Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения

«Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём»

Коррекционные  задачи:

Формировать представления детей об органах чувств как важных помощниках человека в познании окружающего мира.
Развивать систему анализаторов.

Развивать зрительное цветовосприятие, умение выкладывать оттенки одного цвета по насыщенности; развивать глазомер, выстраивать полоски в ряд по высоте от меньшего размера к большему. Совершенствовать навыки ориентировки в макро пространстве, активно употребляя в речи пространственную терминологию. Расширять представления о свойствах и качествах предметов с опорой на алгоритм, и без него.

Материал:

цветные карточки 3 штуки, баночки с разными запахами 6 штук, чеснок, укроп, апельсин, свежий огурец, духи. Светофор 3-х цветной – на каждого ребёнка, тарелочка с разными вкусовыми предметами (апельсин, свежий огурец, солёный огурец, редька, лимон, мятные конфеты). Музыкальный молоток, карточки с изображением органов чувств человека 5 штук, чудесный мешок 2 штуки с разными видами мелких игрушек, полоски разного размера.

Методические приёмы: 

вопросы, указания, загадки, подвижная игра
«Дружные пальчики», дидактическое упражнение «Найди место предмета», «Где позвонили?», «Кто самый внимательный?», «Узнай по запаху», «Угадай по вкусу», «Определи на ощупь», «Что опасно, что полезно» — раздели на группы.

Примечание: острота зрения в очках окклюзия на лучше видящем глазу.

Ход занятия.

Организационный момент.

Цель:

Создание у детей положительного эмоционального настроя.

— Как мы смотрим?

Вот так

— Как мы слышим?

Вот так

Как мы дышим?

Вот так

Как мы нюхаем?

Вот так

Как пищу пробуем?

Вот так

Как живём?

Вот так.

Пальчиковая гимнастика проводят дети самостоятельно.
Загадка об органах чувств.

По форме –овалы

По краю – мохнаты

Как придёт беда

Потечёт вода

(Глаз).

На голове они сидят

Все слышат, но не говорят

(Уши)

Горка есть, а у горы

Две глубокие норы

В этих норах воздух ходит

То заходит, то выходит

(Нос)

Он нам кушать помогает

Вкус прекрасно различает

Без умолку каждый день

Говорит ему не лень

(Язык)

Дети выкладываю на доску карточки с изображением отгадок.
Как назвать одни словом?  Органы чувств человека.

Всего их пять. Чтобы много знать, лучше и полнее познавать окружающий мир необходимо развивать наши органы чувств. Дети, а вы хотите знать, как работают ваши органы чувств? Я приготовила для разные задания:

1.Найдите такой же цвет в окружающей обстановке (показ карточек с цветовыми оттенками)

2. Определи местоположение найденного предмета относительно себя.

3. Выложи оттенки (розовый, зелёный, голубой) по их насыщенности и проверь себя при помощи карточки – подсказки.

Примечание: задание № 2 и 4 индивидуальны с учётом остроты зрения, характером зрительного диагноза и уровнем сформированности зрительного восприятия.

4. Простой сериационный ряд в порядке возрастания величин.
5. Дидактическое упражнение «Где звучит молоток?» Сколько раз?» прохлопай на 1 больше, на 2 меньше.
6. «Определи по запаху». Действуют самостоятельно, парами.
7. «Узнай по вкусу».  Действуют самостоятельно, парами.
8. Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек». Определение поверхности предметов, их свойства и качества.
Дети, что вам помогло выполнять задания? Правильно, органы чувств. А как вы думаете, важно беречь органы чувств? Предлагаю выполнить ещё одно задание: «Раздели на группы» (карточки). Что полезно? Что вредно, опасно? Дети работают сообща.

Я предлагаю вам, дети «светофор» при помощи которого вы сами определите работу ваших органов чувств сегодня на занятии.
Если все задания были выполнены верно, без ошибок – зелёный кружок, если были 1-2 ошибки – жёлтый, если было 3 ошибки и более – красный. Пожалуйста, «светофор» ждёт ваших оценок.

После чего предлагаю каждому ребёнку объяснить свой выбор цвета. Всем спасибо за работу, молодцы! На следующем занятии мы узнаем, как работают органы чувств некоторых животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование зрительного, цветового восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения"

Использование учебного материала для формирования навыков восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения во время занятий и в свободное время....

Развитие цветового восприятия у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

В статье раскрывается опыт работы по развитию цветового восприятия у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста...

Из опыта работы «Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания»

Данная статья адресована педагогам, которые работают с дошкольниками с нарушениями зрения. Мы представляем наш опыт сотрудничества инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя по ...

" Сенсорно – перцептивные тематические наборы для развития бисенсорного восприятия у детей с нарушением зрения".

Цель: формирование и развитие компенсаторных механизмов восприятия при сенсорно - зрительной депривации.   Данное пособие позволяет в доступной и интересной форме решать коррекционно - разви...

Сообщение из опыта работы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность»

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность...

Игры для развития сенсорного восприятия у детей с нарушениями зрения

В статье представлены игры для развития сенсорного восприятия у детей с нарушениями зрения....

Роль техники Воскобовича в развитии сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения

Современные инновационные технологии позволяют добиваться повышения качества образовательной и коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.  Они гармонично вписываются в работу по развитию ...