Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики
статья по окружающему миру по теме

Романова Оксана Николаевна

Развивающие игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz_-_ekologiya_konsultatsiya.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики

Развивающие игры

"Теремок"

У каждого ребенка - карточка с изображением какого-либо объекта, у воспитателя - набор карточек с изображением других объектов. Разыгрывается ситуация - в чистом поле стоит теремок (это может быть лист бумаги, лежащий на столе, и т.п.), в котором могут поселиться объекты (предметные картинки). Сначала свою карточку кладет воспитатель, например: первым в теремке поселился зонтик. Ребенок может поселить свою картинку в теремке только тогда, когда найдет не менее трех сходных признаков между предметом на своей карточке и карточке "хозяина" теремка. Например, у ребенка карточка с вишенкой. Общие признаки - округлая форма, косточка в вишенке и костяная ручка у зонтика, объекты одного цвета и т.д.

Усложнение. В теремке уже поселилось несколько объектов. Назвать сходные признаки объекта, изображенного на карточке у ребенка, с каждым из обитателей теремка.

"Цепочка"

Дети и взрослый (в одной руке у него мяч, в другой - карточки с изображением различных предметов) встают в круг. Воспитатель показывает изображение первого объекта, называет его, затем передает мяч рядом стоящему ребенку. Тот называет один из признаков объекта и передает мяч следующему игроку. Нужно назвать как можно больше признаков объекта. Например: морковь - сладкая - сочная - оранжевая - хрустящая - твердая - удлиненной формы -растет на грядке.

Усложнение первого уровня. Воспитатель показывает карточку с изображением объекта, например моркови, и предлагает назвать один из его признаков: по цвету... (Оранжевая.) По форме... (Удлиненная.) На вкус... (Сладкая.)

Усложнение второго уровня. Воспитатель показывает изображение и передает мяч. Первый ребенок называет объект. Второй -его свойство. Третий - другой объект с названным свойством. Четвертый - другое свойство нового объекта и т.д. Например: морковь -морковь сладкая - сладким бывает сахар - сахар белый - белым бывает снег и т.д.

"Летает, плавает, бегает"

Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребенок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Например: заяц - бегает, ворона - летает, карась - плавает.

Усложнение. Называются природные и рукотворные объекты. Ребенок должен сказать, к какому миру (природному или рукотворному) они имеют отношение: щука -природный мир, плавает; самолет - рукотворный мир, летает.

Примечание. Следует называть конкретные объекты, а не класс. Например "воробей", "сойка", "стриж", а не "птица".

"Хорошо-плохо"

Воспитатель называет объект или природное явление, дети перечисляют его свойства, сначала те, которые они считают полезными, а затем те, которые считают вредными. Например: мороз - это хорошо, потому что снег не тает, можно кататься на санках, коньках и т.д. Мороз - это плохо, потому что руки мерзнут, нельзя долго гулять и т.п.

Усложнение. Дети должны обосновать свои доводы с точки зрения какого-либо объекта, например дерева, кошки и т.д.

"Рыбы - птицы - звери"

Воспитатель произносит слово "птица" и бросает ребенку мяч. Поймав мяч, он должен подобрать видовое понятие, например "воробей", и бросить мяч обратно.

"Кто где живет"

Дети сидят за столом. У воспитателя - карточки с изображением животных, перед каждым ребенком лежат карточки с изображением мест их обитания (дерево, река, нора и т.д.)

Воспитатель дает карточку ребенку. Он должен определить, где обитает это животное, и "поселить" у себя на нужной карточке.

"Репка"

Воспитатель называет объект (например, икринку) и предлагает "потянуть репку". Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта.

Например: "Икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем-потянем... вытащили репку".

Если все названо правильно, взрослый объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка остается на грядке.

"Ты - часть, я - целое"

Дети сидят в кругу. Один из них называет объект, а остальные - его части: "Я - озеро". - "Я - твой берег (дно, вода и т.д.)".

Усложнение. "Я - озеро". - "Я - твой берег". - "Я - песок на берегу". - "Я - песчинка". И т.д.

"Берегите природу"

На столе лежит бумажный круг, разделенный на пять секторов, и карточки с изображением частей природного мира (растения, звери, птицы, рыбы, человек).

Воспитатель предлагает поместить картинки на сектора (на каждый по одной), затем убирает одно из изображений и спрашивает у детей, что произойдет с оставшимися живыми объектами на Земле. Например: "Если не будет растений, что произойдет с птицами (зверями и т.д.)?" Затем возвращает карточку на место и убирает следующую. Изображение человека снимает в последнюю очередь.

Взрослый подводит детей к выводу: если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если одна из других частей живой природы исчезнет, может погибнуть остальной мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.

"Мир вокруг нас"

Воспитатель располагает на столе "модель мира" (круг, разделенный на две части: часть голубого цвета обозначает природный мир, часть белого цвета - рукотворный мир) и предметные картинки (до 20 шт.). Дети должны правильно расположить картинки, например: цветок поместить в голубую часть, автомобиль - в белую. Если они легко справляются с заданием, проводится игра "Все в мире перепуталось": дошкольники закрывают глаза, воспитатель меняет местами часть картинок. Дети открывают глаза и исправляют ошибки, давая обоснование.

Усложнение первого уровня. Картинки на голубой части (природный мир) распределить на две группы (живая и неживая природа).

Усложнение второго уровня. Карточки с изображением объектов живой природы разделить на две группы (растительный и животный мир).

Усложнение третьего уровня. Карточки с изображением объектов растительного мира распределить в соответствии с биологической классификацией (деревья, кустарники, травы).

"Что было, что будет"

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко:

сейчас - сладкое, сочное, красное и т.д.;

было - зеленое, кислое, терпкое и т.д.;

будет - сухое, сморщенное, червивое и т.д.

Аналогично можно поиграть с функциями (рукотворный мир) и действиями (природ-ный мир) объекта.

"Эмпатия"

Ребенку предлагается представить себя природным или рукотворным объектом в проблемной ситуации.

Примеры.

"Ты - цветок на поляне. Солнце сильно пригревает, тебе хочется пить, а дождя давно не было. Что ты чувствуешь? Расскажи".

"Я - злой мальчишка, а ты - красивая ромашка. Я хочу тебя сорвать. Уговори меня этого не делать".

"Точка зрения"

Дети разыгрывают сценки на основе заданных ситуаций.

Примеры.

"Мальчик увидел гнездо. Его действия?" (Поочередно мальчик может быть добрым, жестоким, любопытным, глупым, рассеянным.)

"Муха попала в сети к пауку. Что чувствует муха? А паук?" Затем муха и паук меняются ролями.

Дети изображают двух собак. Одна -большая, сидит около своей конуры и гложет кость. Другая - маленькая, бездомная, голодная.

Примечание.

Ценность этого приема в том, что ребенок учится воспринимать ситуацию с разных точек зрения, анализировать ее плюсы и минусы. Человеку приятно сорвать цветок, поставить в вазу и любоваться им. Но когда ребенок почувствует себя этим цветком - он задумается. По крайней мере, не станет рвать цветы от нечего делать, чтобы тут же выбросить.

"Мир звуков"

Взрослый предлагает послушать аудиозапись шума моря, леса и т.п. Дети слушают, затем определяют, что это за звуки (вой ветра, шум листьев, пение птиц, жужжание пчел и т.д.).

Усложнение первого уровня. Определить место, где можно услышать эти звуки.

Усложнение второго уровня. Определить, какие звуки производятся объектами живой природы, какие - неживой, есть ли там звуки, издаваемые объектами рукотворного происхождения.

"Узнай по звуку"

Воспитатель, сидя за ширмой, постукивает деревянной палочкой по одному из предметов (из металла, стекла, дерева и т.д.). Дети должны определить, какой материал издает подобный звук.

Усложнение первого уровня. Определив материал, назвать как можно больше предметов из него.

Усложнение второго уровня. Назвать явления или объекты природного мира, которые издают звуки, схожие по звучанию с рукотворными материалами. Например: звон стекла - звон капели...

"Переполох"

Воспитатель раздает детям карточки с изображением объектов, которые могут издавать звуки. Говорит: "В мире звуков переполох - все они перепутались и потеряли своих хозяев".

Включает аудиозапись разных звуков, слушая которую, дети должны выбрать карточки с изображением "хозяев" звуков.

"Какой овощ (фрукт) ты съел"

Ребенок закрывает глаза. Взрослый берет тарелку с предварительно нарезанными фруктами и овощами и кладет ему в рот кусочек. Ребенок должен определить по вкусу, чем его угостили.

Усложнение первого уровня. Определить не только продукт, но и способ его обработки (сырой, вареный, соленый и пр.)

Усложнение второго уровня. Назвать как можно больше других продуктов, вкус которых схож с тем, которым угостили.

"Ночлег"

Первый раз ведущим (пчелой) является воспитатель, затем это может быть ребенок. Детям на одежду прикрепляют медальоны с изображением объектов, и они исполняют роли этих объектов.

Воспитатель. Гуляли вы по лесу и заблудились. Стемнело, стало страшно. А тут еще и дождь пошел. Вышли вы на опушку и увидели улей. Решили у пчел переночевать. Подошли к домику, а навстречу вылетает пчелка-часовой (надевает маску пчелы). Попросились на ночлег.

Мы устали. Ночь пришла.

На ночлег пусти, пчела.

Пчела.

Под дождем держать не буду,

В улей я пущу посуду.

Посуда - это то, из чего едят. Тот, кто докажет, что объект, который он изображает, можно использовать как посуду, сможет войти.

"Объекты", которые докажут, что их предметы можно использовать как посуду (затем как одежду, игрушки и т.д.), отходят в сторону (в улей), а игра продолжается.

Пчела.

Не теряйте вы надежду.

В улей я пущу одежду.

Заходите, все игрушки

Для моей дочурки Мушки.

Жалко мне вас здесь держать.

Кто умеет рисовать?

"Разведчики"

На столе лежат предметные картинки и большая сюжетная (или пейзажная) картина. По команде "Разведчики, вперед!" дети должны выбрать те картинки, которые характерны для места, изображенного на большой картине: что обычно можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д., и положить около картины.

Ребенок придумывает ситуацию, оправдывающую его выбор. Например, если около картины с изображением фермы он положил изображение автобуса, объяснение может быть таким: "В автобусе приехали доярки".

"Да-нет"

(игры-задачи на сужение поля поиска)

Чтобы развить творческое мышление детей, необходимо научить их выбирать из всей известной им информации ту, которая нужна для решения конкретной задачи, то есть умению сужать поле поиска решения.

Для этого нужно:

- обучить умению задавать вопросы, связанные с выяснением признаков объектов;

- формировать умение обобщать выбранные факты; находить аналогии в собственном жизненном опыте; самостоятельно уточнять   и расширять   знания.

Задачи на сужение поля поиска решаются при помощи ответов на вопросы, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно.

Игры "Да-нет" условно можно разделить на объектные (поиск загаданного объекта в линейном, плоскостном или объемном пространстве) и ситуационные (обсуждение задач-ситуаций, для понимания которых не хватает информации).

Объектные игры-задачи

Средний и старший дошкольный возраст

1. Линейные задачи

Карточки с изображением объектов располагают в один ряд. Ведущий (вначале это воспитатель, затем ребенок) загадывает объект. Играющие должны его отгадать, задавая вопросы (с использованием понятий "середина", "справа", "между" и т.п.), а не просто перечисляя объекты. Первый вопрос задается так, чтобы разделить ряд на две приблизительно одинаковые части. Для этого надо определить центральный объект. Это может вызвать у детей затруднения, поэтому начинать работу надо с нечетным количеством объектов.

Пример. На доске в ряд выставлены карточки с изображением игрушек (скакалка, флажок, мячик, кубик, машина, пирамидка, мишка, лошадка, кукла - рис.1).

Рис.1

Ведущим загадана скакалка.

Первый вопрос играющих относится к объекту, который они выделили как центральный: "Загадана машина?" (Нет.)

Следующий вопрос сужает поле поиска до половины ряда: "Это слева от машины?" (Да.)

Дальнейшие вопросы будут касаться только тех изображений, которые находятся слева от машины (скакалка, флажок, мячик, кубик).

Например, играющие задают вопрос: "Это между кубиком и скакалкой?" (И да, и нет.)

Такой ответ покажет детям, что нужно переформулировать вопрос, задать его по частям, сделать конкретней: "Это кубик? (Нет.) Это скакалка?" (Да.)

Таким образом можно работать не только с объектами, но и со многими понятиями: дни недели, времена и месяцы года, числовой ряд и т.д.

"Месяцы года"

Материал. Карточки с изображением .природы в разное время года (по три на каждый сезон - ранняя, средняя, поздняя осень и т.д.) или схемы, выбранные вместе с детьми для обозначения каждого месяца.

 Задания.

1. Обыгрывание наглядного материала.

- Разложи карточки по временам года.

- Построй "паровозик времени", назови каждый "вагон".

- Найди все зимние (осенние и т.д.) месяцы, назови их.

- Назови первые (средние, последние) месяцы каждого сезона.

- Что раньше (например, январь или декабрь)?

2. Варианты сужения поля поиска.

Работа с признаками, которые упорядочены. Например, ведущий загадал апрель.

- Этот месяц в первой половине года между январем и июлем)?

- Этот месяц после марта?

- Этот месяц перед маем?

Работа с признаками, которые не упорядочиваются.

- Это зимний (весенний и т.д.) месяц?

- Это начало сезона?

- В этом месяце есть праздник, который мы отмечаем в детском саду?

"Овощи-фрукты"

Материал.

 Карточки  с  изображением овощей и фруктов.

Задания.

1. Обыгрывание наглядного материала.

- Разложи карточки на две группы. По каждому признаку ты это сделал?

- Раздели карточки по цвету (величине, форме).

- Найди все карточки с овощами и фруктами, которые ты когда-либо пробовал. Раскажи, какие они на вкус.

- Разложи карточки на три группы: что едят только сырым; сырым и вареным; только вареным?

- Разложи овощи и фрукты от   самого сладкого к самому кислому (от самого светлого к самому темному; от самого мягкого к самому твердому; от самого тобой любимого к самому нелюбимому).

2. Варианты сужения поля поиска.

Работа с признаками, которые упорядочены.

- Это яблоко? (Выбор центрального объекта, деление ряда на две части.)

Этот фрукт (овощ) слаще (кислее), чем яблоко?

Аналогично строится работа на основе другого признака:

- Этот фрукт (овощ) тверже, чем..?

Работа с признаками, которые не упорядочиваются.

- Это фрукт?

- Этот фрукт едят сырым?

- Его кладут в компот?

- Он растет в наших садах?

- Мы когда-нибудь ели его на полдник?

"Животный мир"

Материал. Карточки с изображением представителей разных классов животного мира.

Задания.

1. Обыгрывание наглядного материала.

Животным, изображенным на карточках,

дается характеристика по плану: кто это? Место его обитания? Что ты еще о нем знаешь?

Игра "Кто больше...". Подобрать слова, относящиеся к характеристике, например белого медведя.

Игра "Наоборот". Ведущий показывает изображение животного и называет какой-либо его признак. Дети находят карточку с изображением животного с противоположным по значению признаком. Например: "Медведь лохматый. (А змея гладкая.) Заяц белый". (А крот черный.)

Игра "Построй ряд". Дети выкладывают карточки в ряд по заданному воспитателем признаку, например от самого крупного до самого мелкого животного; от самого опасного до самого безопасного для человека и т.д.

2. Варианты сужения поля поиска.

Работа с признаками, которые упорядочены.

 - ОT самого опасного для человека животного до самого безопасного.

- От самого крупного до самого мелкого.

- От самого пушистого до самого гладкого.

- От самого смелого до самого пугливого.

Работа с признаками, которые не упорядочиваются, - игра в рамках биологической классификации (можно использовать схему - см. приложение).

- Это домашнее животное?

- Это хищник?

- Это млекопитающее?

- Это животное гладкошерстное?

- Это животное   опаснее для человека, чем..?

2. Плоскостные задачи

Поиск загаданного объекта на плоскости (на столе среди произвольно расположенных объектов, на картине).

Необходимо научить детей мысленно делить плоскость на две части.

Основные .понятия: левая (правая) часть стола или картины, ближе к нам (дальше от нас) на столе, в верхней (нижней) части картины.

Можно использовать репродукции пейзажей, иллюстрации к сказкам и рассказам природоведческого содержания, учебные картины из серий для детского сада.

3. Объемные задачи

1. Поиск объекта в пространстве (например, в комнате).

Основные понятия: в центре комнаты, слева от... (справа от...), впереди (сзади), на уровне глаз, выше (ниже) уровня глаз.

Пример. Ведущий загадывает растение, которое находится в комнате. Вопросы можно задавать так, чтобы сначала искать не растение, а место, где оно расположено.

Дети. Это растение находится ниже уровня глаз?

Ведущий. Нет.

Д. Оно висит на стене?

В. Нет.

Д. Оно стоит на шкафу?

В. Да.

Д. Это растение стоит на шкафу у дальней стены?

В. Нет.

Д. Оно стоит на шкафу у стены слева от нас?

В. Да.

Д. Это растение стоит на шкафу в левом углу комнаты?

В. Да.

Д. Это бегония?

В. Да.

2. Поиск объекта по набору признаков и их значений.

"Какой объект я загадала?"

Детей надо учить задавать вопросы таким образом, чтобы сразу отсекался целый класс объектов.

- Этот объект из мира природы?

- Это растение?

- Это дерево? И т.д.

Дошкольники должны точно назвать загаданный объект (береза, кот, грозовая туча).

"Что означает слово…?"

Ведущий. Что означает слово "ага"?

Дети. Ага из природного мира?

В. Да.

Д. Ага из мира живой природы?

В. Да.

Д. Ага из мира растений?

В. Нет.

Д. Ага из мира животных?

В. Да.

Д. Это птица?

В. Нет.

Д. Рыба?

В. Нет.

Д. Ага живет на земле?

В. И да, и нет.

Д. На земле и в воде?

В. Да.

Д. Это лягушка?

В. Нет.

Д. Жаба?

В. Да. Огромная жаба, которая водится в жарких странах.

Объекты для игры можно найти в справочной литературе. Слова должны быть незнакомы дошкольникам, но относиться  к классу объектов, который был в их опыте. При необходимости дети могут задавать вопросы на выявление таких признаков, как размер, цвет, способ передвижения и т.д.

Ситуационные игры-задачи

Старший дошкольный возраст

Ведущий предлагает задачу-ситуацию (можно использовать сюжет литературного произведения или реальный факт), для понимания которой не хватает информации.

1. Если целью является конкретизация абстрактной ситуации, составляется задача по формуле: "Кто-то что-то сделал, и получился такой-то результат".

Примеры. "Из-за ее хитрости он остался ни с чем" или "Некто пострадал из-за собственной щедрости". (Русская народная сказка "Заюшкина избушка".)

"Они ушли, она пришла. Они пришли, ее нашли". (Л.Н. Толстой, "Три медведя".)

В процессе отгадывания полезно через 3-4 "шага" проговаривать все, что стало известно. Лучше, если это будут делать сами дети.

Ведущий. Из-за его легкомыслия и любопытства некто едва не погиб.

Дети. Тот, кто был любопытным, человек?

В. Да.

Д. Это взрослый человек?

В. Нет.

Д. Это мальчик?

В. Да.

Д. Тот, кто едва не погиб, из мира животных?

В. Да.

Д. Из-за легкомыслия и любопытства мальчика кто-то из представителей живой природы едва не погиб. Мальчик специально хотел сделать зло?

В. Нет.

Д. Он хотел просто посмотреть?

В. Да.

Д. Этот "некто" был зверем?

В. Нет.

Д. Птицей?

В. И да, и нет.

Д. Маленькой птичкой, птенцом?

В. И да, и нет.

Д. Этот "кто-то" один?

В. Нет.

Д. Значит, это птенцы?

В. Да.

Д. Из-за легкомыслия и любопытства мальчика едва не погибли птенцы. Но мальчик не хотел причинять зло, он только хотел посмотреть. Мальчик сам нашел птенцов?

В. Да.

Д. Птенцы были в гнезде?

В. Да.

Д. Он хотел их взять в руки и отнести домой?

В. Да.

Далее следует поговорить с детьми о том, почему птенцы могли погибнуть в результате такого поступка.

Тексты для задач могут составлять как взрослые, так и сами дети.

2. Если необходимо с помощью вопросов выяснить причину явления, можно использовать интересные факты из научно-популярной литературы, например журналов "Юный натуралист", "Наука и жизнь" и др.

Ведущий. Известно, что ласточки надолго отлучаются из гнезда, чтобы раздобыть корм для птенцов. Что они делают, чтобы птенцы не выпали из гнезда и не разбились?

Дети. Ласточки что-то используют, чтобы птенцы не выпали?

В. Да.

Д. Это "что-то" они берут из гнезда?

В. Нет.

Д. Они чем-то загораживают лаз в гнездо?

В. Нет.

Д. Они привязывают птенцов?

В. Да.

Д. То, чем они привязывают птенцов, из природного мира?

В. Да.

Д. Это травинки?

В. Нет.

Д. Это растение?

В. Нет.

Д. Это относится к животному миру?

В. Да.

Д. Это шерсть?

В. И да, и нет. Похоже на шерсть, но не совсем.

Д. Это волосы?

В. Да. Откуда ласточки могут взять прочный волос, чтобы привязать птенца за лапку?

Д. Это волос человека?

В. Нет.

Д. Это волос животного?

В. Да.

Д. Из лошадиного хвоста?

В. Да. Ласточки запутывают лапку птенца конским волосом и вплетают волос в гнездо. Если даже птенец вывалится из гнезда, он не упадет, а повиснет на прочном волосе.

"Волшебный экран"

Старший дошкольный возраст

Чтобы сформировать у детей полноценное системное мышление, их необходимо обучать умению на основании представлений об объекте и его истории определять линию его развития (делать прогнозы).

"Дети достаточно быстро усваивают такие понятия (в рамках живой природы), как рождение, развитие, старение. Сложнее сформировать представление о том, что рукотворные системы также имеют свою линию развития. На примере конкретного предмета ребенок понимает различие между старым и новым, однако достаточно тяжело сломать стереотип идеализации привычного объекта.

Но жить наши дети будут с постоянно совершенствующимися объектами рукотворного мира, и даже если они не станут изобретателями, им необходимы качества культурного потребителя"

Систематизировать, углублять и закреплять представления детей об объектах окружающего мира помогает "Волшебный экран". Так при работе с дошкольниками называют один из самых известных приемов ТРИЗ - "системный оператор" (многоэкранную схему талантливого мышления).

Прослеживание развития объекта во времени есть не что иное, как маленькая исследовательская работа. Взрослый задает вопросы. По мере ответов детей в ту или иную часть таблицы (экраны) помещается карточка, на которой схематично отображено рассматриваемое понятие.

Цифрами обозначен рекомендуемый (но не единственный) порядок заполнения таблицы (см. рис. 2).                                                                

  Н/С

Н/С

Н/С

в прошлом

в настоящем

в будущем

6

3

9

   С

    С

   С

в прошлом

в настоящем

в будущем

4

1

7

  П/С

   П/С

  П/С

в прошлом

5

в настоящем

2

в будущем

8

       Рис. 2

С (система) - объект, который рассматривается.

В качестве системы могут выступать как отдельные объекты (животное, растение; снежинка, капля воды), так и целые экосистемы (лес, река, луг).

Каждая система имеет прошлое и будущее, а также набор свойств (признаков с их значениями), которые могут изменяться по мере ее развития. Если система была создана человеком, т.е. относится к рукотворному миру, то она обязательно имеет функцию (то, для чего была создана). Система из природного мира способна выполнять действия, а также играет определенную роль в общей экологической картине мира.

Н/С (надсистема) - ближайшее окружение объекта.

У любой системы много надсистем. В зависимости от того, как сформулирована задача, в качестве надсистемы можно рассматривать класс объектов, к которому эта система принадлежит (например, С - береза, Н/С - лиственные деревья), место нахождения (например, С - белка, Н/С - парк, лес; картина, если белка нарисована), материал, из которого изготовлена система, если она относится к рукотворному миру (например, С - бензин, Н/С - все нефтепродукты).

П/С (подсистема) - структурная единица системы.

Выделение подсистем (частей) также зависит от условий задачи. Ограничимся простым примером. В системе "человек" можно в качестве подсистем рассмотреть: а) части тела; б) чувства и эмоции; в) черты характера, т.е. подсистема выделяется на основе того признака, который имеет значение в конкретной ситуации.

Предлагаемые вопросы касаются только систематизации представлений об объекте. Использование многоэкранной схемы для решения творческих задач с детьми старшего дошкольного возраста в данной работе не рассматривается

Контрольные вопросы для систематизации представлений о природных объектах (номер каждого вопроса соответствует номеру экрана в таблице).

Рис. 3

1. Что это? (Называется объект, например дерево, и обозначается схемой - см. рис. 3.) "умеет делать"?

2. Из каких частей он состоит? (Корень, ствол, ветви.) Для чего каждая часть?

3. Где находится (живет) наш объект? (В лесу, парке.) Кто его "друзья"? Что нужно, чтобы объект нормально жил и развивался? (Для объектов живой природы или экосистем.)

4. Каким этот объект был раньше? (Он был маленьким, ростком.) Откуда он появился?

5. Какие у него были части? (Стебелек, корешок, листочки.) Чем они отличались от тех, что есть сейчас?

6. Благодаря чему этот объект появился на свет? Что было нужно, чтобы он стал таким, как сейчас? (Свет, тепло, вода, питательные вещества.)

7. Как изменится этот объект в будущем? (Станет старым.)

8. Как изменится каждая его часть? (В стволе может появиться дупло, ветви будут засыхать и т.д.)

9. Какое влияние это окажет на природный мир? Кто в этом случае "найдет", а кто "потеряет"? (Больше света и воздуха будет для молодых деревьев; вместо тех, кто населял живое дерево, - птиц, белок, насекомых, в нем поселятся животные, которые будут способствовать разложению дерева.)

Вывод.

Любому объекту живой природы для нормального развития и существования необходимы питательные вещества, свет, тепло, воздух, вода. Чем качественнее эти условия, тем лучше будут протекать процессы роста и развития.

Многие объекты неживой природы зависят от этих же факторов.

Контрольные вопросы для систематизации представлений об объектах рукотворного происхождения.

1. Что это? (Называется объект, например автомобиль, и обозначается схемой - см. рис. 4). Для чего люди его придумали? Что еще "умеет делать" этот объект?

Рис. 4

2. Какие части есть у объекта? (Колеса, кабина и т.д.) Как каждая из них помогает выполнению "главного дела"?

3. Где мы можем встретить этот объект? (На дороге.) Для чего он там? Какие еще вы знаете объекты с таким же назначением?

4. Как люди обходились без этого объекта, когда его не было? (Использовали лошадей, запрягали их в повозки и т.д.) Что умел" его "предшественник"?

5. Какие у него были части? Чем он отличался от нашего объекта?

6. Где его использовали? Что не устроило людей? Зачем они придумали наш объект?

7. Что сейчас хотелось бы изменить? Что еще можно научить делать этот объект? (Лезть, плавать под водой и т.п.) Какие его качества улучшить?

8. Как будет выглядеть объект в будущем? Какие у него будут части? Чем он будет лучше?

9. Как изменится жизнь человека, если это произойдет? Какое влияние это окажет на природный мир? Кто в этом случае "найдет", а кто "потеряет"?

Вывод.

Создавая объекты рукотворного мира, человек должен думать не только о том, как удовлетворить свои потребности, но и о том, чтобы не нанести вреда окружающей среде.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание средствами ТРИЗ

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о...

Экологическое воспитание средствами ТРИЗ - педагогики

Экология - это не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом  и с окружающей средой, но и это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитан...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ педагогики»

Задачи:- Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;- Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;- Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;- Формировать ж...

Картотека Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики

Экологическое  воспитание средствами ТРИЗ-педагогики "Теремок" у каждого ребенка - карточка с изображением какого-либо объекта, у воспитателя - набор карточек с изображением д...

«Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ – педагогики»

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта»....

Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики.

Фундаментальная идея ТРИЗ — сформулировать изобретательскую задачу так, чтобы сама формулировка исключала заведомо неверные или малоэффективные решения проблемы. В конечном итоге изобр...