ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ
материал по окружающему миру на тему

Притворова Елена Михайловна

 

                            

                        Познавательно-развлекательная программа для детей 5 -10 лет

 

Цель: Организация досуга детей

Задачи:

  1. Развитие коммуникативных качеств детей, умения действовать в команде.
  2. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса детей, приобретение новых знаний и умений.
  3. Развитие воображения, эмоциональной восприимчивости

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Дополнительный материал.1.46 МБ
Файл Сценарий.30.51 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Здесь моря и океаны, реки, острова и страны.

  1. Корабль построен, скоро отплываем

Всех в дальнейший путь мы приглашаем

  1. К путешествию готовы, есть отдать швартовы!

 

  1. Вот отважный капитан, он объездил много стран.

  1. Наш корабль сел на мель, что же делать нам теперь?

  1. Рыбки плавают, резвятся и акулу не боятся.

  1. Нам акула не страшна – за камнем рыбка не видна.

  1. То, что  плавает я, знаю, нахожу и поднимаю.

  1. Вот ракушка, осьминог, рыбка, краб, морской конек.

  1. Это трактор, он плывет.… А может быть наоборот.

  1. Море волнуется три, морская звезда на месте замри.

  1. Звезды в море глубоко и достать их нелегко

  1. А у нас звезда другая, посмотрите, вот какая!

  1. Ракушки бывают разные, но все они прекрасные.

  1. Эта ракушка в виде спирали, мы в руках такую держали.

  1. Вот медуза проплывает, и волна ее качает.

  1. У осьминога восемь ног, какой огромный осьминог?!
  2. Это щупальца осьминога.

Если ты смелый, то сможешь потрогать

     

  1. Мы моряки бывалые, смелые и бравые.

  1. Как хочу я рыбкой стать и всю жизнь забот не знать

  1. Хочу быть рыбкой золотой и пленять всех красотой



Предварительный просмотр:

                               ПО  МОРЯМ,  ПО  ВОЛНАМ.

                        Познавательно-развлекательная программа для детей 6-10 лет

Цель: Организация досуга детей

Задачи:

  1. Развитие коммуникативных качеств детей, умения действовать в команде.
  2. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса детей, приобретение новых знаний и умений.
  3. Развитие воображения, эмоциональной восприимчивости.

Музыкальное оформление:

«А дельфины добрые» - музыка Н. Минкова, слова В. Козлова.

«Мы пришли сегодня в порт» -  музыка Н. Минкова, слова В. Козлова.

«Веселый ветер» - музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача.

«Ты слышишь, море?» - музыка А. Зацепина, слова М. Пляцковского.

Звуки природы: море, склянка и гудок, чайки, шторм, голос кита, голос дельфинов.

Подготовка.

   На «погружение» в эту тему стоит потратить 1 – 2 недели. Хорошо, если дети и родители принесут книги о кораблях и путешествиях, игрушечные корабли и макеты.

Возможно, у кого-то найдется бинокль, компас, корабельный колокол. Стоит подумать, из чего сделать корабельный штурвал и два якоря. Еще вам понадобится примерно 10-15 метров толстой веревки.

   Знакомство с новой темой надо проводить постепенно, давая возможность детям запомнить новые слова, используя их в игре или в быту. Говоря о воде и суше, можно предложить детям выбрать себе морское судно, а затем проплыть на нем по заданному маршруту, используя большую карту мира. При этом, называть моря, океаны, острова и материки.

   Обсуждая части и детали корабля можно рассматривать фотографию, но лучше макет. Обратите внимание детей на то, где находится нос, корма, палуба, рубка, киль, мачта. Где крепятся якоря и канаты для швартовки.

   Сложные морские термины дети запоминают быстро и с удовольствием включаются в игру, если вы раздадите детям звания морского экипажа и соответствующие распоряжения. Боцман следит за порядком и дисциплиной,  кок варит и кормит, шкипер следит за сохранностью игрушек, вахтенный дежурит, капитан, штурман и лоцман организовывают и проводят игры.  «Свистать всех наверх!» - построение в шеренгу, «Аврал!» - быстрая уборка игрушек всеми детьми, «Подать трап!» - команда перед выходом на прогулку и спуском по лестнице.

   Особое внимание  стоит уделить работе с веревкой. Это очень увлекает детей, укрепляет руки, вырабатывает терпение и внимание. Начинать лучше всего с развязывания сложных узлов (завязывайте и запутывайте веревку на много узлов, как вздумается).

Следующий этап – сделать петлю (желательно одним движением) и надеть на палку.

Далее – научить делать восьмерку, наматывая веревку на две ножки стула или банкетки. Кстати, разматывание веревки и скручивание ее в кольцо, тоже вызывает трудности у детей.

Ну и после всего этого, самые одаренные и трудолюбивые могут попробовать освоить морской узел. http://www.youtube.com/watch?v=SaOhJekWxlo  Детей постарше это должно по-настоящему увлечь и привести к самостоятельному освоению этой науки.

    Азбуку Морзе и Флажный семафор стоит показать детям в качестве ознакомления, а Сигнальные флаги предложить нарисовать по выбору и использовать для украшения корабля.

     Обязательно надо провести беседу о воде и суше, познакомить с разными видами морского транспорта, объяснить что такое причал, гавань,  порт. Все это хорошо бы сопровождать показом фото и видео.

 

О воде и суше.

Ребята, наша планета Земля состоит из воды и суши. Что такое суша? Правильно,  это все что находится на земле – поля, леса, горы. А что такое вода на Земле? Правильно, это прежде всего  океаны (Тихий, Атлантический, Индийский,  Северный Ледовитый) и моря (63 моря), а так же реки и озера.

 Давайте посмотрим на нашу планету (глобус, карта). Покажите где на нашей планете суша, а где вода.  Как вы думаете, чего здесь больше, воды или суши? На нашей планете больше воды ( 70, 8 % всей поверхности) Поэтому ей  больше подошло бы название  Океан, а не Земля.

  Но мы с вами живем не в воде, а на суше, на земле. Ведь мы не можем как рыбы и морские животные дышать, есть и спать под водой. Хоть вода и опасна для человека, но все же люди много лет назад отважились начать путешествия по воде. Сначала это были плоты и лодки, затем научились строить корабли.

  Сейчас во всем мире существует множество транспорта, на котором можно передвигаться по воде и даже под водой. Какие?

Морской транспорт.

Лодка, баркас, шлюпка, катер, яхта, баржа, паром, корабль, пароход, танкер, лайнер, ледокол, крейсер, подводная лодка и др.

Причал – специально оборудованное место у берега, где швартуются лодки и небольшие суда. Может быть в виде пирса.

Гавань – хорошо защищенное от волн и ветра место, где могут стоять суда.

Порт – место на берегу моря или реки, специально оборудованное для обслуживания морских судов.

                       Экипаж  корабля.

Капитан – главный на корабле, ответственный за корабль и экипаж.

Штурман – помощник капитана, знающий карты и приборы корабля

Лоцман – помощник капитана, знающий рельеф дна

Боцман – начальник палубной команды

Шкипер – помощник боцмана по хозяйственной части

Механик – ответственный за работу двигателей на корабле

Судовой доктор – врач, ответственный за здоровье экипажа

Кок – повар на корабле

Матрос – член экипажа, выполняющий разные работы на корабле

Юнга – подросток, юный матрос

                                   Игры

«Два круга» - дети встают в два круга (можно в 3, 4 круга) по 8-10 человек. Звучит музыка, дети «плывут»  по кругу. Остановка – ведущий дает задание построить совместно одну фигуру. Фигуры: морская звезда, осьминог, ракушка, черепаха, рыба и др. Дети должны самостоятельно придумать, как это сделать, и суметь договориться друг с другом. Побеждает команда, выполнившая задание первой.

«Рыбки и акулы» - на полу разложены обручи. Дети-рыбки «плавают» врассыпную между обручами. По сигналу выбегают 2-3 акулы и ловят рыбок. Спасаются те рыбки, которые вовремя забежали в обруч.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    СЦЕНАРИЙ  ТЕМАТИЧЕСКОЙ  ИГРЫ  «ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ»

                      Звучит песня  «Веселый ветер» 

                     Дети входят и садятся на стулья.

Немного тех, кто в море побывал,

Ведь море любит сильных и отважных.

А морякам, кто шторм в открытом море испытал

На суше ничего уже не страшно.

И вам, друзья, сегодня предстоит

Преодолеть большие испытания.

Конечно же, сильнейший победит.

Сильнейший в ловкости, смекалке, знаниях!

 

ВЕД. Здравствуйте, друзья! Вы любите путешествия? Конечно, все любят путешествия и новые приключения. Ведь можно узнать столько нового и интересного!

Сегодня нам предстоит очень увлекательное путешествие в дальние страны. И путешествовать мы будем по морям и океанам. Скажите, а на чем лучше всего путешествовать по морям и океанам? Правильно, нам нужен корабль. Поэтому сейчас мы с вами отправляемся в порт.

                   Песня  «Мы пришли сегодня в порт» – танец по показу.

ВЕД. В порту мы увидели много морского транспорта. Какие морские суда вы знаете?

                    Дети называют виды морского транспорта.

Наш корабль готов к отплытию. Но кто же его поведет? Нам нужен капитан и экипаж корабля. Но для того, что бы управлять кораблем и быть в составе экипажа , надо много знать и много уметь. Поэтому, мы приготовили для вас испытание.  Вы готовы на вопросы отвечать?

                                            Викторина.

  1. Как называется пол корабля?                                 Палуба.
  2. Как называется корабельная кухня?                      Камбуз.
  3. Как называется веревка, которой привязывают судно к берегу или  другому судну?                                                                       Швартовы.
  4. Что такое риф?                                                        Подводная скала.
  5. Комната для офицеров и гостей?                          Каюта.
  6. Комната для матросов?                                          Кубрик.
  7. Повар на корабле?                                                  Кок.
  8. Большие волны на море?                                       Шторм.
  9. Полное безветрие на море?                                   Штиль.
  10. Помещение внутри корабля для груза?                 Трюм.
  11. Работа всей команды?                                             Аврал.
  12. Судовое дежурство?                                                Вахта.
  13. Направление движения судна?                              Курс.
  14. Лестница на корабле?                                             Трап.
  15. Круглое окно на корабле?                                       Иллюминатор.
  16. Основной мореходный инструмент, показывающий стороны света?  Компас.
  17. Судовой колокол.                                                     Рында, склянка.
  18. Приспособление для удержания судна на месте.  Якорь.
  19. Парная тумба для швартовки корабля.                  Кнехт.

 

ВЕД. Ну что же, с этим заданием вы справились.  Но кроме знаний на корабле нужно умение. И поэтому сейчас вам предстоит быстро развязать морские узлы.

Внимание. Начали!

                            Развязывание морских узлов.

ВЕД. Молодцы! Ну, это задание было не очень сложное.  А кто из вас может завязать морской узел?

                           Завязывание морских узлов.

ВЕД. Отлично!  Вы настоящие морские волки!

         А теперь я представляю экипаж нашего корабля:

Капитан –

Штурман –

Лоцман –

Боцман –

Шкипер –

Механик –

Судовой доктор –

Кок –

Матросы –

              Названные дети надевают головной убор и выходят на середину.

ВЕД.  Ну вот, команда в сборе и корабль готов к отплытию. Прошу всех на корабль.   Капитан, командуйте!

Капитан.  Поднять трап по левому борту!

Боцман.  Есть, поднять трап по левому борту!

Капитан. - Отдать швартовы!

Матрос.  - Есть, отдать швартовы!

Капитан. - Поднять якоря!

Механик. - Есть, поднять якоря!

Капитан. - Право руля!

Штурман. - Есть, право руля!

Капитан. - Полный вперед!

Штурман. - Есть полный вперед!

                 Звучит корабельный колокол и гудок.

ВЕД. Счастливого плавания! Семь футов под килем!

                Звучит песня «Ты слышишь, море?» (1куплет)

                                  Звучат голоса дельфинов.

Матрос  - Капитан, слева по борту стая дельфинов! Они что-то хотят нам сказать.

Капитан – Лоцман, что говорят дельфины?

Лоцман   Они говорят, что корабль движется на рифы и может произойти пробоина дна.

Капитан – Лево руля!

Штурман – Есть, лево руля!

Капитан – Право руля!

Штурман – Есть, право руля!

Капитан – Лоцман, что говорят дельфины?

Лоцман – Они говорят, что корабль миновал рифы. Предлагают с ними поиграть.

                               

                          Игра «Море волнуется»  

                          Игра «Два круга»  

Матросы - Спасибо вам, дельфины! До встречи!

                    Звучит песня «Дельфины» (1куплет)

                    Звуки шторма.

Штурман – Капитан, надвигается шторм.

Капитан – Надеть спасательные жилеты! Пассажирам спуститься в каюты

Боцман – Полундра!

                     Звучит фрагмент Увертюры из к/ф «Дети капитана Гранта»

                                              Шторм заканчивается

Штурман – Капитан, наш корабль сел на мель.

Капитан – Лоцман, какой рельеф дна?

Лоцман – Под нами возвышенность, размером примерно 50 на 80 метров.

                 Дно корабля глубоко увязло в иле. Нам самим не выбраться.

Капитан – Посылайте сигнал SOS

                    Звучит SOS.    Звучит голос кита.  Звуки моря и чаек.

Матрос – Справа по борту кит!

Матрос – Он  услышал наш сигнал о бедствии и  приплыл к нам на помощь.

Команда – Ура!

Капитан – Полный вперед!

Штурман – Есть, полный вперед!

Матросы – Спасибо, кит!

Боцман – Матрос Иванов,  почему грязь на палубе? Надраить палубу.

Матрос – Есть, надраить палубу!

Кок – Матрос Петрова, ко мне! Продуть макароны и начистить картошки!

Матрос – Есть, продуть макароны и начистить картошки!

Кок – На первое будет суп, а на второе  - макароны по-флотски.

          А на третье компот. Вот!

                         Звуки моря и чаек.

ВЕД. Наш корабль проделал большой путь. Мы обогнули Африку, и попали на Канарские острова.

   А вот лагуна с прекрасным пляжем и прозрачной водой. А в воде плавает много красивых рыбок.

Море бывает разным,

Черным бывает и красным.

Бывает море веселым,

Но всегда бывает соленым.

А мы любим синее море

С ласковой, нежной волною.

 

Любим, как рыбы, плескаться,

Плавать, нырять, кувыркаться.

                                  Игра «Рыбки и акулы»

                    Пластический этюд «Подводный мир»

ВЕД. Нет, здесь купаться опасно. Да и время пришло отправляться в обратный путь.

         

Капитан -  Полный вперед!

Штурман – Есть, полный вперед!

               Звучит песня «Ты слышишь, море?»

ВЕД. Ну вот, наконец, и вернулись мы в родной порт.

                             Звучит корабельный колокол и гудок.

Капитан – Отдать якоря!

                  Подать швартовы!

                  Трап по левому борту!

Матросы выполняют команды – опускают два якоря, перебрасывают через борт две веревки и наматывают на кнехт.

Море пахнет парусами,
Ветром, солью, стариной.
Море пахнет небесами
И далекой стороной.

Водят смело капитаны
Корабли по океанам,
Интересно плавать им
По просторам голубым.

Днем и ночью, днем и ночью
Курс прокладывают точно
И бросают якоря
В океанах и морях.

ВЕД. Ребята, вот и закончилось наше морское путешествие,  но не закончились игры и приключения. У меня в руках карта. Здесь нарисована схема нашей местности. Вот посмотрите – это наше здание, здесь веранды, это деревья, качели. А вот здесь указано место, где спрятан настоящий клад. Вы готовы отправиться на поиски клада?

Но путь туда не простой. Придется преодолеть некоторые препятствия.

Не испугаетесь? А сил у вас хватит?  Тогда - в путь!

Сбор ровно в 11.00 на главной площадке.

 

                                           Звучит песня «Веселый ветер»

       Проводится спортивная эстафета на улице, по окончании которой дети находят клад – коробку с конфетами.

  Сценарий подготовила Притворова Елена Михайловна.

  Пишите:   metalena@mail.ru



 

Комментарии

Притворова Елена Михайловна

К этому материалу есть музыкальное приложение на моей страничке.