Русская народная педагогика
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Волкова Татьяна Ивановна

педагогика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volkova_statya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русская народная педагогика.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа (К. Д. Ушинский)

Современным детям очень сложно дается освоение системы ценностей русской народной культуры. А ведь в ней заложена вся народная мудрость, накопленная многими поколениями наших предков. Она заключена во всем, начиная от фольклора и игрушек до образа жизни. Но, к сожалению, значение и смысл этих знаний забыт, утрачен современным человеком. С молоком матери, слушая пение колыбельных песен, ребенок начинал освоение уклада жизни, в котором давалось первоначальное понятие о добре и зле, о правилах поведения в жизни. «Баю- баюшки - баю, не ложися на краю…», - всем знакомые слова с детства, в них заложен глубокий смысл того, что у всего в жизни есть граница дозволенного, за которую переступать нельзя, чтобы не случилось беды. Взаимодействие взрослых и детей с использованием потешек, пестушек, пальчиковых игр помогало развитию речевых навыков, давало первоначальные энциклопедические знания, способствовало развитию моторики. Большое значение в воспитании детей отводилось сказкам. В них заложены исконно русские традиции, обычаи и нравы. Через сказки ребенок продолжал получать представления о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Образ положительных героев отражает в себе все многообразие черт народного характера: любовь к своей Родине, уважение к старшим, трудолюбие, взаимовыручку, гостеприимство. Дан эталон женского и мужского образа. Женский образ наделен необыкновенной красотой и умом, находчивостью, мудростью, скромностью, нравственностью. Мужской образ представляет собой защитника земли Русской, он объединяет в себе силу, смелость, доброту, честность, ответственность, смекалку. Эти образы оказывали большое влияние на формирование личности ребенка, давали правильный пример для подражания. К сожалению, современные дети больше смотрят телевизор, берут примеры для подражания с иностранных мультфильмов, герои которых зачастую жестоки и безнравственны, где материальные ценности преобладают над духовными. Через сказки прививалась и любовь к Родине, к родному языку. В настоящее время, смысл некоторых слов, встречающихся в сказках, устарел и не всегда понятен ребенку. Их либо нет в современном русском языке, либо они заменены другими. Необходимой  работой является объяснение этих слов, сопровождающееся наглядным изображением, что необходимо для дошкольников, так как у них преобладает наглядно – образный тип мышления.  С этой целью на базе сада был создан музей русского быта, в нем представлены разнообразные предметы старины: прялка, люлька, веретено,  сундук, одежда, головные уборы, музыкальные инструменты, посуда, куклы и многое другое. Дети ходят на экскурсии и знакомятся с ними. Воспитательное значение русской народной педагогики актуально и сегодня. Время может менять вид многих вещей в жизни человечества, но культурные и духовные ценности народа остаются неизменными. Только объединив совместные усилия педагогов и семьи, вместе мы сумеем воспитать духовно и морально сильное и здоровое поколение, у которого будет будущее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Русское народное творчество как средство народной педагогики"

Ознакомление родителей с народной педагогикой, различными видами устного народного творчества. Испльзование народной педагогики в воспитании ребенка....

Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».

Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия  для восприятия целостной картины истории своей...

Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."

Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны  цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...

Конспект НОД по музейной педагогике в младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка»

Конспект НОД по музейной педагогике в младшей группе«Матрёшка — русская народная игрушка»Цель: Знакомство с национальной культуры России.Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёш...

Русское народное творчество как средство народной педагогики

      Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, на...