Консультация для педагогов "Детское экспериментирование - это важно!"
консультация по окружающему миру по теме

Мальцева Александра Васильевна

Консультация для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование – это важно!»

Консультация для педагогов

составила: воспитатель Мальцева А. В.

                                                                                                                                 

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, объектами живой и неживой природы позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают ребенка яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится самостоятельно действовать с исследуемым объектом, наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Основная задача педагогов ДОУ поддержать и развить у ребенка интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование также интересно и занимательно как игра.

Как и любая деятельность, детское экспериментирование имеет свою структуру:

Цель: формирование представлений об исследуемом объекте, развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемым объектом в различных (лабораторных, на прогулке, самостоятельной игровой деятельности) условиях.

Задачи:

1. Развитие мыслительных процессов (память, мышление, речь, внимание, воображение) и операций (анализ, сравнение, уточнение, обобщение, классификация, умозаключение, умение делать вывод)

2. Развитие понимания и установления причинно – следственных связей и отношений.

3. Освоение методов познания (наглядный, словесный, практический)

Содержание: информация об объектах,  явлениях, предметах.

Мотив: познавательные потребности и интересы ребенка – дошкольника, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это? Что такое?», в старшем дошкольном возрасте познавательный интерес приобретает направленность: «Узнать – научиться - познать».

Принципы: последовательность, систематичность, наглядность, повторность, взаимосвязь всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.

Средства: речь, поисковые и практические действия.

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты, наблюдения.

Условия: от простого к сложному - постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.

Результат: новые знания, умения, навыки, самостоятельная экспериментальная деятельность детей, расширение кругозора, желание познать окружающий мир.

Требования, которые предъявляются к проведению эксперимента:

1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать), например, есть у воды запах?

2. Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один опытный, другой – контрольный.

3. Необходимо осуществлять руководство опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.

4. Один и тот же опыт лучше проводить дважды, чтобы дети все осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также, чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.

5. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.

Опыт (эксперимент) может быть кратковременным и длительным. Кратковременный используют для установления свойств различных объектов природы, для их распознавания (например, «Снег грязный или чистый?», «Почему растаяла сосулька?» и др.)

Длительный может быть использован при установлении причин природных явлений, связей, отношений, процессов роста и развития (например, роль воды в условиях прорастания семян, растений). В процессе длительного опыта нужно напоминать детям познавательную задачу проводимого опыта с помощью вопросов, например: «Для чего мы это сделали?», «Что мы хотим узнать?» и др. Яркие изменения в процессе длительного эксперимента зарисовывают.

В заключительном этапе опыта детям предлагается сравнить два объекта, используя дневник наблюдения. Дети убеждаются в правильности поставленного опыта и условий, делают выводы.

Таким образом, в организации и проведении экспериментов выделяется четыре этапа:

  1. Постановка проблемы.
  2. Поиск пути решения проблемы.
  3. Проведение эксперимента.
  4. Обсуждение итогов и формулировка вывода.

В ходе проведения экспериментов педагоги должны уметь не только отвечать на вопросы, которые интересуют детей, но и активно пробуждать пытливость детей, воспитывать интерес к происходящим явлениям в природе, окружающем их мире, учить выстраивать взаимосвязи того или иного явления, закона природы, организовывать активное участие и привлечение детей в проведении элементарных экспериментов.  

Привлечение детей к проведению несложных экспериментов на занятиях, во время прогулок, в уголке природы и на участке детского сада имеет большое значение для воспитания активного, правильного, бережного и гуманного отношения к объектам природы.

Таким образом, экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании целостную картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлению взаимосвязей и закономерностей, происходящих в природе и окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Так ли важно рисование в жизни ребенка?"

Важность рисования в жизни детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника».

«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»....

Консультация "Слушаться или слушать? Что важнее?"

Консультация для родителей "Слушаться или слушать? Что важнее?"...

Консультации для родителей "Так ли важно рисование в жизни ребенка?"

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со в...

Консультация для родителей: "Так ли важно рисование в жизни ребёнка"

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. ...

Детское экспериментирование как важнейшее средство развития познавательной активности дошкольников.

Детское экспериментирование как важнейшее средство развития познавательной активности дошкольниковС самого рождения дети начинают исследовать окружающий мир. У ребёнка дошкольного возраста э...