Конспект- беседа к дню полного освобождения Ленинграда из фашистской блокады.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сотникова Анна Леонидовна

Беседа, посвященная героической обороне Ленинграда, составлена с учетом возрастных особенностей детей старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия, посвященному дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

ЦЕЛЬ: познакомить детей с героической историей Ленинграда в годы блокады.

ЗАДАЧИ:

воспитывать любовь к Родине, к родному краю;

учить детей ценить, уважать и беречь людей старшего поколения;

воспитывать чувство гордости к своим предкам.

ОБОРУДОВАНИЕ: распечатка рисунков детей блокадного Ленинграда, собранных Е.Л. Щукиной, использование фотоматериалов народного музея «Дети и дошкольные работники осажденного Ленинграда», детская энциклопедия «Бабочка над заливом», бумага А4, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Сегодня, ребята, мы поговорим о празднике – самым дорогом для всех ленинградцев. Это случилось очень давно, когда город Санкт-Петербург назывался Ленинградом, и на нашу Родину напали очень плохие люди. И имя у этих людей – фашисты. А самого главного злодея звали Гитлер. И он приказал уничтожить Ленинград. И на наш город полетели вражеские самолеты. В Ленинграде жили такие же ребята, как вы, они любили петь, рисовать, играть, а летом купаться на озере. И все это рухнуло, когда началась война.

Фанерой забито наше окно,

В комнате холодно и темно,

Гул самолетов слышен.

Низко летят над крышей.

Без звука. Одними губами

Шепчу понятное маме:

«Мама, мне страшно! Мама!»

125 и больше ни грамма.

Свой хлеб ломает на части мама

И делит со мной пополам.

Хлеба касаясь руками, помню всегда о маме…

«Мама, не умирай! Не надо!

Мама! Свет дадут и пойдет трамвай!

Мама! Будет конец блокаде!

Мама! Не умирай!»

Вражеские силы все ближе и ближе подходили к городу и тогда, чтобы спасти детей, мамы стали отправлять их дальше от города в эвакуацию. Потому что город все больше бомбили, уже было много раненных и часто мамы привозили деток на  саночках, потому что сами они уже не могли идти. Это было очень печальное расставание, потому что мамы понимали, что скорее всего они больше не увидят своих детей.

Мне рукою машет маленький сынок,

Боковой кармашек от платка намок.

Мальчик синеглазый – веточка моя,

Так еще ни разу не грустила я.

Вас везут на Каму, дальше на Восток.

Ты почаще маму вспоминай, сынок,

Письма шли почаще, буквы не забудь,

 Там почтовый ящик будет где-нибудь.

На зеленой Каме больше не болей,

На прощанье маме улыбнись скорей.

Блокада началась 8 сентября. В этот день фашисты окружили город и подожгли главные склады города, в которых хранился весь основной запас продовольствия Ленинграда. Никто не мог выехать из города и въехать в него, в город было невозможно доставить еду. Начался голод. Были введены специальные карточки на продукты, по которым люди получали пищу. И очень скоро норма хлеба стала очень маленькой. Посмотрите на свою ручку. Вот такой кусочек хлеба получали Ленинградцы на день. Они делили его на три части: завтрак, обед и ужин.

Приближалась зима. В городе нет электричества, остановился транспорт, замерз водопровод. Люди ходили за водой на реку. Кто знает как называетяс главная река в Ленинграде? (Нева)правильно. Люди набирали воду и ждали, пока она замерзнет, чтобы по дороге не расплескать. А враг постоянно обстреливал город. Было много раненных и убитых. Многие малыши оставались без родителей, совсем одни и когда их находили и приводили в детские сады и детские дома – они иногда не помнили даже как их зовут.

Перед вами рисунки детей. В центре вы видите рисунок Лорика, ему было 7 лет. Когда его привели в детский дом, он 11 дней не разговаривал и только на 12-й, когда воспитатели устроили баню, он вяз детский рисунок, пуговицу и пудреницу и сказал: «Это моя мама, но я не хочу, чтобы ее кто-нибудь видел, я буду только сам на нее смотреть».

А вот история другого мальчика Эрика. Он был очень хорошим мальчиком, со всеми делился своими игрушками, но никогда не играл с ребятами. Он всегда стоял у окна и смотрел на дом, откуда его привели. Однажды во время тихого часа воспитательница заметила, что он накрылся с головой одеялом и плачет. Она подошла к нему и спросила:

-Что случилось?

-А я вспомнил, как у меня мама умерла. Мы с братом на постельке лежали, рядышком, чтобы теплее было. А мама  за хлебом ушла. Мама долго не возвращалась. А потом пришла и сразу упала. Я подбежал к ней. Тормашу, а она не отвечает. Я побежал к соседке за водой, но тогда с водой трудно было. Вот она и не дала. Я побежал через весь дом. Принес воды. Даю маме. А она не пьет. Потом соседка пришла и сказала, что мама умерла.

И таких детей в городе было очень много. Одна девочка стала символом несгибаемого духа и трагедии Ленинграда. Ее звали Таня Савичева. Она вела дневник, в котором описывала как в ее семье один за другим умирали ее родные и близкие. Девочка тоже погибла. После окончания блокады из страниц ее дневника сделали памятники.

В конце ноября была наконец проложена дорога, которая соединила осажденный город с большой землей. Может кто-нибудь знает, где была проложена эта дорога?(Ладожское озеро). А как ее еще называют? (Дорога Жизни) А как вы думаете, почему ей дали такое название?(Потому что по ней везли хлеб в Ленинград) Правильно, по этой дороге ввозили продовольствие, а вывозили больных, раненных и детей. Ни мало подвигов совершено на ней. Вот один из них. Шофер вез хлеб в блокадный Ленинград. И вот на середине дороги сломался мотор. Поломка была пустяковой, но был такой сильный мороз, что руки не слушались шофера. Даже птицы замерзали и падали налету. Он мог подождать других шоферов и вместе с ними исправить поломку, но тогда бы он опоздал в город на утреннюю раздачу хлеба и множество людей остались бы голодными. И шофер надел рукавицы, обмотал их тряпьем, облил бензином и поджог. Горящими руками он починил двигатель. До города он вел машину на локтях, так как руки обгорели настолько сильно, что были покрыты красными волдырями. (подвиг Ивана Твердохлеба).

На Дороге Жизни тоже поставлен памятник – Каменный Цветок, как символ непобедимости, несгибаемости, возрождения.

900 дней длилась страшная блокада. За эти 900 дней в Ленинграде не осталось ни одной семьи, которая не потеряла бы кого-то близкого и родного. И 27 января, в день полного освобождения от фашисткой блокады над полуразрушенным, но не сдавшемся городом, прогремел салют.

За залпом залп

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут,

А ленинградцы тихо плачут.

Не успокаивать пока

Не утишать людей не надо –

И радость слишком велика.

Гремит салют на Ленинградом.

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась –

На праздничный салют с тобой

Пол Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют.

Сегодня ленинградцы плачут.

(«27 января 1944года» Ю. Воронов)

Как вы думаете, почему плакали люди? (от радости, что кончилась блокада, от того, что было много погибших).

Много памятников в нашем городе посвящено этой трагичной странице его истории. Один из самых впечатляющих – Разорванное блокадное кольцо.

27 января – день памяти, и ленинградцы прикалывают к себе на грудь зеленые ленточки, именно такая ленточка присутствует на медали «За оборону Ленинграда».

Мы с вами рассматривали рисунки детей, живших в блокадном Ленинграде, их собирала одна из воспитательниц того времени. И со временем их скопилось так много, что из них сделали выставку, которую переносили из сада в сад и она постоянно пополнялась, дети рисовали их друг для друга, для таких же детей, как и они, живущие в осажденном городе. Как будто передавали с помощью их приветы друг другу. Давайте и мы с вами сейчас представим, что у нас есть машина времени и мы своими рисунками поддерживаем их и передаем им свой привет, с благодарностью, что они не сдались в такое страшное время.

Самостоятельная работа детей над рисунками.

Коллективное рассматривание работ. Составление коллажной работы: совместные работа воспитателя и детей, самостоятельные работы детей, распечатки рисунков детей-блокадников.

Воспитатель: Сотникова А.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие, посвящённое 70-тилетию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: - формировать патриотические чувства у детей; - уточнить, расширить и обобщить знания детей о ВОВ; - развивать речь, мышление детей; - воспитывать уважение к воинам-освобод...

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

27 января-день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Уважаемые коллеги и гости сайта, предлагаю вашему вниманию презентацию к досугу для старших и подготовительных групп в ДОУ....

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Совместная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста посвященная "Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (с использованием ИКТ)...

"Никогда не забудем". Методическая разработка проектной деятельности с детьми, посвященной Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января)

Все дальше и дальше уходят от нас тяжелые дни страшной войны. И все труднее и труднее рассказать нашим маленьким детям о том, что это была за война. Но нам, ленинградцам, петербуржцам, никогда нельзя ...

Конспект занятия в старшей группе «Блокадная ласточка», посвященное 80 -летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

По всей России проходит патриотическая акция «Блокадная ласточка», посвященная 80-летию снятия блокады Города-Героя Ленинграда.Распространяйте «Блокадную ласточку» и рассказыва...