Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с русской народной культурой НОД « Жаворонки летите, да весну нам принесите»
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Гуськова Ольга Васильевна

     

    Образовательная область: Познание.

    Интеграция с другими образовательными областями:

    1. Коммуникация: проговаривание закличек, отгадывание загадки, чтение детьми потешек.

    2. Здоровье: физминутка «Жаворонок».

    3. Художественное творчество: закрашивание белых моделей птиц «жаворонка».

    4. Социализация: игра «Солнышко», игра «Петух».  

    Программные задачи:

    Обучающие:

    - закрепить знания детьми времени года (ранней весны) и её характерные признаки;

    - учить выразительно, чётко, эмоционально, играючи использовать заклички;

    - учить пользоваться малыми формами фольклора (пословицы, заклички, потешки, загадки);

    - продолжать учить детей умению слушать не только воспитателя, но и друг друга;

    - учить разрисовывать модель «жаворонка», передавая красочность оперения.

    Развивающие:

    - использовать нетрадиционные способы рисования, позволяющие развивать фантазию, воображение, творчество;

    - продолжать развивать пластику и чувство ритма.

    Воспитательные:

    - воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строками народных поэтических творений;

    - формировать познавательную активность, приобщая к национальной культуре, эмоционально обогатить малышей тёплой народной поэзией;

    - воспитывать бережное отношение ко всему живому.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_pro_zhavoronka_srednyaya_gruppa.docx24.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательная область: Познание.

    Интеграция с другими образовательными областями:

    1. Коммуникация: проговаривание закличек, отгадывание загадки, чтение детьми потешек.

    2. Здоровье: физминутка «Жаворонок».

    3. Художественное творчество: закрашивание белых моделей птиц «жаворонка».

    4. Социализация: игра «Солнышко», игра «Петух».  

    Программные задачи:

    Обучающие:

    - закрепить знания детьми времени года (ранней весны) и её характерные признаки;

    - учить выразительно, чётко, эмоционально, играючи использовать заклички;

    - учить пользоваться малыми формами фольклора (пословицы, заклички, потешки, загадки);

    - продолжать учить детей умению слушать не только воспитателя, но и друг друга;

    - учить разрисовывать модель «жаворонка», передавая красочность оперения.

    Развивающие:

    - использовать нетрадиционные способы рисования, позволяющие развивать фантазию, воображение, творчество;

    - продолжать развивать пластику и чувство ритма.

    Воспитательные:

    - воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строками народных поэтических творений;

    - формировать познавательную активность, приобщая к национальной культуре, эмоционально обогатить малышей тёплой народной поэзией;

    - воспитывать бережное отношение ко всему живому.

    Методы и приёмы: игровой, наглядный, продуктивный, словесный.

    Предшествующая работа:  чтение закличек, потешек ; загадывание загадок; прослушивание аудиозаписи с голосами птиц; знакомство с пословицами.

    Использованная литература:

    1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие – 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2006 – 144с.

    2. Терехова Л.А., Осипова Н.В.  Добрый человек придёт, слово свету принесёт. – Выпуск 2. – Смоленск: СОИУУ, 2001 – 60с.

    3. Терехова Л.А., Осипова Н.В. Добрый человек придёт, слово свету принесёт: Из опыта работы. – Смоленск: СОИУУ, 2000 – 66с.  

    Ход занятия

    1. Вступительная часть.

    Воспитатель. Ребята, скажите. Какое сейчас время года?

    Дети. Весна.

    Воспитатель. Правильно, весна! А как вы узнали, что наступила весна?

    Дети. Тает снег, бегут ручьи, ярче светит солнышко, появились проталины, прилетают птицы.

    2. Рассказ воспитателя о народном празднике «Сороки».

    Воспитатель. Весной есть чудесный праздник «Сороки», именно в этот деть в народе празднуют прилёт птиц. По народному поверью, птицы на своих крыльях несут весну. В этот день хозяйки пекут из теста жаворонков с головами, «изюминками» глазками, клювиками. Этот день детворе запоминается на долго. Жаворанками угощают не только людей, но скот.

    Вы хотите чтобы птицы скорее к нам прилетели? Давайте вспомним закличку.(Дети подходят к окну, протягивают руки вперёд и говорят заклички).

    3. Закличка

    Жаворонок, ду-да,

    Прилети к нам сюда.

    Нам зима-то надоела,

    Всю соломушку поела. У-у-у!

    *******

    Жаворонок, принеси весну на своём хвосту!

    На сохе! На бороне! На сырой копне!

    Весна, приди скорей!

    Воспитатель. (обращает внимание детей на уголок природы, где на веточках «сидят»жаворонки»). Ой, ребята, посмотрите, к нам прилетели жавороночки. У них глазки «изюминки», а оперенье такое красивое, словно волшебник поработал над красками. Один краше другого, но их очень мало. Чем больше прилетит к нам птиц, тем скорее придёт настоящая весна. А кто потешки знает?  Выходите!

    4. Чтение потешек детьми

    А из нашей из трубы

    Дым поднялся на дыбы

    Это мама топит печь

    Это мам будет печь.

    *****

    Пирожок для Машеньки,

    Пирожок для Сашеньки.

    Остальным по калачу.

    Жаворонка я хочу.

    Воспитатель. А теперь давайте вместе с вами нарисуем птиц. (Воспитатель предлагает сесть за столы, рассмотреть белые модели птиц). Возьмите, пожалуйста в руки кисточки.

    • Ой! Кисточки пропали, наверно, кто-то взял их. Чем мы разрисуем модели птиц? Никак домовой играет с нами. Давайте попросим его, чтоб он вернул нам кисточки.

    Домовой.  (Из-за двери). Не отдам, разбрасываете, не убираете, забываете, не бережливые. Неумехи,  да и только.

    Воспитатель. Вот ворчун старый. Иш, какой! Ладно, прав, да не во всём. Ребята наши всё умеют, сам в этом потом убедишься. Мы и без кисточек справимся.

    5. Физминутка «Жаворонок»

    В небе жаворонок пел,

    Дети выполняют маховые движения руками.

    Колокольчиком звенел,

    Вращают кистями поднятых рук.

    Порезвился в вышине,

    Спрятал песенку в траве.

    Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз.

    Тот, кто песенку найдёт,

    Дети приседают , руками обхватывая колени.

    Будет весел целый год.

    Дети стоят весело хлопают в ладоши.

    6. Раскрашивание моделей птиц.

    Воспитатель.  У меня, есть жаворонок. (Показывает  птичку,  вырезанную из бумаги белого цвета). Какого она цвета?  (Белого).  Да, жаворонок не украшен, но у меня есть краска, а кисточки нет. Поэтому я буду рисовать пальчиком . Скажите, какого цвета краска стоит на столе? (Коричневого). Правильно.  (Воспитатель, показывает, как нужно рисовать. Напоминает детям, что перед рисование, нужно засучить рукава). А теперь сами пробуем разукрасить своего жаворонка. Пальчик макаем в краску и  прикладываем тычками. После этого мы свой пальчик вытираем салфеткой.

    7. Практическая работа.

    Дети выполняют рисунок по теме. Воспитатель во время работы контролирует приёмы работы, оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, поощряет детей, рисующих дополнительные детали.

    8. Рефлексия.

    Рисунки детей выставляются на стенде.

    Воспитатель. Вот, какие чудесные у нас получились жаворонки.  Полюбуйтесь ими.  Молодцы, все постарались. Кончил дело, гуляй смело!

     (Дети выходят на улицу,  где будет продолжено занятие).

    9. Сюрпризный момент.

    Воспитатель. Ребята, посмотрите, под деревом кто-то сидит и спит. Давайте подойдём поближе. Да это наш старый знакомый – Весенний гномик. Разбудим его и расспросим, видно долго он к нам шёл, устал, присел отдохнуть и заснул.

    Дети. Гномик вставай! Мы пришли! Слышишь?

    Гномик. Здравствуйте, ребята!

    Долго, дети, я вас ждал. Даже вроде задремал.

    Разыскать, вас поскорее дед ау вас приказал.

    За зимою вслед идёт сама красавица……

    Дети. Весна!

    Гномик. Люблю весну. Вся природа пробуждается  ото сна, становится теплее. Скажите, пожалуйста, а без чего тепла не бывает?

    Дети. Без солнца!

    Гномик. Тогда покличем его.

    Закличка

    Весна-весеница, иди с нами веселиться!

    С травой муравой, до с водой ключевой!

    С красным солнышко-колоколнышком!

    Игра «Солнышко»

    Гори солнце, ярче!

    Лето будет жарче.

    А зима теплее.

    А весна милее.

    Горю!

    Воспитатель. Солнышко и впрямь ярче засветило. Да теплее стало, надо птиц скорее звать.

    Закличка

    Ой ,вы, жаворонки, летите в поле, несите здоровье!

    Первое-коровье!

    Второе – птичье!

    А третье – человечье!

    Послушайте, ребятки, весёлую загадку,

    Как  отгадаете, сразу же играете!

    Загадка

    Хвост серпом, голова с гребешком?

    Дети. Петух.        

    Игра «Петух»        

    Чух – чух – чух – чух! Ходит по двору петух.

    Хвост узорами, сам со шпорами.

    Под окном стоит, на весь двор кричит.

    Кто услышит, тот бежит.

    Ку-ка-ре-ку!

    Гномик. Молодцы! Хорошо играете, да весну встречаете. Много пословиц про это праздник:

    Увидел скворца, знай, весна у крыльца.

    Журавли прилетели – тепло принесли.        

    Спасибо вам, милые ребята. Будет что рассказать дедушке Ау. До свидания! (Дети прощаются с гномом)

    Дети и воспитатель произносят закличку.

    Чувиль – виль – виль!

    Весна пришла на колясочках!

    Зима ушла на саночках!

    Дети вспоминают вместе с воспитателем, какие птицы прилетают весной, какое время года приносят на своих крыльях птицы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

    Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

    Направления работы по ознакомлению дошкольников с русским народным танцем.

    Работа, проводимая  с детьми в следующих направлениях, как убеждает нас опыт, помогает детям лучше понять характер русского народа, лучше уяснить типические черты  образов, запечатленных в р...

    Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

    "История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...

    Система работы по ознакомлению дошкольников с русской народной сказкой.

    1. Знакомство детей со сказкой на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.2. Использование сказки на занятиях по другим разделам программы.3.  Ознакомление детей со сказкой в повсед...

    Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

    История русского костюмаЖостовские подносыПутешествие к хлудневским мастерамРусская матрешка В гостях у мастеров...