Развитие цветового восприятия у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста (из опыта работы).
статья (старшая группа) по теме

Кузнецова Марина Алексеевна

В статье раскрывается опыт работы по развитию цветового восприятия у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Кузнецова Марина Алексеевна

                                                                   Учитель-дефектолог МДОУ

                                                                   «Детский сад №23 «Берегиня»

                                                                    компенсирующего вида»

                                                                    города Чебоксары.                                                          

                                                                 

Развитие цветового восприятия у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Дошкольный возраст - ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором цвету отводится большое значение как важному признаку предметов и явлений.

Многочисленные исследования особенностей и закономерностей сенсорного развития детей, проведенные З.М.Богуславской, Л.С.Венгером, А.В.Запорожцем, В.П.Зинченко, А.А.Катаевой, Н.Н.Поддъяковым, А.П.Усовой выдвинули проблему развития цветового восприятия детей на приоритетное место.

В настоящее время происходит значительное расширение области исследования отечественной специальной педагогики и психологии за счет повышения интереса к теоретическим и прикладным аспектам воспитания и обучения детей, имеющих выраженные нарушения интеллекта. Это обусловлено, прежде всего, значительным ростом детей данной категории в обществе, а также предпринимаемыми попытками их воспитания и обучения в условиях семьи и специальных дошкольных образовательных учреждений.

Во многих психолого-педагогических исследованиях и руководствах по обучению детей с нарушением интеллекта отмечается, что осложнения в распознавании цветов и их вербальном выражении создают трудности при овладении детьми в школьном возрасте основам некоторых дисциплин: математики, русского языка, естествознания, географии, изобразительной деятельности. Всё это препятствует дальнейшему обучению детей с нарушением интеллекта.

В современном дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида большое внимание уделяется вопросам социальной адаптации детей с нарушением интеллекта в процессе их обучения. В связи с этим, актуальной становится проблема формирования и развитие цветовосприятия, у детей с нарушением интеллекта.

Особую актуальность приобретает данная проблема в связи с недостаточной разработанностью вопросов, направленных на определение педагогических условий, способов, методов эффективного формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что его не определишь тактильно, путем проб и ошибок, так как цвет обязательно нужно видеть. А это означает, что в основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка. Цвет определяется как световой фон чего-либо, окраска. Неточное распознавание цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает возможности познания детьми окружающего мира, обедняет их чувственную, эмоциональную основу.

Установлено, что при интеллектуальной недостаточности представление о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста формируется только в условиях специальной работы. Также установлено, что 50-60% детей, посещающих коррекционное учреждение, не могут самостоятельно различать цвета. Причиной этого является органическое поражение центральной нервной системы, лежащей в основе нарушения интеллекта. Органические поражения могут захватывать центральную и периферическую части зрительного анализатора, что ведёт к снижению остроты зрения, проявлению некоторых особенностей зрительного восприятия таких детей – медленность, узость, недифференцированность, инактивность, нарушение цветоразличения. Следовательно, цветоанамалии у детей с нарушением интеллекта встречаются чаще, чем у детей с неповреждённой центральной нервной системой.

Итак, у детей с нарушением интеллекта недостаточный уровень развития цветового восприятия.

Для достижения положительного результата в формирования цветового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта необходимо комплексное взаимодействие всех специалистов учреждения по всем разделам коррекционного обучения и воспитания. В противном случае коррекционная работа по формированию цветового восприятия будет малоэффективна.

Для изучения восприятия цвета у детей с нарушением интеллекта использовалась методика, предложенная С. Забрамной «Методика, направленная на изучение восприятия цвета».

Результаты диагностики показывают, что по итогам первичной диагностики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта преобладает низкий уровень восприятия - 80 %. Показателей со средним и высоким результатами – нет.

В ходе изучения удалось выяснить, что у детей с нарушением интеллекта затруднения возникают не только при группировке предметов по цвету и самостоятельное называние цветов, но и соотнесение их с эталоном.

По результатам мониторинга, проведенного анализа результатов можно проследить положительную динамику. Уровень развития цветового восприятия к концу года стал значительно выше. Низкий показатель сократился на 60 %, так средний показатель к концу года составил - 50 %. Высокий показатель - 30 %.

Несмотря на положительную динамику развития, только 30 % удалось достичь высокого уровня развития, это объясняется тем, что большинство детей имеют сложные нарушения в развитии.

В результате проведенной работы были определены эффективные пути для развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста, а именно:

- системность, последовательность и возрастная преемственность в планировании и проведении работы;

- сравнительный анализ результатов деятельности детей;

- одновременное осуществление работы по трем направлениям - дети, родители, педагоги;

- использование наиболее действенных методов и приемов;

- описание используемых форм работы (конспекты занятий, развлечения с детьми, материалы для педагогов и родителей);

- участие в реализации задач специалистов детского сада.

Проведенная коррекционная работа позволяет сделать вывод о том, что усиленное внимание к развитию цветовосприятия у детей с нарушением интеллекта является благоприятным фактором успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации.

Литература:

  1. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю.Сенсорное восприятие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно – методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.-304с.
  2. Катаева А.А., Стребелеа Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: «Владос», 1998. – 150с.
  3. Котенко Л.В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. М.: «Книголюб», 2003 – 48 с.
  4. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец(коррекц) образоват. учреждений VIII вида/ М.: 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Работа над звуко-слоговой структурой слова у детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста  

В представленной рботе раскрываются аспекты работы над ЗССС у детей с нарушениями интеллекта....

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного поз...

Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

      Издание 1-ое,  написанное  в соответствии с ФГОС ДО. Книга может быть интересна и полезна тифлопедагогам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим в коррек...

сценарий развлечения для детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста "В гостях у Лесовичка"

сценарий осеннего развлечения для детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста "В гостях у Лесовичка"Цель:Создание у детей радостного настроения; формирование положительного э...

сценарий развлечения для детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста на 8 марта

СценарийПраздника 8 мартаЦель: создать праздник для детей и их мам (бабушек) в честь международного Женского дня. Задачи: Образовательные: Создать условия для раскрытия творческих способност...