Методические рекомендации по применению технологии экспериментальной деятельности в образовательном процессе в ДОУ.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Сусарина Нина Николаевна

Основной ожидаемый нами результат при проведении исследований и экспериментирования детьми - это развитие творческих способностей, приобретение детьми новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentirovanie.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

«Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай попробовать – и я пойму»

                                                                                       Китайская пословица.

Тема  экспериментирования «Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой».

Цель: развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

  • продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате;
  • закрепить представление о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком;
  • стимулировать детей к рассуждению о пользе расширения тел при нагревании;
  • сформировать представления детей о том, что теплый воздух поднимается вверх; совершенствовать речь детей, расширять кругозор, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Материал и оборудование: большая географическая карта, поднос с различным материалом (шишки, листья, земля, песок, вода в сосуде, камни), емкость для нагревания воды, спиртовка, термометр, 2 миски (с горячей и холодной водой), воздушный шарик и пластмассовая бутылка, нагревательный прибор и бумажные спиральки на ниточках.

Организация исследовательской деятельности.

Воспитатель утром, наводя порядок в групповой комнате, выкладывает на стол большую цветную контурную карту. Кто-то из детей обязательно

заинтересуется, начнет её рассматривать и, может быть задаст вопрос. Исходя из заданного вопроса, разворачивается исследовательская деятельность.

Примерный ход занятий:

1. Почему карта разноцветная? Что цвета обозначают на карте? Посмотрите на предметы, лежащие на подносе, подумайте и разложите их на карте, подобрав по смыслу. Карта ожила! Кто хочет рассказать, почему именно так разложены все эти предметы? А знаете ли вы как появились острова и материки (суша) на нашей планете? Выслушиваем все возможные варианты ответов (выдвигаем гипотезы). Как же можно это узнать? Выясним это на опыте: в емкость, заполненную почвой и камешками, осторожно наливают воду, подогревают её с помощью взрослого, наблюдают, что вода испаряется (с потеплением климата на Земле вода стала испаряться и появлялась суша). Зарисовываем первое наблюдение в альбом.

2. Предложить детям измерить температуру воды в двух тазиках (с горячей и холодной водой)  с помощью термометра. Наблюдая за термометром, дети видят как красная жидкость в столбике, то поднимается вверх, то опускается вниз. Почему? Выдвигаются различные гипотезы. Предлагается провести эксперимент: достать из холодильника хорошо охлажденную пластмассовую открытую бутылку, надеть на её горлышко воздушный шарик. Затем поставить бутылку в миску с горячей водой (все это может проделать один ребенок при помощи взрослого). Что происходит с шариком и почему? При нагревании воды и воздуха в бутылке шарик сам начал надуваться. Значит, при нагревании тела расширяются. А что будет, если теперь эту бутылку опустить в холодную воду? Так же выдвигается гипотеза и подтверждается опытом: шарик сдулся. Наблюдения зарисовываем в альбом и подводим детей к выводу, что при нагревании тела расширяются, а при охлаждении – сужаются (кроме воды). Поэтому красная жидкость в термометре при нагревании расширяется и поднимается вверх по столбику и наоборот.

3. А если нагревать воздух? Куда он будет перемещаться? Выдвигается гипотеза. Предлагаются варианты (детьми), как это проверить. Как пример можно провести эксперимент с нагревательным прибором и спиралью, сделанной из бумаги (каждый вырезает себе спиральку, подвешивает её на нить и держит сначала просто на весу – ничего не происходит, а затем, над нагревательным прибором – спираль начинает вращаться). Вывод: обогреватель нагревает окружающий его воздух, который начинает подниматься вверх и воздействовать на нашу спираль. Значит, теплый воздух легче холодного. В природе перемещение теплого и холодного воздуха образует такое природное явление, как ветер. Все наблюдения заносим в альбом.

     Итог. Давайте заглянем в наш альбом и посмотрим, что мы узнали из проведенных опытов и экспериментов. Выбрать по желанию детей докладчиков, которые по очереди о них расскажут или все вместе сделают выводы о выдвинутых гипотезах, а может быть и о новых решениях, как их подтвердить или опровергнуть, исходя из уже полученных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Методические рекомендации по использованию проектно -экспериментальной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

Согласно общепризнанной точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность дошкольников. На протяжении многих лет наука ищет истинно деятельность, которая интенси...

Применение технологии интеллект – карт в образовательном процессе

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт дошкольного  образования  подчеркивает  необходимость  поиска  новых  средств развития  ребенк...

«Применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе»

laquo;Применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе»...

Применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе

Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противо...

Применение технологии игровой деятельности в образовательном процессе

Применение технологии игровой деятельности в образовательном процессе На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.Дети избалованы изобилием и ...

Применение технологии игровой деятельности в образовательном процессе

На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную псих...