Консультация для педагогов "Детское экспериментирование - это важно!"
консультация по окружающему миру по теме
Консультация для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детское экспериментирование – это важно!»
Консультация для педагогов
составила: воспитатель Мальцева А. В.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, объектами живой и неживой природы позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают ребенка яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится самостоятельно действовать с исследуемым объектом, наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Основная задача педагогов ДОУ поддержать и развить у ребенка интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование также интересно и занимательно как игра.
Как и любая деятельность, детское экспериментирование имеет свою структуру:
Цель: формирование представлений об исследуемом объекте, развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемым объектом в различных (лабораторных, на прогулке, самостоятельной игровой деятельности) условиях.
Задачи:
1. Развитие мыслительных процессов (память, мышление, речь, внимание, воображение) и операций (анализ, сравнение, уточнение, обобщение, классификация, умозаключение, умение делать вывод)
2. Развитие понимания и установления причинно – следственных связей и отношений.
3. Освоение методов познания (наглядный, словесный, практический)
Содержание: информация об объектах, явлениях, предметах.
Мотив: познавательные потребности и интересы ребенка – дошкольника, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это? Что такое?», в старшем дошкольном возрасте познавательный интерес приобретает направленность: «Узнать – научиться - познать».
Принципы: последовательность, систематичность, наглядность, повторность, взаимосвязь всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
Средства: речь, поисковые и практические действия.
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты, наблюдения.
Условия: от простого к сложному - постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.
Результат: новые знания, умения, навыки, самостоятельная экспериментальная деятельность детей, расширение кругозора, желание познать окружающий мир.
Требования, которые предъявляются к проведению эксперимента:
1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать), например, есть у воды запах?
2. Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один опытный, другой – контрольный.
3. Необходимо осуществлять руководство опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
4. Один и тот же опыт лучше проводить дважды, чтобы дети все осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также, чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.
5. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.
Опыт (эксперимент) может быть кратковременным и длительным. Кратковременный используют для установления свойств различных объектов природы, для их распознавания (например, «Снег грязный или чистый?», «Почему растаяла сосулька?» и др.)
Длительный может быть использован при установлении причин природных явлений, связей, отношений, процессов роста и развития (например, роль воды в условиях прорастания семян, растений). В процессе длительного опыта нужно напоминать детям познавательную задачу проводимого опыта с помощью вопросов, например: «Для чего мы это сделали?», «Что мы хотим узнать?» и др. Яркие изменения в процессе длительного эксперимента зарисовывают.
В заключительном этапе опыта детям предлагается сравнить два объекта, используя дневник наблюдения. Дети убеждаются в правильности поставленного опыта и условий, делают выводы.
Таким образом, в организации и проведении экспериментов выделяется четыре этапа:
- Постановка проблемы.
- Поиск пути решения проблемы.
- Проведение эксперимента.
- Обсуждение итогов и формулировка вывода.
В ходе проведения экспериментов педагоги должны уметь не только отвечать на вопросы, которые интересуют детей, но и активно пробуждать пытливость детей, воспитывать интерес к происходящим явлениям в природе, окружающем их мире, учить выстраивать взаимосвязи того или иного явления, закона природы, организовывать активное участие и привлечение детей в проведении элементарных экспериментов.
Привлечение детей к проведению несложных экспериментов на занятиях, во время прогулок, в уголке природы и на участке детского сада имеет большое значение для воспитания активного, правильного, бережного и гуманного отношения к объектам природы.
Таким образом, экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании целостную картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлению взаимосвязей и закономерностей, происходящих в природе и окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Так ли важно рисование в жизни ребенка?"
Важность рисования в жизни детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника».
«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-177478-1358008342.jpg)
Консультация "Слушаться или слушать? Что важнее?"
Консультация для родителей "Слушаться или слушать? Что важнее?"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-240348-1421416165.jpg)
Консультации для родителей "Так ли важно рисование в жизни ребенка?"
Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со в...
Консультация для родителей: "Так ли важно рисование в жизни ребёнка"
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. ...
Консультация для родителей на тему:«Детское экспериментирование – это важно!»
laquo;Детское экспериментирование – это важно!»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/12/picture-1337478-1623479200.jpg)
Детское экспериментирование как важнейшее средство развития познавательной активности дошкольников.
Детское экспериментирование как важнейшее средство развития познавательной активности дошкольниковС самого рождения дети начинают исследовать окружающий мир. У ребёнка дошкольного возраста э...