Педагогический проект "Зимующие птицы"
проект (окружающий мир, старшая группа) на тему

Волкова Наталия Владимировна

В проекте представлена актуальность данной проблемы, цель и задачи, рабочий план реализации проекта, художественное слово, дидактическая игра, предполагаемый результат, фотографии из опыта работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zimuyushchie_ptitsy_konkurs.doc818 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

 «Начальная школа – детский сад № 6»

Педагогический проект:

«Зимующие птицы»

Тип проекта:  педагогический

Масштаб: временной, с 1ноября 2012 по 1марта  2013

Участники проекта:

  • Авторы – разработчики: Носова Ольга Борисовна воспитатель, Волкова Наталия Владимировна воспитатель 1 квалификационной категории
  • 28 детей старшей группы
  • Родители
  • помощник воспитателя
  •  музыкальный руководитель

Кунгур, 2014

Основание для разработки:

Проблема: В холодное время года  зимующим птицам трудно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Дети не знают  зимующих птиц, иногда перелетных могут  назвать перелетными. Из этого следует, что недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе, некоторые дети мало посещают детский сад. У детей не сформированы знания о зимующих птицах.

Данные до проекта

        Цель:  расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.

Задачи:

  • Расширить  знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц.
  • Пополнить развивающую среду по теме проекта.
  • Воспитывать желание помогать птицам, заботиться о них.
  • Способствовать развитию речи детей посредством художественной литературы и  устного народного творчества о птицах.

Рабочий план реализации проекта:

Формы работы

Задачи

Срок реализации

Ответственный

  1. Беседа «Каких ты знаешь птиц?» Рассматривание зимующих птиц в альбоме «Птицы»,  на иллюстрациях в книгах и журналах.

  1. Прослушивание грамзаписи с голосами птиц.

  1. Цикл наблюдений за   зимующими птицами:

  1.  Разучивание стихотворений                     В. Звягиной «Воробей», Т.     Евдошенко «Берегите птиц».

  1. Оформление книжного уголка «Пернатые друзья» (подбор книг о птицах).

  1. Наблюдения за птицами во время прогулки. Развешивание кормушек.

  1. Подкормка птиц. (ежедневно)

  1. Дидактические игры: «Птицы», «Какие птицы прилетают к кормушке», «Четвёртый лишний».
  2. Отгадывание загадок про зимующих птиц. Заучивание считалок, пальчиковых игры, пословиц о птицах.

  1. НОД по конструированию из бумаги «Птица – ворона».

  1. Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке.(ежедневно).

  1. Заучивание стихотворения С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», «Зимний гость» Ю.Никонова., Е.Ильина «Синица», «Снегирь»

  1. Пение и инсценировка песни «Птичий обед»(муз.Жилинского)

  1. НОД по лепке «Зимующие птицы»

  1. НОД по рисованию - «Снегирь на ветке»

  1. Беседа «Трудно птицам зимовать».

  1. Заучивание стихотворений «Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» А. Барто.

  1. Оформление альбома «Зимующие птицы»

  1. НОД по лепке «Птицы на кормушке».

  1. Чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.,Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» »

  1. Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в    гнёздышках», «Совушка – сова», «Куры и ястреб», «Собачка и воробьи».

  1. НОД по рисованию «Моя любимая птичка».

  1.  Оформление плаката «Зимующие птицы».

  1. НОД «Угадай по описанию»

  1. Наблюдение на прогулке «Какие птицы прилетают к кормушке».
  2.  Викторина: «Птицы наши друзья».
  3. Взаимодействие  с родителями: Консультации– «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»
  4. Конкурс - «Мастерим кормушки для птиц».

Выяснить, каких птиц знают дети, каких птиц узнают по иллюстрациям

Учить наблюдать за птицами

Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Закреплять названия  птиц.

Расширять знания детей о зимующих птицах (чем они питаются).

Учить создавать образ птиц. Развивать конструктивные навыки.

Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.

Развивать творческие способности детей- учить передавать внешний вид птиц

Расширять знания детей о жизни птиц

Воспитывать умение работать в коллективе.

Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Развивать творческие способности детей- учить передавать внешний вид птиц

Развивать интерес к исследовательской деятельности, желание    познавать новое,  делиться информацией.

Учить детей составлять описательный рассказ о птице.

Закреплять знания детей о жизни птиц.

  1. неделя ноября

1 неделя ноября

С ноября по март

2 неделя ноября

2 неделя ноября

2 неделя ноября

3 неделя ноября

3 неделя ноября

4 неделя ноября

 

4 неделя ноября

1 неделя декабря

1 неделя декабря

2 неделя декабря

2 неделя декабря

3 неделя декабря

3 неделя декабря

Декабря-февраль

3 неделя января

4 неделя января

4 неделя февраля

Ежедневно

1 неделя марта

Воспитатели

 

Воспитатели, музыкальный руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Родители

Воспитатели, родители, дети

Воспитатели.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Родители, дети

Предполагаемый результат  проекта:

  • У детей сформирована система знаний о зимующих  птицах;
  • Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни птиц.
  • У детей появилось желание заботиться о птицах, повысился интерес к наблюдению за ними.

Данные после проекта:

Обогащена развивающая среда:

  • Оформлены дидактические игры «Четвертый лишний», «Какие птицы прилетают к кормушке», «Кого не стало»
  • Сделан  альбом «Зимующие птицы», плакат  «Зимующие птицы»
  • Изготовлены атрибуты к подвижным играм.
  • Подобран иллюстративный материал по теме.
  • Созданы презентации «Зимующие птицы».
  • Создан макет кормушки

Разработано методическое пособие:

  • Конспекты НОД (конструирование) «Птица - голубь», (рисование) «Моя любимая птичка», (рисование) «Снегирь на ветке», (лепка) «Птицы на кормушке»,  викторина «Птицы наши друзья».
  • Создана картотека стихов, загадок, считалок, рассказов о птицах.
  • Разработан стендовый материал для родителей «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»

Перспективы проекта:


        Этот проект может быть реализован в средней и подготовительной группах  в любом дошкольном учреждении.

Используемая литература:

  1. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ.  Сборник статей под ред. Венковой З.Л., Казанцевой Н., Пермь, 2007, ПКИПКРО
  2. Материалы с курсов Венковой З.Л. «Педагогическое  проектирование»
  3. Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 – 7 лет  в условиях детского сада. (Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон) – М.: Просвещение, 2010
  4. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.  ООО «Издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2010

      5.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском        саду. Старшая   группа  (образовательная  область «Художественное творчество»):  учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир», 2011

Приложение

Приложение № 1

                  Воробей

На дворе морозище
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро.

Что в морозы лютые плохо греют шубки,

Я принес воробышкам на тарелке крупки.

Я бы им и валенки подарил с калошами.

Но сказала мама: «Воробей ведь маленький,

Сразу, как запрыгает, потеряет валенки»


В. Звягина

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.


С. Есенин

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
                 Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
                 Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
                 Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
                 Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
                 И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
                 И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
                У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
                Красавица весна.

Сергей Есенин

«Берегите птиц»

О птицах много знаем мы
И в то же время мало.
И нужно всем: и нам, и вам –
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады,
Среди зеленой той листвы
Их песенку услышать ты.

Т. Евдошенко

Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.


А. Прокофьев

К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Пусть метель, как старый мельник,
Белит сосны, белит ельник -Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник...
Есть крушина, есть калина,
А в колхозе, у овина,
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели свиристели.
Заскрипели, засвистели...
Все до ягодки поели. 

А. Барто.

Покормите птиц

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.


Н. Рубцов

Голуби, голуби,
Раз, два, три...
Прилетели голуби-сизари.


И. Токмакова

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.


А. Барто

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.


А. Чепуров

Загадки

Днем молчит,
Ночью кричит.
{Филин, сова)

Посередь деревьев кузнецы куют.
(Дятел)

Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится... (синица).
Е. Ильин

От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера... (снегирь).
Е. Ильин

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел — а все же птица!
(Воробей)

Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.
(Дятел)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая!
(Сорока)

Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих в лесу пугает.
(Сова)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока)

На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
(Ворона)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
А. Чепуров

Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
— Где болит? Тук-тук!
А, нашел. Тут, тут.
(Дятел)

Е. Серова
Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это?
(Воробей)

Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать ее... {синичка).

Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым... (снегирем).

Живет в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится.
(Филин)

Это кто там на дорожке
Испугался нашей кошки?
Это кто там поднял крик —
Чик-чирик да чик-чирик?
(Воробей)

Пальчиковая гимнастика "Кормушка".

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Н. Нищева

Игра «Что лишнее?»

НОД по конструированию из бумаги «Птица – ворона»

НОД по рисованию  «Птичья азбука»

   

Игра «Диалог птиц»

Викторина: «Птицы наши друзья».


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Птицы на кормушке"

проект  направлен на получение детьми  младшего возраста знаний о трудностях жизни птиц зимой...

Презентация педагогического проекта "Птицы - наши друзья"

Педагогический проект "Птицы - наши друзья"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Птицы – наши друзья»

Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 6-7 лет и направлен на формирование общей экологической  культуры....

Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....

Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....

Педагогический проект "птицы-наши друзья"

Поделюсь проектом, который я проводила в средней группе.  Актуальность.Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и...

Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».

В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....