Творческий отчет из опыта работы «Развитие речи дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности»
материал по развитию речи

Хафизова Гульшат Габитовна

Творческий отчет из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет из опыта работы

«Развитие речи дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности»

 Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»

В начале учебного года мною была проведена педагогическая диагностика. По результатам диагностики было замечено, что дети имеют затруднения в общении со взрослыми и сверстниками, компоненты устной речи детей  недостаточно развиты, частично сформированы умение согласовывать слова  в предложении; правильное произношение гласных и согласных звуков. Некоторые дети совсем не разговаривали. Было очень сложно понять, не могли объяснить, выразить свои мысли и др.

Я пришла к выводу, что необходимо проводить работу по развитию речи не  только  во время ООД, но и по возможности в других видах детской деятельности.

В среднем дошкольном возрасте ведущим становится познавательный мотив,  информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. Ведь не зря говорят, про средний возраст – что это возраст «почемучек».  Я считаю, что информация усвоится  прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Поэтому в соответствии с ООП ДОО  мною была выбрана опытно-экспериментальная деятельность для развития речи  детей. Благодаря опытно-экспериментальной  деятельности, речь детей будет становиться более содержательной, более выразительной, правильно построенной.

   

В данном виде деятельности ребенок выступает в роли исследователя, открывающего основополагающие свойства и отношения, а воспитатель подводит детей к этому открытию, организуя и направляя их действия.

 Таким образом цель моей работы: создание условий для развития речи дошкольников  посредством опытов и экспериментов.

Исходя из цели выдвинула следующие задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями в областях наук.

2. Развивать у детей  все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь – диалогическую и монологическую формы, формировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи.

  3. Формировать способности планировать свои действия, выполнять их в соответствии с заданными правилами, добиваться нужного результата.

Свою работу  строю по трём взаимосвязанным направлениям:

-  живая природа  (характерные особенности сезонов,  многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
      -   неживая   (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);    

 -  человек  (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)  

 В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты, потому что они отвечают следующим условиям, (обратите внимание на слайд)  

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В - третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.    

 Мною был подобраны  этапы организации детского экспериментирования,  в ходе которого решаются задачи по развитию речи:

Ребенок совместно со взрослым:

1-выделяет и ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи);

2- предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решения (т.е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно, понятно для других детей);

3-подводит итоги (т.е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).

    Выстраивать цепочку своих действий им помогают карты-схемы поэтапного экспериментирования (дети рассказывают, что они будут делать, что им понадобится для проведения опыта). Самостоятельные игры в уголке экспериментирования позволяют развивать коммуникативные способности детей.

  Таким образом, на каждом этапе своей работы воспитанник активно развивает свою речь. В ходе детского экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь).

Для реализации цели  была создана соответствующая  РППС

         В группе имеется уголок экспериментирования,  который оснащен:

 -  специальной  посудой (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки),

-   природным материалом (камешки, песок, семена и т.п),

-  утилизированным материалом (проволока, скрепки, нитки…)

-   прочими материалами - лупы, термометры, компас…

-   картотеки опытов и экспериментов с неживой природой для детей среднего дошкольного возраста; игр с водой; проблемных ситуаций; карточки – схемы проведения опытов – экспериментов

         

В процессе экспериментальной деятельности активно использую:

- художественное слово,

- театрализованную деятельность (работа в «лаборатории», встреча с волшебником, путешествия),

- рассказы воспитателя, детей,

- беседы,

- решение проблемных ситуаций,

- наблюдения,

  • игры (дидактические, словесные и др.)

Также в работе с детьми использую различные формы работы с детьми:

– фронтальные;

– групповые;

– индивидуальные.

       Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений мной были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Экспериментируем дома».

         Вниманию родителей были подготовлены консультации "Организация детского экспериментирования в домашних условиях", «Ставим опыты дома»,  разработаны тематические родительские собрания («От любопытства к любознательности»)        

 Широкое применение опытно-экспериментальной деятельности в своей работе поможет нам расширить представления детей об окружающем мире, обогатить, активизировать и актуализировать словарь дошкольника, формировать и  закрепить грамматические категории речи, развивать связную речь, а также формировать познавательную мотивацию и активность у детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Развитие речи детей во всех видах деятельности" Апрель 2017г

В презентации раскрывается актуальность, задачи  речевого развития. Показано, как организована предметно-развивающая среда и разные виды деятельности: образовательная, трудовая, театральная, игро...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...

Развитие речи дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности

В среднем дошкольном возрасте ведущим становится познавательный мотив,  информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него...

Представление из опыта работы «Развитие речи дошкольников на музыкальных занятиях посредством погружения в мир фольклора»

Статья содержит материал об использовании малых форм фольклора в целях развития речи детей дошкольного возраста....

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»

Уважаемые коллеги, я хотела бы представить опыт работы на тему «Развитие речи дошкольников посредствам дидактической игры»...

Обобщение опыта работы "Развитие речи дошкольников с использованием в работе приемов мнемотехники"

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, ...