Образовательная деятельность «Бабушкин сарафан»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Задачи: познакомить детей с женским и мужским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения. Подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей; пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины; обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин. Воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним. Развивать у детей чувство цвета, формировать умение украшать силуэт сарафана.
Словарная работа. Народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха-косоворотка, опоясок, оберег, вышивка крестом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx_babushkin_sarafan.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность «Бабушкин сарафан»
Рощупкина Ирина Викторовна, воспитатель.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Задачи: познакомить детей с женским и мужским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения. Подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей; пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины; обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин. Воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним. Развивать у детей чувство цвета, формировать умение украшать силуэт сарафана.
Словарная работа. Народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха-косоворотка, опоясок, оберег, вышивка крестом.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам: «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Заячья избушка», чтение русских народных сказок: «Царевна-Лягушка», «Елена Прекрасная». Планируемые результаты: проявляет положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании русских народных песен, интересуется играми, жизнью людей, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, интересуется изобразительной детской деятельностью.
Материал и оборудование: русский сарафан, рубаха- косоворотка, вышитые полотенца, скатерть, кукла в национальной одежде, фотографии вышивок, бумажные силуэты сарафанов на каждого ребенка, кисти, краски.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
Воспитатель. Слава нашей стороне,
Слава нашей старине.
И про эту старину
Я рассказ сейчас начну.
2. Рассказ воспитателя об одежде наших предков.
И расскажу я вам, о том, как одевались наши предки – наши прабабушки и прадедушки. Одежда русских людей в старину была удобной и красивой. Одежду шили из льняной ткани. Ткали ткань из льняных нитей, а нити пряли из растения, изо льна. Неокрашенная ткань имела коричневый цвет, затем ее отбеливали. И поэтому полотенца, скатерти и вся одежда были белого цвета. Потом люди начали окрашивать ткань. Чаще всего одежда была красного, желтого, голубого и коричнего цвета. Красный цвет обозначал тепло, праздник, радостное настроение. Голубой – символ неба, молодости, Желтый цвет олицетворял солнце, богатство. Коричневый – землю-кормилицу. Женщины носили сарафаны, а под сарафан надевали белые кофты-рубахи. Сверху сарафана повязывали передники или еще его называют фартуком. На фартуках много интересных вышивок (показ фото). Вышивки были непростые, они специальным рисунком рассказывали все о женщине: из какой она деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например, если в рисунке есть корни, значит у нее сыночки, если птички – значит дочки. В старину, посмотрев на передник женщины, можно было узнать все о его хозяйке. Давайте еще раз рассмотрим народный костюм. Почему он кажется вам необычным и красивым? Да и на переднике, и на рубахе, и на сарафане есть вышивка. Это вышивка «крестом». Долгими вечерами мастерицы вышивали. А чтобы работа была дружной и радостной, они пели. И слова и мелодии, как бы вплетались в узор вышивки. По народному поверию, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил, от болезней, бед. Вышивки – обереги располагались на рукавах, на горловине и на подоле сарафана. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу и ловкость, узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу. И горловина и рукав, и подол представляют собой круг. В старину люди считали, что круг оберегает человека от бед, потому что все вышивки пояса как бы идут «по кругу». Почему круг? Да потому, что круг похож на солнце, а солнце – это великая сила, это жизнь. Все красивые узоры вышивали разноцветными нитками. Мамы шили себе и своим дочкам одежду, украшали ее вышивками, учили вышивать своих дочерей. В этих нарядах на праздниках девушки водили хороводы, пели песни и играли.
3. Русская народная игра «Невеста».
Становитесь в круг, поиграем в народную игру «Невеста». (Дети становятся в круг, в центре «невеста». «Невеста» выбирается по считалке).
У невесты, у Наташи, (идут по кругу),
Что живет в деревне нашей (останавливаются),
Было семь женихов, было семь соколов.
Вот с такими глазами (показывают),
Вот такими ушами, (показывают),
Вот такими руками, (показывают),
Вот такими ногами, (показывают),
Вот такими рогами (показывают).
«Невеста»: - Ах, вы дразниться! (догоняет дутей).
4. Беседа о мужской одежде.
Женщины в старину украшали не только сарафаны вышивкой, но и мужскую одежду. Воспитатель показывает косоворотку. Рассмотрим эту рубаху. Она очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава работать было не возможно. Именно с тех пор пошло выражение «Работать спустя рукава», значит плохо, кое-как. Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одеты наши мальчики? (Правильно она сшита из другой ткани). Вспомните, как называлась эта ткань. (Льняная). Кроме того у старинной рубахи по другому скроен воротник, он расположен с боку, как бы косо. Поэтому такую рубаху называли косовороткой. Еще одна особенность рубахи вышивка на вороте, рукавах и по низу. Как называлась такая вышивка?(Оберег). Для чего она была нужна? В старину рубахи подпоясывали поясом. В старину их называли опояском, их плели из тесьмы, делали из ткани, кожи. Пояс был не только частью костюма, но и по нему можно было понять, богат человек или беден. У богатого пояс был широкий, украшен красивым узором из бисера, а у бедного узкий и узор на нем был попроще.
Одевали девушки наряды одна другой краше. С великим мастерством были расшиты их сарафаны, а у парней рубахи вышивкой украшены. В таких нарядах не стыдно и на гулянье пойти и на ярмарку поехать. А что такое ярмарка? Это праздничные базары, рынки устраиваемые на Руси. Здесь можно было не только купить все, но и продать, что надо. Здесь можно было повеселиться и театр Петрушки посмотреть, и на каруселях покататься, и бродячих музыкантов послушать.
5. Хоровод «Ленок».
Воспитатель. Давайте и мы спляшем
Красны девицы, добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.
Исполняется русская народная песня «Ленок», дети водят хоровод.
Сею-вею беленький леночек Лели-лели-лен! Уродился мой беленький леночек. Лели-лели-лен! Тонок, долог, белый волокнистый. Лели-лели-лен! Волокнистый, белый лен прядистый. Лели-лели-лен! Стал леночек белый поспевати. Лели-лели-лен! Я, младенька, белый лен таскати. Лели-лели-лен! Рвати, братии, белый выбирати. Лели-лели-лен! 6. Рисование.
Воспитатель. Славно мы повеселились, пора и за работу приниматься, Мы с вами тоже станем мастерами. И будем украшать сарафаны. Молодцы, красивые получились сарафаны, да, у вас золотые руки!
7. Рефлексия.
Слушание русской народной песни «Коробейники».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»
· Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.· Знакомить детей с одеждой ру...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»
· Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.· Знакомить детей с одеждой ру...
Образовательная деятельность «Бабушкин сарафан»
Задачи: познакомить детей с женским и мужским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения. Подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и ...
конспект непосредственно- образовательной деятельности "Бабушкины сказки "
Освоение нетрадиционной изобразительной техники "восковый мелок +акварель"...
Конспект образовательной деятельности "Бабушкино подворье"
Конспект образовательной деятельности позволяет закрепить и расширить знания детей о домашних животных и их образе жизни.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11336137","attributes":{"alt...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Бабушкины помощники»
Конспект занятия с детьми с нарушением слуха...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Бабушкин огород» для детей второй младшей группы.
Воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира...