Главные вкладки

    Статья из опыта работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
    статья (старшая группа)

    Павличенко Ирина Александровна

    В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ,  классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем  известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty.docx101.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетной дошкольное образовательное учреждение

    детский сад  № 9 «Золотой ключик»

                 Статья из опыта работы

    «Развитие познавательной активности  детей

    старшего дошкольного возраста

    через экспериментальную деятельность»

    Воспитатель:

    I кв.категории  Павличенко Ирина Александровна

    г.Николаевск-на-Амуре

    2017г.

    ВВЕДЕНИЕ

    Условия возникновения, становления опыта работы

    Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

    Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

    Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

    Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими  культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

    К сожалению возможности дошкольного детства, в решение этих задач еще недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее чувственно воспринимать явления природы.

    «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»

    ( Р.Эмерсон).

    Актуальность

    В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ,  классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем  известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

    Это объясняется тем, что старшим дошкольникам  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  Таким образом, в  дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

    На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме:

    «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

    Перспективность

    Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на  возросших требованиях  к универсальности знаний.

    Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования.

    В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

    Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

    Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес  различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисково- исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового,  развивающая  продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

    Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым  заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру, поэтому  особый интерес для детей представляет экспериментирование.

    Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный  поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

    В реальной действительности  в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

    Учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка, мною  были выделены  следующие цели и задачи,  призванные восполнить данный пробел в непосредственно образовательной деятельности дошкольников.

    Целью моей работы было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально- личностного, творческого развития; способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

    Для достижения поставленной цели я определила ряд  задач:

    • Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
    • Формирование у детей старшего возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
    • Создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детей в группе.
    • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
    • Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
    • Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать.
    • Развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

    Теоретическое обоснование опыта

    В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.

    Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение

    метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.

    Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

    В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

    По мнению Н.Г.Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:

    -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

    -учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

    -приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

    -развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации,

    наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

    -развивают системное мышление.

    Свою работу по развитию  познавательной активности детей черезэкспериментальную деятельность  я строила исходя из следующих принципов:

    1. Принцип научности:

    -  предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;

    -  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии    и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике     дошкольного образования.

    1. Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных   возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей           детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

      - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

    3. Принцип систематичности и последовательности:

     - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

      - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет

    детям        применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных    повторений.

    1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

         - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,        обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

     - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт,         создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности  ребенка.

    1. Принцип целостности:

     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

         - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности        педагогов, детей и родителей.

    1. Принцип активного обучения:

     - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой      экспериментальной детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

      - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,      способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

    1. Принцип креативности:

        - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать      и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных      задач и проблемных ситуаций.

    1. Принцип результативности:

       - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

    Сущность, эффективность и новизна экспериментирования

     В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

    Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников  представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

     Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

    Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

    В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

    В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

    Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод  о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов  обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

    В целях систематизации развивающей  работы с детьми по направлению разработала перспективный план работы с детьми  и  по развитию познавательной активности через экспериментальную   деятельность для старшей и подготовительной группы.

    План разработан на основе следующих программ: "Экспериментальная  деятельность детей  старшего дошкольного возраста» Г.П Тугушева., Чистякова А.Е; «Неизведанное рядом» (опыты эксперименты для дошкольников) О.В. Дыбина; Из чего сделаны предметы (Игры- занятия для дошкольников) О.В. Дыбина; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией  Прохоровой; конспекты занятий, картотеки.

    Технологичность        

    Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому,  что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога.

    Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной   диагностики, а практический материал,  поможет педагогам  разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.

    АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Результативность

    В начале проведения опыта работы мною  были выделены ожидаемые результаты:

    • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
    • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие  - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
    • Обогатить предметно – развивающую среду.

    - Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному вопросу.

    - Изучив имеющуюся методическую литературу по детской опытно – экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический    материал к

    условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу.

    Обучение детей рассчитано на два года, а сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

    Вся  работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

    Совместная экспериментальная деятельность проводится  один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут, а в подготовительной - по 25 – 30 минут. Также ведется дополнительная работа с  детьми во второй половине дня, которые  проявляют особый интерес к исследовательской деятельности.

     Свою работу  я начала с мониторинга:  с целью изучения условий развития познавательной активности детей  через экспериментальной деятельности детей в старшей группе. Провела диагностику

    По результатам  диагностики  22% детей отдали предпочтение  экспериментальной деятельности. Выявила причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

    • Познавательный интерес неустойчивый;
    • Не всегда дети видят проблему;
    • Малоактивны в выдвижении идей;
    • Стремление к самостоятельности не выражено;
    • Пользуются доказательствами с помощью взрослого.

    Данные диагностики  наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети  испытывали затруднения по многим параметрам: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д.

    В своей работе я придерживаюсь следующих требований к содержанию обучения в системе экспериментальной деятельности:

    1. У детей должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями.

    2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы дети ясно представляли их содержание.

    3. Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии детей; они должны воспринимать эти представления как потенциально допустимые, сочетающиеся с имеющимися представлениями о мире.

    4. Новые понятия и представления должны быть плодотворными; иначе говоря, чтобы дошкольники отказались от более привычных представлений, нужны серьезные причины. Новые идеи должны быть явно полезнее старых. Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания.

    Требования к воспитательно-образовательному  процессу.

    1. Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

    2. Сталкивать воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

    3. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

    4. Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и непринужденной обстановке, особенно — путем обсуждений в малых группах.

    5. Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций — так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

    Свою работу по развитию  экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

    • живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.). Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали и делали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны погибли. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. В феврале провели цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?», проверяли скорость таяния снега в зависимости  от измерения температуры.
    • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).

    В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействую с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Интересные  опыты проводили со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?

    • человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.) . Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавали различные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус).

    Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:

    1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
    2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
    3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты.

     Их элементарность заключается:

    Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

    Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

    В -  третьих, они практически безопасны.

    В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

    При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

    • Постановка проблемы;
    • Поиск путей решения проблемы;
    • Проверка гипотез, предположений;
    • Обсуждение увиденных полученных результатов;
    • Формулировка выводов;

    Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную   деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

    Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Обосновала содержание уголка экспериментирования

    1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)

    2. Мерные ложки.

    3. Сита и воронки разного материала, объема.

    4. Резиновые груши разного объёма.

    5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.

    6. Резиновые или пластиковые перчатки.

    7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.

    8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

    9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.

    10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.

    11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.

    12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.

    13. Контейнеры с песком и водой.

    14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

    15. Часы песочные.

    16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

    17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

    Где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности  детей.

    В центре имеется   разнообразное оборудование.  Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

    Организация совместной образовательной деятельности воспитателя

    С детьми и родителями.

    Методические рекомендации по проведению НОД с использованием экспериментирования встречается в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными  авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный воспитателем, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как  возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

    После пяти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

    Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений  для человека и самого себя.

    Из всего, вышеизложенного, можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

    Опытно – экспериментальная  деятельность — это интегрирующийся с другими видами детской деятельности вид деятельности.  Наблюдение является  одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако,  само наблюдение может происходить и без эксперимента.

    Интеграция  между экспериментом и трудом на первый взгляд, как будто не видна: труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

    Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек», «Свет»,и другие.

    Словесные игры:  "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

    Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

    В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

    Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.

    Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей.

     Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.  Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

    Возможны следующие сочетания:  чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно  опыты и  эксперименты.

    Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение     имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

    Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

    Связь детского экспериментирования с художественным творчеством  тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

    Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте.

     Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

        Формы работы по  – развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

     Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

    • специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познавательное развитие»  по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);

     - совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;

    -  свободная самостоятельная деятельность детей.

    При проведении НОД у детей вызывался  интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

    В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

    А затем в совместной деятельности – закрепляли   полученные ранее представления.

    Предлагаю  подробнее остановиться на каждой из форм работы подробнее.

    Блок организованного обучения в форме НОД.

    Программа  детского экспериментирования  предполагает перспективное планирование НОД  1 раз в неделю, с опытами и экспериментами, открывая для дошкольников новый мир объектов и явлений неживой природы. Во время НОД проводится 3- 4  эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-экспериментирования в «Детской лаборатории» обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта и т.д.

    Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.

    В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

    Важнейшим условием при проведении НОД познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития  и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

    Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности.

    Предлагая детям поставить опыт, я сообщала  им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекала  детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

    В процессе работы я  поощряла  детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала   из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

    Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

    Выводы можно делать в словесной форме,  а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

    Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

    • дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
    • дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.

    Дети работают самостоятельно, я  по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь   результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

    После эксперимента не упускаю   воспитательные моменты -  дети

    самостоятельно наводят   порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

    Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:

    • Особенностями изучаемого явления,
    • Наличием свободного времени,
    • Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
    • Если дети устали, эксперимент  прекращаем  заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

    Совместная деятельность взрослого с детьми.

     Совместная  деятельность взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно - экспериментальных  навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры - эксперименты, игры – опыты. Также я отношу к этому  реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная  содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

    Самостоятельная деятельность детей

     Планирование этой работы предполагает  в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организован уголок экспериментирования  с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды   имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.        

    • Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

    - Например, после ознакомления со  свойствами  воды, чтения рассказ «Умная галка» в уголке помещали алгоритмы.

    - Какую задачу мы  решали?

    Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

    - Какой вывод должны сделать дети?(Камешки (вода), заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность).

    • Проблемная ситуация;

    - После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли  скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

    • «Чудесная коробка» с  предметами;
    • Совместное начинание

    После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной  деятельности.

    Методы и приемы  работы 

    В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.

    Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

     - Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности  я  использовала наблюдения разного вида:

    – распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

    – за изменением и преобразованием объектов;

    -  Словесные   (беседы, чтение   художественной   литературы, использование фольклорных материалов).        

    -  Практические  методы. Большое значение придавалось ведущей форме  деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

    • Использование  инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.  
    • Намного интереснее не просто послушать  рассказ  воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.  Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью презентации, какие удивительные открытия сделает  маленький естествоиспытатель.

    Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети  в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

    Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию для детей стали открытием, они  их ждут с нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе НОД дети  «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.

    Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала, учебное – познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

    В результате закрепленные в играх-опытах и играх-экспериментах знания  о связях, свойствах, качествах природных объектов  явлений неживой природы становятся более сознанными и прочными.

    Воспитатель и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к опытно – экспериментальной активности детей я провела анкетирование родителей.

    По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию.

    Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: была  оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала раздаточный материал  в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом.

    Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны  картины, иллюстрации, познавательные игры.

    В результате проведенной работы родители:

    -  научились организовывать элементарные эксперименты;

    - повысили уровень педагогических знаний.

    Повторное анкетирование родителей подтвердило это.

    Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность», я пришла к выводу, что опыт  работы в данном направлении  эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной  деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой. Отмечается положительная динамика по всем критериям  овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

    Дети научились  фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное. Дети стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента.

    Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности.

    Количественные данные  позволяют  проследить эффективность  работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

    Подводя итог экспериментальной работы в конце обучения , я отметила, что используя системный, спланированный подход в обучении по разделу

    «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность», используя приборы, оборудование, объекты неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций,

    альбомов, слайдов, разнообразных дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом уровня знаний, возраста и индивидуального подхода к каждому ребенку, я получила хороший результат.

    Мониторинг позволяет говорить о создании определенной системы работы по организации развития экспериментальной деятельности старших дошкольников.

    Применение экспериментирования также оказало влияние на:

    • повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
    • повышение уровня развития познавательных процессов;
    • совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
    • развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
    • углубление и расширение знаний детей о неживой природе;
    • повышение  компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной  активности старших дошкольников  в процессе  экспериментирования дома.

    В заключении хочу отметить, что положительные результаты проведенной данной экспериментальной деятельности с детьми свидетельствуют об эффективности моей работы.

    ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

    Процесс познания, освоение новых представлений очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

    Убеждена, что в опытно – экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

    Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представляю педагогическому сообществу не только внутри детского сада.

    Воспитателям детского сада представила Проект "Волшебное электричество" .

    С целью распространения положительного педагогического опыта, планирую

    разместить опыт работы его описание на личном сайте: nsportal.ru

    Опубликовала рекомендации для родителей по экспериментальной деятельности на сайте support@dohcolonoc.ru.

    Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – токов и мир, который он создает вокруг себя.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя.

    Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:

    • более глубокое усвоение предметного содержания;
    • высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;
    • развитие творческого мышления;
    • большое количество идей, их глубина, оригинальность;
    • эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную     деятельность, интерес к происходящему.

    Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

    Список используемой литературы:

    1. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
    2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
    3. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
    4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
    5. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
    6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
    7. Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
    8. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
    9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
    10. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
    11.   Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

    Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...

    Презентация опыта работы "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

    Данна презентация была представлена на конкурсе "Воспитатель года - 2014"*Все фотографии размещены с разрешения родителей....

    Статья из опыта работы. "Развитие у детей младшего дошкольного возраста личностных качеств посредством театрализованной деятельности".

    Театрализованная деятельность играет большую роль в развитии нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста....

    Из опыта работы: "Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

    Данный материал поможет педагогам ответить на вопросы:" Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к по...

    Статья: Презентация опыта работы "Развитие у детей дошкольного возраста представлений о работниках торговли, бытового обслуживания и коммунального хозяйства "

    В статье представлен опыт работы по ранней профориентации: развитие у детей дошкольного возраста представлений о работниках торговли, бытового обслуживания и коммунального хозяйства....

    Сообщение из опыта работы «Развитие познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»

    В сообщении раскрываются формы работы, этапы, условия развития познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность....