Интегрированное занятие с экспериментированием с детьми старшей группы «Водица-царица, водица-мастерица».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие с экспериментированием с детьми старшей группы «Водица-царица, водица-мастерица». Воспитатель: Бойцова Марина Михайловна.

Образовательные области: Коммуникация, Чтение  художественной литературы, Музыка, Социализация, Познание ФЦКМ+ФЭМП.

Виды деятельности: речевая, музыкальная, игровая, исследовательская

(опыт), познавательная.

Программное содержание

Коммуникация. Формирование словаря:

-пополнять и активизировать словарь,

-активизировать употребление в речи названия природных явлений и объектов, определения, характеризующие свойства воды,

-помогать употреблять слова в точном соответствии со смыслом,

Звуковая культура речи:

-совершенствовать интонационную выразительность речи,

-закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков,

Грамматический строй речи:

-совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными, прилагательные с существительными,

-знакомить с разными способами образования слов (вода-водица-водичка),

-формировать умение составлять простые и сложные предложения,

Связная речь:

 -развивать  умение поддерживать беседу,

-формировать умение связно и полно рассказывать об объекте или явлении природы,

-совершенствовать  диалогическую форму речи,

Чтение художественной литературы:

-развивать интерес к художественной и познавательной литературе,

-воспитывать чуткость к художественному слову (выразительное чтение стихов),

-помогать понять сущность происходящего в природе.

Познание. Сенсорное развитие:

-продолжать развивать умение сравнивать предметы, объекты, устанавливать их сходство и различие, включая разные органы чувств,

-формировать умение обследовать предметы разной формы, развивать глазомер,

ФЭМП:

 -задачки-шутки,

 -логические задачи,

 ФЦКМ. Ознакомление с природой:

-расширять и уточнять представления детей о живой и неживой природе,

-познакомить с понятием «ручей» (его обитатели),

-продолжать знакомить со свойствами воды (вода+детский шампунь+сахарный  песок или глицерин=мыльные пузыри), свойствами воздуха (выдувание пузырей),

-учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-осадки-природные объекты, явления),

Социализация. Развитие игровой деятельности:

-развивать у детей интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности (подвижные игры, экспериментирование и т. д.),

- приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения,

-воспитывать любовь, добро, бережное отношение к окружающему миру, природе,

Муз. Деятельность:

-развивать чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки (журчание ручейка),

-развивать творчество, воображение,

Здоровье-сберегающие:

-воспитание чувства уверенности при выполнении заданий,

-формирование мелкой моторики.

Ожидаемый результат:

Интегративное качество « Любознательный, активный»

-проявляют интерес к различным видам детской деятельности: игре, экспериментированию и т. д.,

-используют различные источники информации: экскурсии, худ. литература, просмотр слайдов и т. д.

Интегративное качество « Эмоционально отзывчивый»

-эмоционально тонко чувствуют переживания детей, взрослых, персонажей лит. произведений, историй,

-проявляют эстетические чувства, эмоции, интерес к экспериментальной деятельности,

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи ( проблемы), адекватные возрасту»

-способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения,

-умеют устанавливать последовательность событий: что было раньше (сначала), что позже (потом)- схемы,

Интегративное качество  « Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

-способны выучить небольшое стихотворение,

-способны сосредоченно действовать в течение 15-25 минут,

Интегративное качество «Овладевший необходимыми и навыками»

-у детей сформированы умения и навыки для осуществления разных видов деятельности.

Образовательная область «Здоровье»

-сформированы элементарные навыки личной гигиены (знает о пользе воды в жизни человека),

Образовательная область «Социализация»

-подчиняется правилам игры, может договариваться с партнёрами,

Образовательная область «Безопасность»

-соблюдает элементарные правила поведения в природе (демонстрационный материал «Уроки экологии» Л. Б.Фесюковой),

-знает о бережном отношении к окружающей природе,

Образовательная область «Познание»

-знает некоторые особенности геометрических фигур,

-решает логические задачи,

-знает о взаимодействии человека с природой,

Образовательная область «Коммуникация»

-участвует в беседе,

-умеет подбирать к существительному прилагательные; заменять слово другим словом со сходным значением,

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

-может назвать любимую сказку, любимого детского писателя,

-называет жанр произведения,

Образовательная область «Музыка»

-различает жанр музыкальных  произведений (песня, звуки природы и т. д.),

-может двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.

Оборудование: экран для показа презентации, ноутбук, магнитофон, игрушка «Капелька» (из ткани), кукла африканский мальчик, геометрический куб с картинками и заданиями, ковёр из шерсти или шерстяные рукавички, палочка ( «волшебная палочка»), оборудование для эксперимента: прозрачные стаканчики, тарелки, ложки из наборов одноразовой посуды (комплект на каждого ребёнка), бутылочки с детским шампунем, сахарный песок, 8 тазиков для воды, приспособления для выдувания пузырей, 2 ведра с тёплой водой, ковш.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, предлагаю вам отправиться в путешествие, а куда вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без...

Дети: воды.

Слайд (на экране появляется картинка воды с названием «ВОДА»)

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали загадку! Мы отправимся в гости к водице-царице (появляется игрушка «Капелька). А кто из вас знает, что такое вода?

Дети: Вода это жидкость.

Воспитатель: Пар это вода?

Дети: Да.

Воспитатель: Лёд это вода? Как вы думаете?

Дети: Лёд это тоже вода. Мы замораживали воду и делали  цветные  льдинки.

Воспитатель: Как можно сказать о воде ласково, по-доброму?

Дети: Водичка, водица, водица-царица…

Воспитатель: Как вы думаете, кому нужна вода на нашей планете?

Дети: Вода нужна человеку, рыбам, домашним и диким животным, насекомым, птицам, растениям…

Слайд (на экране изображения человека, разных животных, растений).

Воспитатель: Молодцы, дети! А как вы думаете, зачем человеку нужна вода?

Дети: Вода нужна мыть посуду. Стирать одежду, бельё. Мыться и купаться… (другие ответы).

Два слайда (картинки « Зачем человеку нужна вода?).

Воспитатель: Дети, вы правильно ответили на вопрос. А где можно встретить воду в окружающей вас природе? Подумайте и ответьте. Какие природные водоёмы вы знаете?

Дети: Вода есть в реке. В озере. В море. В океане…(другие возможные ответы).

Два слайда (картинки воды в природе).

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, сколько океанов на планете Земля? Назовите их.

Дети: На планете четыре океана: Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый.

Воспитатель: Какие вы умники и умницы! Предлагаю вам поиграть в игру «Ручей». Волшебной водяной палочкой я превращу вас в ручей. Договорились? (объясняет правила игры и знакомит детей с логическим кубом - «камнем» с вопросами и заданиями  об обитателях ручья).

Вопросы и задания:

-назови  детёнышей лягушки (головастики, лягушата),

-раки  умеют краснеть? (если их сварить),

-у кого глаза на рогах, а дом на спине? (у улитки),

-каких камней в ручье нет? (сухих),

- 2 загадки-шутки:

 Сколько ночью звезд на небе,

Сколько хлебных крошек в хлебе,

Сколько капелек в дожде,

Сколько рыб живут в воде,

Сколько ног у многонога?

Очень-очень-очень…

(много)

Сколько лет в яйце цыплёнку,

Сколько крыльев у котёнка,

Сколько в алфавите цифр,

Сколько гор проглотит тигр,

Сколько мышка весит тонн,

Сколько в стае рыб ворон,

Сколько зайцев съела моль,

Знает только цифра…

(ноль)                  

 Воспитатель: Ребята, вот какая вода важная и необходимая для всех, кто живёт на планете Земля. Давайте  расскажем из произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр» гимн воде нашим гостям. Хорошо?

Дети рассказывают гимн воде (ИЛИ ПОЮТ).

Слайд (изображение Мойдодыра).

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам пришёл в гости…(появляется кукла африканский мальчик Сэм).

Воспитатель передаёт жалобу Сэма о том, что в Африке людям не хватает чистой питьевой воды и дети жалеют Сэма, поят его водой.

Воспитатель: Скажите, дети, а вам хватает воды дома и в детском саду?

Дети: Да!

Воспитатель: Но всё равно к воде надо относиться экономно и бережно.

Слайд (картинка водопроводного крана с капающей водой и перечёркнутого линиями накрест).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему кран перечеркнули линиями?

Дети: Кран не закрыли, и из него капает вода. Так делать нельзя!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я хочу вам сказать, что вода не только царица, но и мастерица. Вы с воспитателем сделали много разных опытов с водой (схемы опытов). А сегодня предлагаю вам сделать мыльные пузыри.

Слайд (схема изготовления мыльных пузырей).

Схема: детский шампунь + вода + 1 чайная ложка сахарного песка = мыльные пузыри (рисунки стаканчиков с жёлтой и синей метками, рисунки дет. шампуни, сах. песка, воды, рисунок мыльных пузырей и чайной ложки).

Воспитатель предлагает детям приступить к опыту.

Дети с интересом делают мыльные пузыри (звучит тихая, спокойная музыка из альбома  А. Вивальди « Времена года»).

Дети пускают пузыри на шерстяной коврик и рукавички и на пол, замечают, что на ковре пузыри « живут» дольше, чем на полу.

Воспитатель: Дети, что нового вы сегодня узнали о воде? Какую песню посвятили воде? Какой новый опыт сделали? (ответы детей).

Итог занятия: дети  поняли жизненную необходимость и значимость воды для растительного, животного мира и для всего человечества, познали в исследовании ещё одно свойство воды (получение мыльных пузырей) и свойство воздуха (выдувание пузырей).

Занятие, особенно эксперимент, вызвало большой познавательный интерес у детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» с детьми старшей группы

Конспект НОД по закреплению знаний о свойствах воды и круговороте воды в природе с использованием экспериментальной деятельности....

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ по художественному творчеству и формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования с детьми старшей группы «Снежинки»

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ  по художественному творчеству и формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования с детьми ст...

Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Водица-Царица»

Конспект занятияпознавательно-исследовательская деятельностьв подготовительной группе«Водица-Царица»...

Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Игры - экспериментирования с водой»

Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему :"Игры-экспериментирования с водой!"...

Конспект открытого Интегрированного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе по теме «Семь цветов радуги»

Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга, со всеми цветами радуги и последовательностью их расположения; развивать речь, познакомить детей с новой лексикой по теме «Цвета&raqu...

Интегрированное занятие по ФЭМП с детьми старшей группы «23 февраля»

Задачи: закрепить порядковый счет, знания о геометрических фигурах, о днях недели, умение уравнивать множества предметов способами уменьшения наибольшего числа и увеличения наименьшего числа, соотноси...