Игры для развития сенсорного восприятия у детей с нарушениями зрения
статья по коррекционной педагогике

Деревяшкина Ирина Геннадьевна

В статье представлены игры для развития сенсорного восприятия у детей с нарушениями зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития сенсорного восприятия

у детей с нарушениями зрения

В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства этих предметов.

Одним из эффективных средств сенсорного развития являются дидактические игры и упражнения, которые влияют на формирование различительных способностей сенсорных органов выделять признаки различных модальностей.

Дидактические игры для сенсорного развития детей с нарушениями зрения можно дифференцировать по функциональному назначению. Среди дидактических игр выделяют следующие игры:

  • формирующие различительные способности сенсорных функций на основе овладения эталонами и образцами признаков и свойств предметов;
  • формирующие обследовательские, сенсорно-перцептивные действия, позволяющие узнавать и называть объект;
  • обучающие детей приемам классификации, дифференциации, локализации предметов по сходным и отличительным признакам;
  • уточняющие, конкретизирующие знания детей о предметном мире, о функциональном назначении объектов и предметов окружающей действительности на основе сенсорных ориентировок;
  • обучающие детей мобильности, пространственной ориентировке на основе различных сенсорных модальностей;
  • обучающие детей использованию сенсорных функций при выполнении навыков самообслуживания (умывание, причесывание, одевание, уход за одеждой, обувью), навыков ухода за помещением, чистки и мытья предметов обихода;
  • обучающие способам общения с включением: мимики, жестов, интонации;
  • формирующие образы предметного мира за счет упражнений в слиянии чувственной информации со словесным обозначением.

Особенно благодатен для формирования различительных способностей сенсорных функций материал М. Монтессори, предназначенный для упражнений, развивающих чувствительность в восприятии разной модальности. В данном материале заложено формирование компенсаторных навыков сенсорного замещения одной функции другой.

Формирование обследовательских способностей успешно решается в дидактических играх с применением заданий типа «Угадай на ощупь», «Назови как можно больше признаков в предмете», «Убери лишние детали», «Что бывает, чего не бывает?», «Угадай на вкус», «Что так пахнет?», «Угадай цветы по запаху».

Кроме того, материал М. Монтессори содержит готовые игры типа «Ящики Сегена», упражнения с мячами и шарами из различных материалов.

Для обучения классификации, дифференциации используются мозаики, классификационные платформы с набором деталей, тренажеры для нанизывания различных фигур по цвету, форме и величине, игры на дифференциацию групп объектов по заданной схеме, образцу, игры на выделение из общего частного (выбрать только объекты по одному из признаков), лото, домино, разрезные картинки.

Для формирования образов предметного мира используются игры, в которых дети упражняются в систематизации знаний о внешнем облике предмета и его функциональном назначении. При этом в процесс знакомства с предметом или объектом включаются по возможности все сенсорные ориентации. При использовании дидактической игры «Мама и детки» у детей уточняются представления о внешнем облике взрослого животного и облике детенышей, а далее в зависимости от образа жизни животных определяются необходимое питание, среда обитания и взаимодействие с человеком.

В играх, применяемых для обучения пространственной ориентировке и мобильности, также можно развивать сенсорные функции. В таких играх дети определяют местоположение звучащих игрушек в различных местах спортивного зала или любого другого помещения. Использование звучащих мячей, погремушек, бубнов, барабанов стимулирует двигательные акты ребенка, позволяет уточнить образ движения.

Мягконабивные игрушки формируют не только осязание, тактильно -кинестезические действия, но и снимают чувство страха при выполнении движений в большом пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»

Цели и задачи: дать родителям представление о важности сенсорного воспитания детей с нарушением зрения, дать практические рекомендации по п...

Статья: Сценарий проведения родительского собрания по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»

Вступительное слово педагога: “Дорогие родители! Поздравляю Вас с началом учебного года. Желаю Вам и вашим детям крепкого здоровья и успехов  в   освоении дошкольной программы. Cе...

Сценарий проведения родительского собрания по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»

Цели и задачи: дать родителям представление о важности сенсорного воспитания детей с нарушением зрения, дать практические рекомендации по проведению сенсорных игр, показать важность взаимодействия пед...

Конспект интегрированного занятия по сенсорному воспитанию детей с нарушением зрения во второй младшей группе на тему: «Спешим на помощь к колобку»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических  представлений), «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физичес...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».

Овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, вн...

Рисование песком как средство развития сенсорной сферы дошкольников с нарушениями зрения

О благоприятном влиянии песка на развитие осязания и мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения....

Технология развития сенсорной сферы детей с нарушением зрения с использованием дидактических игр

Игры и упражнения, направленные на развитие способов тактильного восприятия предметов....