Консультация для педагогов "Комнатные растения в ДОУ "
консультация по окружающему миру (старшая группа) по теме
Воспитатель должен уметь правильно подобрать комнатные растения для уголка природы в детском саду. Уход и наблюдения дошкольников за комнатными растениями дают возможность педагогам решать воспитательные и образовательные задачи. Растения должны быть неприхотливыми в уходе, не ядовитыми, не очень громоздкими, чтобы детям было легче за ними ухаживать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komnatnye_rasteniya_v_detskom_sadu.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Комнатные растения в ДОУ
Воспитатель должен уметь правильно подобрать комнатные растения для уголка природы в детском саду. Уход и наблюдения дошкольников за комнатными растениями дают возможность педагогам решать воспитательные и образовательные задачи. Растения должны быть неприхотливыми в уходе, не ядовитыми, не очень громоздкими, чтобы детям было легче за ними ухаживать.
В младшей группе желательно иметь два растения одного вида, различающихся по величине или окраске цветов (например, бегония высокая и низкая).
Бальзамин султанский, или огонек
, относится к семейству бальзаминовых. Его родина – Тропическая Африка, Стебли растения полупрозрачные, водянистые, блестящие, цветы ярко-красные со шпорицей. Бальзамин неприхотлив, легко размножается черенками. Короткие корни расположены ближе к поверхности. Растение нуж]дается в хорошем освещении.
всегда цветущая принадлежит к семейству бегониевых. Родина растения – тропические леса острова Ява. Это невысокое растение (30 см
) имеет корот]кую корневую систему. Куст бегонии цветет обильно, розовыми, белыми или красными цветами. Растение однодомное, но раздельнополое (на одном растении мужские и женские цветы). Листья округлые, неравнобокие, как у большинства бегоний, блестящие, некрупные. Растение нуждается в хорошем освещении.
Фикус, или каучуковое дерево, семейства тутовых является лиственно-декоративным растением. Его родина – Индия. Молодые листья растения свернуты в трубочку и покрыты розовым чехликом. Корневая система глубокая. Фикусу нужен свет, а зимой прохладная температура (9- 12 градусов).
Колеус, или крапивка; является лиственно-декоративным растением из семейства губоцветных. Его родина – остров Ява, Замечателен своими бархатными пестрыми листьями с яркой каймой. Корневая система неглубокая, поэтому рыхлить почву нужно осторожно.Чем ярче свет, тем пестрее окраска листьев.
Цветы сиреневые, мелкие, собраны в кисти. Стебли быстро укореняются в воде, и зимой ветки колеуса вместе с веточками традесканции могут быть использованы для сервировки стола. Колеус следует опрыскивать ежедневно и зимой и летом (особенно влаголюбивые, такие, как традесканция, циперус).
– цветущее растение семейства амариллисовых. Родина – Южная Африка. Растение луковичное (луковица должна быть посажена так, чтобы наполовину выглядывала из земли) с длинными лентовидными, ярко-зелеными корнями. Цветы напоминают громадные красные колокольчики, сидящие на высокой дудчатой стрелке (по 2-5 штук), с нежным запахом. Зимой амариллисы хранят в темном, но прохладном месте. В конце января вносят в комнату. Цветет растение в феврале – марте.
Пелларгония зональная, или герань цветущая, принадлежит к семейству гераниевых. Родина растения – Южная Африка. Корневая система пеларгонии мелкая, стебли и листья опушены. Цветы крупные, красные, розовые и белые, собраны в пышный зонтик. Цветет в солнечной комнате круглый год. Зимой нуждается в прохладной температуре и хорошем освещении.
Пелларгония душистая, или герань душистая, относится к семейству гераниевых. Ее Родина – Южная Африка. Имеет резные, душистые листья, сиреневые, собранные в кисть цветы.
Детей можно привлекать к играм, закрепляющим представление о растениях (покажи мишке, какие растения у нас расцвели; найди растение с душистыми листьями, с длинными, как лента, и т. д.). В результате ребенок учится отличать части растения: цветы, стебли, листья, замечать их величину и форму, окраску, запах листьев и цветов., или свисающая, является отличным декоративным растешем. Его Родина – влажный тропический лec. Она редко цветет мелкими, белыми цветами. Традесканция ампельная (свисающая) часто используется для украшения помещений, аквариума, сервировки стола, ветки, достигшие длины 25 см, лучше обрезать, что способствует обильному ветвлению и делает растение густым и красивым.
Зефирантес – луковичное растение семейства амариллисовых. Его Родина – Центральная Америка. Растение цветет в зависимости от того, когда высажена луковичка. Появившаяся цветочная стрелка быстро вытягивается, будто выскакивает, и зацветает белыми или разовыми колокольчиками. Цветет Зефирантес с апреля по август.
Дети средней группы могут ежедневно выполнять индивидуальные поручения. Воспитатель учит их на ощупь отличать нужную температуру воды для поливки растений, сухую и влажную землю, а также аккуратно убирать рабочее место.
В старшей группе уход за комнатными растениями усложняется. Дети узнают новые качества растений, их связь с окружающей средой, например, влияние света и подкормки на рост и цветение растения. Это хорошо видно на традесканции, колеусе, кислице комнатной, циперусе.
Наблюдая и помогая взрослым в пересадке комнатных растений, дети знакомятся: их корневой системой, узнают, что корни бывают длинные и короткие, толстые и тонкие, расположенные близко к поверхности или глубоко уходящие в землю. Так, стержневой корень имеют пальма, драцена, фикус; мочковатые корни у амариллиса, выскочки, кринума. Отсюда дети делают вывод, на какую глубину можно рыхлить почву у того или иного растения и как часто поливать.
При коллективном и индивидуальном наблюдении, при сравнении растений вопросы к детям усложняются:
1. Как изменяется окраска листьев колеуса, традесканции, цветов огонька и бегонии, постоянно цветущей при разном освещении?
2. Сравните два-три разных вида бегонии и скажите, что у них общего. (Рекс, древовидная, металлическая.)
3. Проверьте, от какого из трех растений (традесканция, хлорофитум, огонек) черенок скорее всего приживается, т. е. дает корни.
4. Посмотрите на цветущий огонек: от какого лепестка отходит шпорца (хвостик) – от наружного или внутреннего?
Кроме ухода за растениями, ребята могут вырастить из семян некоторые комнатные растения, лимон, апельсин, инжир, гемантус, пальму, хурму и даже овощное растение – комнатный перец. Поэтому нужно иметь в запасе эти растения, учить детей собирать их, хранить и наблюдать за всходами и зарисовывать свои наблюдения. Например, семена комнатного перца, посеянные в начале декабря, уже в июне – июле дают плоды.
Это субтропическое растение, родина которого – Южная Америка. Корневая система средней величины. Листья нежные, лопастные. Цветки крупные, похожие на поникшие колокольчики разной окраски, сидящие в пазухах листьев.
Растение быстро растет и легко размножается черенками. В прохладном светлом помещении может цвести и зимой.
следует содержать в комнатах с сухим воздухом. Листья плотные, широкие, языковидной формы. Растение теневыносливое. Зимой в прохладном содержании впадает в спячку (отмирают листья). В августе гемантус радует нас красивым соцветием, похожим на снежный шар. Растение имеет оранжево-красные плоды, семена которых, упав на землю, прорастают.
Дети старшей группы должны знать основные этапы ухода за растениями: поливку, опрыскивание, подвязку, рыхление, а весной вместе с воспитателем уметь пересаживать растения.
Требуется пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.
Дети подготовительной к школе группы проводят длительные наблюдения, ставят простейшие опыты по выращиванию растений. Например, воспитатель предлагает проследить за образованием бутонов, цветов и плодов у амариллиса, бегонии, понаблюдать за ростом и развитием «деток» (выводковых почек) на листьях мозольного дерева – бриофиллюма, выяснить, каким способом поднимается вверх по споре плющ, аспарагус; проследить, в котором часу засыпает и просыпается садовая кислица.
Аспарагус, или спаржа,
принадлежит к семейству лилейных. Родиной этого субтропического растения является Южная Африка. Растение корневищное с клубнями, имеющими запас воды (при пересадке следует обратить внимание на то, как разрезают крупное корневище). Функцию листьев у аспарагуса выполняют стебли с игловидными или листовидными мелкими клододиями. Особенно красив аспарагус – лиана перистый, с шипами на стеблях. Они цепляются за опору, и растение может высоко подниматься. Аспарагус не выносит солнечного припека и сухости почвы и воздуха (хорошо растет на северных окнах). Растение нуждается в частом опрыскивании.
Кислица – растение субтропиков. Его родина – Южная Африка. Листья кислицы складываются вечером в виде треугольника и «засыпают» до утра. Цветет растение обильно, в прохладном светлом помещении, почти круглый год желтыми, бело-розовыми или красными цветами. Растение кислицы невысокое (25-30 см), имеет вид узорчатого светло-зеленого шара, усыпанного цветами. Размножается клубеньками. Лучше растет в прохладном помещении, но на высокой подставке и в светлой комнате.
Алоэ – лекарственное растение семейства лилейных. Его родина – Южная Африка. В комнатах цветет редко, в оранжерее’ – ежегодно. Сок алоэ идет на изготовление лекарств. В народной медицине листья алоэ прикладывают к ранам, при ожогах, нарывах. Корневая система мелкая.
Бриофиллюм, или мозольное дерево, относится к семейству толстянковых. Его родина – Мадагаскар. Из него приготовляют мазь каланхое. Алоэ достигает метровой высоты.
Алоэ и бриофиллюм зимой при правильном содержании остаются сочными и зелеными, а весной выпускают новые листья.
Детям подготовительной к школе группы можно предложить комнатные растения с различными способами размножения. Например, сансевьеру, узамбарскую фиалку, бегонию, размножающиеся листовыми черенками; каменоломку (саксифрагу), размножающуюся листовыми розетками на нитевидных побегах.
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе – формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.
В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений и животных обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.
Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге:
циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); кактусы (1-2 вида), требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции – с большой потребностью во влаге; узумбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, – герани, фуксии и др. О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, – амариллис, кливия, кринум, драцена, гемантус и др.
Источник
http://your-house-plants.ru/103-obshhie-svedeniya/komnatnye-rasteniya-v-detskoj.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Растения для искусственного водоема»
Материал знакомить с растениями . которые необходимо разместить у искусственного водоема....
Консультация "Отравление ядовитыми растениями"
Отравление в летний период...
Презентация. Консультация для воспитателей «Растения ДОУ. Оздоровление воздуха с помощью растений»
Для организации безопасной здоровой среды в ДОУ необходимо знать, какие растения можно использовать без вреда для здоровья детей. Консультация поможет воспитателям различать, правильно выбирать...
Консультация для воспитателей «Растения уголка природы»
Консультация для воспитателей «Растения уголка природы» В настоящее время в соответствие с СанПиНами в группах детского сада в уголке природы разрешено использовать только комнатные рас...
Консультация "Целебные свойства растений Коми края".
Консультация для родителей дошкольников "Целебные свойства растений Коми края"....
Консультация по выращиванию растений
Способы выращивания экспериментальных растений...
Консультация для педагогов "Растения уголка природы"
Подборка растений для уголка природы в ДОУ...