Экологический проект "Птицы - нашего края"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шаманская Оксана Григорьевна

Информационно- творческий проект "Птицы - наши друзья" позволил проявить детям активность, инициативу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskty_proekt_ptitsi_-_nashi_druzya.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Птицы – наши друзья»

Тип проекта: информационно- творческий, коллективный.

Участники: дети 5-6 лет, родители, воспитатели группы.

Срок реализации: долгосрочный – с сентября по апрель.

Формы работы: игровая, познавательная, речевая, продуктивная, с родителями.

Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах Большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить им численность.

Цель: изучать образ жизни и поведения птиц в зависимости  от сезонных изменений, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь в трудных условиях.

Задачи:

  • Пополнять  предметно- развивающую среду по теме проекта;
  • Расширять знания о птицах нашего поселка;
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности;
  • Проводить наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
  • Привлекать воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Работа состояла из трех этапов.

Подготовительный:

  • Создание необходимых условий;
  • Перспективное планирование;
  • Разработка и накопление методических материалов.

Основной (практический):

  • Внедрение в воспитательно –образовательный процесс  эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах;
  • Занятия и беседы ( «Что мы знаем о птицах?», «Почему перелетные птицы  покидают нас осенью?», «О зимующих птицах», «Как зимуют наши пернатые друзья?», «Птицы разных стран», «Тайны птичьего царства», «Для чего нужна Красная книга?», «Птицы Тверского края», «Птицы перелетные и зимующие», «Как заботиться о птицах», «Красная книга – сигнал опасности», «Что мы знаем о птицах нашего поселка?» «Интересное из жизни птиц», «Кто такие птицы и где они живут?», «Как птицы весну встречают», «Не разоряйте птичьи гнезда» )
  • Целевые прогулки в разное время года;
  • Игры-драматизации ( «Русские народные потешки и  сказки  о птицах»), подвижные игры («Большая птица», «Воронята», «Перелет птиц»), развивающие и настольные игры ( «Один – много», «Назови ласково»,  «Счет птиц», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?», «Разрезные картинки» и др.);
  • Рассказы по картинкам, карточкам и схемам, разгадывание кроссвордов;
  • Рисование на бумаге и земле, использование красок;
  • Аппликация («Птицы на ветке»,  «Снегирь» и др.
  • Ручной труд из природного  материала: кормушки, скворечники, гнезда для пернатых);
  • Экологические сказки и рассказы о птицах, придуманные и нарисованные детьми совместно с родителями, а также памятки «Берегите природу» и «Столовая для птиц»;

Заключительный:

  • Подведение итогов реализации проекта («Чем лучше кормить птиц?», «Как часто необходимо кормить птиц?»
  • Оформление фотовыставки;
  • Составление альбома «Перелетные и зимующие птицы»;
  • Оформление результата проекта в виде презентации;
  • Организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»

В начале разработки проекта родители получили на собрании домашнее задание:

  • Изучить рекомендации по совместным прогулкам;
  • Совместно с ребенком сделать кормушку;
  • Развивать словарный запас ребенка в процессе кормление птиц;
  • Заучить стихотворения и отгадать загадки про птиц;
  • Рассмотреть птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, прочитать литературные произведения и них;
  • Принести художественную и познавательную литературу в детский сад;
  • Посетить библиотеку.

                   Занятие «Что мы знаем о птицах нашего поселка?»

                                        (старший дошкольный возраст)

Задачи образовательные:

  • Закреплять знания о зимующих птицах;
  • Уточнять представления о птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;
  • Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду и пению;
  • Давать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой;
  • Расширять представления о родном  посёлке.

Воспитательные:

  • Прививать любовь к живому миру, родному поселку;
  • Воспитывать любознательность, внимание, навыки доброго отношения к птицам.

Развивающая:  развивать интерес к живой при роде, стремление и желание получения новых знаний о птицах, обитающих в лесах поселка.

Оборудование: рисунки, фотографии зимующих и перелетных птиц, аудиозаписи голосов птиц, иллюстрации с изображением парка, леса.

Ход занятия

В: Дети, в каком поселке вы живете? Почему ор такой красивый?

Дети отвечают.

В нашем поселке много деревьев, богатый лес.

(Включается аудиозапись голосов птиц).

Каких птиц вы узнали по голосу? Можно ли их услышать сейчас в природе? Какой корм едят эти птицы?

Дети отвечают.

Птицы собираются улетать в дальние края, т.к. для них становится все меньше корма.

Как одним словом назвать таких птиц?

Покажите их на картинках.

Дети называют и показывают.

Сейчас мы отправляемся в гости к птицам, которые не улетают от нас, а остались зимовать.

Как мы называем их одним словом?

Дети отвечают.

(Воспитатель загадывает загадки о зимующих птицах. После того как дети отгадали, показывает на экране птицу, рассказывает о ней.)

Чик – чирик, к гнездышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?...(воробей)

Он долго дерево долбит,

И всех букашек истребит,

Зря он времени не тратил,

Длинноклювый, пестрый…(дятел).

Вот вещунья – белобока,

А зовут ее…(сорока).

Носит серенький жилет.

Но у крыльев черный цвет,

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Кар-кар-кар-кар!»

(ворона).

Ей на месте не сидится:

Все летает целый день,

Суетится, суетится,

Целый день: тень-тень!

Угадай. Что за птица?

То веселая…(синица).

А еще в нашем поселке много голубей. Люди любят этих птиц и всегда подкармливают. Где мы видели голубей? Что они ели на участке нашего сада?

Дети отвечают.

Как называется эта птичка с красной грудкой?

Дети:- снегирь.

В: наверное, его так называли потому, что снегирь остается с нами, даже когда наступает зима. Как можно узнать снегиря?  У него красивая красная грудка и черная шапочка. Снегири очень любят ягоды рябины.

(Воспитатель с детьми вспоминают, кто кормится на участке, каких птиц можно увидеть в поселке около своего дома. Выясняют:  все птицы приспособлены к самостоятельной добычи корма, но зимой его мало. Поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кормушках  - это доброе дело людей, любящих природу.

Отгадайте, кто поет «синь-синь» (трещит, чирикает, воркует, каркает?)

А теперь посмотрим, что делают снегири?

Дети. Склевывают рябину.

В: Покажите, как они это делают. А что делает воробей?

Д: Клюет, прыгает, летает.

В:  А сорока?

Д: Прыгает, скачет, летает.

В: Покажите, как она делает это. Как поет синица? Покажем.

(Дети имитируют пение синицы низким и высоким голосом).

Как поют голуби?

Д: воркуют: ГРУ-гру-гру.

В: Что делает ворона?

Д: важно ходит, громко каркает.

(Дети имитируют ворону)

В: А теперь поиграем в игру «Отгадай, какая птица».

Дети по повадкам, описанию внешности, пению угадывают птиц.

Зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не  найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться  о птицах – верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной коркой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц.

Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи, овсянки. Для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало и мясо. Кусочки обязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветвях. На толстые ветки или в кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно – утащат вороны.

Воспитатель предлагает детям из заранее приготовленных пакетов сделать кормушки для птиц, которые все вместе развешивают на участке детского сада и кладут туда корм.

Литература

Борейко В.Е., Грищенко В.Н. Спутник юного защитника природы. Новосибирск, 2001.

Горьканова А.Н.  Перелетные и зимующие птицы России. М.,2008

Кравченко И.В., Долгова Т.Л.Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. М.,2014

Строков В.В. Пернатые друзья лесов. М, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра экологического содержания "Птицы нашего края"

Представляю несколько вариантов игры, которые способствуют формированию представления у детей о птицах, обитающих на территории нашего края....

Детский экологический проект : «Дикие животные и птицы нашего края».

Детский экологический проект : «Дикие животные и птицы нашего края».Вид проекта: информационно - познавательный .Продолжительность: краткосрочный.Участники: воспитатели, воспитанники, родители.О...

Долгосрочный фронтально-информационный экологический проект для подготовительной группы «Птицы нашего края»

Долгосрочный фронтально-информационный экологический проект для подготовительной группы «Птицы нашего края»...

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Лекарственные растения нашего края"

—На территории нашего края произрастает много лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить  полезные свойства растений, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и...

Экологический проект «Жалобная книга природы нашего края»

Новизна  экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная вкл...