проект "Перелётные птицы Урала".
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

ИРИНА КОКШАРОВА

Актуальность проекта: В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.  Мы решили реализовать проект «Перелетные птицы Урала»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края.  В  совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребенка  Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. По плану перспективного планирования в старшей группеВид проекта: исследовательско -, познавательный.

Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников старшей группы

Возраст детей:-5- 6лет.

Сроки реализации: с  «21. 10.2013 по 25.10.2013г.-  краткосрочный проект.

Основополагающий вопрос  :Кто такие перелетные птицы?

Проблема: Недостаточно сформировано понятие о перелетных птицах. Некомпетентные знания родителей по вопросу формирования у детей экологически-целостной личности, т. е. личности сопряженной с окружающим миром живой природы.

Цель: Собрать и предоставить в доступной форме информацию о перелетных птицах Урала. Оформить собранный материал, заполняя альбом на печатной основе « Перелетные птицы Урала.

Задачи

      1.Обогащать  представления  детей  о  сезонных  изменениях  в   природе-                                 климатических природных изменениях,  состоянии неживой природы,        последовательности  изменений в среде обитания и жизни растений и птиц

2.Продолжить расширять и углублять представления о птицах, как о живых существах( внешнем виде, различии и  сходстве  в структуре и внешнем виде привычках), подводить  к пониманию зависимости их питания, привычек в поведении от изменения сезонных проявлений.  Уточнять и дифференцировать  представления о некоторых структурных  особенностях ( различии в строении клюва, лапок,  цвете оперения,  покрытости  перьями, на ярких и близких детям примерах ( жаворонок, горихвостка, пеночка,  трясогуска ,иволга, соловей , кукушка ,утка ,зяблик  )

3.Развивать познавательный интерес к изменениям в окружающем мире ( сезонным изменениям). Подвести детей к пониманию взаимосвязи природных объектов и явлений. -тематическая неделя по теме «Перелётные птицы». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект о перелётных птицах Урала.35.34 КБ

Предварительный просмотр:

           Управление образования Администрации г. Челябинска.

      Отдел образования администрации Курчатовского района.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида № 62.

          Тема проекта: « Перелетные птицы Урала»

     

 

                                     

                               

                                     

                                       

                       

                      Проект « Перелетные птицы Урала»

Актуальность проекта: В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.  Мы решили реализовать проект «Перелетные птицы Урала»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края.  В  совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребенка  Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. По плану перспективного планирования в старшей группе -тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».

Вид проекта: исследовательско -, познавательный.

Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников старшей группы

Возраст детей:-5- 6лет.

Сроки реализации: с  «21. 10.2013 по 25.10.2013г.-  краткосрочный проект.

Основополагающий вопрос  :Кто такие перелетные птицы?

Проблема: Недостаточно сформировано понятие о перелетных птицах. Некомпетентные знания родителей по вопросу формирования у детей экологически-целостной личности, т. е. личности сопряженной с окружающим миром живой природы.

Цель: Собрать и предоставить в доступной форме информацию о перелетных птицах Урала. Оформить собранный материал, заполняя альбом на печатной основе « Перелетные птицы Урала.

Задачи

      1.Обогащать  представления  детей  о  сезонных  изменениях  в   природе-                                 климатических природных изменениях,  состоянии неживой природы,        последовательности  изменений в среде обитания и жизни растений и птиц

2.Продолжить расширять и углублять представления о птицах, как о живых существах( внешнем виде, различии и  сходстве  в структуре и внешнем виде привычках), подводить  к пониманию зависимости их питания, привычек в поведении от изменения сезонных проявлений.  Уточнять и дифференцировать  представления о некоторых структурных  особенностях ( различии в строении клюва, лапок,  цвете оперения,  покрытости  перьями, на ярких и близких детям примерах ( жаворонок, горихвостка, пеночка,  трясогуска ,иволга, соловей , кукушка ,утка ,зяблик  )

3.Развивать познавательный интерес к изменениям в окружающем мире ( сезонным изменениям). Подвести детей к пониманию взаимосвязи природных объектов и явлений.

4.Вызвать интерес к птицам, создавать эмоционально- эстетический образ птиц посредством приобщения к произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства. Познакомить с произведениями народного фольклора, авторскими и народными  сказками, поэзией, раскрывающими тему.

5.Способствовать развитию эмоциональных и эстетических способностей и индивидуальных проявлений.

6.Развивать практические умения  продуктивных  и творческих видах деятельности, обеспечивающих выражение  освоенного( в рисунках, рассказах, играх); стимулировать создавать выразительные образы ( пейзажи и предметные рисунки по теме, лепные работы, конструирование), проявлять  собственное отношение.

7.Развивать связную речь ( составлять  описательные и повествовательные  рассказы, обогащать словарь за счет слов, отражающих сезонные изменения.

8.Развивать познавательную деятельность: осваивать средства и способы получения  и преобразования информации( кодирование символами, проведения интервью, обращение к различным источникам информации).развивать целеполагание, познавательные интересы( умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать связи), экспериментирование.

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки;

- интеграция со специалистами детского сада.

Инновационность : заключается в использовании информационных компьютерных технологий (в виде игр и презентаций). Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные технологии для нового поколения, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно расширять знания о перелетных птицах.

Взаимодействие детей и воспитателя на каждом этапе проектной  деятельности.

                               Воспитатель

                             Дети

                                                                        Погружение в проект

Формирует проблему проекта, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, « заражая » стремлением решить ее.

 Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне ,вживаются в ситуацию, принимают. Уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности.

                                                                 Организация деятельности.

Создает условия для самостоятельной деятельности  детей.            

Предлагает и организует группы ( помогает) группы детей, распределение ролей,

ответственности; планирование   детской деятельности по решению задач проекта;

предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы.

 Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

                                                              Осуществление деятельности.

При косвенном участии:

- при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;

- обогащает знания детей, повышает их эрудицию,

-репетирует с детьми презентацию,

- обсуждает. Помогает.

Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:    

- выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;

-консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;

-добывают необходимые и недостающие знания;

-фантазируют;

-готовят презентацию.

                                                                 Презентация результатов.

Обобщает полученные результаты проекта и подводит  итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого ребенка, подобрав ему свою номинацию.

Демонстрируют:

-понимание проблемы, цели и задачи;

-умение планировать и осуществлять работу;

-найденные способы и решение проблемы;

-взаимную оценку в деятельности;

 

                               

                                  Проблемно- деятельный этап 

Образовательные области.

Организация образовательной деятельности, осуществляемая в различных видах детской деятельности.

Организация деятельности в режимных моментах.        

Самостоятельная деятельность детей ( с использованием ресурсов среды).

 Социализация

Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в лес», « Зоопарк».

Словесные игры: « Улетели птицы», « Уточка», « Кто, как поет» (ИКТ), « Какая птичка».(ИКТ)

Игры драматизации по программным произведениям.

Экологические игры: « Где чей домик?», «Чей нос лучше?» (ИКТ)

Дидактические игры:

 «Зимующие и перелётные птицы»

«Летает, плавает, бежит»

«Откуда птица прилетела?»

 «Узнай по голосу » (ИКТ)

Настольно-печатные игры:

Лото «Птицы»

Разрезные картинки,

Найди 5 отличий,

Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

Дидактические игры:

«Кто где живёт»

«Чей клюв?»

Физическая культура.

Подвижные игры на площадке.

«Летал, летал  воробей»

 «Сова»

 «Лягушки и цапли»

«Кукушка»

Правила поведения в природе

Подвижные игры на площадке.

«Зайди в свой домик»

Найди пару»

«Стая»

Познание

НОД

-« Перелетные птицы— Урала»  

 -«Птицы Урала»

Беседы:

-какие птицы посещают деревья садов и нашего участка

-о пользе птиц в природе

-птицы, что изменилось в поведении осенью?

- Проблемные   ситуации:

-Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

-Когда воздух можно почувствовать?

-Как воздух помогает птицам летать?

-Какие птицы посещают деревья садов и нашего участка Тематическое занятие по теме: «Птицы Урала»

Наблюдение за стаями птиц-летящие клином, стаей, дугой .(ИКТ)

Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»

Изготовление «книжки—малышки «Птичьи истории»

Конструирование

«Зяблик» из бумаги на дереве?

Экспериментальная деятельность:

Пословица – Как с гуся вода.

Почему мы так говорим?

Рассматривание альбома «Всё о птицах»   «Красная книга»

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

. Целевые прогулки. Наблюдения за отлетом  первых птиц—грачей, скворцов

Дидактическая игра «Кто больше? «Узнай по голосу»

Разгадывание ребусов, кроссвордов про птиц

Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»

Изготовление «книжки—малышки «Птичьи истории»

Наблюдение за стаями птиц-летящие клином, стаей, дугой

Рассматривание энциклопедий.

Составление альбома «Птицы нашего края

Рассматривание коллекций пера и пуха птиц.

Модели  признаков перелетных птиц.

Модели  насекомых которыми они питаются.

Коллекции зерновых культур.

Коммуникация

Составление описательных рассказов о природе, о птицах.

Придумывание детьми сказки « Если был бы я птицей…»

Беседа:    Птицы, что изменилось в поведении осенью? «Почему птиц стало меньше?»

Составление рассказов о бережном отношении к птицам.

Придумывание загадок детьми

Отгадывание загадок.

Словотворчество .совместное участие детей и родителей в литературном досуге «Птичья викторина»

Рассматривание альбома «Перелетные птицы», открытки, фотографии, иллюстрации.

Чтение художественной литературы

Чтение стихов, рассказов, сказок о, птицах.

Т.Волжина. « Где чей дом?»

Е.Благинина. «Стрижи»

Чтение и пересказ Л.Яхнин «Дятел»

Русск.нар сказки Кукушка»

Заучивание  стихотворений   про птиц, для инсценировки по сказке А. Вольского  «Рогатка»

Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

 Художественное творчество

Конструирование

«Зяблик» из бумаги

Рисование

 «Отлёт птиц»

Лепка.

 «Птички—игрушки»

Игровая ситуация «Клён и птицы»

Составление композиции птицы - из сухих листьев.

Рисование

 «Птица у моего окна»

Лепка птиц по схемам

Лепка из пуха и ваты с добавлением клея, раскрашивание.

Раскрашивание силуэтов птиц в тематическом альбоме.

Музыка

Прослушивание музыкальных произведений по теме, имитация движений под музыку ( игра « Птицы»).

Аудиозаписи с голосами перелетных птиц.

Взаимодействие с родителями.

Посещение зоопарка, краеведческого музея.

Наблюдение за птицами  во  время  

прогулок в выходные дни.

Презентация проекта «Перелетные птицы Урала» \

В реализации проектной деятельности дети научились:

- видеть проблемы;

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперимент;

- делать выводы и умозаключения;

- доказывать и защищать свои идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимующие птицы Урала

Проект по региональному компоненту...

Презентация "Животные и птицы Урала"

Цель: Познакомить детей с животным миром Уральского края....

"Зимующие птицы Урала"

краткосрочный проект для детей старшего дошкольног возраста...

Картотка птиц Урала

В картоте собран материал о птицах Урала - описание, фотография, стихотворение, рисунок следов каждой птицы....

Проект «Зимующие птицы Урала» в средней группе

Реализация регионального компонента...

Картотека птицы Урала

Картотека птиц Урала ...

Презентация "Зимующие птицы Урала"

В данной презентации рассказано о птицах зимующих на Урале....