Проект "Проказы зимы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Развернутый конспект занятия "Проказы зимы"

Главная приоритетная образовательная область "Речевое развитие"

Образовательные области в интеграции: "Познательное развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие"

На занятии использованы игровой, словесный, наглядный методы работы с детьми.

Применены модели-подсказки для рассказывания  на заданную тему, игра "Хорошее - плохое настроение", модель "Телевизора - игра-импровизация "Телевидение"", физминутка "Снеговик Егорка", коллективная самостоятельная деятельность.

Целевые ориентиры: дети могут использовать речь для выражения своих чувств, проявляют инициативу с целью получения новых знаний, анализируют ситуации по заданной теме, осознанно используют невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prokazy_zimy.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Организация образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Проказы Зимы»

Автор конспекта ОД: Чепелькова Марина Николаевна, воспитатель, I квалификационная категория, МБДОУ № 16

Задачи приоритетной образовательной области:

Образовательная область «Речевое развитие»: формировать связную речь, умение строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением; развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения, использовать выразительные средства при описании зимы; совершенствовать интерес к художественным произведениям разных жанров (стихи, загадки, сказка), воспитывать эмоциональную отзывчивость на образный яркий язык народной поэзии.

Задачи ОО в интеграции:

Образовательная область «Познавательное развитие»: обогащать и расширять знания детей о зиме, используя разные жанры устного народного творчества; видеть противоречия в рассматриваемых явлениях и разрешать их; развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы; закрепить знания правил поведения при неблагоприятных погодных условиях.

Образовательная область «Физическое развитие»: формировать потребность в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений; развивать координацию движений.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ; реализация самостоятельной творческой деятельности детей; закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, акварель, гуашь, фломастеры, разнообразные кисти).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям, продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в зимнее время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). Формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. 

Предпосылки учебной деятельности: умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, умение слушать собеседника, умение действовать по собственному плану при выполнении задания, адекватно использовать вербальные средства общения, умение сотрудничать в совместной деятельности.

Оборудование для педагога: сюжетные картинки с изображенными на них ситуациями игр детей зимой, модели «хорошее – плохое настроение», модель «Телевизор», модели-подсказки для составления рассказов о зиме; музыкальное сопровождение «Зимнее утро» (муз. П.И. Чайковского)

Оборудование для детей: бумага светлого тона (голубая) размером 45*60см, гуашь (белила), цветные карандаши, акварель, фломастеры, разнообразные кисти №3,4, 5; красные и зеленые кружки, снежинки на веревочках.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Воспитатель загадывает загадку «Когда это бывает?»

  Наступили холода, обернулась в лед вода.

  Длинноухий зайка серый

  Обернулся зайкой белым.

  Перестал медведь реветь,

  В спячку впал в бору медведь.

  Кто скажет, кто знает: когда это бывает?

(Зимой)

- Как вы думаете, какого цвета больше всего зимой? (Белого)

- Почему? (Везде лежит снег, завалило сугробами леса, покрыты деревья снежными шапками)

- Назовите три зимних месяца? (Декабрь, январь, февраль)

- Хлопните в ладоши, если услышите «зимние» слова. (Лыжи, море, снеговик, тепло, лед, валенки, снежинка)

- Снежинки красивые любят танцевать, кружиться. Давайте подуем на них и полюбуемся их танцем.

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Словесный метод

Фронталь-

ная форма организа-

ции работы

Сюрприз

ный момент

Снежинки на веревочках

Уточнить и закрепить обобщенное представление о зиме как времени года

Развивать чувство ритма

Ребенок хорошо владеет устной речью

Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы

Умеет подчиняться разным правилам

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики

- Ребята, поэтесса Елена Трутнева тоже заметила, что зимушка-зима белая. Послушайте стихотворение.

Белой краской выкрасила

Все подряд зима: лес и поле белые,

Белые луга,

У осин заснеженных ветки, как рога.

- Что вы узнали из этого стихотворения о зиме? ( Зима выкрасила белой краской все подряд)

- Какими еще словами можно описать зиму. Какая она зима? (Белоснежная, заснеженная, морозная, холодная)

- Назовите первый месяц зимы. (Декабрь)

В народе этот месяц называют «студень» от слова «стужа».

- В декабре на улице холодно, студено, морозы трескучие, метели метут. Мороз обжигает лицо и совсем не хочется выходить на улицу и настроение у взрослых и детей может быть такое (модель грустного лица). Лицо у человечка грустное, ему не хочется гулять.

- А как вы думаете, почему? (Зимой холодно, долго одеваться, мороженое есть нельзя, солнышко редко светит и не греет.)

- И все же зимой бывает такое настроение. (модель веселого лица). Какое это настроение? (радостное, веселое).

- Когда зимой бывает весело? (Катаемся на санках, играем в снежки, лепим снеговиков, приходит праздник Новый год)

- Чтобы нам не замерзнуть зимой, давайте с вами разогреем сначала руки.

Если замерзают руки, (Дети медленно растирают одну ладонь о другую)

Начинаем их тереть,

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке разогреть.

Сначала ладошки, (Растирают ладони все быстрее)

Совсем как ледышки, потом как лягушки,

Потом как подушки,

Но вот понемножку согрелись ладошки,

Горят, и взаправду, а не понарошку.

Я горю, как от огня, (Вытягивают вперед раскрытые ладони)

Вот, потрогайте меня.

- Согрелись ребятишки – и давай в снежки играть, снеговиков лепить.

(Дети встают вкруг и берутся за руки,

В центре стоит ребенок «снеговик Егорка»)

Лихо сдвинув набекрень старое ведерко,

Прислонился на плетень Снеговик Егорка.

(Дети, взявшись за руки, идут по кругу.)

У него пылает нос весело и ярко.

(приставляют руки к носу)

На дворе стоит мороз,

(скрещивают руки и похлопывают ладонями по плечам)

А Егорке жарко.

(Вытягивают руки вперед)

Приглашает он ребят прокатиться с горки.

(Манят руками)

Глазки весело блестят, радостно Егорке.

(Качают головой из стороны в сторону)

Раз-два! Раз-два-три! (Хлопают в ладоши)

Нас, Егорка, догони! (Дети разбегаются, снеговик их догоняет)

-Ребята, сегодня утром вы одевались, мамы и папы собирались на работу, и всем хотелось узнать, как надо одеваться, какая сегодня погода? Где мы можем это узнать? Да, нас знакомят с погодой по радио, телевизору, можно посмотреть в компьютере по интернету.

- А вы хотите узнать прогноз погоды на сегодня? Давайте присядем у экрана нашего «телевизора» и посмотрим. Кто хочет познакомить нас с прогнозом погоды на сегодня? (Желающий ребенок рассказывает о погоде с помощью воспитателя: « Ночью был сильный мороз и ветер. Утром падал пушистый снег. Днем будет светить солнышко и не будет ветра. Вечером ожидается метель и потепление. Будьте осторожны во время гололеда!»

-Поиграем в игру «Что можно, что нельзя зимой». Я буду показывать картинки, а вы должны поднять красный кружок, когда так делать опасно, а зеленый, когда так делать можно.

- Лепить снеговиков (зеленый кружок)

- Кататься на санках на дороге (красный)

-Играть в снежки (зеленый кружок)

-строить снежную крепость (зеленый)

-Кататься на коньках на замерзшем водоеме (красный кружок)

-Играть в хоккей (зеленый кружок)

- Ребята, вы такие молодцы, ответили правильно на мои вопросы. Все вы знаете правила поведения на льду и как вести себя во время зимних развлечений.

- Дети, а вы знаете, что не только поэты умеют красиво рассказывать о зиме словами. А художники отображают красками красоту этого времени года. Сегодня, я вам предлагаю стать художниками и написать картину «Зима». Вы можете рисовать деревья, дома, машины, детей цветными карандашами, фломастерами, а снег – гуашью.

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Словесный метод

Фронтальная форма организации работы

Наглядный метод

Массаж рук «Зимняя разогревалочка»

Упражне-

ние на координа-

цию речи и движений

Словесный метод

Практический метод

Игровой прием

Совмест-

ная продуктивная деятель-

ность

Модель «Грустное лицо»

Модель «Веселое лицо»

Модель экрана «Телевизор».

Модели-подсказки о погоде для составления рассказов.

Красные и зеленые кружки.

Картинки с изображенными на них ситуациями игр детей зимой.

Цветные восковые мелки, карандаши, фломастеры, лист бумаги голубого тона (размер А1), гуашь белого цвета

Музыкальное сопровождение «Зимнее утро»

Различать жанры литературных произведений (стихотворение)

Расширить словарный запас по заданной теме

Уметь анализиро-

вать ситуации по заданной теме

Развивать мелкую моторику

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности

Ознакомить с телевидением как неотъемлемой частью современной жизни

Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в зимнее время года

Умение пользоваться знаниями свойств изобразительных средств для достижения цели в работе.

Может использовать речь для выражения своих чувств

Обладает навыками несложных обобщений и выводов.

Осознанно используют невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.

Контролирует свои движения и управляет ими.

Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

Умеют слушать взрослого

Различает условную и реальную ситуации.

Умеет подчиняться социальным нормам

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Способен договариваться, учитывая интересы и чувства других. Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Содержание ОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики

- Дети, какую замечательную картину вы нарисовали. Как красиво сочетаются цветные мелки и белая гуашь. Какое время года вы изобразили на своей картине? (зимнее время года)

- Давайте вспомним, как называют профессию человека, который отображает зимнее настроение красками? (Художник)

- А профессия человека, который умело и красиво рассказывает о зиме словами? (Поэт)

- Какими словами можно описать зиму? Зима какая? (Белоснежная, заснеженная, морозная, холодная)

-Ребята, а за что вы любите зиму? Расскажите, во что вы играете зимой? (Играем в снежки, катаемся на санках, лепим снеговиков, снежную крепость…)

- Что интересного вам запомнилось на нашем занятии? ( чтобы не замерзли руки на морозе, их нужно разогреть; весело играть со снеговиком; играли в игру «Что можно, что нельзя зимой»)

- Кто может рассказать чего делать зимой нельзя? (Кататься на водоемах, на проезжей части)

- Ребята, вы такие молодцы, сегодня вы были дикторами на телевидении, рассказывали прогноз погоды; были художниками, нарисовали прекрасную картину «Зима», которую мы отправим на детскую выставку.

Речевое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Фронталь-

ная форма

Беседа

Детская коллективная картина «Зима»

Уточнить и закрепить знания об особенностях зимней природы.

Расширять представле-

ния о профессиях

Воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.

Конструктив-

но анализиро-

вать и оценивать свою деятельность; регулировать проявление эмоций

Ребенок может выражать свои мысли; построение речевого высказывания в ситуации общения.

Ребенок проявляет любознательность.

Ребенок способен к волевым усилиям во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.