Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей дошкольной группе «Приключения Карандашовича и Гвоздовича»
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Садыкова Альбина Ильдаровна

Организация образовательной деятельности "Ознакомления детей с окружающим миром" направлена на развитие у детей интереса к образовательной деятельности , развитие представлений свойствах и качествах дерева и металла, через эксперимент, обогащение словарного запаса, приобретение навыков культуры общения, ориентировки в пространстве в пределах группы, интереса к решению проблемных задач игрушек и др. В конспекте описаны методы и приемы, обеспечивающие многократное повторение необходимого педагогу материала, для успешного усвоения его детьми. Данный конспект может быть интересен для воспитателей и родителей детей старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: познакомить со свойствами и качествами дерева и металла.

Программные задачи:

1.Формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять  характерные, существенные признаки и свойства материала.

2.Развивать мышление, логику, внимание.

3.Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Словарная работа: ввести в пассивный словарь: шероховатая, прочный, теплопроводимость.  

Предварительная работа: занятия по ОБЖ;  д/и «Третий лишний», «Наоборот»; занятия из цикла «Познай себя».

Ход занятия.

Воспитатель сообщает, что в гости к детям пришли 2 друга.

- Кто эти 2 друга вы узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно:

1 загадка: Серый Ивашка-деревянная рубашка,

                 Где носом проведет, там след кладет.

                                                            (карандаш)

2 загадка: Металлический Антошка

                  На очень тонкой ножке,

                  По головке постучишь

                  Что-нибудь да смастеришь.

                                                            (гвоздь)

•        Отметить детей, кто правильно ответил.

Воспитатель. Молодцы! Отгадали. Знакомьтесь - это  Карандашович и Гвоздович, они пришли с непустыми руками, а принесли 2 посылки. А, что же в посылках?

•        Дети размышляют.

Воспитатель. Как можно определить. Что находиться в посылках?

•        Возможные ответы детей: по звуку, посмотреть, по запаху, на ощупь.

Воспитатель. Вы много назвали способов. Давайте проверим, как можно узнать по звуку.

•        Возможные ответы детей.

Воспитатель. Кто попробует?

•        Несколько детей пробуют потрясти посылки.

Воспитатель. Определили? А сейчас, предлагаю понюхать.

•        Несколько других детей нюхают.

Воспитатель. Ну, как определили?

•        Если нет, предложить незадействованным детям определить на ощупь. Затем предложить посмотреть.

Воспитатель. Вот мы и узнали, что в посылках - гвоздь и карандаш. Молодцы! Какими органами чувств вы воспользовались для этого?

•        Ответы детей: зрение, обоняние, слух, осязание (похвалить за правильные ответы).

Воспитатель. Карандашович и Гвоздович столкнулись с вопросом: какими свойствами обладают металлический гвоздь и деревянный карандаш? Давайте поможем им. Подойдем к столам.

•        На столах у детей лежат: металлические пластины, деревянные бруски, деревянные палочки, гвозди.

Воспитатель. Гвоздович предлагает погладить металлические пластины.

•        Самостоятельная исследовательская деятельность детей.

Воспитатель. Какая поверхность у металлической пластины? Расскажите Гвоздовичу.

•        Ответы детей: гладкая. При правильных ответах давать положительную оценку, если ответы другие - подвести к понятию «гладкая».

Воспитатель. Гвоздович предлагает взять гвоздь в руки и попробовать согнуть его.

•        Самостоятельная исследовательская деятельность детей.

Воспитатель. Ну, что не получается? Значит он какой? Расскажите Гвоздовичу.

•        Ответы детей: прочный.

Воспитатель. Давайте сделаем выводы, для Гвоздовича: какими качествами обладает металл.

•        Ответы детей: у металла поверхность гладкая и он прочный. (повторить 2 раза)

Воспитатель. Сейчас Карандашович просит вас взять деревянный брусок и потрогать его.

•        Самостоятельная исследовательская деятельность детей.

Воспитатель. Какая поверхность у деревянного бруска? Расскажите Карандашовичу.

•        Ответы детей: шероховатая.

Воспитатель. Карандашович предлагает исследовать дальше - возьмем деревянные палочки и попробуем сломать их.

•        Самостоятельная исследовательская деятельность детей.

Воспитатель. Я вижу, что палочки сломались у всех. О каком свойстве дерева это говорит?

•        Ответы детей: дерево непрочное.

Воспитатель. Сделаем вывод для Карандашовича: у дерева поверхность шероховатая и оно непрочное. (повторить 2 раза)

Гвоздович и Карандашович предлагают еще провести опыты. Подходите к моему столу (перед столом очерчен мелом полукруг-для лучшего обзора детей).

•        На столе лежат: гвоздь, деревянный брусок, металлические пластины, таз с водой, молоток, пинцет, тарелка с горячей водой.

Воспитатель. Гвоздович предлагает вбить гвоздь в деревянный брусок и металлическую пластину. Я вам покажу, а вы внимательно смотрите.

•        Воспитатель вбивает гвоздь сначала в металлическую пластину, а затем в деревянный брусок.

Воспитатель. Что произошло? Почему? Сделаем выводы.

•        Вывод  детей: дерево мягкое - гвоздь забился, а металл твердый – гвоздь не вошел.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что тяжелее дерево или металл?

•        Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель. Я предлагаю, опустить деревянный брусок и металлическую пластину в таз с водой. (задание пассивным, на занятии, детям)

Что вы увидели? Какой вывод можно сделать? Что мы узнали о весе металла и дерева?

•        Вывод  детей: металл тяжелее, чем дерево, а дерево легче металла. (повторить вывод со всеми детьми)

Воспитатель. Сейчас будьте осторожны! У меня на столе тарелка с горячей водой! Я опущу туда деревянную и металлическую ложки. Как вы думаете, что произойдет?

•        Выслушать ответы детей.

Воспитатель. Давайте проверим верны ли ваши предположения. Как будем доставать ложки из горячей воды? (предложить пинцет)

А почему нельзя руками?

•        Ответы детей: потому что вода горячая и можно получить ожог.

•        Действие воспитателя.

Воспитатель. Я предлагаю потрогать ложки. (предложить неактивным детям)

Деревянная ложка какая? (теплая), металлическая какая? (горячая)

Это свойство металла называется теплопроводимостью, то есть проводит и сохраняет тепло.(повторить со всеми детьми)

Чтобы Карандашович и Гвоздович запомнили свойства металла и дерева, поиграем в игру «Наоборот». ( в кругу с мячом, ведущий называет свойство предмета, игрок – противоположное свойство).

Еще Карандашович и Гвоздович хотят узнать, знаете ли вы, из чего сделаны предметы. Игра «Третий лишний». (на столах 3 карточки с изображением предметов - одну лишнюю убрать, обосновать ответ)

•        Выполнение заданий детьми.

Итог занятия.

Что нового узнали? А что хотели бы еще узнать? Какие задания были трудными? Какие интересными? Гвоздовичу и Карандашовичу пора уходить, им очень понравилось проводить с вами опыты. Они оставляют вам на память подарки. (деревянные фишки, металлические монетки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Приключение Ластика, Скрепочки и карандаша".

Реализация задач НОД способствует развитию пространственного мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста. Формирует начальное представление о геометрии, знакомит с цилиндром...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в младшей группе Тема: «Лесные приключения»

Итоговое занятие в младшей горуппе (лбразовательная область коммуникация)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для средней группы "Что такое вода, или новые приключения Незнайки"

Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром с применением эксперементальной деятельности"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: "Приключения в Буквограде"

Конспектнепосредственной образовательной деятельности в подготовительной группеТема: "Приключения в Буквограде"...