиалки (можно использовать другой цветок);

- Для детей – папки с файлами каждому ребенку, карандаши, фломастеры, наборы для аппликации (цветная, бумага, картон, ножницы, кисточки, клей)

Содержание программы:

1. этап: подготовительный

На подготовительном этапе работы необходимо:

- определить формы и методы исследования;

- провести предварительную работу с педагогами МДОУ, родителями и детьми;

- выбрать необходимые для проекта оборудование и материалы.

В ходе реализации проекта предполагается использование следующих форм и методов работы:

- Самостоятельное наблюдение;

- Коллективное наблюдение;

- Уход за цветами;

- Экспериментирование;

- Трудовая деятельность детей.

Предварительная работа с родителями: проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Также родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание:

- провести беседу с детьми о цветах, показать и рассказать об имеющихся в доме цветах.

- вырастить цветок из семян.

Предварительная работа с детьми:

- Проведение беседы на тему «Что мы знаем о цветах»

- Выбор объекта исследования. Выбор имени объекту исследования.

- Подготовка личных папок детей «Наш цветок» для фиксации результатов исследований.

Длительность подготовительного этапа – 1 неделя.

2-Й ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

В ходе данного этапа предполагается получить ответы на следующие вопросы:

- Из чего состоят цветы?

- Где растут цветы?

- Листья – какие они?

- Могут ли цветы обходиться без тепла, воды и света?

- Почему цветам нужна почва?

- Растут ли цветы в воде?

- Нужен ли цветам уход?

Поиск ответа на вопросы осуществляется посредством следующих форм и методов работы:

- Самостоятельное наблюдение;

- Коллективное наблюдение;

- Уход за цветами;

- Экспериментирование;

- Трудовая деятельность детей.

В процессе исследований дети познакомятся с литературными произведениями о цветах: стихи, сказки, загадки.

Ход исследования:

Исследование 1: Детям предлагается изучить особенности строения цветов. Воспитатель показывает детям цветок (объект исследования), растущий в горшке. Дети рассматривают цветок. Воспитатель отмечает строение цветка: корень, стебель, листья, распустившийся бутон цветка. Далее воспитатель демонстрирует составные части цветка: стебель, листья, распустившийся бутон цветка. У воспитателя появляется вопрос к детям: А все ли составные части цветка мы отметили? Дети отвечают: Нет. Мы не отметили корень.

Воспитатель предлагает еще раз рассмотреть цветок и его составные части.

- А где же корень?(в земле)

- Правильно, в земле.

Далее детям предлагается нарисовать цветок. Данные рисунки будут помещены в личные папки детей.

Исследование 2: Детям предлагается исследовать листья цветка на ощупь. Для этого листочек нужно аккуратно погладить сначала с одной стороны, затем с другой. Необходимо определить какие они: гладкие, пушистые, шершавые, колючие, твердые, мягкие.

Данные исследования заносятся в личные папки рисунками: гладкие – волнистая линия, шершавые – изобразить колючки, твердые – квадрат, мягкие – круг.

Исследование 3: Детям предлагается исследовать листья на жилки. Для этого рассматриваем жилки, а затем пальчиком проводим по жилкам. Детям предлагается зарисовать контур листа и его жилки. Данные рисунки помещаем в личные папки детей.

Исследование 4: Проведение опыта с целью подведения детей к выводу о необходимости света для роста цветов.

Содержание опыта: Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Дети наблюдают за движением цветка, тянущегося к свету. Далее два одинаковых растения поместить одно в теплое место, другое в холодное.

Результаты опыта заносятся в личные папки детей – дети рисуют солнышко, которое означает свет и тепло для цветов.

Исследование 5: Детям предлагается ответить на вопрос: могут ли цветы прожить без тепла и воды? (закрепление результатов исследований 4 и 5).

Для этого совместно с музыкальным руководителем и педагогами МДОУ проводится авторское театрализованное представление «Одуванчик и ромашки».

Содержание представления: Посадил фермер ромашки. Солнышко припекало, дождик поливал землю и выросли эти прекрасные цветы. А рядом на полянке рос одуванчик.

Однажды подул сильный-сильный ветер. Фермер накрыл ромашки пленкой. А одуванчика никто не накрыл. Он очень сильно замерз. Ромашки заметили это и попросили фермера накрыть одуванчика. Фермер накрыл одуванчика, потом выглянуло солнышко и согрело одуванчика. Солнышко грело все жарче и жарче. Цветам стало не хватать влаги. И тогда фермер полил ромашки, а одуванчика никто не полил. И тогда одуванчик очень сильно заболел. Ромашки заметили это и попросили фермера полить одуванчика, что он и сделал. И свершилось чудо – одуванчик выздоровел. С тех пор фермер ухаживает не толь ко за ромашками, но и за другими цветами – поливает их, укрывает пленкой от ветра, потому что цветам нужна вода и тепло.

После спектакля детям предлагается ответить на поставленный вопрос. Выслушивается мнение каждого ребенка.

Затем делаются аппликации: солнышко и капелька, которые, в свою очередь, означают тепло и воду. Данные аппликации помещаются в личные папки детей.

Исследование 6: Детям предлагается рассмотреть цветок в горшке. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветы растут в почве. Далее воспитатель рассказывает детям о необходимости почвы для цветка.

Затем детям показывают проращенный росток фиалки – он находится в банке с водой. Детям рассказывают о том, что в воде можно прорастить росток цветка, а затем посадить его в почву, обеспечив его влагой, теплом и светом для дальнейшего роста цветка. Детям предлагается вместе с воспитателем посадить росток фиалки в почву, полить его, поставить в светлое и теплое место и осуществлять наблюдение за ростком.

Через неделю отметить результаты в личные папки детей: дети рисуют схему – росток в банке с водой – посадка ростка в почву – обеспечение ростку света, тепла и влаги – росток растет в почве.

Исследование 7: Детям предлагается поухаживать за цветами – удалить пыль с цветов. Для этого необходимо рассказать детям о необходимости ухода за цветами: цветы дышат, в том числе и с помощью листьев, чистые цветы очень красивы.

Задача воспитателя: научить детей очищать листья цветов от пыли, используя приемлемый способ для каждого цветка в зависимости от количества листьев, их величины, прочности, характера поверхности.

Длительность исследовательского этапа – 8 недель.

3-Й ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Здесь предлагается организовать праздник для детей и родителей группы «День цветов», где дети представят на обозрение родителей свои личные папки, подготовят и расскажут рассказ или сказку о своем цветке. Воспитатели проведут конкурс «Угадай название цветка». Далее родители вместе с детьми представят домашнее задание – выращенный цветок и рассказ о том, как он рос, как за цветком ухаживали и т.п. Лучшим завершение праздника будет чаепитие.

Можно ежегодно проводить праздники, посвященные цветам.

Длительность заключительного этапа – 1 неделя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Птицы нашего края"

Педагог делится опытом организации проектной деятельности в средней группе. В проекте указаны цели, задачи, этапы осуществления проектной деятельности, раскрываются приемы, использованные в проекте и ...

Исследовательский проект "Птицы нашего края"

В данном материале указаны основные аспекты моего исследовательского проекта...

Познавательный проект "Птицы нашего края" для детей средней группы.

Проект "Птицы нашего края" мною выбран для реализации с детьми средней группы, т.к.дети уже знают многих птиц, и я хочу пополнить их знания интересными сведениями о новых птицах.ЭколЭколЭкологическое ...

Экологический проект "Птицы - нашего края"

Информационно- творческий проект "Птицы - наши друзья" позволил проявить детям активность, инициативу....

Проект птицы - нашего края

"Охранять природу - значит охранять Родину".М. Пришвин. Актуальность проекта.В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как некогда, проблема экологического воспитания подрастающего по...

Проект «Птицы – нашего края»

Цель проекта: расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни....

Познавательный краткосрочный проект «Птицы нашего края. Перелетные птицы». Опыт работы.

Цель проекта: расширить знания детей о перелётных птицах родного края, их образе жизни и отличительных особенностях, а также воспитать любознательность и бережное отношение к пернатым друзьям. Познако...