Конспект НОД "B гостях у прабабушки"
план-конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме

Талабаева Мария Петровна

Конспект НОД расчитан для работы с дошкольниками по ознакомлению детей с предметами обихода и крестьянской посудой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b_gostyakh_u_prababushki.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

B гостях у прабабушки

Цель: Познакомить детей с предметами обихода и крестьянской посудой. Развивать познавательный интерес к изучению старинных предметов быта, обучать исследовательской деятельности. Воспитывать уважение к истории села. Формировать культуру общения со сверстниками и взрослыми.

Предварительная работа: поход в музейную комнату, беседа о предметах старинного быта, чтение загадок.

Материалы: Макет печки,  ухват, чугунок, сундук, самовар, сушеные яблоки, сушеные грибы, калина, деревянные ложки, деревянная кружка,  деревянная чашка, глиняная крынка, продукты для приготовления каши и блинов.

Воспитатель - приводит детей в русскую избу и говорит:

«Вот, ребятки, мы и пришли с вами в гости к бабушке Арине в русскую избу. В таких избах давным-давно русские люди проживали, жилища свои  прославляли.

Посмотрите да мы здесь не одни, давайте поздороваемся с гостями»

- Здравствуйте, люди добрые!

Выходит бабушка.

-Здравствуйте, гости дорогие! Дай бог тому, кто к нашему дому!

Дорогим гостям, милым детушкам,

И житьем и бытьем, и здоровьицем!

Милости прошу, гостите, жалуйте!

Раз послал бог гостей, хозяйка будет сытей!

Давайте, детушки, сядем рядком,

О житие бытие поговорим ладком.

Садитесь по-теснее,

Беседовать будет веселее.

- Ребятки, заметили что у меня в избе обстановка особенная, не как у вас в квартире?

Я в город никогда не ездила,

В квартире никогда не была,

Какая там посуда, мебель не видела.

- Расскажите, ребятки, где вы в квартире храните свои вещи? (Ответы детей)

А я свои вещи храню в сундуке. Давайте все вместе скажем - сундук!(Ответы детей)

Сундук мой сделан из дерева, а значит он какой?

- Деревянный.

Есть у сундука стенки и дно

Посмотрите вон там, внутри оно.

А это деревянная крышка,

Чтоб в сундук не лазила мышка.

Не пылилась одежда чтоб

Осторожно крышку открывать надо,

Ато стукнет по пальчикам больно-хло-оп!

- Для чего ребятки сундуку крышка? (Ответы детей)

Как крышку надо открывать? (Ответы детей)

А слева и справа есть у сундука

Железные, прочные штучки,

Называются они ручки.

Чтобы с дедом мы сундук поднимали,

С места на место переставляли, передвигали.

-Запомнили ребятки, для чего сундуку ручки? (Ответы детей)

А это железный замок,

Чтоб сундук открывать

Никто чужой не смог.

Чтоб вещи не пропадали

И только дедушка с бабушкой ключиком замок открывали.

- Для чего, ребятки, за сундуке замок? (Ответы детей)

-Чем замок можно открыть? (Ответы детей)

На сундучке моем можно поспать, посидеть,

Носочки вязать и в окошко глядеть.

Давайте сядем на лавочку опять,

Хочу, ребятки, я узнать

На чем у вас в квартире

 Можно поспать?

(Ответы детей: кресло, кроватъ, диван)

У меня в избе нет ни дивана, ни кресла

Сплю я на печке

На тепленьком местечке.

Изба без печки - не жилая изба!

В зимнюю стужу согреет она.

В печке я хлеб пеку, готовлю еду,

На печи ягоды, грибы, обувь, одежду сушу.

Около печки в ладушки с внуками играем,

Хранительницу домашнего очага Ладу забавляем.

- Давайте и с вами в ладушки поиграем. (Пальчиковая игра «Ладушки»)

- Скажите, ребятки, на чем мамы ваши

Готовят вам еду, варят щи да каши? (Ответы детей: газовая, электрическая плита)

- В чем варят суп? (Ответ детей: в кастрюле)

- Воду для чая в чем кипятят? (Ответ детей: в чайнике)

- В чем на стол суп подают? (Ответ детей: в тарелке)

-Чайник, кастрюля, тарелки,

- В первый раз названия такие слышу, поверьте!

Ну, томить расспросами я вас не буду,

Покажу-ка вам сейчас свою посуду.

У меня посуды не много:

Вот железный самовар.

На стол сейчас поставить я его хочу,

Воду для чая я в нем кипячу.

Вот кружка деревянная, из нее я пью:

Молоко, чай, квас, воду холодную.

А это деревянная плошка

Я ем из нее щи, кашу, окрошку.

А вот муки сейчас в нее насыплю,

Да на блины замешу тесто.

Поставлю на печь на теплое место

Поднимется тесто, блины напеку,

Всех ребятушек и гостей угощу.

Ваши мамы в кастрюлях суп готовят,

 А у меня есть чугунок.

- Как ребятки эта посуда называется? (Ответы детей: чугунок)

Чугунок мой весь черный,

Но на нем не грязь, а сажа.

Никто его отмыть не сможет

И бабушка Федора даже!

Чугунок тяжелый в нем можно все варить,

Поставить в печку, в огне он не сгорит.

Он в печке горячим становится

И чтоб не обжечься,

Когда из печки чугунок достаешь назад

Помощник нужен, рогатый с длинной деревянной ручкой

Он называется ухват.

- Как ребятки помощник называется (Ответ детей: ухват)

- Молодцы!

Мы в чугунок сейчас возьмем

Пшена насыплем и молока нальем,

Задобрим маслом, посолим и помешаем

И с помощью ухвата, чугуночек в печь поставим.

Пусть каша варится - томится

Прошу, ребятки, вас садится.

Есть у меня шкатулочка, ее я открываю,

Загадочки сейчас вам загадаю.

Тому, кто отгадает,

Сюрприз я обещаю.

1. Одежду дедушка и бабушка

Хранят во мне, мой друг,

Я деревянный, с крышкой,

С замком и ручками железными. (Сундук)

2. На мне грибы, одежду, обувь сушат.

И хлеб пекут, готовят кушать,

И даже спят, я теплое местечко.

А называют меня ласково все...(печка)

3. Картошку суп он в печке варит,

Черный всегда и в саже,

Никто отмыть его не мог,

А называется он.. .(чугунок)

4. Сверху пар и снизу пар

Это русский...(самовар)

5. С длинной деревянной ручкой и рогат

  Бабушкин помощник называется...(ухват)

6.Росписные деревянные на столе лежат

Всех кормят, а сами не едят... (ложки)

Деревянными ложками не только едят,

А еще и народ веселят.

Ну-ка, ребятки, к столу подходите

Ложечки все поскорее возьмите!

Ах, хороши ложечки наши,

Барыню русскую с ними попляшем!

Танец «Барыня»

Скажем спасибо славным ложкарям,

Дарят настроение и здоровье нам!

Ух, как плясали, даже устали.

Добрые гости, малые детушки,

Вам в избе особая честь!

Прошу в красном углу за стол сесть

Вот уже и чугунок с печки просится на стол

Кашкой хочет угостить,

И самовар шипит, кипит,

Пить чай нам всем велит!

Будем кашу есть, чай пить с крендельками и блинами!

Садитесь, гости дорогие, угощайтесь с нами!

(Детей угощают кашей из чугунка. Гостям подают деревянные ложки и деревянную чашку с кашей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "В гости к Мишутке"

Занятие по развитию речи с использованием СОТ - мнемотаблиц. Предназначен для  старшей группы...

Конспект. В гостях у самовара "За чаем не скучаем""

Развлечение на день открытых дверей в гостях у самовара "За чаем не скучаем"...

Конспект "В гостях у бабушки Тани"

В непосредственно образовательной деятельности с детьми вспомнить малые фольклорные жанры совместно с музыкальным руководителем. Для того, чтобы легче запоминались потешки мы с детьми их обыгрываем....

конспект «В гостях у друзей»

Аутотренинг «Загадочное животное»...

Конспект "В гостях у Королевы Математики"

«В гостях у Королевы Математики»П/с: Выявить полученные , представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 ...

Конспект досуга "Гость группы" к 23 февраля

досуг в рамках проекта " Гость группы" для детей подготовительной к школе группы с участием родителей...

КОНСПЕКТ СЦЕНАРИЯ К ПРАЗДНИКУ «В ГОСТЯХ У ПРАБАБУШКИ»

Цель: Познакомить детей с предметами обихода и крестьянской посудой. Развивать познавательный интерес к изучению старинных предметов быта, обучать исследовательской деятельности. Воспитывать уважение ...