Наблюдение - один из методов наблюдения на прогулке.
консультация (подготовительная группа)

Ефремова Татьяна Викторовна

Из методической разработки вы узнаете как применить метод наблюдения на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Наблюдения- как один из методов организации познавательно – исследовательской деятельности на прогулке.

Выделяют для  познавательно – исследовательской деятельности с детьми такие объекты и явления, которые обладают наибольшей выразительностью:

- живая природа:  деревья, кусты, ягоды, животные, птицы, насекомые и т. д.

- неживая природа: солнце, ветер, дождь, температурный режим, почва, воздух, снег и прочие.

Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. Дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику ребенка, не совершенствует его органы чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа. Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые, яркие детские впечатления, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.

С помощью поисково – исследовательской деятельности на прогулке педагог поддерживает и развивает в ребенке интерес к исследованиям, приобретении опыта исследовательской деятельности, развивается восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ). При использовании модели исследовательской деятельности ребенок развивается как самостоятельная, инициативная личность.

Важно отметить, что самые прочные и ценные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

В исследовательской деятельности на прогулке можно выделить такие составляющие, как наблюдение, экскурсии.

Наблюдение  - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями.  Наблюдения играют важную роль в экологическом образовании дошкольников. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труд, взаимоотношений) обогащает эстетическое представление.  

Наблюдение за природой способствует развитию любознательности, мышления, внимания, сенсорного восприятия, у ребенка формируется нравственное качество.

При наблюдении, у ребенка развивается речь, так как он не может наблюдать молча. Ребенок учится рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи. А самое главное – проявляется чувство прекрасного.

Таким образом, наблюдения один из главных компонентов прогулки.

Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдения могут быть:

1. Живая природа: растения и животные;

2. Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручья);

3. Труд взрослых.

Наблюдение за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1 – 2 раза в квартал.

Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными детьми. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7 – 10 минут и быть яркими, интересными.

В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим (кратковременным), длительным и итоговым (обобщающим).

Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.).  

Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя  наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. Устанавливаются факты;

2. Формируются связи между частями объекта;

3. Идет накопление представлений у детей;

4. Проводятся сопоставления;

5. Делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами, которые запланированы. Наблюдение за животными, птицами, растениями бывают случайными и неожиданными, и воспитатель не должен упускать такую возможность, стимулировать детскую любознательность; учить ребят видеть изменения в природе, делать выводы. Все виды наблюдений требуют руководства со стороны педагога.    

Существуют общие требования ко всем видам наблюдений:

- цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно;

- для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний.

Представления об объектах природы формируются у детей постепенно,  результате многократных встреч с ними;

- в организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимность.  В результате сформируется более полное, глубокое представление об окружающей природе.

- наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей, проговариванием результатов наблюдения;

Наблюдение должно вызвать у детей интерес к природе, желание узнать как можно больше;

- знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться, систематизироваться с помощью других форм и методов работы: рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование, лепка, ведение календарей природы, беседа об увиденном;

- в результате каждого наблюдения у детей должно сформироваться представление или элементарное понятие о том, или ином объекте природы.

В программе по формированию элементарных экологических представлений во время прогулки представлены следующие задачи:

1. Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными, их поведения и питание. Учить узнавать лягушку, наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой. Также – расширять представления о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза).

2. Знакомить с некоторыми растениями нашей местностями: с деревьями, цветущими травянистыми растениями, комнатными растениями (фикус, герань), для роста нужны земля, вода, воздух, формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить – оно может засохнуть и т.д.).

3. Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа), фрукты (яблоко, груша, персик), ягоды (малина, смородина).

4. Знакомить о правилах поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных).

Во время ежедневных наблюдений:

ОСЕНЬ: учить детей замечать изменения в природе (становится холоднее, листья начинают изменять окраску, опадать; птицы улетают в теплые края). В это время обирают урожай овощей и фруктов. Учить детей по внешнему виду, вкусу, форме различать наиболее распространенные овощи и фрукты, назвать их.

ЗИМА: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег). Организовать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, снег накрыл землю.

ВЕСНА: Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы (ярче светит солнце, снег тает, вырастает трава, распускаются листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки).

Показать детям, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

ЛЕТО: Расширять представления детей о летних изменениях в природе (жарко, яркое солнце, цветут растения, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах и т.п.). в это время созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

Работу по решению данных задач мы начали с детьми 2 – 3 лет. Дети пришли в группу из дома. Таким вопросам как, наблюдение за объектом живой и неживой природы, изменениями в природе, уделяли внимание лишь небольшая часть родителей, гуляя с детьми во дворе.

Свою работу мы начали именно с родителей воспитанников.

Индивидуальные беседы, консультации, информированность о важности прогулки для всестороннего развития дошкольника.

Наблюдения, проводившиеся на прогулке мы закрепили через вопросы, предложение рассказать родителям, что за чудо мы видели сегодня, гуляя на улице. Предлагали родителям понаблюдать за этим же явлением, идя домой, отметить что изменилось. К концу года родители уже являются активными участниками прогулок: оказывают помощь в подготовке участка к прогулкам, изготовляют атрибуты – помощники, изготовили и развесили на участке кормушки для птиц.

Во время ежедневных прогулок, дети нашей группы, учатся наблюдать изменения в природе.

На прогулке наблюдаем за деревьями, кустарниками, из каких частей состоит дерево (ствол, корни, ветки), чем отличаются от кустарников.

Осенью наблюдаем за растениями, цветы высыхают, трава желтеет, ало видно насекомых, объясняем детям, куда они деваются поздней осенью (прячутся под кору деревьев, в щели и т.п.).что происходит ежедневно с листьями, замечаем, сравниваем, как они желтеют, а затем совсем опадают. Сравниваем листья с разных деревьев. Учимся запоминать названия деревьев растущих на территории нашего детского сада (карагач, рябина, тополь, клен).

Зимой используем различные способы, помочь детям осознать изменения температуры воздуха, снять варежки и ощутить холод. Объясняем детям, что и растениям тоже холодно, и чтобы они дождались тепла, нег укрывает землю.

Кормим птиц, выносим корм для них (белый хлеб, семечки, зерно и свежее сало). Наблюдая за птицами мы видим, что корм им нравится, следим, чтобы он всегда был. Обращаем внимание, как красиво зимой, и что снег приносит пользу природе. На снегу видим следы животных, птиц, учимся различать их. Обращаем внимание на то, что нет листьев, травы, объясняем детям, что дерево живое и зимой, ствол у него теплый, трогаем руками. Укрываем снегом цветники с помощью лопаточек, чтобы весной было достаточно влаги в земле для них. Наблюдение сопровождаем художественным словом, читаем стихи, играем в различные игры: ходим, прыгаем, как животные, летаем как птицы, клюем зерна, как воробьи.

Весной наблюдаем за растениями: очень нравится – появление первой зеленой травки, бережем ее, не наступаем, радуемся ей. Учимся наблюдать, как из почек на ветках появляются первые листочки. Запоминаем название деревьев и кустарников (сирень). Наблюдаем, где еще расцвел одуванчик, вспоминаем стихи о нем. Учимся беречь природу. Замечаем повадки насекомых (жук, муравей – ползает, бабочки – летают, видим, как они садятся на цветы). Объясняем, что они все живые и радуемся за них, что они дождались тепла, какую пользу приносят (комары, мухи – корм для птиц). Ежедневные прогулки, наблюдение за живой природой вызывают у детей большой интерес. Деи учатся наблюдать, быть любознательными, у них появляется много вопросов, наблюдают за природными явлениями, отмечают новое, передают свои впечатления. У них появляется бережное отношение к природе, ко всему живому.

И задача нас, педагогов в работе с детьми среднего дошкольного возраста  - заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных, как живых существ. Во второй младшей группе ы ввели такую форму как совместные прогулки выходного дня. Родители совместно с детьми объединившись небольшими подгруппами совершают прогулки по городу. Природа предоставляет широкий простор для наблюдения. Гуляя с ребенком в парке, в саду, по красивым местам нашего города, родители с детьми учились находить что – то новое, прекрасное, отгадывать очередную загадку природы. Эта форма оказалась очень удачной и способствовала объединению родителей с ребенком и природой. Родители с детьми рассматривали снежинки, сравнивали их, собирали осеннюю листву (кто больше соберет разной формы, оттенка, разных размеров), рассматривали камни (гладкие, шершавые, большие и маленькие).

Данная работа способствовала развитию у детей наблюдательности, внимания, речи, дети учатся высказывать свои впечатления, сравнивать. В переходу в среднюю группу у детей накопились конкретные представления о некоторых объектах и явлениях природы, на основе которых возможно дальнейшее расширение и углубление знаний, формирование трудовых умений, навыков, воспитание бережного отношения к природе.

Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природоиспользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.

Воспитывает любовь к природе, желание беречь ее и сохранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение, как основной метод экологического воспитания

В статье раскрывается значение метода наблюдения в формировании познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрываются общие требования к организации наблюдения и методика проведения наб...

Формирование представлений о временах года через наблюдения как основной метод ознакомления детей с природой.

Интерес к проблеме времени равно свойственен естествознанию и наукам гуманитарного цикла. По существу, любое проявление человеческой деятельности не просто "погружено" во время, происходит в нем, но и...

Наблюдение - как главный метод развития

благодаря наблюдению дети познают мир, развивается речь, так как приходится называть, описывать то. что видят, учатся давать характеристику объектов....

Методическая разработка. Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста....

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.

Сообщение для педагогов о наблюдении, как основ методе ознакомления с природой....

Самый эффективный метод наблюдения на прогулке

Статья посвящена вопросам организации наблюдений на прогулке с дошкольниками. Автор показывает, что нетрадиционные виды наблюдений на прогулке являются более эффективными ,по сравнению с традиционными...