роль деревянной игрушки в жизни ребёнка
занимательные факты по окружающему миру (младшая группа) по теме

роль деревянной игрушки в жизни ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_derevyannykh_igrushke.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Деревянные игрушки в жизни ребенка.

Деревянные игрушки очень заметно отличаются от «обычных», в которые в основном играют сегодняшние дети. «Обычные» игрушки - это, по сути, мир взрослых в миниатюре: люди, животные, транспорт, мебель, кухонная утварь, медицинские инструменты, оружие и пр. - перечислять можно до бесконечности. Играя с ними, ребенок примеряет на себя роль взрослого. Само по себе это не хорошо и не плохо, но факт остается фактом — во время таких игр он учится не столько изобретать, сколько владеть, не столько создавать, сколько применять готовое, не столько исследовать, сколько пользоваться.
Игрушки же, выполненные из дерева, - это, в основном, игрушки «умные». Чаще всего их называют развивающими: всевозможные конструкторы, строительные наборы, логические головоломки, заготовки для творчества, тренажеры моторики, пространственного воображения и пр. Таких игрушек сегодня изготавливается довольно много, поэтому сразу сориентироваться в их многообразии непросто. Попробуем перечислить наиболее популярные и интересные варианты:

Пирамидка — классика жанра, подходящая для самых маленьких карапузов. Нанизывая колечки (или другие фигуры) на штырек, ребенок учится понимать последовательность, размер, изучает цвета.

Рамки-вкладыши — это, по обыкновению, деревянный (или фанерный) планшет, в котором выточены несколько пазов различной формы или размера. В них вставляются «вкладыши» - аналогичные пазам фигурки; задача ребенка — найти для каждой фигурки подходящее ей место на планшете. Рамки-вкладыши очень хороши для развития как логического мышления, так и мелкой моторики.

Стучалка — отличная игрушка, помогающая вовремя «выпускать пар», то есть неуемную детскую энергию. Стучать, забивая деревянные гвозди деревянным молоточком - занятие, безусловно, захватывающие и, к тому же, полезное: развиваются координация движений, мышечная сила и ловкость.

Лабиринты — всевозможной формы спирали, на которые нанизаны мелкие деревянные фигурки. Передвигая эти фигурки по заданной траектории, ребенок не только тренирует координацию движений, но и учится концентрировать внимание, а также имеет возможность постигать азы счета.

Шнуровки бывают самых разных видов. Очень популярны всевозможные «дырявые» фигурки (деревянные имитации пуговиц, ботинок, фруктов-овощей), в которые надо последовательно продевать веревочку. Другой вариант той же самой игры — деревянные бусы. Крупные бусины (по форме они могут быть самыми разными - например, геометрические фигуры) ребенок одну за другой нанизывает на шнурок, прекрасно тренируя при этом мелкую моторику.

Мозаика-пазл — еще одно отличное пособие для развития моторики и мышления; по сути сочетает в себе качества пазлов и рамок-вкладышей. Но в отличие от пазлов, в мозаиках все детали разного размера и формы. А в отличие от рамок-вкладышей, этих деталей здесь намного больше, при этом на планшете не вырезано отдельных пазов для каждой детали (то есть задача заметно усложнена).

Музыкальные игрушки из дерева — это особая тема; в двух словах характеризуется как «восторг гарантирован». По сути это уже не просто игрушки, а деревянные музыкальные инструменты, чаще народные: трещотки, стукалки, колотушки, свистульки, дудочки, бубны и бубенцы, маракасы, ксилофоны, кастаньеты... Могут стать отличным пособием по начальному изучению музыкальной грамоты.

Деревянные игрушки в жизни ребенка. Пальчиковый театр — раскрашенные деревянные фигурки, выполненные в виде наперстков и соответствующие сюжетам тех или иных известных сказок. С их помощью ребенок с удовольствием представит вам в лицах знаменитого «Колобка» или «Красную шапочку». Такие театрализованные представления развивают фантазию ребенка, помогают тренировать речь и расширять словарный запас, к тому же тренируют моторику и координацию движений. К тому же к таким наборам наперстков обычно прилагаются аккуратные домики-укладки: для развития сюжета, для большего порядка (по окончанию театрального действа уместно звучит коронное родительское «поиграл — сложи на место»), ну и просто для красоты.

Даже традиционная русская матрешка – не просто красивый сувенир, а великолепное развивающее пособие. Игра с расписными куколками развивает моторные навыки и координацию движений (рисунок у матрешек сложный, малыш учится следить, чтобы он совпал на обеих половинках), может использоваться как наглядный материал при обучении счету, знакомит с понятиями «больше-меньше» и «последовательность».

Важной особенностью игрушек из дерева является и тот факт, что они могут быть окрашенными и неокрашенными. Первые обычно смотрятся очень эффектно и особенно привлекательны для самых маленьких малышей; вторые предоставляют возможность изучить натуральный рисунок дерева, почувствовать, какое оно на ощупь, а также оставляют простор для творчества — ведь то, что не окрашено производителем, так интересно окрашивать самостоятельно.

О деревянных развивающих игрушках можно рассказывать бесконечно, при этом обо всех рассказать не получится — очень уж их много и очень уж они разные, и какие интересные! Впрочем, это не единственное их достоинство. Главное, с чем ассоциируются игрушки из дерева - это безопасность. Дерево не навредит ребенку — оно не токсично и даже со временем не станет таковым. Натуральный материал не наносит урона и экологии — производство и утилизацию изделий из дерева не отнесешь к числу вредных, чего нельзя сказать о производстве и утилизации синтетических материалов.

Деревянные игрушки в жизни ребенка. Кроме того, игрушки из дерева в большинстве своем очень качественны и долговечны. Дерево не мнется и не теряет форму, его не так легко сломать. Любимые деревянные кубики и пирамидки вашего малыша послужат, скорее всего, не только его возможным младшим братьям и сестрам, но и останутся - если, конечно, вы захотите их сохранить - в отличном состоянии до его собственных детей.

Несмотря на все сегодняшнее многообразие игрушек и обилие материалов, из которых они изготавливаются, к изделиям из дерева отношение у большинства из нас особое. Трепетное, пожалуй. И дело тут не только в том, что деревянные игрушки - экологически чисты, а мы всегда стараемся предлагать нашим детям самое лучшее. И не только в том, что мы вдруг вспомнили, в какие игрушки играли наши предки, и нам по душе возрождение традиций. И, разумеется, не только в том, что деревянные игрушки прочны и долговечны.

Пожалуй, всеобщую любовь к дереву можно объяснить тем, что с ним в нашем сознании связано множество положительных представлений и стереотипов. Мы привыкли думать, что дерево — настоящее, теплое, доброе, поэтому деревянную игрушку приятно даже просто подержать в руках. Мы верим, что дерево — это не тот материал, с которым можно работать на конвейере, это изделия ручной работы, «хранящие тепло рук мастера». И не важно, что на самом деле сегодняшние деревянные игрушки далеко не всегда изготавливаются вручную. Важно, что мы убеждены: дерево — это хорошо и правильно.

Деревянные игрушки изготавливаются из различных пород дерева: липы, вишни, дуба, ореха, березы, осины, сосны, ольхи… Затем, в зависимости от назначения: деревянные игрушки развивающие, домики, кубики, машины, звери, куклы, лабиринты, сборные модели техники, пазлы, деревянный конструктор, детские музыкальные перкуссионные инструменты и так далее, — они обрабатываются пищевыми маслами, особой глазурью, воском или безвредными разноцветными красками (которые не вызывают аллергию, а также не являются токсичными).

Игрушки из дерева — это отличное приобретение и с точки зрения ребенка, и с точки зрения взрослого. Самые маленькие дети могут без вреда для здоровья облизывать, чесать десны, грызть или сосать их. Более взрослые — ронять, бить, пытаться сломать или «улучшить», потому что деревянные изделия отменно выдерживают механические нагрузки, отличаются высокой долговечностью и степенью прочности. Для подростков интересной и достойной задачей станет самостоятельный «ремонт» или полноценная доработка игрушки. Так, девочки смогут украсить модели тканями или бисером. А мальчики смогут делать дополнительные элементы для конструктора, заменить поломанные детали моделей, научатся определять породы дерева и, возможно, освоят основы столярного мастерства.

Как правило, деревянные игрушки выпускаются ограниченным тиражом и делаются вручную отдельными мастерами (или в небольших частных мастерских). В подавляющем большинстве случаев изготовители любят свою работу, намеренно выбирают именно это направление деятельности и глубоко заинтересованы в здоровом и правильном развитии детей.

Такие игрушки отлично походят для развития логического мышления, мелкой моторики, ролевых навыков. Их можно использовать для проведения самодеятельных театральных (кукольных) постановок.

Сегодня игрушки из дерева признаны и широко используются многими вальдорфскими школами, магазинами экологических товаров, детскими садами и детскими развивающими студиями (в том числе для детей с проблемами умственного и физического развития).

Деревянные игрушки — это лучшая альтернатива серийным «китайским» поделкам из некачественных синтетических материалов. Игрушки из дерева сравнительно недорогие. Благодаря этому можно хорошо сэкономить — но без потери качества изделий или риска недостаточного развития ребенка.

Сейчас, когда хотят над кем-то пошутить, иногда говорят: "Что вы хотите, тяжелое детство, деревянные игрушки...", и невдомек шутникам, что лучшие игрушки для ребенка именно деревянные. Они не только самые безопасные и экологически чистые, они еще и максимально эффективны для развития в ребенке творческого начала. А если еще эти игрушки сделаны папой или мамой, да еще при участии ребенка, то цены им нет.

Но большинству из нас все-таки приходится довольствоваться покупными игрушками. Рынок игрушек насыщен, и есть возможность выбрать. Но следует помнить и о том, что многие игрушки, особенно произведенные в странах Юго-Восточной Азии, небезопасны для ребенка.

На основе психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи "точных" методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка. Я считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

Кто-то из иностранцев назвал матрешку "загадкой и символом России", что дало повод для серьезных философских рассуждений на эту тему. Коллекция же матрешки в собрании Художественного – педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде убеждает нас в обратном – в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освлению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер. История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день.

Народная игрушка стала узаконенным явлением, ею заинтересовались художники и ученые. В коллекциях она стала занимать почетное и не малое место. Обращалось внимание на поразительное с одной стороны разнообразие форм игрушки, с другой — на устойчивость ее сюжетов. Мастера, делавшие игрушку из дерева превосходно чувствовали и "понимали" качества и свойства, красоту материала и в то же время техника изготовления игрушек, как правило, была удивительно простой и незамысловатой. Игрушка – всегда недорогая (сложных игрушек в народном искусстве не делали, а если они и появлялись, то были навеяны образцами городского искусства, возникали под влиянием художников и никогда не прививались) была целенаправленна в широкому крестьянскому, отчасти низовому городскому потребителю; попадала крестьянская игрушка, что объяснялось её красочностью, и в дворянские и иные социальные круги. Хорошо известно из источников, что русским царям (мальчику Петру и его брату Ивану) покупали простые народные игрушки, которые делались в Троице-Сергиевской лавре. Игрушка была любима всеми слоями русского общества, но больше всего и ближе всего она, конечно, была ее создателю — крестьянству. Игрушка была любима детьми и принята ими повсеместно. Не было больше радости для ребенка, чем получить звонкую глиняную свистульку в виде конька, птицы, женской фигуры и деревянную игрушку коня-каталку или изображенья мишки, столь любимого у нас на Руси. Игрушка всегда сопровождалась сильной, звучной окраской, привлекала ею, радовала выразительностью своей простой формы: ребенку было легко брать ее в руки и играть с нею. Игрушка представляла и весьма необычный род творчества в мире крестьянского искусства, оно было, как хорошо известно, органично соединено с бытом, с украшением нужных, необходимых в крестьянстве вещей: таким образом, красота проникла во все стороны жизни: она была и в ковше и скобкаре, и в деревянной резной избяной доске, и на прялке, и на вальке, и в одежде, и на санях и возке; даже ткацкий станок украшался сильным и действенным по своей образности орнаментом. Одна только игрушка выделялась из этого бесконечно разнообразного мира тем, что только она не была связана непосредственно с вещами.

Игрушка как точно определила это наука, была своеобразной малой народной скульптурой: простой по выделке, обобщенной по форме, простой, но сильной в раскраске, обладавшей многими поэтому пластическими и декоративными особенностями. Из старых ученых больше всего внимания игрушке, как большому явлению искусства, посвятил А.В.Бакушинский, определяя ее как "разновидность примитивной пластики". Он пытался четко сформулировать черты примитива, выраженные в народной игрушке. До него работали и другие, но никто так ярко и полно не характеризовал художественные особенности игрушки, как он. Писал об игрушке еще раньше, но немного, и В.С.Воронов. Потом к ней обращались и обращаются и многие учёные. Интерес к игрушке не ослабевает, Она также неизменный участник многочисленных выставок народного искусства. Ей посвящены альбомы и монографии, статьи и заметки. Но несмотря на это, очень многое в ней остается невыясненным и нераскрытым. Если в какой-то мере освещены ее художественные, пластические и красочные стороны, то вопросы ее содержания известны и исследованы меньше. Хотя уже давно исследователями обращалось внимание на то, что большинство игрушек, частично дошедших до нас деревянных, и, главным образом, глиняных — таят в себе образы более широкие и глубокие, чем те, что они обозначают. Так, такие ученые, как Л.Динцес, высказывали, да и В. Воронов и А.Бакунинский тоже, о том, что в их образах сохранены отзвуки древнего язычества, заключена "память" о далеком прошлом: о верованиях и суеверных представлениях народа. Пo мере разработки этого вопроса оказалось, что он значителен, очень серьезен и образы народной игрушки часто имеют в своей жизни и происхождении не только многовековую, но и тысячелетнюю давность, порою и еще более древние. Игрушка соединила в себе две удивительных черты: с одной стороны она часто по форме оказалась очень древней, сравнимой с образцами, скажем, даже ранне-античного времени (таковы сходства многих женских глиняных фигурок с известными и ставшими знаменитыми фигурками дев-жриц (богинь со змеями) из Кносского дворца на Крите, открытые известным археологом Эвансом), с другой стороны игрушки оказались наполненными удивительной жизненностью, которая делала их родными для каждой эпохи, несмотря на их столь длительное существование и незначительные изменения, которые происходили в их формах.

Список литературы:

1.Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 2009, № 3.

2.Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 2000, № 9.

3.Коняев Н. Игрушки русских императоров. М.: Подъем, 2002. №4.

4.Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 2000.

5.Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 2002. № 5.

6.Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 2000, № 3.

7.Менджерицкая Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 2001, № 3.

8.Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Роль игрушки в жизни ребёнка".

Данная консультация для родителей помогает им в выборе нужных игрушек для своих детей...

Роль игрушки в жизни ребёнка

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаёт...

Роль игрушки в жизни ребёнка

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаёт...

Родительское собрание на тему "Роль и значение игрушки в жизни ребёнка"

Родители иногда не задумываются о важности и значении игрушки в жизни ребёнка. А ведь она может оказать большое влияние на становление ребёнка, как личности. Попробуем разобраться в данном вопро...

Консультация для родителей "Роль игрушки в жизни ребёнка"

Выбор игрушки - дело непростое. Чтобы правильно выбрать игрушку ребенку, нужно знать возрастные особенности его развития, потребности в той или иной деятельности, желания, вытекающие из конкретного жи...