Игры для развития речи детей подготовительной группы
картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дмитриева Ирина Александровна

Игры созданы для расширения кругозора, развития речи и ознакомления с окружающим миром детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_rechi.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМНЫЙ  ПОДХОД  К  ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ

ИГРА  «НАЙДИ  ЦЕЛОЕ  И  ЧАСТИ»

ЦЕЛЬ:  УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПО АНОЛОГИИ ЗАДАНИЕ, КОТОРОЕ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ.  ПО ОБРАЗЦУ ПЕРВОЙ ПАРЕ СЛОВ, УЧИТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ КАКОЕ ПРАВИЛО ИМЕЕТ ЗДЕСЬ МЕСТО: ЦЕЛОЕ-ЧАСТЬ ИЛИ ЧАСТЬ-ЦЕЛОЕ.

ХОД:

1. В: АВТОМОБИЛЬ – КОЛЕСО;

    Д: САМОЛЕТ – …(КРЫЛЬЯ, НЕБО).

ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ НАЗВАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ОТВЕТ.

2. В: ВИШНЯ – КОСТОЧКА;

    Д: РАК – … (КЛЕШНЯ, РЫБА).

3. В: КОШКА – УСЫ;

    Д: ДЕРЕВО - …(ЛЕС, СТВОЛ).    И  Т.Д.

ИГРА «НАЙДИ  ГЛАВНОЕ»

ПРЕДЛАГАЕТСЯ СИСТЕМА К НЕЙ НЕСКОЛЬКО ПОДСИСТЕМ, ИЗ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ВЫБРАТЬ ДВЕ ПОДСИСТЕМЫ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧАСТЯМИ ДАННОЙ СИСТЕМЫ.

ПРИМЕР: ЛЕС – ОХОТНИК, ВОЛК, ДЕРЕВЬЯ, ТРОПИНКА, КУСТЫ, БОЛОТО.

САД – РАСТЕНИЯ, САДОВНИК, СОБАКА, ЗАБОР, ЗЕМЛЯ.

РЕКА – БЕРЕГ, РЫБА, РЫБОЛОВ, ТИНА, ВОДА.

ГОРОД – АВТОМОБИЛИ, ЗДАНИЯ, ТОЛПА, УЛИЦА, ВЕЛОСИПЕД.

КНИГА – РИСУНКИ, ПРИКЛЮЧЕНИЯ, БУМАГА, ЗАКЛАДКА, ТЕКСТ.

БОЛЬНИЦА – ПАЛАТЫ, ВРАЧ, ХАЛАТЫ, БОЛЬНЫЕ, УКОЛ, РЕНГЕН.

ИГРА «ЧТО  С  ЧЕМ  СВЯЗАНО»

ЦЕЛЬ:  УЧИТЬ  ДЕТЕЙ  НАХОДИТЬ СВЯЗИ  МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ, ДАЖЕ, ЕСЛИ СВЯЗАНЫ НЕ НА ПРЯМУЮ, А ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА.  УЧИТЬ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ, ЧТО ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО.

НАПРИМЕР:

ДЕРЕВО – ВОДА. (БЕЗ ВОДЫ ДЕРЕВО ЖИТЬ НЕ МОЖЕТ).

ПУГОВИЦА - РУБАШКА. (ПУГОВИЦА НУЖНА, ЧТОБЫ ЗАСТЕГНУТЬ РУБАШКУ).

СТОЛ – ВАЗА. (ВАЗУ С ЦВЕТАМИ СТАВЯТ НА СТОЛ).

РЫБКА – РУКА.  (РЫБКУ ЛОВЯТ СЕТЬЮ, А СЕТЬ ЗАБРАСЫВАЮТ РУКАМИ; РУКАМИ ЧИСТЯТ РЫБУ; КОРМЯТ ЕЕ В АКВАРИУМЕ).

ИГРА  «ЧЕМ  БЫЛ – ЧЕМ  СТАЛ»

ИГРА С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ   4-Х ЛЕТ.  НАЗЫВАЕТСЯ  МАТЕРИАЛ (ГЛИНА, ДЕРЕВО, ТКАНЬ), А ДЕТИ ДАЮТ ВАРИАНТЫ ОБЪЕКТОВ, В КОТОРЫХ  ОНИ  ЕСТЬ.  МОЖНО  ПОИГРАТЬ  НАОБОРОТ.  НАЗЫВАЕТСЯ  ОБЪЕКТ, СДЕЛАННЫЙ ЧЕЛОВЕКОМ, А ДЕТИ ОПРЕДЕЛЯЮТ КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ  ПРИ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИИ.

НАПРИМЕР: В: БЫЛ РАНЬШЕ РАСПЛАВЛЕННЫМ СТЕКЛОМ И СТАЛ…

Д: СТАЛ ВАЗОЙ, ЛАМПОЧКОЙ, СТЕКЛОМ В МАШИНЕ…

ДЕТЯМ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ КАРТОЧКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВРЕМЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОБЪЕКТА.

ПРЕДЛОЖИТЬ РАЗЛОЖИТЬ ПО РАЗНЫМ ВРЕМЕННЫМ ПЕРИОДАМ.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ТАК  БЫЛО  РАНЬШЕ, А ТЕПЕРЬ…»

ДЕТЯМ  ПРЕДЛАГАЕТСЯ НАЗВАТЬ СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕДМЕТ, ОПРЕДЕЛИТЬ ЕГО ГЛАВНУЮ ФУНКЦИЮ (МОЖНО ПЕРЕЧИСЛИТЬ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ), ЗАТЕМ ОНИ ОБЪЯСНЯЮТ, ЧЕМ И КАК (КАКИМ ПРЕДМЕТОМ) ЭТА ФУНКЦИЯ ВЫПОЛНЯЛАСЬ РАНЬШЕ.

СИСТЕМНЫЙ    ОПЕРАТОР

ИГРА «НАЗОВИ ПРЕДМЕТ  ПО СВОЙСТВАМ»

ЦЕЛЬ:

ЗАКРЕПЛЯТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, АНАЛИЗИРУЯ ЗНАКОМЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ВЫДЕЛЯЯ ИХ СВОЙСТВА.

АКТИВИЗИРОВАТЬ В РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОНЯТИЯ О СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТОВ.

ФОРМИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ О ТОМ, ЧТО ОДИН И ТОТ ЖЕ ПРЕДМЕТ МОЖЕТ СОЧЕТАТЬ В СЕБЕ НЕСКОЛЬКО ПРИЗНАКОВ.

НАПРИМЕР:

СИЛЬНЫЙ + ДОБРЫЙ=

ЗВОНКИЙ+ГРОМКИЙ=

ПУШИСТЫЙ+СЕРЫЙ=

УСЛОЖНЕННЫЙ ВАРИАНТ:

ГЛАДКИЙ+СЕРЫЙ+ТИХИЙ=

БЕЛЫЙ+СЪЕДОБНЫЙ+МЯГКИЙ=

КРАСНЫЙ+ЛЕГКИЙ+БЛЕСТЯЩИЙ=

ИГРА «ЧТО ИЗ   ЧЕГО»

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ РАЗБИРАТЬ ЛЮБОЙ ОБЪЕКТ НА ЧАСТИ. НАЗЫВАТЬ ЭТИ ЧАСТИ, ПОСЧИТАТЬ ИХ КОЛИЧЕСТВО.

ХОД:

ВОСПИТАТЕЛЬ ИЛИ РЕБЕНОК БЫСТРО НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ), ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАЗВАТЬ ИЗ ЧЕГО ОН СОСТОИТ.

УСЛОЖНЕННЫЙ ВАРИАНТ:

ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ СРАЗУ НАЗЫВАТЬ КОЛИЧЕСТВО ЧАСТЕЙ.

НАПРИМЕР:  МАШИНА – ОДИН КУЗОВ – ОДИН  РУЛЬ - ЧЕТЫРЕ КОЛЕСА, ДВЕ БОЛЬШИЕ ФАРЫ ИТ.Д.

ИГРА «ТЕРЕМОК»

ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПЛЯТЬ ПОНЯТИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, АНАЛИЗИРУЯ ЗНАКОМЫЕ ПРЕДМЕТЫ  И ВЫДЕЛЯЯ ИХ СВОЙСТВА, ФУНКЦИИ.

УЧИТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РЕЧИ КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ, ВЫДЕЛЯЯ В НИХ САМОЕ ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО.

ФОРМИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ О ТОМ, ЧТО ОДИН И ТОТ ЖЕ  ПРЕДМЕТ МОЖЕТ СОЧЕТАТЬ В СЕБЕ НЕСКОЛЬКО ПРИЗНАКОВ, ФУНКЦИЙ.

ХОД: ВОСПИТАТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ «ТЕРЕМОК» (КОРОБКУ, ЯЩИК И Т.Д.)., К КОТОРОМУ ПЕРЕОДИЧЕСКИ ПОДХОДЯТ ГЕРОИ (ПРЕДМЕТЫ, ЖИВОТНЫЕ) И ПРОСЯТСЯ ЖИТЬ.

КАЖДЫЙ ИЗ ВНОВЬ ПРИШЕДШИХ «ГЕРОЕВ» - ПРЕДМЕТОВ СПРАШИВАЕТ, КТО ЖИВЕТ В ТЕРЕМКЕ, И «ЖИТЕЛЬ» - ПРЕДМЕТ ДОЛЖЕН ЕМУ ОТВЕТИТЬ, ПЕРЕЧИСЛЯЯ, КТО ОН, КАКОЙ, ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ.

ИГРА  «АУКЦИОН»

ЦЕЛЬ:  ПОЗНАКОМИТЬ (ЗАКРЕПИТЬ) ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ПРИЗНАКАХ, ЧАСТЯХ, СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТОВ.  УЧИТЬ ОПИСЫВАТЬ ПРЕДМЕТ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ВЫБИРАЯ И   ПОДЧЕРКИВАЯ  ЕГО ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА, ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

ХОД:    ВЫБИРАЕТСЯ РЕБЕНОК (ВНАЧАЛЕ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЗРОСЛЫЙ), КОТОРЫЙ ВЕДЕТ АУКЦИОН. ОН, ВЫБИРАЯ ПРЕДМЕТ ДЛЯ АУКЦИОНА, ОПИСЫВАЕТ ЕГО ДОСТОИНСТВА.  РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ ХОЧЕТ КУПИТЬ ЕГО, ДОЛЖЕН АРГУМЕНТИРОВАННО ДОКАЗАТЬ, ДЛЯ ЧЕГО ЭТОТ ПРЕДМЕТ ЕМУ НУЖЕН И ЧЕМ ОН ЕМУ НРАВИТСЯ.

ПРЕДМЕТ ПРОДАЕТСЯ ТОМУ, КТО УБЕДИТЕЛЬНЕЕ ДОКАЗАЛ ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ. ПРЕДМЕТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ХОРОШО ЗНАКОМЫ ДЛЯ РЕБЕНКА.

ИГРА «ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ»

ЦЕЛЬ:  УЧИТЬ УМЕНИЮ  ВЫДЕЛЯТЬ  ФУНКЦИИ ОБЪЕКТА.

ХОД:  

1 ВАРИАНТ:

ДЕТИ СТОЯТ ДРУГ ПРОТИВ ДРУГА.  ОДИН НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ, ТОТ, КТО СТОИТ НАПРОТИВ – ЕГО ФУНКЦИЮ И Т.Д. ПО ОЧЕРЕДИ.   ПРОИГРЫВАЕТ ТОТ, КТО НЕ СМОГ ОТВЕТИТЬ.  РЯДОМ СТОЯЩИЙ РЕБЕНОК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ НА ЕГО МЕСТО. ПОБЕЖДАЕТ ТОТ, КТО ОСТАЕТСЯ.

2 ВАРИАНТ: «ПЕРЕДАЙ СОСЕДУ СЛОВО»

ДЕТИ СТОЯТ ПО КРУГУ, КАК БЫ ПЕРЕДАВАЯ СЛОВО ИЗ РУК В РУКИ.   ПЕРВЫЙ НАЗЫВАЕТ СЛОВО, «ПЕРЕДАЕТ» ЕГО – КАСАЯСЬ ЛАДОШКОЙ РУКИ СОСЕДА. СОСЕД НАЗЫВАЕТ ФУНКЦИЮ, ПЕРЕДАВАЯ ЕЕ СВОЕМУ СОСЕДУ.  ЭТОТ РЕБЕНОК НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ, КОТОРЫЙ ВЫПОЛНЯЕТ  ПЕРЕДАННУЮ ЕМУ ФУНКЦИЮ.

НАПРИМЕР:  ПТИЦА – ЛЕТАЕТ – САМОЛЕТ – ГУДИТ – ПОЕЗД – ВЕЗЕТ – МАШИНА – ЕДЕТ – ТРАКТОР – ПАШЕТ -  ТРАКТОРИСТ – КУШАЕТ -  РЕБЕНОК И Т.Д.

ПРЯМАЯ  АНАЛОГИЯ

ИГРА  «ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ»

 ДЕТЯМ ДАЕТСЯ ПАРА СЛОВ, КАРТИНОК.  ПРЕДЛАГАЕТСЯ НАЙТИ ТАКУЮ ЦЕПОЧКУ АССОЦИАЦИИ ДЛЯ КАЖДОЙ ПАРЫ, КОТОРАЯ НАЧИНАЛАСЬ БЫ ПЕРВЫМ  ИЗ СЛОВ, А ЗАКАНЧИВАЛАСЬ ПОСЛЕДНИМ.

НАПРИМЕР:  КНИГА – УТЮГ:  КНИГА – КАРТИНКА – КРАСКИ – МАГАЗИН – МАМА – ПЛАТЬЕ – СТИРКА – УТЮГ.

НЕБО – ЧАЙ, ОЧКИ – ДЕРЕВО, ЛЮСТРА – ДРОВА, ПАЛЬТО – ВЕЛОСИПЕД, МОРОЗ – МАГНИТ, СЕРЕР – ШКАФ.

ИГРА «НАЙДИ  ПАРУ»

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ  БЫСТРО НАХОДИТЬ БЛИЗКИЕ АССОЦИАЦИИ К ЗАДАННОМУ СЛОВУ.   ВОСПИТЫВАТЬ ТЕРПЕНИЕ.   УЧИТЬ, НЕ ПЕРЕБИВАЯ ТОВАРИЩЕЙ, БЫТЬ ВСЕГДА ГОТОВЫМ К ОТВЕТУ.  ПОБУЖДАТЬ ВЫРАБАТЫВАТЬ СВОИ СИМВОЛЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ВОСПИТАТЕЛЮ ИЛИ ВЕДУЩЕМУ РЕБЕНКУ, ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ НУЖНУЮ АССОЦИАЦИЮ.

ХОД:

ДЕТИ СИДЯТ ИЛИ ЛЕЖАТ ПО КРУГУ.

ВЕДУЩИЙ ПРЕДЛАГАЕТ НАЙТИ ПАРУ – ПЕРВОЕ ПРИШЕДШЕЕ В ГОЛОВУ СЛОВО – СЛОВУ, КОТОРОЕ СКАЖЕТ ОН.

НАПРИМЕР:

ВОСПИТАТЕЛЬ – ДЕТИ;

НОЖНИЦЫ – БУМАГА ИТ.Д.

ВАРИАНТ ДЛЯ МЛАДШИХ ГРУПП:  ВОСПИТАТЕЛЬ ГОВОРИТ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО - ДЕТИ КТО ХОЧЕТ, ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА- АССОЦИАЦИИ, ПРИШЕДШИЕ НА УМ.  ОБЪЯСНЕНИЕ  ЗВУЧИТ ТАК: НАЗЫВАЕМ ТОТ, ПРЕДМЕТ, КОТОРЫЙ ПОХОЖ; ГОВОРИМ ПОХОЖЕЕ СЛОВО; ГОВОРИ ЧТО-НИБУДЬ.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ  «БЮРО НАХОДОК»

ОДИН ИЗ ДЕТЕЙ БЕРЕТ НА СЕБЯ РОЛЬ РАБОТНИКА «БЮРО НАХОДОК», А ДРУГОЙ ЧТО-ТО ПОТЕРЯВШЕГО.

ПОТЕРЯВШИЙ ПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ ДОЛЖЕН ОПИСАТЬ, ЧТО ПОТЕРЯЛОСЬ, НО СРАВНИВАЯ ЕГО С ДРУГИМИ ОБЪЕКТАМИ.  ПО ПРИНЦИПУ – ЦВЕТ ТАКОЙ КАК У…, ФОРМА ТАКАЯ, КАК У …, И Т.Д. «БЮРО НАХОДОК» - ДОЛЖЕН ОТГАДАТЬ, ЧТО ОН ПОТЕРЯЛ.  НЕ ОТГАДАВШИЙ «СОТРУДНИК»  ТЕРЯЕТ  РАБОТУ.

ИГРОВОЕ  УПРАЖНЕНИЕ «ОДНАЖДЫ»

СНАЧАЛО ВЗРОСЛЫЙ, А ПОТОМ САМИ ДЕТИ ПРИДУМЫВАЮТ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ, КОТОРАЯ СТАВИТ КОГО-ЛИБО В БЕЗВЫХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ЗАСТАВЛЯЯ ИСКАТЬ КАКОЙ-ЛИБО ПОХОЖИЙ ПРЕДМЕТ, ЧТОБЫ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДУМАННОЕ.

НАПРИМЕР:  ОДНАЖДЫ МАМА КУПИЛА ЛИНЕЙКУ И ПОЛОЖИЛА  ЕЕ В ШКАФ. НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ, РЕШИЛА МАМА ПОМЕРИТЬ ОКНО, НЕ НАШЛА ЛИНЕЙКУ.  ЗАБЫЛА КУДА ПОЛОЖИЛА. ЗАТО НАШЛА ВЕРЕВКУ. ЧЕМ ВЕРЕВКА ПОХОЖА НА ЛИНЕЙКУ? ПОМЕРИЛА ВЕРЕВКОЙ, ЗАВЯЗАЛА НА ПОЯС И ОПЯТЬ ЗАБЫЛА. СТАЛА ИСКАТЬ, ТЕПЕРЬ И ВЕРЕВКИ НЕ НАЙДЕТ, ЗАТО НАШЛА РЕЗИНКУ И Т.Д.

УСЛОЖНЕННЫЙ ВАРИАНТ:

ВЕДУЩИЙ ЗАГАДЫВАЕТ СЛОВО, ДАЛЬШЕ ИДЕТ ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИЙ, КАЖДЫЙ СЛЕДУЮЩИЙ ОТВЕЧАЮЩИЙ РЕБЕНОК ПРОИЗНОСИТ АССОЦИАЦИЮ НА ПРЕДЫДУЩЕЕ СЛОВО. ПЕРВОЕ СЛОВО, ИЗ НЕГО ВТОРОЕ, ИЗ ВТОРОГО – ТРЕТЬЕ, ИЗ ТРЕТЬЕГО – ЧЕТВЕРТОЕ И Т.Д.

СИМВОЛИЧЕСКАЯ  АНАЛОГИЯ

ИГРА  «ЗАМРИ»

ЦЕЛЬ:  УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПОНИМАТЬ СХЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОЗЫ  ЧЕЛОВЕКА. ФОРМИРОВАТЬ БЫСТРУЮ РЕАКЦИЮ.

ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ.

ДЛЯ ИГРЫ НЕОБХОДИМЫ КРУПНЫЕ КАРТОЧКИ С СХЕМАТИЧЕСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА В КАКОЙ – ЛИБО ПОЗЕ.

НАПРИМЕР:   НОГИ  ВМЕСТЕ, ПРАВАЯ РУКА ВНИЗ, ЛЕВАЯ  В СТОРОНУ ИЛИ НОГИ ВМЕСТЕ, РУКИ В СТОРОНЫ И Т.Д.

ИГРОВОЕ  УПРАЖНЕНИЕ  «СКАЖИ ЗАГЛАВИЕ»

ДЕТЯМ  ЧИТАЕТСЯ НЕБОЬШОЙ РАССКАЗ.  ПОТОМ ИМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ  ПОДОБРАТЬ К РАССКАЗУ  КАК МОЖНО  БОЛЬШЕ  НАЗВАНИЙ.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОКРАЩЕНИЕ РАССКАЗА»

ВОСПИТАТЕЛЬ  ЧИТАЕТ  ИЛИ РАССКАЗЫВАЕТ РАССКАЗ.   ЕГО СОДЕРЖАНИЕ НУЖНО  ПЕРЕДАТЬ  ПРЕДЕЛЬНО  КРАТКО.

СЖАТО, ОДНО-ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СДЕЛАЙ  КОРОЧЕ»

ВЗРОСЛЫЙ  ПРОИЗНОСИТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРОСИТ ДЕТЕЙ  СОКРАТИТЬ ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО. УБИРАЯ ПО ОДНОМУ СЛОВУ. СОХРАНЯТЬ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

ДЕТИ МОГУТ УБИРАТЬ СЛОВА ПО ЖЕЛАНИЮ ИЛИ ПО ОЧЕРЕДИ.

НАПРИМЕР:

1. ОЛЯ ЧИТАЕТ БАБУШКЕ ИНТЕРЕСНУЮ КНИГУ.

ОЛЯ ЧИТАЕТ БАБУШКЕ КНИГУ.

ОЛЯ ЧИТАЕТ БАБУШКЕ.

ОЛЯ ЧИТАЕТ.

2. ЗИМОЙ  ЧАСТО ДУЮТ ХОЛОДНЫЕ ВЕТРЫ.

ЗИМОЙ ДУЮТ ХОЛОДНЫЕ ВЕТРЫ.

ДУЮТ ХОЛОДНЫЕ ВЕТРЫ.

ДУЮТ ВЕТРЫ.

ПРИМЕРНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ.

ЛЕТОМ ЧАСТО ИДУТ ПРОЛИВНЫЕ ДОЖДИ.

УТРОМ ВОВА ЕЛ РИСОВУЮ КАШУ.

МИМО ДОМА ПРОЕХАЛА ГРУЗОВАЯ МАШИНА.

МОЙ ДЯДЯ РАБОТАЕТ НА ЗАВОДЕ.

СВЕТИТ ТЕПЛОЕ ВЕСЕННЕЕ СОЛНЦЕ.

НАОБОРОТ

ИГРА « СКАЖИ  НАОБОРОТ»

ЦЕЛЬ:

НАЙТИ ДЕЙСТВИЯ ПОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ.

ТАЯТЬ –         ПАЧКАТЬ -

ЗАСЫПАТЬ –         ЧИНИТЬ -

ПОДНИМАТЬСЯ –         ПОДЖИГАТЬ -

НЫРЯТЬ –

НАГРЕВАТЬ –

ЗАСЫПАТЬ –

ИГРОВОЕ  УПРАЖНЕИЕ  «ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»

ВОСПИТАТЕЛЬ НАЗЫВАЕТ ИЛИ ПОКАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ ОБЪЕДИНЯЮТ В СЕБЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДВКХ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ  ФУНКЦИЙ.  ДЕТИ НАЗЫВАЮТ  ЭТИ  ФУНКЦИИ.

ДВЕРЬ – ЗАКРЫВАЕТ И ОТКРЫВАЕТ

ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ – ВКЛЮЧАЕТ И ВЫКЛЮЧАЕТ

ВОДОПРОВОД – ОТКРЫВАЕТ И ЗАКРЫВАЕТ

РУКА – БЬЕТ И ГЛАДИТ

РЕБЕНОК – СТРОИТ И ЛОМАЕТ

МАМА  - РУГАЕТ И ЖАЛЕЕТ

УСЛОЖНЕНИЕ:

ОБСУДИТЬ, ЧТО ХОРОШЕГО И ЧТО ПЛОХОГО В КАЖДОМ ДЕЙСТВИИ.

ИГРА «СКАЗКА НАОБОРОТ»

ЦЕЛЬ:  ВОСПИТАТЬ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ УДЕРЖИВАТЬ В ПАМЯТИ СЮЖЕТ ИГРЫ, КАК БЫ ОТСЧИТЫВАЯ ДЕЙСТВИЯ НАЗАД. РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ.  УМЕТЬ РАБОТАТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТЕЙ.

ВОСПИТАТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ РАССКАЗАТЬ СКАЗКУ, НАЧИНАЯ С КОНЦА.

ПРИЭТОМ, СТАРАТЬСЯ СОБЛЮДАТЬ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, НО НАОБОРОТ, СОБЫТИЙ. ХАРАКТЕРЫ И ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ СТАРАТЬСЯ СОХРАНИТЬ.

РАССКАЗЫВАТЬ МОЖНО ГРУППОЙ,  МОЖНО ПООЧЕРЕДИ ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНО.

НАПРИМЕР: ВЫТАЩИЛИ РЕПКУ, И ПРИБЕЖАЛА МЫШКА. ПОЗВАЛА КОШКА МЫШКУ. ТЯНУТ-ПОТЯНУТ ВЫТАЩИТЬ НЕ МОГУТ. ПОЗВАЛА СОБАЧКА – КОШКУ И Т.Д.

ИГРА  «УГАДАЙ-КА»

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ, АНАЛИЗИРУЯ ПАРУ СЛОВ, ВЫБРАТЬ ИЗ НИХ ТЕ, ЧТО СОДЕРЖАТ АНТОНИМЫ (СЛОВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ).

ХОД: 

РЕБЕНКУ ИЛИ ПОДГРУППЕ ДЕТЕЙ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПО ПЕРВОЙ ПАРЕ КАРТОЧЕК ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКОЕ ПРАВИЛО ИМЕЕТ ЗДЕСЬ МЕСТО: СИНОНИМЫ (СЛОВА БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ) ИЛИ АНТОНИМЫ. ДЛЯ СЛОВА ИЛИ КАРТОЧКИ ИЗ ВТОРОЙ ПАРЫ НУЖНО ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО УКАЗАТЬ ТОТ, КОТОРЫЙ СООТВЕТСТВУЕТ НАЙДЕННОМУ ПРАВИЛУ.

1. УТРО – ВЕЧЕР; ЧИСТЫЙ - ? (ГРЯЗНЫЙ, НОВЫЙ, СНЕГ).

2. ВЫСОКО – НИЗКО; ТРУД - ? (РАБОТА, ТЯЖЕЛО, БЕЗДЕЛЬЕ).

3. ВЕСЕЛЫЙ – ОСТРОУМНЫЙ; ХОЛОД - ? (МОРОЗ, ТЕПЛО, ЛЕТО).

4. ВОСХОД – ЗАРЯ; НОВЫЙ – ? (ХИТРЫЙ, НЕДАВНИЙ, СТАРЫЙ).

5.ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ; ПОКУПАТЬ - ? (МАГАЗИН, ПРОДАВАТЬ, ПЛАТИТЬ).

6. ПОЗВОЛЯТЬ – ЗАПРЕЩАТЬ, ТВЕРДЫЙ - ? (ЖЕСТКИЙ, МЯГКИЙ, ХОЛОДНЫЙ).

7. ШИРОКИЙ – УЗКИЙ; ГРУБОСТЬ –? (ВЕЖЛИВОСТЬ, ХАМСТВО, ТРАМВАЙ).

МЕТОД  ФОКАЛЬНЫХ  ОБЪЕКТОВ

ИГРА  «КАРТЫ»

ЦЕЛЬ:

 УЧИТЬ ПЕРЕНОСИТЬ СВОЙСТВА ОДНОГО ПРЕДМЕТА НА ДРУГОЙ И ОПИСЫВАТЬ  ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.  РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ  ИСПОЛЬЗОВАТЬ АССОЦИАЦИИ.

ХОД:

ДЕТИ СИДЯТ ЗА СТОЛАМИ ДРУГ ПРОТИВ ДРУГА.  ПЕРЕД ДЕТЬМИ НА СТОЛЕ КАРТИНКАМИ ВНИЗ ЛЕЖАТ КАРТОЧКИ. ДЕТИ ИХ ТАСУЮТ И ПО ОЧЕРЕДИ БЕРУТ ПО ОДНОЙ КАРТОЧКЕ.  ОДНОВРЕМЕННО БЕРУТ ПО ОДНОЙ КАРТКЕ ДЕТИ, СИДЯЩИЕ НАПРОТИВ.  КАЖДЫЙ, ПЕРЕВОРАЧИВАЯ КАРТУ БЫСТРО ГОВОРИТ, ЧТО НА НЕЙ ИЗОБРАЖЕНО И ПОДБИРАЕТ  ДВА-ТРИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.  РЕБЕНОК НАПРОТИВ ПЕРЕНОСИТ ЭТИ ПРИЗНАКИ НА НА ПРЕДМЕТ НА СВОЕЙ КАРТЕ. ОПИСЫВАЕТ, ЧТО ЭТО БУДЕ РЕАЛЬНЫЙ ИЛИ НЕОБЫЧНЫЙ ПРЕДМЕТ.

В ЭТУ ИГРУ ХОРОШО ИГРАТЬ НЕБОЛЬШИМИ ГРУППАМИ 5-6 ЧЕЛОВЕК.

ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ:

ДЕТИ ПЕРЕВАРАЧИВАЯ КАРТОЧКИ НАЗЫВАЮТ ТОЛЬКО ОДИН ПРИЗНАК И ИЩУТ, ЕСТЬ ЛИ ЭТОТ ПРИЗНАК У РЕБЕНКА НАПРОТИВ.

ВАРИАНТ  УСЛОЖНЕНИЯ  ИГРЫ:

РЕБЕНОК, ПЕРЕВАРАЧИВАЮЩИЙ КАРТУ ПЕРВЫМ, НЕ НАЗЫВАЕТ, ЧТО НА НЕЙ НАРИСОВАНО,  А  ОПИСЫВАЕТ  ЕГО  ПРИЗНАКИ.  ОСТАЛЬНЫЕ ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   УГАДАТЬ, ЧТО  ТАМ  НАРИСОВАНО.

ИГРА  «УКРАСЬ  СЛОВО»

ЦЕЛЬ:  РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ  ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, АССОЦИАТАВНЫЙ  ПРОЦЕСС.  УЧИТЬ ПЕРЕНОСИТ СВОЙСТВА ОДНОГО ПРЕДМЕТА НА ДРУГОЙ, И  ОПИСЫВАТЬ  ПОЛУЧЕННЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ.

ХОД: ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕЛИТ ДЕТЕЙ НА ДВЕ ИЛИ ТРИ КОМАНДЫ И ПРЕДЛОГАЕТ КАЖДОЙ ВЫБРАТЬ КАРТОЧКУ  С  ИЗОБРАЖЕННЫМ НА НЕЙ ОБЪЕКТОМ.

ПОТОМ КАЖДАЯ КОМАНДА  «УКРАШАЕТ» СВОЕ ВЫБРАННОЕ СЛОВО ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ – НАЗЫВАЮТ ЕГО ПРИЗНАКИ.  НАЗЫВАЮТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМАНДЫ ПО ОЧЕРЕДИ И КАЖДЫЙ ОТВЕТ ОЦЕНИВАЕТСЯ ФИШКОЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи детей подготовительной группы с ОНР.

В материале перечислены несколько игр по развитию речи, в которые с детьми с ОНР  может поиграть педагог. Приведённые игры имеют полное описание и примеры выполненных заданий....

квест - игра по развитию речи детей подготовительной группы.

Провела занятие по развитию речи детей в подготовительной группе в виде квеста. Получилось очень интересно и познавательно....

Консультация для родителей «Игры для развития речи детей подготовительной группы»

Цель:Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Задачи:1. Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей 6-го года жизни;2. Формировать ...

Консультация для родителей «Игры для развития речи детей подготовительной группы»

Консультация для родителей«Игры для развития речи детей подготовительной группы»Цель:Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных услов...

Консультация для родителей «Игры для развития речи детей подготовительной группы»

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Консультация для родителей «Игры для развития речи детей подготовительной группы»

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....