Образовательная деятельность «Бабушкин сарафан»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ирина Викторовна Рощупкина

 

Задачи: познакомить детей с женским и мужским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения. Подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей; пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины; обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин. Воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним. Развивать у детей чувство цвета, формировать умение украшать силуэт сарафана.

Словарная работа. Народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха-косоворотка, опоясок, оберег, вышивка крестом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx_babushkin_sarafan.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная                                                                                                           деятельность                                                                                                  «Бабушкин сарафан»

Рощупкина Ирина Викторовна, воспитатель.                                                                                                                                          

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Задачи: познакомить детей с женским и мужским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения. Подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей; пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины; обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин. Воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним. Развивать у детей чувство цвета, формировать умение украшать силуэт сарафана.

Словарная работа. Народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха-косоворотка, опоясок, оберег, вышивка крестом.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам: «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Заячья избушка», чтение русских народных сказок: «Царевна-Лягушка», «Елена Прекрасная».                                                                                                                                                                                                            Планируемые результаты: проявляет положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании русских народных песен, интересуется играми, жизнью людей, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, интересуется изобразительной детской деятельностью.          

Материал и оборудование: русский сарафан, рубаха- косоворотка, вышитые полотенца, скатерть, кукла в национальной одежде, фотографии вышивок,  бумажные силуэты сарафанов  на каждого ребенка, кисти, краски.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

Воспитатель. Слава нашей стороне,

        Слава нашей старине.

        И про эту старину

        Я рассказ сейчас начну.

2. Рассказ воспитателя об одежде наших предков.

И расскажу я вам, о том, как одевались наши предки – наши прабабушки и прадедушки. Одежда русских людей в старину была удобной и красивой. Одежду шили из льняной ткани. Ткали ткань из льняных нитей, а нити пряли из растения, изо льна. Неокрашенная ткань имела коричневый цвет, затем ее отбеливали. И поэтому полотенца, скатерти и вся одежда были белого цвета. Потом люди начали окрашивать ткань. Чаще всего одежда была красного, желтого, голубого и коричнего цвета. Красный цвет обозначал тепло, праздник, радостное настроение. Голубой – символ неба, молодости, Желтый цвет олицетворял солнце, богатство. Коричневый – землю-кормилицу. Женщины носили сарафаны, а под сарафан надевали белые кофты-рубахи. Сверху сарафана повязывали передники или еще его называют фартуком. На фартуках много интересных вышивок (показ фото). Вышивки были непростые, они специальным рисунком рассказывали все о женщине: из какой она деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например, если в рисунке есть корни, значит у нее сыночки, если птички – значит дочки. В старину, посмотрев на передник женщины, можно было узнать все о его хозяйке. Давайте еще раз рассмотрим народный костюм. Почему он кажется вам необычным и красивым? Да и на переднике, и на рубахе, и на сарафане есть вышивка. Это вышивка «крестом». Долгими вечерами мастерицы вышивали. А чтобы работа была дружной и радостной, они пели. И слова и мелодии, как бы вплетались в узор вышивки. По народному поверию, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил, от болезней, бед. Вышивки – обереги располагались на рукавах, на горловине и на подоле сарафана. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу и ловкость, узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу. И горловина и рукав, и подол представляют собой круг. В старину люди считали, что круг оберегает человека от бед, потому что все вышивки пояса как бы идут «по кругу». Почему круг? Да потому, что круг похож на солнце, а солнце – это великая сила, это жизнь. Все красивые узоры вышивали разноцветными нитками. Мамы шили себе и своим дочкам одежду, украшали ее вышивками, учили вышивать своих дочерей. В этих нарядах на праздниках девушки водили хороводы, пели песни и играли.

3. Русская народная игра «Невеста».

Становитесь в круг, поиграем в народную игру «Невеста». (Дети становятся в круг, в центре  «невеста». «Невеста» выбирается по считалке).

У невесты, у Наташи, (идут по кругу),

Что живет в деревне нашей (останавливаются),

Было семь женихов, было семь соколов.

Вот с такими глазами (показывают),

Вот  такими ушами, (показывают),

Вот такими руками, (показывают),

Вот такими ногами, (показывают),

Вот такими рогами (показывают).

«Невеста»: - Ах, вы дразниться! (догоняет дутей).

4. Беседа о мужской одежде.

Женщины в старину украшали не только сарафаны вышивкой, но и мужскую одежду. Воспитатель показывает косоворотку. Рассмотрим эту рубаху. Она очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава работать было не возможно. Именно с тех пор пошло выражение «Работать спустя рукава», значит плохо, кое-как. Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одеты наши мальчики? (Правильно она сшита из другой ткани). Вспомните, как называлась эта ткань. (Льняная). Кроме того у старинной рубахи по другому скроен воротник, он расположен с боку, как бы косо. Поэтому такую рубаху называли косовороткой. Еще одна особенность рубахи вышивка на вороте, рукавах и по низу. Как называлась такая вышивка?(Оберег). Для чего она была нужна? В старину рубахи подпоясывали поясом. В старину их называли опояском, их плели из тесьмы, делали из ткани, кожи. Пояс был не только частью костюма, но и по нему можно было понять, богат человек или беден. У богатого пояс был широкий, украшен красивым узором из бисера, а у бедного узкий и узор на нем был попроще.

Одевали девушки наряды одна другой краше. С великим мастерством были расшиты их сарафаны, а у парней рубахи вышивкой украшены. В таких нарядах не стыдно и на гулянье пойти и на ярмарку поехать. А что такое ярмарка? Это праздничные  базары, рынки  устраиваемые на Руси. Здесь можно было не только купить все, но и продать, что надо. Здесь можно было повеселиться и театр Петрушки посмотреть, и на каруселях покататься, и бродячих музыкантов послушать.  

5. Хоровод «Ленок».

Воспитатель. Давайте и мы спляшем

        Красны девицы, добры молодцы,

        Собирайтесь, наряжайтесь,

        На гулянье отправляйтесь.

Исполняется русская народная песня «Ленок», дети водят хоровод.                                                                                                                                                                                                                                                            

Сею-вею беленький леночек                                                                                    Лели-лели-лен!                                                                                                       Уродился мой беленький леночек.                                                                        Лели-лели-лен!                                                                                                       Тонок, долог, белый волокнистый.                                                                              Лели-лели-лен!                                                                                                       Волокнистый, белый лен прядистый.                                                                     Лели-лели-лен!                                                                                                              Стал леночек белый поспевати.                                                                             Лели-лели-лен!                                                                                                                   Я, младенька, белый лен таскати.                                                                                Лели-лели-лен!                                                                                                               Рвати, братии, белый выбирати.                                                                               Лели-лели-лен!                                                                                                                           6. Рисование.

Воспитатель. Славно мы повеселились, пора и за работу приниматься, Мы с вами тоже станем мастерами. И будем украшать сарафаны. Молодцы, красивые получились сарафаны, да, у вас золотые руки!

7. Рефлексия.

Слушание русской народной песни «Коробейники».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»

·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.·        Знакомить детей с одеждой ру...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»

·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.·        Знакомить детей с одеждой ру...

Образовательная деятельность «Бабушкин сарафан»

Задачи: познакомить детей с женским и мужским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения. Подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и ...

конспект непосредственно- образовательной деятельности "Бабушкины сказки "

Освоение нетрадиционной  изобразительной техники "восковый мелок +акварель"...

Конспект образовательной деятельности "Бабушкино подворье"

Конспект образовательной деятельности позволяет закрепить и расширить знания детей о домашних животных и их образе жизни.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11336137","attributes":{"alt...