Главные вкладки

    Роль родителей в формировании фонематического восприятия у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
    консультация (подготовительная группа) по теме

    Шмакова Наталья Николаевна

    Консультация-игра для родителей дошкольников 6-7 лет с нарушениями зрения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya-igra_dlya_roditeley.docx24.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация - игра

    «Роль родителей в формировании фонематического восприятия

     у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста»

    Н.Н. Шмакова,

    учитель-логопед МБДОУ № 25

    г. Снежинск, Челябинская область

    Цель: повышение грамотности родителей по вопросу формирования у детей фонематического восприятия.

    План проведения:

    1. Вступительная часть. Обозначение темы.
    2. Теоретическая часть: педагогический всеобуч, обсуждение проблемы родителями.
    3. Практическая часть – игровая, выполнение практических заданий всеми родителями.
    4. Заключительная часть.
    1. Вступительная часть.

    Как незаметно, как быстро летит время. Вот только недавно, кажется, принесли из роддома маленький тёплый комочек… И вот уже пришла пора подумать о том, что школьные годы не за горами. Совсем скоро Вы возьмёте своих малышей за руки и приведете в школу. И начнётся школьная жизнь.

    Каждой маме хочется, чтобы ребёнок был успешным, хорошо учился. А для этого необходимо приложить немало усилий и подготовить будущего ученика к школе. Каждый поступающий в школу ребёнок должен хорошо овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать. Правильное письмо, беглое чтение – являются необходимыми условиями для  усвоения ребёнком всех школьных предметов. Для успешного овладения письменной речью ещё до начала обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы следующие предпосылки:

    - Правильное звукопроизношение.

    - Достаточный словарный запас.

    - Сформированность грамматического строя речи, т.е. умения правильно  строить предложения.

    - Владение связной речью – умение пересказывать, составлять рассказы.

    - Сформированное зрительное восприятие.

    - Развитая мелкая моторика.

    1. Теоретическая часть

    Наши дети – дети с нарушениями  зрения – особенные. Практика показывает, что не все наши выпускники легко и безболезненно вступают в школьную жизнь, некоторые из них встречаются с определёнными трудностями, связанными с освоением навыков письма и чтения. Многолетний опыт учителем-логопедом в ДОУ для детей с нарушениями зрения, показывает, что легче предупредить неправильное письмо, чем его исправлять, поэтому наша работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на профилактику нарушений письма и чтения.

    В силу того, что у детей с нарушением зрения страдает зрительный анализатор – страдает зрительное восприятие. Поэтому дети допускают следующие ошибки:

    - Плохо запоминают буквы. А это существенно влияет на процесс письма.

    - Приписывают лишние элементы в буквах и-ш, и-м.

    - Не дописывают элементы букв.

    - Допускают зеркальное написание букв.

    - С трудом ориентируются  в тетради (не видят границ строки, съезжают со строки и т.д.).

    - В словах допускают следующие ошибки:

    - Пропускают гласные и согласные буквы, слоги.

    - Переставляют буквы и слоги местами.

    - Пропускают слоги или добавляют.

    - Допускают слияние двух слов в одно: чай с сахаром – чахар.

    - Допускают многочисленные орфографические ошибки.

    Учителя говорят: «У вашего ребёнка недоразвит фонематический слух», и отправляют к логопедам. У родителей возникает вопрос: Что такое фонематический слух? Зачем он? Как быстрее его сформировать? Фонема – в переводе с греческого  обозначает «звук». Фонематический слух – способность человека различать звуки речи:

    • умение правильно их произносить;
    • безошибочно различать на слух;
    • определять наличие или отсутствие звука в словах;
    • местонахождение звука (начало, середина, конец слова);
    • умение соотнести звук с графическим образом и записать в виде буквы.

    Формирование фонематического слуха – это постепенный и естественный процесс, он формируется не в короткий конкретный срок, а в течение всего дошкольного возраста.

    Со 2-4 недели от момента рождения ребёнок начинает реагировать на любые звуки.

    В 7-11 месяцев откликается на слово, на его интонационную сторону и предметное значение. К 1 году появляются первые слова. Слово начинает служить орудием общения.

    Далее фонематическое развитие происходит бурно. К 2 годам появляется фраза, к 3 годам – ребёнок говорит  предложениями. Но звукопроизношение к 3 годам у детей с нарушениями зрения, как показывает практика, остаётся не сформированным. Дети не замечают своего неправильного произношения:

    - заменяют шипящие на свистящие ш-с, ж-з;

    - путают близкие по звучанию слова: коса-коза;

    - искажают слоговую структуру слова: молоко-моколо;

    - с трудом проговаривают сложные слова.

    Всё это говорит о том, что процесс формирования  фонематического восприятия не закончен. Он совершенствуется. Поэтому родителям необходимо исправлять неправильное произношение детей и давать образцы правильной речи. В старшем возрасте этому уделяется особое внимание на индивидуальных занятиях и занятиях по обучению грамоте, которое проводится 1 раз в неделю

    Задачи старшей группы:

    1. Познакомить детей с понятиями «слово», «слог», «звук», «буква».
    2. Учить детей делить слова на слоги.
    3. Учить различать гласные и согласные: твёрдые и мягкие согласные звуки, гласные звуки.
    4. Учить определять место звука в слове.
    5. Закреплять зрительный образ букв через мелкую моторику.
    6. Способствовать слоговому чтению.

    Каждую неделю мы знакомимся со звуком и буквой. Отрабатываем артикуляцию звука, т.е. положение губ, языка, зубов. Даём характеристику звуку (гласный или согласный). Почему? Если согласный твёрдый или мягкий, обозначаем цветовыми символами. Затем определяем звук в звуковых дорожках и слогах: хлопни на звук М, поймай в кулачки звук У и др. Даются разные упражнения и игры на определение места звука в слове, затем придумываем слова с заданным звуком, находим картинки, игрушки с заданным звуком, выполняем звуковой анализ слов.

    Для того чтобы наши навыки и умения закреплялись, предлагаем Вам, уважаемые родители, использовать игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха в домашних условиях:

    • «Прохлопай, как я» – отстукивая  ритм в ладоши или молоточком, дети повторяют ритмический рисунок взрослого.
    • «Повтори слоговую дорожку» –  Да-та, Да-та-да , Та-да-та , Ба-па, Ба-Ба-Па.
    • «Хлопни в ладоши только на звук М», «Хлопни (топни) на звук Т».
    • «Определи первый и последний звук в словах» – бочка, бычок, бублик,  улитка, укроп, утка, валенки, ватрушка, ведро.
    • «Придумай слово со звуками К, Г, Л, где звук в начале, в середине, в конце слова».
    • «Найди игрушки, картинки, в названии которых есть звук С, У, И».
    • «Цепочка слов» – назови такое следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего. Например: кот-танк-крокодил-лопата-автобус-сом-мука и т.д.
    • «Короткие и длинные слова» – кот-кофемолка, рот-телевизор.
    • «Раздели слова на слоги».

    3.   Практическая часть

    Уважаемые родители! Предлагаю поиграть в игры, направленные на развитие фонематического слуха.

    • «Музыкальная коробочка» – предлагаю вам выбрать картинки только со звуком К и опустить в музыкальную коробочку, а также определить позицию звука в слове. (Родители находят картинки с заданным звуком, определяют позицию звука и опускают в музыкальную коробочку, музыкальная коробочка играет музыку.)
    • «Волшебный микрофон» – предлагаю назвать слова со звуком М, где звук в начале слова: имена девочек, имена мальчиков, города, магазины, названия конфет, сказки, песни и т. д. (Родители по очереди называют слова в волшебный  микрофон).
    • «Цепочка слов» – родители по очереди называют слова так, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего, нанизывая колечки и передавая их друг другу по очереди. В результате получается разноцветная длинная цепочка из колечек. Например: кот-танк-крокодил-лопата-автобус-сом-мука и т.д.

    4.     Заключительная часть

    Уважаемые родители! Упражняя детей дома, Вы закрепляете навыки, полученные детьми в детском саду, развиваете фонематический слух, а это в свою очередь готовит детей к школе, к обучению письму и чтению.

    Дома мы рекомендуем закреплять полученные знания: читайте «Страничку логопеда», выполняйте предложенные задания на листах по обучению грамоте вместе с детьми, направляя и контролируя их деятельность. Сейчас достаточно много книг, учебных пособий, тетрадей – «Учимся читать», «Кроссворды», «Ребусы». Советуем их приобретать и выполнять задания вместе с детьми. Только совместными усилиями, заинтересованностью и желанием мы сможем результативно подготовить наших детей к школе! Желаю удачи!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-развивающее пособие"Бабочки"для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

    Коррекционно-развивающее пособие для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста....

    Конспект совместного познавательного интегрированного развлечения на тему "Космическое приключение" для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

    В конспекте раскрывается опыт совместной работы логопеда и тифлопедагога по лексической теме "Космос" для детей с нарушением зрения (как вариант закрепления и расширения знаний детей по данной теме). ...

    Конспект подгрупповой НОД для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста "Чудеса на зимней полянке"

    Занятие проведено в рамках городского методического объединения учителей - логопедов....

    Зрительные гимнастики для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

    Зрительные гимнастики с картинками для старшего дошкольного возраста....

    Проект: Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста посредством чувашских дидактических игр и упражнений.

    в первые годы жизни дошкольник активно входит в природный и рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем оп...

    Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «Здравствуй, весна!».

    Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «Здравствуй, весна!».   ...

    Конспект коррекционно-развивающего занятия в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «На лесной полянке».

    На занятии решаются коррекционно-развивающие задачи:·       -        формировать зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-моторные...