ПРОЕКТ «ПРОКАЗЫ МАТУШКИ ЗИМЫ»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Рагузина Наиля Рястямовна

 

Проект разработан с целью расширения представлений дошкольников о зимних природных явлениях через познавательно – исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_raguzinoy.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

МКУ «Центр информационно – методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений» Лямбирского муниципального района

Районный конкурс «Новое образование»

ПРОЕКТ

«ПРОКАЗЫ МАТУШКИ ЗИМЫ»

   

Выполнила: воспитатель Рагузина Н.Р.

Лямбирь 2013 год

Содержание

  • Проблема проекта
  • Актуальность и новизна проекта
  • Цель проекта
  • Задачи проекта
  • Тип проекта
  • Предполагаемый результат
  • Участники проекта
  • Методы и приемы
  • Продукты проекта
  • Этапы реализации проекта
  • План работы над проектом
  • Значимость проекта
  • Результат проекта
  • Перспектива проекта
  • Литература
  • Приложения:

- открытое мероприятие для родителей и сотрудников ДОУ « В гости к Мороз Ивановичу»;

- картинки для составления рассказа об изменениях в живой и не живой природе;

- выставки: «Новогодняя игрушка», «Сладкие конфеты»

Проблема:

В природе все тесно связано между собой. И человек, который сам часть природы, тоже связан с окружающей средой.

Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинять ей вред, и она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить природу, поэтому так важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношениях к ней.

Актуальность и новизна проекта:

В рамках реализации годовой задачи ДОУ над формированием познавательно –исследовательской деятельности преобладающим фактором является научные исследования детей в рамках программного содержания.

К 5-6 годам ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослыми. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.    

Цель:        

Расширение представлений о зимних природных явлениях через познавательно – исследовательскую деятельность

 

Задачи проекта:

  • Расширить представления о зимних природных явлениях через познавательно – исследовательскую деятельность;
  • Закрепить знания детей об окружающем мире;
  • Развивать воображение, мышление, наблюдательность;
  • Формировать интерес к совместной деятельности со сверстниками;
  • Создать положительный эмоциональный настрой.

Тип проекта – групповой, краткосрочный.

Предполагаемый результат:

  • Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Привлечение родителей  воспитанников  к сотрудничеству и взаимодействию.
  • Распространение педагогического опыта работы

Участники проекта: Воспитатели группы, дети, родители (лица, их заменяющие), специалисты.

Методы и приемы (наглядные, словесные, игровые, практические):

  • наблюдения
  • опыты, эксперименты
  • чтение художественной литературы
  • беседы
  • заучивание стихов, пословиц
  • экскурсии
  • игры
  • слушание музыки.

Продукты проекта:

  • Фотоальбом «Познавать интересно».
  • Книги рассказов детей «Приметы зимы»,  «Кому нужна зима?».
  • Альбом рисунков «Зима глазами детей».
  • НОД  для сотрудников ДОУ и родителей « В гости к Мороз Ивановичу».
  • Выставка работ («Новогодняя игрушка», «Сладкая конфета»).

Этапы реализации проекта

        

I. Подготовительный этап.

  • Постановка  цели, задач.
  • Изучение методической литературы.

II. Основной этап.

1. Наблюдения с детьми

  • Птицы зимой.
  • Деревья.
  • «Где зимуют почки?
  • Деревья и кустарники.
  • Участок нашей группы.
  • «Зачем нам зима?»

2. Чтение художественной литературы

  • «Поет зима, аукает…» С. Есенин
  • «Зима» И. Суриков
  • «Где зимуют почки?» Н. Павлова.
  • «Есть в лесу под елкой хата» П. Воронько
  • «Снегурочка» Р.Н.С.
  • «Мороз Иванович» Одоевский
  • «Снег – что это такое?» З. Трофимова

3. Рассматривание иллюстраций, картин

  • Серия «Зимние забавы»
  • Серия «Зимние праздники»
  • Серия «Звери зимой»
  • Серия «Художники о зиме».

4. Беседы

  • «Зима и дети. Зимние забавы»
  • «Если б не было зимы…»
  • «Зачем людям зима?»
  • «Зима в лесу».

5. Опытно - экспериментальные работы  

  • «Где прячутся листья?»
  • «Насекомые зимой»
  • «Какой бывает снег?»
  • «Снег – вода – лед».
  • Сравнение времени замерзание воды: в большой и маленькой формочках
  • Сравнение скорости таяния снега и льда.

6. Музыкальные произведения (слушание)

  • «Зимняя сказка»
  • «Кабы не было зимы..»
  • «Весёлая зима»
  • «Новогодний ветер»
  • «Раз морозною зимой»
  • «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского.

7. Работа с родителями

  • Творческое домашнее задание «Кому нужна зима?» (беседа-размышление)
  • Запись рассказов «Приметы зимы»
  • Запись рассказов «Кому нужна зима?»
  • Рисуем дома с мамой «Зима»
  • Рисуем дома с мамой «Красивые снежинки?»
  • Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку
  • Конкурс игрушки «Сладкая конфета»

III. Заключительный этап

  • Заключительное мероприятие для родителей и педагогов д/с «В гости к Мороз Ивановичу».
  • Выставки «Новогодняя игрушка», «Сладкие конфеты».

План работы над проектом

Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

1

2

3

4

5

Наблюдения с детьми

Птицы зимой

Кормушка, корм

Воспитатели, дети

1-я неделя

декабря

Деревья

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

1-я неделя

декабря

«Где зимуют почки?

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

1-я неделя

декабря

Деревья и кустарники

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя

декабря

Участок нашей группы

Участок группы

Воспитатели, дети

2-я неделя

декабря

«Зачем нам зима?»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя

декабря

Опытно - экспериментальные работы  

«Где прячутся листья?»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

1-я неделя

декабря

«Насекомые зимой»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

1-я неделя

декабря

«Какой бывает снег?»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя

декабря

«Снег – вода – лед»

Тазик, банка, марля (или бинт), формочки

Воспитатели, дети

3-я неделя

декабря

Сравнение времени замерзание воды: в большой и маленькой формочках

Формочки и песочные часы

Воспитатели, дети

3-я неделя

декабря

Сравнение скорости таяния снега и льда

Тазик, формочки, песочные часы

Воспитатели, дети

3-я неделя

декабря

Чтение художественной литературы

«Поет зима, аукает…» С. Есенин

Книга /произведение

Воспитатели, дети

1-я неделя

декабря

«Зима» И. Су-риков

Книга /произведение

Воспитатели, дети

1-я неделя

декабря

«Где зимуют почки?» Н. Павлова.

Книга /произведение

Воспитатели, дети

2-я неделя

декабря

«Есть в лесу под елкой хата» П. Воронько

Книга /произведение

Воспитатели, дети

2-я неделя

декабря

«Снегурочка» Р.Н.С.

Книга /произведение

Воспитатели, дети

3-я неделя

декабря

«Мороз Иванович» Одоевский

Книга /произведение

Воспитатели, дети

3-я неделя

декабря

«Снег – что это такое?» З. Трофимова

Книга /произведение

Воспитатели, дети

3-я неделя

декабря

Рассматривание иллюстраций, картин

Серия «Зимние забавы»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

1-я неделя

декабря

Серия «Зимние праздники»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

1-я неделя

декабря

Серия «Звери зимой»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

2-я неделя

декабря

Серия «Худо-жники о зиме»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

3-я неделя

декабря

Беседы

«Зима и дети. Зимние забавы»

Картины, иллюстрации

Воспитатели, дети

1-я неделя

декабря

«Если б не было зимы…»

Воспитатели, дети

1-я неделя

декабря

«Зачем людям зима?»

Картины, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя

декабря

«Зима в лесу»

Картины, иллюстрации

Воспитатели, дети

3-я неделя

декабря

Музыкальные произведения

(слушание)

«Зимняя сказка»

аудиозапись

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

1-я неделя

декабря

«Кабы не было зимы…»

аудиозапись

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

2-я неделя

декабря

«Весёлая зима»

аудиозапись

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

2-я неделя

декабря

«Новогодний ветер»

аудиозапись

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

2-я неделя

декабря

«Раз морозною зимой»

аудиозапись

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

3-я неделя

декабря

«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского

аудиозапись

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

3-я неделя

декабря

Работа с родителями

Творческое домашнее задание «Кому нужна зима?»

/беседа-размышление/

Воспитатели, дети,  родители

1-я неделя

декабря

Запись рассказов «Приметы зимы»

план рассказа

Воспитатели, дети,  родители

1-я неделя

декабря

Запись рассказов «Кому

нужна зима?»

план рассказа

Воспитатели, дети,  родители

1-я неделя

декабря

Рисуем дома с мамой «Зима»

Воспитатели, дети,  родители

2-я неделя

декабря

Рисуем дома с мамой «Кому нужна зима?»

Воспитатели, дети,  родители

2-я неделя

декабря

Рисуем дома с мамой «Красивые снежинки?»

Воспитатели, дети,  родители

2-я неделя

декабря

Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку

Родители, дети

3-я неделя

декабря

Конкурс игрушки «Сладкая конфета»

Родители, дети

3-я неделя

декабря

Теоретическая значимость проекта:

Систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений о живой и не живой природе.

Практическая значимость проекта:

Воспитание у детей экологической культуры, фундамент которой составляет достоверные знания, практические умения, направленные на охрану живой и не живой природы.

Познавательная значимость проекта:

Содержание природоведческих знаний очень занимательно для детей, оно побуждает к сравнению, обобщению, развлечению, экспериментированию.

Результаты  проекта.

  • Расширился кругозор детей.
  • Повысился процент детей  с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Зима».
  • Повысился интерес родителей и воспитанников  к сотрудничеству и взаимодействию.

 

Перспектива

Для расширения представлений о природных явлениях через познавательно- исследовательскую деятельность, для закрепления знания детей о живой и неживой природе планируется дальнейшая работа по теме «Весна».

   

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.- М: Элизе Трейдинг, 2002
  2. Детский  сад  и  семья  [Текст]  / под ред.  Т.А. Марковой. – 2-е  изд.,  испр.  и  доп.  -  М.:  Просвещение,  1986. – С. 207.
  3. Доронова, Т.  О  взаимодействии  дошкольного  образовательного  уч-реждения  с  семьей  [Текст] /  Т. Доронова  //  Дошкольное  воспита-ние. – 2000. - № 3. – С. 87-91.  
  4. Дошкольное  учреждение  и  семья  -  единое  пространство  детского  развития  [Текст]:  Методическое  руководство  для  работников  дош-

     кольных  образовательных  учреждений / Т.Н. Доронова,  Е.В. Соловье-

     ва  и  др. – М.:  ЛИНКА-ПРЕСС,  2001. – С.5-22.

  1. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
  2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
  3. Концепция дошкольного воспитания.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. –М: ТЦ «Сфера», 2005.
  5. СД – О.Радынова «Слушанье музыки».
  6. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
  7.  Тюфанова И.В. «мастерская юных художников» Детство – Пресс, 2004.
  8.  Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: экология для малышей. М: Книголюб, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного досуга "Рады мы, проказам Матушки Зимы"

Программное содержание:   Создать у детей веселое, бодрое, радостное настроение. Развивать у детей желание творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со ...

"Чудеса Матушки-Зимы". Опыты и эксперименты на прогулке в старшей группе.

Статья отражает опыт работы по организации образовательной деятельности детей на прогулке в соответствии с Федеральными требованиями; варианты интеграции образовательных областей. Представлены способы...

Презентация образовательного проекта в ДОУ "Белые странички матушки зимы"

Презентация проекта поможет педагогам ДОУ запланировать работу по теме "Зима" с детьми  и   родителями. По предлагаемым формам работы можно провести уникальную деятельность....

"Проказы матушки-Зимы"

Данный конспект был подготовлен с тем, чтобы в занимательгой форме систематизировать знания детей по теме "Дикие животные леса".  Я постаралась единым сюжетом объединить много интересных заданий,...

Колядки - матушки зимы

Сценарий колядок для детей старшей и подготовительной групп...

Проект "Проказы зимы"

Развернутый конспект занятия "Проказы зимы"Главная приоритетная образовательная область "Речевое развитие"Образовательные области в интеграции: "Познательное развитие", "Физическое развитие", "Художес...

Прогулка зимой с детьми старшей группы детского сада "Проказы матушки Зимы"

Цель: формировать у детей представления об изменениях зимой в живой и неживой природе; воспитывать желание заботиться о птицах.Ход наблюденияНе видно в лесу тропинок,В тулупах кусты стоят.Уснувши...