Сообщение из опыта работы «Развитие познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Большакова Наталья Юрьевна

В сообщении раскрываются формы работы, этапы, условия развития познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза  Д.П. Левина городского округа Сызрань Самарской области,

СП «Детский сад №56»

Сообщение из опыта работы на тему:

«Развитие познавательно-речевой активности

у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Составил: воспитатель Большакова Н. Ю.

г. Сызрань 2018г.


        

Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.

Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”

Я работаю в группе детей с нарушениями речи: общее недоразвитие речи разных уровней, дизартрия, алалия. Кроме этого, воспитанники моей группы имеют и ряд психолого-педагогических особенностей: недостаточная устойчивость внимания, сниженная вербальная память, страдает продуктивность запоминания; часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики; отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере.

Экспериментально-исследовательская деятельность в моей  группе охватывает следующие образовательные области: «Познавательное развитие»- дети учатся устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, получают и закрепляют представления о временах года и их признаках, определяют материал, из которого сделан предмет: ткань, железо, дерево, пластмасс. «Речевое развитие»-  составляют описательные рассказы по элементарным опытам. «Социально-коммуникативное развитие»- имеют представление о способах правильного взаимодействия между растениями, животными и человеком. «Физическое развитие» - получают представления о здоровом образе жизни, узнают о роли личной гигиены в профилактике заболеваний. «Художественно-эстетическое развитие» - знакомятся с  особенностями изобразительных материалов и пользуются ими.

Формы работы по  развитию познавательной активности детей  через экспериментальную деятельность

  1. Специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познавательное развитие»  по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме.
  2. Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником.
  3. Свободная самостоятельная деятельность детей.
  4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Первым шагом в моей работе  по данной проблеме было создание условий для познавательно-речевого развития детей с нарушениями речи. Очень велик потенциал в формировании познавательно-речевого развития в уголке детского экспериментирования. В процессе проведения опытов и экспериментов в свободной или специально-организованной деятельности воспитанники моей группы учатся видеть проблему, ставить цель, решать проблему, анализирует, то есть формулирует в речи объект или явление, сопоставляет различные факты, выдвигает гипотезы, делает выводы. Важным становится не только результат, но и процесс работы каждого ребенка. Я являюсь для детей «научным консультантом». Материалы, оборудование в уголке экспериментирования пополняется согласно программному содержанию: глобус, лупа, подзорная труба, бинокли, познавательные энциклопедии для дошкольников, образцы песка, глины, камней, ракушек, листья, шишки,   дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, оборудование для элементарного экспериментирования и наблюдений,  предметы - посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы «Лего») Все это  находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть. К организации такого уголка привлекаются родители. Ребенок с родителями может что-то изготовить и принести в детский сад, и он должен рассказать всем, что сделали, как с ним играть.

Важным и интересным направлением в создании условий для экспериментальной деятельности является огород на окне,  целью которого является: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. Детям моей группы очень нравится выращивать овощи, злаки.

Непосредственная работа по формированию познавательно-речевой активности включает три направления.

1.Формирование положительной мотивации учения в целом.

2.Развитие личностных характеристик (самооценки и самосознания).

3.Организация поисковой деятельности в разных формах ее проявления (наблюдения, игры) как метода развития речевой и познавательной активности.

Например, изучая тему «Вода»  дети смогли экспериментальным путем изучить физические свойства воды. Для закрепления и расширения знаний детей о воде, была проведена образовательная ситуация «Зима. Снежные забавы», в которой дети установили причинно-следственные связи между природными явлениями – температурой и состояниями воды. Рисовали путешествие воды.

Особенности детского экспериментирования

1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребенка ставить опыты, как поступили бы с учеником старшего класса или сотрудником лаборатории. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

2. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы нанести вред животным и растениям.

3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешить детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.

4. Дети не могут работать, не разговаривая. Многие психологи, начиная с Ж.Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме.

5. При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Так, у одних склонность к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, в то же время не стоит неволить тех, у которых особых склонностей к исследовательской работе нет.

Таким образом, в результате познавательно-исследовательской деятельности у  дошкольника, расширяется   объем знаний, получаемых в процессе самонаблюдения и собственной деятельности,  развивается  мышление, совершенствуется  речь. 

Список литературы:

                                                                                                                                                                                                                             1.Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2010 г.

2. Дыбина О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизвестное рядом:

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина (отв. ред.) - М.:   ТЦ «Сфера», 2010.

3. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2010 г.

4. Каменёва Л.А., Кондратьева Н.Н., «Мир природы и ребёнок» С-П.: Акцидент, 2010

5. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 2010 г.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.

7. Рыжова Н. В. Игры с водой и песком. / Обруч, №2-2010 г. /

8. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки» М., 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"

Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"...

Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...

Презентация «Развитие познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В презентации освещены психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи, этапы и виды экспериментальной деятельности и раскрыто влияние данной деятельности на познавательно-речевую активн...

Сообщение из опыта работы «Развитие музыкально – творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения является элементарное музицирование. Этот термин получил широкое распространение в связи с системой детского музыкального воспитания австрийс...

Сообщение из опыта работы на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность»

В данном сообщении автор делится опытом своей работы по созданию проекта "Зимующие птицы"...