Наблюдение - как главный метод развития
статья по окружающему миру по теме

Никифорова Наталья Ивановна

благодаря наблюдению дети познают мир, развивается речь, так как приходится называть, описывать то. что видят, учатся давать характеристику объектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudenie.doc18 КБ

Предварительный просмотр:

      Наблюдение за

     майским жуком.
   

 Цель: учить детей отличать майского жука от божьей коровки, видеть их характерные особенности. Воспитывать бережное отношение к природе.

Методические приемы

Загадать детям загадку:

Летит — жужжит, Сядет — молчит.
(Жук)

О ком эта загадка?
— Какое сейчас время года? А месяц?
— Какие жуки появляются в мае?

Предложить найти или показать жука, заранее пойманного детьми.

Какой жук по окраске? Величине?
— Что он делает? Как он ползет? Сколько у него ног?
— Что еще есть у майского жука?
— Чем майский жук отличается от божьей коровки?
— Кто вам больше нравится: божья коровка или майский жук?
— Почему?
Подвести детей к пониманию того, что все жуки разные, каждый имеет свои особенности. Все они должны жить и радовать своим соседством человека.

Наблюдение за

                воробьём.

  

 Цель: закрепить знания детей о внешнем виде, повадках воробьев. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Методические приемы

Загадать загадку:
Серенькая птичка,
Птичка-невеличка
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок.
Ловит целый день жуков
Ест букашек, червяков.
(Воробей)

Прилетели ли к нам на участок воробьи? Что они делают? Покажите, как они ходят, машут крыльями, какие издают звуки?
— Что едят воробьи?
— Как об этом говорится в загадке?
— Какое сейчас время года? Есть ли зимой для воробьев букашки, червячки?
— Чем мы можем помочь воробьям?

Покормить крошками. Тихо отойти в сторону, не мешать воробьям клевать хлебные крошки. Во время подкормки воробьев закрепить знания детей об их внешнем виде.
Поиграть в игру «Воробышки и кот».

Наблюдение в детском саду -это одна из тех форм познания, благодаря которым дети развиваются и начинают понимать окружающий их мир. Конечно, такое занятие считается достаточно сложным, оно требует внимания, одновременно начинает работать речь, восприятие и мышление. Воспитателями ведётся календарь наблюдений в детском саду, ведь именно эти люди дают всем детям первоначальные знания, он их учат активному восприятию, причём делают всё целенаправленно и планомерно.

В каждом процессе наблюдения воспитатель детского сада должен по максимуму общаться с детьми, задавать им вопросы и отвечать на вопросы детей. Дети должны научиться находить взаимосвязь предметов между собой. Любые наблюдения должны сопровождаться точными объяснениями, для того, чтобы малыш мог понять, что он видит перед собой. Не менее важно постоянно вести диалог с ребятами, дети должны не только слушать, но ещё и обсуждать то, что они наблюдают, вслух. Так прочнее и надёжней закрепляются их знания.

Именно наблюдение способно эмоционально и психологически воздействовать на ребёнка. Поэтому такое воздействие должно быть благоприятным и положительным. В любом случае, практически в каждом современном детском садике систематически применяется наблюдения за природой, при этом ребёнок воспитывается интеллектуально.

Прогулка-наблюдения в детском саду – это идеальный вариант. При этом, воспитатель должен обращать внимание детей на различные природные явления. Допустим, внимание детей акцентируют на птицах, цветочках, на травке, на играх с веточками, песком, листочками и так далее. Экологические наблюдения в детском саду дают положительный результат. Сами дети могут принимать участие в посадке овощей, цветов, поливать их, собирать урожай и так далее.

Для того, чтобы материал усвоился, нужно весь объём информации равномерно распределить на определённое количество занятий.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРИТЕТ И ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ, КАК ГЛАВНЫЙ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

   Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это граждане нашей страны. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспиты...

Наблюдение как основной метод развития детской наблюдательности

Одним из  важнейших средств развития наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста  является сенсорное развитие. Так как, именно природа заставляет включать в процесс наблюдения раз...

Статья«Наблюдение, как метод развития познавательной деятельности детей»

Дорогие родители! Учите ребёнка наблюдать. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Именно наблюдательность помогает ребёнку развиваться в этом сложном мире. Наблюдение способствует разви...

Наблюдение на прогулке как метод развития речи у детей младшего возраста.

Консультация на тему "Наблюдение как метод развития речи у младших дошкольников"...

Наблюдение за растениями как метод развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, иусвоил, тем большим количеством элементов действительности онрасполагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при д...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Наблюдение главный метод воспитания экологических представлений у детей»

В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехв...

Наблюдение - один из методов наблюдения на прогулке.

Из методической разработки вы узнаете как применить метод наблюдения на прогулке....