Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей".
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Коржавина Людмила Михайловна

    обобщая опыт работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей", я отталкиваалась от детской инициативы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_korzhavina_l.m.docx47.68 КБ

    Предварительный просмотр:

                  МБДОУ Вахтанский детский сад « Одуванчик»

                                     Обобщение опыта

    Тема: « Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей»

     

     Группа: средняя.

                                                                                                        Работу выполнила

                                                                                                        воспитатель Коржавина

                                                                                                        Людмила Михайловна

                                                                                                         

                                                                Р.п. Вахтан.

                                                       2014 год.

    1.Введение.

    1.1Актуальность

    Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования, принятый приказом №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от

    17 октября 2013 года в требованиях к структуре образовательной программы гласит: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях.)

    Требования к психолого-педагогическим условиям реализации  образовательной программы дошкольного образования нацеливают нас на поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

    На современном этапе развития общества и нашего государства особой актуальности приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, которая, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения. 

    Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

    Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.  На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

    1. Условия формирования опыта.

    Работая много лет в детском саду, я понимала насколько важно формирование поискового стиля мышления, интереса к познанию и исследованию, развитие способности видеть и ценить красоту доказательного рассуждения, обучение общим закономерностям будущей деятельности, вооружении ребенка методами овладения и синтеза новых знаний в любой предметной области, создания широкого кругозора. Преобразования происходящие в дошкольном образовании в последнее время, предлагают педагогам множество инновационных методов и технологий развития детей. С введением комплексно- тематического принципа планирования, я в своей практике  стала широко использовать интегрированный метод обучения.

    Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

    • Полная интеграция (познавательное развитие, речевое, художественно- эстетическое, физическое, социально- коммуникативное)
    • Частичная интеграция ( речевое развитие, художественно- эстетическое)
    • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

    Используя все эти формы интеграции на практике, я сделала вывод, что наиболее перспективным методом для решения задачи формирования познавательной активности является метод проектов.

    В методу проектов я еще обратилась и по той причине, что в современных условиях педагоги нацелены на поддержку детской инициативы, а метод проектов как нельзя лучше позволяет поддержать детскую инициативу в условиях детского сада и семьи, так как:

    • Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
    • Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
    • В-третьих именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

    1.3. Цель и задачи.

    Цель: Развитие познавательной активности детей среднего возраста.

    Задачи:

    • Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности, способствовать  вхождению детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
    • Приобщать детей к процессу познания, активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
    • Формировать начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
    • Побуждать детей к проявлению личной инициативы
    • Развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание, речь.
    • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для      возникновения удивления по отношению к наблюдаемым  явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
    • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
    • Воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку  решать мыслительные задачи сообща.
    • Формировать умение договариваться, помогать друг другу.
    • Формировать самооценку своих действий, достижений; воспитывать стремление выражать своё отношение к окружающей действительности.

    1. Методы исследования.

    Как методы исследования использовались:

    Нормативная карта развития воспитанников (Н.А Короткова, П.Г. Нежнов «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах» .- Москва: Линка- Пресс, 2014 г).

       «Методические рекомендации к изучению уровня сформированности познавательных    

    интересов» Н.О. Березина, И.А.Бурлакова.

    Анкетирование родителей

    1. База исследования

    Средняя группа МБДОУ Вахтанский детский сад « Одуванчик»

    1.  Сроки работы

    Работа проводилась в течение 2013-2014 учебного года

    2. Теоретическая часть

    2.1 Обоснование выбранной темы.

     В современных условиях педагогу дошкольного учреждения необходимы новые методы, формы направленные на развитие познавательных творческих навыков дошкольников, на умения ориентироваться в информационном пространстве, на всестороннее развитие психических качеств с учетом индивидуальных особенностей детей. И вместе с тем дошкольное образовательное учреждение как важная ступень образования призвано подготовить ребенка к успешному обучению в школе и к полноценной успешной взрослой жизни.

    Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Эти средства фрагментарно уже разрабатывались и использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании. Коренным отличием новых условий поиска является изменение понимания целей образования, а, следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих средств.

    Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и творческие способности растущего человека.

    Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых от детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду

    Одним из перспективных методов, способствующих решению выше сказанных проблем, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, помогает развивать творческую активность дошкольников, превращает обучение в привлекательный, интересный и творческий процесс.

    Преимущества проектного метода:

    • является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
    • повышает качество образовательного процесса;
    • служит развитию критического и творческого мышления.
    • способствует повышению компетентности педагогов.

    2.2 Результаты анализа изученной литературы.

    Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, метод проектов не утратил своей привлекательности в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода.

    Проект - это игра всерьез; результаты ее значимы для детей и взрослых. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и дошкольника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

    Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений.

     Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.
    Развитие метод получил в работах В. Килпатрика,  Э. Коллингса.
    Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: 
    «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению В Килпатрика).
    По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

    Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством С.Т Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.                                                                                                   Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в

    школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в

    1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше

    не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод.

     Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к

    образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и

    приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний

    и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей

    действительности в совместной деятельности взрослых и детей.

     "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

    Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

    1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
    2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
    3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
    4. По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
    5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
    6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

    3. Практическая часть.

    3.1 Методы и приемы организации работы.

    Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

    Проектная технология предполагает:

    • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
    • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
    • самостоятельную деятельность воспитанника;
    • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
    • использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения.
    •  обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов

    Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

    Среди всего многообразия современных образовательных технологий, можно выделить следующие технологии, регулярное и системное применение которых возможно при реализации проектов.  

    Здоровьесберегающие технологии- системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественный анализ  педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье воспитанников  и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики. Иными словами любая технология применяемая для развития познавательных интересов детей должна быть здоровьсберегающей, потому что основной задачей дошкольного образования является обеспечение дошкольнику высокого уровня реального здоровья.

    Индивидуальный подход  это подход, предполагающий учет индивидуальных особенностей воспитанников и использование этих особенностей для составления заданий, посильных и в тоже время в достаточной степени развивающих каждого из них. Только знание индивидуальных особенностей каждого ребенка обеспечивает посторенние личностно-ориентированной системы воспитания и обучения. Следовательно, исходный пункт в использовании индивидуального подхода - раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого воспитанника в развитии его познавательных интересов и способностей к проектной деятельности.

    Дифференцированный подход - в процессе этого подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.

    Основными различиями дифференцированного и индивидуального подходов являются:

    - при дифференцированном подходе процесс обучения, учитывающий особенности разных групп дошкольников, рассчитанный на посильность обучения каждой группы направлен на группу детей, а при индивидуальном подходе происходит осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей отдельного ребенка (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.) и направлен на конкретного ребенка;

    - при дифференцированном подходе предполагается тесное сотрудничество детей, а при индивидуальном, как правило, не предполагается сотрудничества;

    - формы дифференцированного подхода (уровневая, профильная), а формы индивидуального — индивидуальная работа;

    - дифференциация — нечто общее, а индивидуализация — конкретно для каждого.

    Главная цель дифференцированного   и индивидуального подходов в реализации проектов — участие каждого ребенка, обеспечение развитию, достижению роста каждого, возможность совершенствования навыков и способностей.

    Необходимость использования современных информационных технологий для познавательного развития детей неоспоримо Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы и способам ее преодоления, к организации своей деятельности. Возможности, предоставляемые компьютерными технологиями в познавательном развитии  могут быть следующие: информация для подготовки к НОД, подготовки рефератов, докладов, изготовление презентаций ,создание видеофильмов, использование адаптированных компьютерных игр, поиск детьми совместно с родителями информации по проблеме и т.д.

    Диалого-дискуссионная технология пожалуй одна из самых часто применяемых во время реализации проектов. Она может реализовываться через беседу, рассказ. Необходимым условием технологии являются личные знания, которые приобретаются во время НОД, в процессе самостоятельной работы. Технология представляет форму  деловой игры.(например беседа за круглым столом).

    Познавательное развитие  при реализации проектов невозможно представить без эвристической,  и игровой технологий.

    Технология эвристического образования -обучение, ставящее целью конструирование ребенком собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Она предполагает предоставление заданий  с серией наводящих вопросов и примеров, это установление отношений в проблемных ситуациях; в поисковый процесс вовлекаются знания и умения детей; стимулируется познавательный интерес, коллективное решение трудных проблем. Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения - усвоение детьми заданного предметного материала путём выдвижения воспитателем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что дети "наводятся"  на известное решение. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует ребенка на достижение неизвестного им заранее результата.

    Огромная роль в развитии и воспитании принадлежит игровой технологии – важнейшему виду детской  деятельности. Она является эффективным средством формирования личности.

    В процессе реализации проектов широко используются: дидактические игры, строительно- конструктивные , театрализованные игры, сюжетно- ролевые…

     Все рассмотренные нами образовательные технологии так или иначе являются личностно-ориентированными. Образовательный   процесс предполагает личностное общение педагога с  воспитанником,  основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях, поэтому все образовательные технологии, раннее рассмотренные, ни в коем случае не должны  использоваться как самостоятельные методические приемы, используемые единично от случая к случаю, а должны  постоянно интегрироваться в соответствии с поставленными целями и задачами и предоставлять педагогу инструмент для развития познавательных интересов во время реализации проектов

    Для успешного развития познавательной активности при проектном методе могут использоваться классические методические приемы:

    • - Словесные: беседа, объяснения, указания, вопросы, диалог, дискуссия, напоминания, использование художественного слова…
    • - Наглядные: использование дидактического материала, схем, моделей, ИКТ, картин, картинок, игрушек, природного материала, предметов, приборов, показ образца, показ способа действия…
    • - Практические: опыты, исследования, труд в природе, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация),зарисовка результатов опытов и наблюдений, изготовление моделей, макетов, оборудования для наблюдений, ведение дневников наблюдений, сбор информации,  упражнения, игры (подвижные, дидактические, сюжетно- ролевые), проблемные ситуации…

    Принципы, использующие при реализации проектов:

    - постоянная обратная связь,

    - диалогизация образовательного пространства,

    - оптимизация развития,

    - эмоциональный подъем,

    -добровольное участие,

    -погружение в проблему,

    -свободное пространство.

    Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

    1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
    2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
    3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
    4. Составление плана-схемы проекта.
    5. Сбор, накопление материала.
    6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
    7. Домашние задания для сам. выполнения.
    8. Презентация проекта, открытое занятие.

    Основные этапы метода проектов

    1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

    2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

    • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
    • в каких источниках можно найти информацию;
    • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
    • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

    3. Выполнение проекта – практическая часть.

    4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

    Этапы работы над проектом

            

    Этапы

    проекта        

    Деятельность педагога        

    Деятельность детей

    1 этап

    1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

    2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

    3. Формулирует задачу (нежёстко).

    1. Вхождение в проблему.

    2. Вживание в игровую ситуацию.

    3. Принятие задачи.

    4. Дополнение задач проекта.

    2 этап

    4. Помогает в решении задачи.

    5. Помогает спланировать деятельность

    6. Организует деятельность.

    5. Объединение детей в рабочие группы.

    6. Распределение амплуа.

    3 этап        

    7. Практическая помощь (по необходимости).

    8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

    7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

    4 этап        

    9. Подготовка к презентации.

    10.Презентация.

    8. Продукт деятельности готовят к презентации.

    9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

    3.2 Этапы работы по проблеме, материалы практического характера.

    Примерами проектов, основанных на поддержке детской инициативы, могут служить такие проекты, как:

               Проект «Берегите зрение».  Детей  заинтересовало появление у меня очков, так как раньше я их не носила .  Дети начали спрашивать, строить предположения, придумывать свои версии. Отсюда и родилась идея разработки данного проекта.

               Проект «Наш розан». Дети стали обращать внимание на желтеющий  старый  комнатный цветок – розан.  Перед  детьми встал вопрос: «Что случились с нашим розаном?», и появилась проблема: «Что делать, как сохранить цветок?». Разработка проекта по сохранению розана расширила знания детей о комнатных цветах,  способах их размножения, вовлекла родителей в совместную работу с детьми по расширению ассортимента комнатных растений – друзей нашему цветку, а так же повысила интерес к дежурству в уголке природы.

               Более подробно хочу остановиться на проекте «Море», который был проведён в начале учебного года, после приезда  двоих детей  с моря, где они отдыхали вместе с родителями во время отпуска. Дети принесли в д/сад морские камушки, ракушки, и даже морскую звезду.  Ксюша и Андрей с таким интересом рассказывали о том, как они загорали и купались в море, что это очень заинтересовало остальных детей.  Дети стали расспрашивать, что такое море, что в нём есть, где живут акулы и т.д. Конечно же дети средней группы (4 и 4,5 года) не смогли полно и понятно ответить на все детские вопросы, да и побывать на море есть возможность далеко не у каждой семьи.  Видя неподдельный интерес детей к вопросу : «Что же такое море?»,  я пришла к выводу о необходимости  разработки проекта: «Море».

            Всё началось с того, что Ксюша принесла в д/сад ракушки и камушки, привезённые с моря, а Андрей Д. принёс морскую звезду.  Детей засыпали вопросами, всем хотелось посмотреть , потрогать, подержать. Дети стали высказывать предположения: наверное там глубоко, там много воды, там живут киты, может ли акула съесть человека или кита, в море можно утонуть… Чтобы удовлетворить интересы детей я попросила родителей Ксюши и Андрея принести фотографии, как они отдыхали на море. Слайдами на большом экране мы рассмотрели фотографии, а Ксюша и Андрей  прокомментировали, что на данных фотографиях. Я составила презентацию о море и ознакомила с ней детей. У детей появились первые знания о море, а так же появилась потребность их отображения в продуктивной деятельности, и мы вместе с детьми решили создать свой морской уголок, где отразились бы детские впечатления. В вечернее время ,  вместе с детьми  лепили водоросли и рыбок, рисовали, раскрашивали и делали аппликации морских обитателей. Морское дно изготовили аппликацией из пшена. Эта идея пришла в голову  Тоне Павловой, она вспомнила, что жёлтая крупа (пшено) очень похожа на морской песок. А Маша Панкова принесла из дома зелёную тряпочку  и сказала, что она такая же мягкая , как водоросли, когда они качаются в воде. Таким образом у нас постепенно  стала вырисовываться  панорама морского дна. Мальчики тут же предложили пустить в плавание по нашему морю кораблики. Сказано-сделано.  Кораблики, выполненные руками детей способом «оригами»  появились  на волнах нашего «моря». В течении всего этого времени  я поддерживала интерес детей проведением подвижных игр «Море волнуется», «Акула и рыбки», Рыболов»;  рассматриванием новых иллюстраций, мультфильмов.  Физкультурные занятия  проводила с морской тематикой: «Мы – моряки», «Путешествие на необитаемый остров».  Очень привлекли детей опыты и исследования по теме «Волшебница-вода». Путём проведения опытов дети узнали, что есть материалы, которые тонут в воде, а есть те, которые не тонут; что в воде есть воздух, вода имеет особенные свойства: жидкая, прозрачная, не имеет вкуса и цвета.  Дети получили знания о необходимости беречь и охранять водные просторы, о существовании служб  водной охраны и охраны морских животных и растений.  В заключении проекта было проведено  комплексное  тематическое занятие «Морское путешествие». В ходе этого занятия дети на воображаемом корабле совершили путешествие по северным и южным морям, встретились с их обитателями, а так же познакомились с профессией водолаза;  путём проведения экспериментальной деятельности узнали об айсбергах и их опасности для кораблей; оказали помощь обезьянкам на острове (физкультурная часть занятия – полоса препятствий).  На протяжении всего путешествия детей сопровождал капитан дальнего плаванья Фёдор Титов.

           Входе проведения проекта дети пополнили  знания, которые расширили их представление о море и воде, а тек же получили положительный эмоциональный заряд, выявили  желание и умение действовать сообща, научились договариваться в поиске ответов и решения проблемных ситуаций.

    Практический результат выполнения проекта:

    - подбор дидактических игр;

    - макет  «Море и его обитатели»;

    - коллекция морских камушков и ракушек;

    - картотека морских обитателей;

    - сувениры – поделки;

    - фотоальбом;

    4. Заключение.

    4.1Эффективность проведенной работы по результатам диагностических исследований.

    Эффективность методической разработки подтверждается следующей результативностью: Большинство детей в ходе реализации данного опыта начали проявлять разнообразные познавательные интересы (к миру предметов и вещей, миру социальных отношений и своему внутреннему миру), установить причинно-следственные связи. Дети стали больше задавать вопросов имеют причинно-следственного характера,  внимательно выслушивать ответы, пытаясь высказать свое суждение по проблеме.

    Все дети любят экспериментировать, проявляют яркие эмоции:  удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

    Часть детей рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы.

    Работа над реализацией этой методической разработки позволила развить самостоятельность детей в повседневной жизни. Дети реже стали обращаться за помощью в тех ситуациях, когда способны решить проблему самостоятельно.

    Дети начали активнее принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; сформировались дружеские отношения, предпочтения, дети стали с большим желанием ходить в детский сад, участвовать в коллективных делах.

    4.4 Адресная направленность опыта.

    Свой опыт хочу адресовать как начинающим, так и опытным педагогам. Самое главное, чтоб педагог был готов к личностно- ориентированной модели общения, умел слушать и слышать детей. Обязательное условие: не навязывать детям тематику проектов, а идти за детской инициативой, не стараться давать им готовые решения, избегать прямых инструкций, не делать то, что дети могут сделать сами, не спешить с вынесением оценок, а создавать условия в которых дети смогли бы найти самостоятельно решение проблемы. 

    5. Литература.

    1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
    2. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду:  родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
    3. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения / сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
    4. Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. Г.Л. Ильин. – Казань, 1995. – 74 с.
    5. Матяш Н.В., Сидоренко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Н.В. Матяш, В.Д. Сидоренко. – М.: изд.центр «Вентана – Граф», 2002.
    6. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
    7. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова//  Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7
    8. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками/ авт. – сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.
    9. Патронова И. Проектный метод/ И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2007 №3 – С.81
    10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. – 96 ст.

                  http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

    Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

    Методическая работа с педагогами по проблеме «Исследовательская деятельность, как метод развития познавательной активности дошкольников»

    Введение педагогов в проблему; настрой на плодотворную работу; уточнение некоторых теоретических вопросов; совершенствование практических навыков работы с детьми....

    Доклад из опыта работы «Лаборатория в группе как средство развития познавательной активности»

    laquo;Чем больше «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значител...

    Сообщение из опыта работы «Детское игровое экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»

    laquo;Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь  предметом.  Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, ...