Исследовательский проект «Сколько весит школьный портфель?»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Коломийцева Жанна Александровна

Обоснование проекта:

Дети нашей группы на следующий год пойдут в школу и станут первоклассниками. А как известно школьникам невозможно представить без портфеля. Только по его наличию можно выделить ученика из толпы. Однако родителей наших детей и нас воспитателей беспокоит вопрос о том, какие тяжелые рюкзаки носят за плечами российские школьники, не нарушаются ли при этом санитарные нормы, кто за этим следит, и сколько же на самом деле должен весить школьный портфель? Современные школяры всё чаще напоминают туристов. Их рюкзаки  помимо книжек набиты тетрадями, канцелярией,  личными  вещами, продуктами.   Изучая статистику, мы узнали, что сегодня  если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и изза больших нагрузок  веса того же портфеля. Медики  в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребенка не проходит бесследно. Доказано, что для ребенка  носить портфель в четыре килограмма  равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу  15-20 кг. Ортопедические патологии (нарушение осанки, сколиозы,   плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при мед.осмотрах  в детских поликлиниках   России, выходят, чуть ли не на первое место. Вот почему мы считаем тему нашего исследования «Сколько весит школьный портфель?» актуальной и заслуживающей внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №7»

Исследовательский проект

«Сколько весит школьный портфель?»

Подготовил:

                                                                       воспитатель

Коломийцева Ж.А

2013 год

Участники проекта:

  • дети подготовительной группы «Б»: Кучеревский Влад, Василенко Никита.
  • родители воспитанников.
  • воспитатель группы: Коломийцева Жанна Александровна.
  • ученик 1 А класса Холодкевич Тимур.

Реализация проекта:Октябрь 2012 года

Тема:«Сколько весит школьный портфель?»

Обоснование проекта:

Дети нашей группы на следующий год пойдут в школу и станут первоклассниками. А как известно школьникам невозможно представить без портфеля. Только по его наличию можно выделить ученика из толпы. Однако родителей наших детей и нас воспитателей беспокоит вопрос о том, какие тяжелые рюкзаки носят за плечами российские школьники, не нарушаются ли при этом санитарные нормы, кто за этим следит, и сколько же на самом деле должен весить школьный портфель? Современные школяры всё чаще напоминают туристов. Их рюкзаки  помимо книжек набиты тетрадями, канцелярией,  личными  вещами, продуктами.   Изучая статистику, мы узнали, что сегодня  если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и изза больших нагрузок  веса того же портфеля. Медики  в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребенка не проходит бесследно. Доказано, что для ребенка  носить портфель в четыре килограмма  равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу  15-20 кг. Ортопедические патологии (нарушение осанки, сколиозы,   плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при мед.осмотрах  в детских поликлиниках   России, выходят, чуть ли не на первое место. Вот почему мы считаем тему нашего исследования «Сколько весит школьный портфель?» актуальной и заслуживающей внимания.

По доминирующему методупроект носит исследовательский, творческий характер.

По характеру содержания –ребёнок-взрослый.

По продолжительности- среднесрочный

Цель проекта:

Изучить возможность снижения веса портфеля школьника;

Разработать  рекомендации по улучшению сложившейся ситуации;

Обратить внимание на необходимость  контроля  веса портфеля с целью охраны здоровья детей.

Задачи проекта:

  1. Измерить вес школьного портфеля на примере ученика 1А класса Пролетарской средней школы №1.
  2. Установить соответствие веса портфеля  санитарным нормам для школьников, выявить причины нарушений санитарных норм.
  3. Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье ученика.
  4. Разработать рекомендации по снижению веса портфеля.

Предмет исследования:  школьный портфель.

 Гипотеза:  Мы предполагаем,  что тяжёлый ранец вредит здоровью.

Методы исследования:Социальный опрос, наблюдение, системный анализ.

Алгоритм разработки проекта

«Сколько весит школьный портфель?»

Этапы

Содержание

работы

Предполагаемый

результат

1 этап – подгото-вительный

  • выбор темы;
  • подбор группы участников;
  • постановка цели проекта

Наличие у участников проекта чёткого представления о необходимости работы над ним.

2 этап – преобразо-вательный (планиро-вание)

  • анализ проблемы;
  • постановка задач, решаемых в ходе работы над проектом;
  • распределение ролей в группе участников проекта;
  • определение источников информации;
  • выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.

Формирование задач; накопление информации по теме проекта; написание системы работы, подготовка её к апробированию.

3 этап – реализация проекта (практи-ческий)

  • работа по реализации проекта (занятия, экскурсии, наблюдения, беседы с детьми, чтение художественной литературы)
  • организация взаимодействия между всеми участниками проекта;
  • постоянное обсуждение полученных в ходе проекта результатов;
  • взаимодействие с социумом?
  • оформление результатов проекта.

Сплочённая работа участников проекта, эффективно организованная деятельность за пределами детского сада;

4 этап – заключи-тельный (оценка результатов и защита проекта)

  • анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехи и неудачи)
  • объяснение полученных результатов, их оценка;
  • защита проекта.
  • Оценка уровня знаний детей по теме проекта.

План работы над проектом

1.Предварительная работа:

  • беседа с детьми о том, что такое осанка и как ношение тяжестей влияет на здоровье.

Наблюдение за школьниками.

2.Каким должен быть портфель, чтобы заботится о здоровье детей, долго служить  и радовать глаз?

  • Рекомендации родителям о том, как выбрать портфель для первоклассника.

3.Взвесить портфель ученика 1 класса, исследовать его содержимое.

4.Вместе с родителями и детьми разработать основные рекомендации по снижению тяжести портфеля.

5.Защита проекта

Реализация проекта

«Сколько весит школьный портфель?»

Во время прогулок с детьми мы наблюдали,

 как школьники идут с уроков домой, какие                                                портфели у них за плечами. Детям было                                                       предложено  понаблюдать за осанкой учеников.                                                  В предварительной беседе мы рассказали о том, что осанка - это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния.

У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты. Дети сделали вывод, наблюдая за школьниками, что у большинства из них неправильная осанка, значит у них очень тяжелые портфели.

Совместно с родителями мы изучили «Санитарные правила и нормы  для общего и начального образования» и узнали, что вес ранца с учебным комплектом не должен превышать

1 – 2 класс                      1,5 кг

3 – 4 класс                      2,5кг

5 – 6 класс                       3кг

Кроме того специалисты Института возрастной физиологии РАО выяснили, что вес школьного портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника.  Ношение портфеля, превышающая допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы,  к тому же ребенок физически утомляется, идет нагрузка на сердце. Помимо того возможно опущение внутренних органов. Вот почему так важно соблюдать установленные САНПином требования.

   Сегодня в продаже есть ранцы, рюкзаки, папки, сумки, кейсы, дипломаты…

Какой же должен быть портфель, чтобы заботится о здоровье, долго служить и радовать глаз? Для младшеклассников это должен быть ранец. Нагрузка распределена равномерно, руки свободны. При покупке следует обращать внимание на функциональные качества, а не на красоту.                                                            Изучив, всю информацию мы выяснили, что хороший школьный ранец должен быть:

  • Весом менее 1 кг
  • С ортопедической спинкой и регулируемыми лямками
  • Из прочной водоотталкивающей ткани
  • С удобными замками  и молниями
  • С удобными карманами и вместительным внутренним отделением
  • Хорошо сохранять форму, иначе тетради и учебники в нём будут мяться,  да и послужит он долго
  • С удобной крепкой ручкой

На следующий день  мы пригласили в свою группу ученика 1 «А» класса, который после занятий шёл домой. Возраст Тимура 7 лет, его вес 31 кг, мы замерили, вес его портфеля он составил 3,6 кг.

  Вес пустого портфеля  без школьных принадлежностей составил 1,0 кг. Мы рассчитали правильный, индивидуальный вес портфеля для Тимура, исходя из веса тела и  постулата  о том, что вес портфеля должен быть равен 10% от веса школьника.

  Правильный вес портфеля=ВУ*10/100, где ВУ – вес ученика в кг.  Исходя,  из этих измерений мы сделали вывод, что вес его портфеля тяжелый.  Максимально он должен весить 3кг. Ребята нашей группы смогли с большим трудом поднять портфель этого первоклассника.    

Таким образом, мы отметили, что проблема  с опорно-двигательной системой стоит очень остро. В портфеле были книги, тетради, пенал с канцелярскими принадлежностями , папка с альбомами, раскраска , и даже игрушки. Всё содержание портфеля поместилось на 2  стола.

Мы сделали вывод, что младшие школьники добросовестно носят в школу всё необходимые школьные принадлежности.                                                       Исходя из этого,  вместе с родителями и детьми  разработали следующиерекомендации, каким образом можно снизить вес школьных портфелей.

Рекомендации по снижению тяжести портфеля:

(использовали мнения и пожелания детей)

  • Выбирать легкий ранец.
  • Носить в ранце только самое необходимое (вытащить все ненужные вещи).
  • Не носить игрушки.
  • Установить в школе индивидуальные шкафчики, где можно оставить учебники (там можно также хранить альбомы, пластилин, папку для труда, форму для физкультуры).
  • Совет руководству школы: При составлении школьного расписания необходимо учитывать вес учебных комплектов, т. к. в один день портфель может быть тяжёлым, а в другой лёгкий.
  • Совет для родителей – не покупать своим детям портфели  больших размеров,  потому что они будут стараться загрузить туда максимально большое количество предметов.

Анализ результатов исследования.

  • Обобщение и систематизация полученных знаний;
  • Формулирование выводов;
  • Подготовка и проведения презентации.

Планируемый результат: Более ответственное отношение родителей к покупке ранца для первоклассника;

Снизить негативное влияние  тяжёлых портфелей для здоровья первоклассника.

Итог

Работая над темой нашего проекта, мы пришли к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжёлый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно - сосудистой системы и состояния опорно – двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно – гигиеническим нормам. Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника. Тяжёлый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм. На поставленный нами вопрос,  сколько же должен весить портфель ученика мы единогласно отвечаем – он должен  весить столько, чтобы не причинить ни малейшего вреда здоровью наших детей.  На многие факторы, влияющие на здоровье, мы не в состоянии повлиять, но сделать всё возможное для того чтобы изменить то, что мы можем изменить, вполне по силам взрослых. Острота сложившейся ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы, будет постоянно,  находится в поле зрения педагогов, родителей и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сколько весит здоровье"

Консультация для родителей "Сколько весит здоровье"...

"КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) старший возрастной кластер Презентация исследовательского проекта "Как узнать сколько дереву лет?"

Экспериментирование  – это поиск знаний, получение их при помощи взрослого или самостоятельно. Главная задача детского сада – развить и поддержать в каждом ребёнке интерес к открытиям...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие по школьным урокам» подготовительной группе

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие по школьным урокам» подготовительной группе...

СКОЛЬКО ВЕСИТ ЗДОРОВЬЕ?

     У детей предшкольного возраста интенсивно развивается опорно – двигательная система. Идёт формирование всех изгибов позвоночника (шейного, грудного, поясничного)....

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие по школьным урокам» подготовительной группе

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие по школьным урокам» подготовительной группе...

Детско-взрослый исследовательский проект «Сколько нужно мыла, чтобы отмыть руки?», 2018г.

Детско-взрослый исследовательский проект «Сколько нужно мыла, чтобы отмыть руки?», 2018...