Главные вкладки

    Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной активности детей методом наблюдений и экспериментов"
    материал по окружающему миру по теме

    Сергухина Екатерина Леонидовна

    Я представляю опыт работы на примере старшей группы.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otchet.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №20 «Пчелка»

    Обобщение опыта по теме:

    «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста методом наблюдений и экспериментов»

    Выполнила:

    Воспитатель II кв. категории

    Сергухина Е.Л.

    2013 г.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

    I. Этапы работы…………………………………………………………………..4

    1.1. Анализ методической литературы……………………………………………..4

    1.2. Создание условий для развития экспериментальной деятельности………4

    1.3. Организация работы по экспериментированию……………………………..6

    II. Разработка эксперимента с обувными материалами…..7

    2.1. Конспект эксперимента с обувными материалами «Какая обувь лучше?»

    2.2. Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности …9

    III. Результаты работы……………………………………………………….10

    ВЫВОД………………………………………………………………………………...11

    Литература………………………………………………………………………..12

    ВВЕДЕНИЕ

    Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

    К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику моей работы.

    Актуальность

    Я обратила внимание на то, что познавательная активность детей на начало учебного года не достаточно высока, что может отразиться на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.

    Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

    Цель:

    Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.

    Задачи:

    1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

    2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.

    3.Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.

    I. ЭТАПЫ РАБОТЫ

    1.1. Анализ методической литературы

    В течение учебного года я вела поиск книг по детскому экспериментированию, большинство которых в электронном виде.

    Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашей группы.

    Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

    1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

    2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

    3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

    4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

    5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

    6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

    1.2. Создание условий для развития экспериментальной деятельности

    Для детей нашей группы были созданы условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой деятельности детей. Материалы и оборудование в уголке экспериментирования распределены по разделам, расположены в доступном для детей месте. Мелкий и сыпучий материал находится в коробочках или в контейнерах. Исследовательский центр постоянно обновляется и пополняется:

    - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов (совместно с детьми разрабатываются условные обозначения);

    - серии картин с изображением природных сообществ;

    - книги познавательного характера, атласы;

    - тематические альбомы;

    - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

    - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

    - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

    - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

    - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

    - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

    - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

    - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;

    - сито, воронки, формы для льда;

    -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, лупы;

    - клеенчатые фартуки, резиновые перчатки, тряпки;

    - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя".

    Материал, находящийся в уголке соответствует среднему уровню развития ребёнка, а также имеются материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

    Также экспериментирование распространяется и на другие игровые уголки:

    - ИЗО (палитры для смешивания красок и схемы к ним, технологические карты для продуктивной деятельности с использованием предметов-заместителей, средства для нетрадиционных видов изодеятельности);

    - строительный (схемы построек из различных видов конструкторов, со способами модификации);

    - бытовой (схемы приготовления блюд);

    - физкультурный (поощрение изобретений детьми новых упражнений на кольцах и зарисовка их, личный пример);

    - природный (организация наблюдений за растениями, создание картотеки наблюдений);

    - развитие речи (касса букв и слогов для составления слов, дид. игры по словообразованию).

    Проводились консультативные беседы с родителями по детскому экспериментированию в домашних условиях. Информирование о проведенных опытах в саду и просьба повторить дома по желанию ребенка. Неоднократно приходилось обращаться за помощью к родителям по наполнению уголка экспериментирования оборудованием и материалами.

    1.3. Организация работы по экспериментированию

    При организации работы по экспериментированию, я использовала различные формы:

    - непосредственно образовательная деятельность (приготовление овощного и фруктового салатов, э-т с шипучими конфетами, извержение вулкана, реактивный двигатель, свойства пресной и соленой воды, э-т с обувными материалами и др),

    - наблюдения (за молоком, ростом укропа, морковью, комнатными растениями, ростом овощей в огороде и др.),

    - экскурсии (в лес осенью и весной, к речке),

    - совместная деятельность (э-т с шерстью, с деревом, статическим электричеством, перемещением воздуха, с водой в 3-х агрегатных состояниях, с песком и водой и глиной на прогулке и др)

    - чтение художественной литературы (словарная работа, стихи – путаницы; в процессе экспериментирования применяла художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы), которое помогало организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас),

    - развлечение (по темам овощи – фрукты, одежда),

    - опыты (с тенью, с направлением силы, могучая бумага, с таянием чистого и грязного снега и др),

    - беседы (вопросы, задаваемые детям, носили поисковый характер, развивали умение выдвигать гипотезы, например:«А что будет, если домашнюю свинью выпустить жить в лесу самостоятельно?», «Почувствуй биение сердца в спокойном состоянии и после бега…» и т. д.).

    II. Разработка эксперимента с обувными материалами

    Примерная структура занятия – экспериментирования:

    - Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

    - Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).

    - Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

    - Уточнение плана исследования.

    - Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

    - Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

    - Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

    2.1. Конспект эксперимента с обувными материалами «Какая обувь лучше?»

    Задачи: уточнить представления детей о разных видах обуви и о ее характеристиках. Сравнить обувные материалы по прочности.

    Материалы: кусочки натуральной кожи, кожзаменителя, джинсовой ткани, резины; ножницы, жидкая глина, мисочки с водой, чайные ложки, влажные салфетки, спички для воспитателя, таблица для записи результатов.

    Предварительная работа: предложить детям рассмотреть групповой альбом фотографий. Вспомнить как к нам приходил Настин папа – сапожник и показывал как ремонтировать обувь.

    - Как вы думаете, ребята, почему обувь изнашивается?

    Содержание эксперимента: воспитатель загадывает загадки об обуви и по мере отгадывания достает предметы из мешка.

    Если дождик, мы не тужим –

    Бойко шлепаем по лужам.

    Станет солнышко сиять –

    Нам под вешалкой стоять.

    Ответ: Резиновые сапоги

    Сшили их из черной кожи,

    В них теперь ходить мы можем.

    И по слякотной дороге –

    Не промокнут наши ноги.

    Ответ: кожаные сапоги

    Мы обувь необычная,

    А быстрая, пребыстрая.

    Мы помощники спортсменам,

    Всяким разным суперменам.

    Ответ: кеды

    А какая обувь самая прочная? Давайте сегодня это выясним.

    Воспитатель показывает таблицу опыта с обувными материалами (см. картотеку опытов и наблюдений).

    - Я приготовила эту схему для подсказки порядка действий.

    Вспомнить с детьми условные обозначения и уточнить необходимые материалы для эксперимента.

    - На рабочих столах у вас имеется все необходимое. Проверьте, ребята, все ли на месте?

    Выясняется, что не хватает ножниц. Все садятся за столы, а самый внимательный ребенок раздает ножницы.

    Ход эксперимента:

    1. нюхаем, рассматриваем, щупаем обувные материалы (эстетическое оформление). Дети совещаются за столами, каждая команда ставит оценки материалам по данным характеристикам. Воспитатель выводит средний балл и записывает результат в таблицу.
    2. пробуем порвать (износоустойчивость). Запись результатов.
    3. разрезаем ножницами (устойчивость к механическим повреждениям). Запись результатов.
    4. пачкаем обувные материалы глиной и стираем грязь влажной салфеткой (легкость ухода за обувью, устойчивость к загрязнениям). Запись результатов.
    5. капаем на материалы воду и исследуем на промокаемость. Запись результатов.
    6. Воспитатель поджигает материалы по очереди (экологичность, защитные свойства). Запись результатов.
    7. Подсчет баллов. Чем меньше баллов набрал тот или иной материал, тем обувь прочнее, качественнее.

    - Кто сам хочет сделать вывод о нашем эксперименте?

    Ответы детей.

    - Сегодня мы с вами выяснили, что всякая обувь хорошая, если использовать ее по назначению. В дождь мы обуем…, на физкультуру…, а кожаная обувь на все случаи жизни.

    2.2. Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

    Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

    Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

    Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

    Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. С.Л. Рубинштейн (1989) и А.М. Леушина показали, что совершенство связных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. По этому поводу Р.К. Аралбаева и Н.К. Когутенко (1990) пишут: «...положение требует, чтобы развитие словаря ребенка-дошкольника опиралось на развитие познавательной деятельности, углубление представлений, формирование элементов понятийного мышления» (с. 1). Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

    Очень емко эту мысль выразил народный казахский поэт Шакерим Кудайбердиев: «Если знанья есть — то и слову честь».

    Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

    Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

    Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

    III. Результаты работы

    Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

    - повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);

    - речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

    -развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);

    - систематизация и расширение представлений детей о живой и неживой природе.

    - детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

    ВЫВОД

    Результаты проведенной работы по экспериментированию повысили познавательную активность детей. Дети проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы. Часто обращаются с вопросами к взрослым, просматривают энциклопедии, наблюдают и экспериментируют самостоятельно. Из этого следует вывод, что экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

    Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

    Литература

    1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

    2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92

    3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004

    4.Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: Педагогическое общество России, 2003.-80 с.

    5. Джеки Силберг «500 пятиминутных развивающих игр», Минск, 2004г.

    6. Н. М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей 3-7 лет», С-Пб, 2007 г.

    7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста», С-Пб, 2008 г.

    8. Материалы Интернет-сайтов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА презентация «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

    На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи  я мог...

    обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира"

    опыт работы воспитателя по теме "Развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира"...

    Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей".

    обобщая опыт работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей", я отталкиваалась от детской инициативы....

    Картотека опытов для развития познавательной активности детей

    Этот материал я представляла на конкурс Воспитатель года 2016...

    Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

    В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

    Статья из опыта работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

    В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспер...

    Из опыта работы "Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования".

    В результате освоения содержания данного опыта  предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений,  формирование  исследовательских  ...