Конспект занятия "Водичка - водичка, воздуху - сестричка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Чаганова Любовь Владимировна

Знакомство детей с рекой Сестрой (Клинский район)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vodichka.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

для старшей группы

по экологическому воспитанию.        

“Вода-водичка – воздуху сестричка.”

        


Конспект занятия: “Вода-водичка – воздуху сестричка.”

(старшая группа)

Задачи: 

  • учить находить решение на вопросы при помощи практических действий (опытов, исследовательской деятельности);
  • учить детей анализировать свое эмоциональное состояние и находить причину;
  • формировать у детей представление о трех состояниях воды (жидкое, газообразное, твердое);
  • формировать интерес к явлениям окружающей среды
  • расширять представления о значении воды для природы и для человека;
  • развивать речь (рассуждение и речь-доказательство), произвольное внимание, эстетические чувства к реке Сестре и великой русской реке Волге;
  • воспитывать бережное отношение к воде и природе в целом.  

Предварительная работа:

  • беседа о свойствах воды, о ее агрегатных состояниях;
  • рассматривание иллюстраций об источниках воды (колодец, родник, лужица, озеро, река);
  • проведение опытов по очистке воды;
  • просмотр видеофильмов о водных пространствах нашей Родины;
  • наблюдение за облаками, дождем, градом, снегопадом и т.д.

             Дидактические игры:

  1. “Кому нужна вода”,
  2. “Где можно найти воду”,
  3. “Что опасно для воды?”,
  4. “Кто живет в воде?”,
  5. “Путешествие капельки”.

Прослушивание музыкальных произведений:

  1. А. Филиппенко “Дождик”,
  2. Н. Кувшинникова “Гроза”.

Художественная литература: 

  1. Чижевский “Я познаю мир”,
  2. Урапова И.И. “Хрестоматия по экологии”,
  3. Дитрих “Почемучка”,
  4. Ранжин В.А. “Экологический букварь”,
  5. Рыжова Н.А. “Наш дом – природа”,
  6. Седеницкая Е.А. “Экологическая мозаика”,

Материал:

     “Ящик ощущений”, тарелочки со льдом, минеральная вода “Калинов Родник”, вода из источника Андрея Первозванного, видеофильм о реках Сестре и Волге, термос с кипятком, магнитофон, кассета с записью “Звуки воды”, оборудование для очистки воды, салфетки.

          Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями.

- Какие у нас есть помощники, которые помогут нам в исследовании? (версии детей: глаза, руки, нос, язык). Отгадав загадки, вы узнаете, что сегодня мы с вами будем исследовать. Будьте внимательны.

Первая загадка (звукозапись шум фонтана).

- Что помогло вам отгадать загадку?

Вторая загадка (пар из термоса).

- А это что вам помогло?

Третья загадка “Лед в ящике ощущений”

- В данном случае, что было вашими помощниками?

- С помощью чего или каких помощников мы отгадали загадки? (версии детей: уши, глаза, нос, руки, язык.)

- А если не будет воды? Мы смогли бы услышать шум фонтана, увидеть пар, ощутить лед? (версии детей: нет.)

- Значит что такое вода? (версии детей: это очень нужная жидкость.)

- Вода – это жидкость, которая встречается в природе в разных состояниях: в твердом, жидком и газообразном.

- Говорят, вода везде. Где можно найти капельку воды? (версии детей: на листьях после дождя, на травинке – роса,  когда держишь в руке сосульку и она тает, на крышке чайника, когда он кипит.)

1) Игра “Живая капелька”.

Дети называют источник воды, при этом подавая друг другу руку. В итоге получается большой замкнутый круг – большая капелька.

- А во всех ли источниках вода одинаковая? (Воспитатель предлагает определить,  из какого источника взята вода).

2) Исследовательская деятельность (определение воды).

Вниманию детей предоставляется вода в пластмассовых стаканчиках. Методом исключения дети должны назвать где какая вода и наклеить модельки (речная – мутная с примесью, из источника Андрея Первозванного – чистая, без запаха, минеральная с пузырьками воздуха, вода из дома отдыха «Романтика» - желтоватого цвета, дети ее пробуют на вкус и придумывают что можно нарисовать на этикетке этой воды.

- Ребята, а самая большая вода где? (в океане).

- А вокруг нашего города? (в реке Сестре).

- Ребята, а как называется великая русская река? (река Волга)

3) Показ сюжета о реках Сестре и Волге. Затем вопросы к детям:

- Что вы знали о реках Волга и Сестра? (версии детей: Волга – самая большая и широкая река. Река Сестра впадает в великую русскую реку Волгу).

- А что мы должны делать, чтобы не навредить нашим красавицам рекам, сохранить их? (версии детей: не бросать мусор, не выливать разную грязь).

- А теперь представьте, что мы с вами отправились в поход в лес и остались там на ночлег. Где мы можем взять воду, для приготовления пищи, чая, постирать и т.д. (версии детей: в озере, реке, в ручье, а пить только из родника).

- А можно ли использовать воду в таком состоянии, в каком она встречается в природе? (версии детей: да, если она из источника как у нас в роднике Андрея Первозванного, а другую пить нельзя).

          4) Показ схемы очистки воды:

           - На всякий случай я вам предлагаю поучиться фильтровать воду.

           5) Опытническая Деятельность. 

     Очистка Воды Разными Способами (Через Вату, Фильтровальную Бумагу).

           - Ребята, мы узнали очень многое о воде, о ее свойствах.  

- А что же самое главное? (версии детей: воду надо беречь).

- Ребята, а только ли к воде нужно относится бережно? (версии детей: нет, нужно беречь всю природу, так как она тоже живая).

             6) Дидактическая игра «Угадай правило».

           Игра для закрепления правил поведения человека по отношению к объектам природы (игра прилагается).

         - Ребята, теперь вы знакомы с правилами поведения в природе. Выполняйте их.

Во второй половине дня дети вместе с воспитателем обмениваются впечатлениями, которые были получены на занятии.

Воспитатель дает детям задание на дом: рассказать родителям о том, что они узнали на занятии нового, интересного и предлагает нарисовать то, что им больше всего запомнилось.

На  следующий день организуется выставка детских работ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Плешаков А.А. Зеленая практика: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М.: Просвещение, 2006. – 95с.
  2. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми старшей группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2008.- 144с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Солнце, воздух и вода"

Коеспект НОД в подготовительной группе с опытами...

Конспект ООД "Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья"

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.Задачи:Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;Познакомить со свойства...

Конспект Тема: « Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья »

Конспект Тема:« Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья »...

Конспект НОД "Солнце, воздух и вода"

Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования....

Конспект ООД в младшей группе (Образовательная область: речевое развитие) на тему "Вода-воздух"

Данный конспект способствует совершенствованию речевого развития детей через закрепление темы "Вода-воздух"...

Конспект НОД "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"

НОД для детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования....