Главные вкладки

    проект "Перелётные птицы Урала".
    проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

    ИРИНА КОКШАРОВА

    Актуальность проекта: В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.  Мы решили реализовать проект «Перелетные птицы Урала»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края.  В  совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребенка  Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. По плану перспективного планирования в старшей группеВид проекта: исследовательско -, познавательный.

    Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников старшей группы

    Возраст детей:-5- 6лет.

    Сроки реализации: с  «21. 10.2013 по 25.10.2013г.-  краткосрочный проект.

    Основополагающий вопрос  :Кто такие перелетные птицы?

    Проблема: Недостаточно сформировано понятие о перелетных птицах. Некомпетентные знания родителей по вопросу формирования у детей экологически-целостной личности, т. е. личности сопряженной с окружающим миром живой природы.

    Цель: Собрать и предоставить в доступной форме информацию о перелетных птицах Урала. Оформить собранный материал, заполняя альбом на печатной основе « Перелетные птицы Урала.

    Задачи

          1.Обогащать  представления  детей  о  сезонных  изменениях  в   природе-                                 климатических природных изменениях,  состоянии неживой природы,        последовательности  изменений в среде обитания и жизни растений и птиц

    2.Продолжить расширять и углублять представления о птицах, как о живых существах( внешнем виде, различии и  сходстве  в структуре и внешнем виде привычках), подводить  к пониманию зависимости их питания, привычек в поведении от изменения сезонных проявлений.  Уточнять и дифференцировать  представления о некоторых структурных  особенностях ( различии в строении клюва, лапок,  цвете оперения,  покрытости  перьями, на ярких и близких детям примерах ( жаворонок, горихвостка, пеночка,  трясогуска ,иволга, соловей , кукушка ,утка ,зяблик  )

    3.Развивать познавательный интерес к изменениям в окружающем мире ( сезонным изменениям). Подвести детей к пониманию взаимосвязи природных объектов и явлений. -тематическая неделя по теме «Перелётные птицы». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл проект о перелётных птицах Урала.35.34 КБ

    Предварительный просмотр:

               Управление образования Администрации г. Челябинска.

          Отдел образования администрации Курчатовского района.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида № 62.

              Тема проекта: « Перелетные птицы Урала»

         

     

                                         

                                   

                                         

                                           

                           

                          Проект « Перелетные птицы Урала»

    Актуальность проекта: В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.  Мы решили реализовать проект «Перелетные птицы Урала»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края.  В  совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребенка  Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. По плану перспективного планирования в старшей группе -тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».

    Вид проекта: исследовательско -, познавательный.

    Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников старшей группы

    Возраст детей:-5- 6лет.

    Сроки реализации: с  «21. 10.2013 по 25.10.2013г.-  краткосрочный проект.

    Основополагающий вопрос  :Кто такие перелетные птицы?

    Проблема: Недостаточно сформировано понятие о перелетных птицах. Некомпетентные знания родителей по вопросу формирования у детей экологически-целостной личности, т. е. личности сопряженной с окружающим миром живой природы.

    Цель: Собрать и предоставить в доступной форме информацию о перелетных птицах Урала. Оформить собранный материал, заполняя альбом на печатной основе « Перелетные птицы Урала.

    Задачи

          1.Обогащать  представления  детей  о  сезонных  изменениях  в   природе-                                 климатических природных изменениях,  состоянии неживой природы,        последовательности  изменений в среде обитания и жизни растений и птиц

    2.Продолжить расширять и углублять представления о птицах, как о живых существах( внешнем виде, различии и  сходстве  в структуре и внешнем виде привычках), подводить  к пониманию зависимости их питания, привычек в поведении от изменения сезонных проявлений.  Уточнять и дифференцировать  представления о некоторых структурных  особенностях ( различии в строении клюва, лапок,  цвете оперения,  покрытости  перьями, на ярких и близких детям примерах ( жаворонок, горихвостка, пеночка,  трясогуска ,иволга, соловей , кукушка ,утка ,зяблик  )

    3.Развивать познавательный интерес к изменениям в окружающем мире ( сезонным изменениям). Подвести детей к пониманию взаимосвязи природных объектов и явлений.

    4.Вызвать интерес к птицам, создавать эмоционально- эстетический образ птиц посредством приобщения к произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства. Познакомить с произведениями народного фольклора, авторскими и народными  сказками, поэзией, раскрывающими тему.

    5.Способствовать развитию эмоциональных и эстетических способностей и индивидуальных проявлений.

    6.Развивать практические умения  продуктивных  и творческих видах деятельности, обеспечивающих выражение  освоенного( в рисунках, рассказах, играх); стимулировать создавать выразительные образы ( пейзажи и предметные рисунки по теме, лепные работы, конструирование), проявлять  собственное отношение.

    7.Развивать связную речь ( составлять  описательные и повествовательные  рассказы, обогащать словарь за счет слов, отражающих сезонные изменения.

    8.Развивать познавательную деятельность: осваивать средства и способы получения  и преобразования информации( кодирование символами, проведения интервью, обращение к различным источникам информации).развивать целеполагание, познавательные интересы( умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать связи), экспериментирование.

    Необходимые условия реализации проекта:

    - интерес детей и родителей;

    - материальное обеспечение проекта;

    - методические разработки;

    - интеграция со специалистами детского сада.

    Инновационность : заключается в использовании информационных компьютерных технологий (в виде игр и презентаций). Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные технологии для нового поколения, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно расширять знания о перелетных птицах.

    Взаимодействие детей и воспитателя на каждом этапе проектной  деятельности.

                                   Воспитатель

                                 Дети

                                                                            Погружение в проект

    Формирует проблему проекта, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, « заражая » стремлением решить ее.

     Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне ,вживаются в ситуацию, принимают. Уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности.

                                                                     Организация деятельности.

    Создает условия для самостоятельной деятельности  детей.            

    Предлагает и организует группы ( помогает) группы детей, распределение ролей,

    ответственности; планирование   детской деятельности по решению задач проекта;

    предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы.

     Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

                                                                  Осуществление деятельности.

    При косвенном участии:

    - при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;

    - обогащает знания детей, повышает их эрудицию,

    -репетирует с детьми презентацию,

    - обсуждает. Помогает.

    Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:    

    - выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;

    -консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;

    -добывают необходимые и недостающие знания;

    -фантазируют;

    -готовят презентацию.

                                                                     Презентация результатов.

    Обобщает полученные результаты проекта и подводит  итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого ребенка, подобрав ему свою номинацию.

    Демонстрируют:

    -понимание проблемы, цели и задачи;

    -умение планировать и осуществлять работу;

    -найденные способы и решение проблемы;

    -взаимную оценку в деятельности;

     

                                   

                                      Проблемно- деятельный этап 

    Образовательные области.

    Организация образовательной деятельности, осуществляемая в различных видах детской деятельности.

    Организация деятельности в режимных моментах.        

    Самостоятельная деятельность детей ( с использованием ресурсов среды).

     Социализация

    Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в лес», « Зоопарк».

    Словесные игры: « Улетели птицы», « Уточка», « Кто, как поет» (ИКТ), « Какая птичка».(ИКТ)

    Игры драматизации по программным произведениям.

    Экологические игры: « Где чей домик?», «Чей нос лучше?» (ИКТ)

    Дидактические игры:

     «Зимующие и перелётные птицы»

    «Летает, плавает, бежит»

    «Откуда птица прилетела?»

     «Узнай по голосу » (ИКТ)

    Настольно-печатные игры:

    Лото «Птицы»

    Разрезные картинки,

    Найди 5 отличий,

    Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

    Дидактические игры:

    «Кто где живёт»

    «Чей клюв?»

    Физическая культура.

    Подвижные игры на площадке.

    «Летал, летал  воробей»

     «Сова»

     «Лягушки и цапли»

    «Кукушка»

    Правила поведения в природе

    Подвижные игры на площадке.

    «Зайди в свой домик»

    Найди пару»

    «Стая»

    Познание

    НОД

    -« Перелетные птицы— Урала»  

     -«Птицы Урала»

    Беседы:

    -какие птицы посещают деревья садов и нашего участка

    -о пользе птиц в природе

    -птицы, что изменилось в поведении осенью?

    - Проблемные   ситуации:

    -Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

    -Когда воздух можно почувствовать?

    -Как воздух помогает птицам летать?

    -Какие птицы посещают деревья садов и нашего участка Тематическое занятие по теме: «Птицы Урала»

    Наблюдение за стаями птиц-летящие клином, стаей, дугой .(ИКТ)

    Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»

    Изготовление «книжки—малышки «Птичьи истории»

    Конструирование

    «Зяблик» из бумаги на дереве?

    Экспериментальная деятельность:

    Пословица – Как с гуся вода.

    Почему мы так говорим?

    Рассматривание альбома «Всё о птицах»   «Красная книга»

    Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

    . Целевые прогулки. Наблюдения за отлетом  первых птиц—грачей, скворцов

    Дидактическая игра «Кто больше? «Узнай по голосу»

    Разгадывание ребусов, кроссвордов про птиц

    Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»

    Изготовление «книжки—малышки «Птичьи истории»

    Наблюдение за стаями птиц-летящие клином, стаей, дугой

    Рассматривание энциклопедий.

    Составление альбома «Птицы нашего края

    Рассматривание коллекций пера и пуха птиц.

    Модели  признаков перелетных птиц.

    Модели  насекомых которыми они питаются.

    Коллекции зерновых культур.

    Коммуникация

    Составление описательных рассказов о природе, о птицах.

    Придумывание детьми сказки « Если был бы я птицей…»

    Беседа:    Птицы, что изменилось в поведении осенью? «Почему птиц стало меньше?»

    Составление рассказов о бережном отношении к птицам.

    Придумывание загадок детьми

    Отгадывание загадок.

    Словотворчество .совместное участие детей и родителей в литературном досуге «Птичья викторина»

    Рассматривание альбома «Перелетные птицы», открытки, фотографии, иллюстрации.

    Чтение художественной литературы

    Чтение стихов, рассказов, сказок о, птицах.

    Т.Волжина. « Где чей дом?»

    Е.Благинина. «Стрижи»

    Чтение и пересказ Л.Яхнин «Дятел»

    Русск.нар сказки Кукушка»

    Заучивание  стихотворений   про птиц, для инсценировки по сказке А. Вольского  «Рогатка»

    Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

     Художественное творчество

    Конструирование

    «Зяблик» из бумаги

    Рисование

     «Отлёт птиц»

    Лепка.

     «Птички—игрушки»

    Игровая ситуация «Клён и птицы»

    Составление композиции птицы - из сухих листьев.

    Рисование

     «Птица у моего окна»

    Лепка птиц по схемам

    Лепка из пуха и ваты с добавлением клея, раскрашивание.

    Раскрашивание силуэтов птиц в тематическом альбоме.

    Музыка

    Прослушивание музыкальных произведений по теме, имитация движений под музыку ( игра « Птицы»).

    Аудиозаписи с голосами перелетных птиц.

    Взаимодействие с родителями.

    Посещение зоопарка, краеведческого музея.

    Наблюдение за птицами  во  время  

    прогулок в выходные дни.

    Презентация проекта «Перелетные птицы Урала» \

    В реализации проектной деятельности дети научились:

    - видеть проблемы;

    - задавать вопросы;

    - выдвигать гипотезы;

    - давать определения понятиям;

    - классифицировать;

    - наблюдать;

    - проводить эксперимент;

    - делать выводы и умозаключения;

    - доказывать и защищать свои идеи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Зимующие птицы Урала

    Проект по региональному компоненту...

    Презентация "Животные и птицы Урала"

    Цель: Познакомить детей с животным миром Уральского края....

    "Зимующие птицы Урала"

    краткосрочный проект для детей старшего дошкольног возраста...

    Картотка птиц Урала

    В картоте собран материал о птицах Урала - описание, фотография, стихотворение, рисунок следов каждой птицы....

    Проект «Зимующие птицы Урала» в средней группе

    Реализация регионального компонента...

    Картотека птицы Урала

    Картотека птиц Урала ...