"Перспективный план по патриотическому воспитанию"
материал по окружающему миру на тему

Антюхина Нина Николаевна
Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по патриотическому воспитанию детей старшего возраста.

Блок «Гражданство»

                                                                     Цель и задачи проекта «Гражданство»

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
  2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости     за свою малую Родину.
  3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  8. Воспитание здорового образа жизни.
  9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Месяц

Мероприятия

Задачи

Развивающая среда группы

Сентябрь

«Здравствуй, детский сад»-экскурсия

1. Формирование навыков выделения произошедших изменений в детском саду (покрашен забор, появилась новая мебель, новые игрушки в группе, новые растения на участке).

2.Расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада (медицинская сестра, повар, дворник).

3. Формирование дружеских отношений между детьми (взаимопомощь, сочувствие, желание быть справедливым).

Фотографии МДОУ, адрес, план участка, группы, план «Дорога к детскому саду»

«Прогулки по родному городу»*

1. Расширять и уточнять знания детей о родном городе.

2. Закреплять умение узнавать на фотографиях знакомые объекты, знать их назначение.

3. Познакомить с понятием «горожане».

4. Воспитывать интерес к жизни города.

Оформление выставки рисунков детей:

«Дом на Урале», «План города».

Создание альбома «Город в котором я живу»

Экскурсии: «Парк – Аллея Славы»;

«Профилакторий Лесной».

1. Познакомить с понятием парк.

2. Познакомить детей с разными видами парков в нашем городе: парк Славы, лесопарковая зона.

3. Воспитывать бережное отношение к природе лесов, соблюдать чистоту.

Оформление фотоальбома: «Мы отдыхаем».

Выставка детских рисунков: «Сказочный дворец», «Аллея Славы».

Конструирование «Постройка на детской площадке в парке». Журнал Д/В №4, 1990г, стр.21.

1.Побеседовать с детьми о разнообразии оформления детских площадок.

2. Познакомить с разными вариантами оформления.

3. Развивать фантазию, творчество.

План постройки. Оформление выставки работ.

Октябрь

Экскурсия в городской музей.

  1. 1.Расширение представлений детей об  особенностях предметов материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.
  2. 2.Углубление представлений о видах производственного, обслуживающего труда и его ценности

Оформление выставки  по результатам экскурсии.

Пополнение  уголка художественно- творческой деятельности детей  по теме «Наш быт».

Экскурсия по городу

«Деревья на нашей улице»

(Журнал Д/в №7, 1993г, стр. 16)

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Закрепить и уточнить знания о разновидностях деревьев, кустарников, цветов на нашей улице.

Альбом для рассматривания «Деревья». Д/игра  «С какого дерева листок».

П/и «Найди дерево какое назову».

«Мой дом»

1. Закрепить знания детей о разнообразии домов:  много этажей (многоэтажный дом), много подъездов (многоподъездный). В доме есть балконы, лифт. Мне нравится мой дом. В доме нужно соблюдать чистоту.

2. Учить детей знать и называть адрес своего проживания.

3. Воспитывать  уважение к жителям своего дома.

Художественно-творческая деятельность конструирование из бросового материала «Мой дом» (из коробок и бумаги). Иллюстрации домов, улиц. Рассматривание альбома «Улицы нашего города».

Проект «Имена героев в названии улиц нашего города» *

1. Расширить знания детей о том как давали названия улицам, с изменением их внешнего вида  с течением времени.

2. Воспитывать уважение к  городу, его достопримечательностям.

Рисунки детей «Я гуляю возле дома».

Составление мини –сочинения «Почему так назвали мою улицу».

Оформление уголка «На улицах города» по правилам  дорожного движения.

Тематическая неделя

 «Я человек»

Интегрированное  занятие

«Выборы правителя Лесной поляны»*

1.Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроля и ответственность за свои действия и поступки;

2.Формировать представление о себе как человеке – представителе живого на Земле.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Кафе»,

-альбом  с иллюстрациями «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах», «Познай себя сам», К.А. Пармз, «Все обо всём» (Детская энциклопедия, « Где растет? Что едят?» О.Нейлл ,«Об удивительных превращениях внутри нас», «Главное чудо света», «Полезные и вредные продукты для твоего здоровья»;

- картины для рассматривания  «Я и моё тело»;

- дидактические игры: « Угадай из какой сказки», « Чей персонаж». Альбом “Мой мир” с рисунками и фотографиями;

- панно « Настроение»;

-репродукции « У меня хорошее настроение», « Папа веселый»;

- семейные фотоальбомы, книги-энциклопедии.

-серия « Рассказы по картинкам» (наглядно-дидактические пособия): « Кем быть», «Профессии», « Мой дом»;

-иллюстрации и картины для рассматривания;

- системный оператор «Возрастная линия»;

- дид. игра «Собери портрет»;

- картины для рассматривания «Девочка с персиками», «Микки Морозов»;

- иллюстрации на тему «Знаменитые мужчины и женщины нашей страны».

Развлечение «Осеннее путешествие по родной стране»

Журнал Д/в №9, 1993г., стр.88.

Закрепление знаний детей об осенних явлениях природы.

«Путешествие в смешанный лес»

1.Дать понятие об особенностях смешанного леса, его особенностях как о зелёном доме животных и растений.

2. Расширить представления детей о значимости леса.

3. Воспитывать любовь к лесам нашего города.

Экскурсия в лес. Сбор листьев для составления гербария.

Ноябрь

Тематическая неделя

«День народного единства»

Познавательное занятие

«Я имею право»*

  1. 1.Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней.
  2. 2.Знакомство с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна.

  • герб России, герб Челябинска, флаг России;
  • иллюстрации зодчества и памятников архитектуры.
  • альбомы с иллюстрациями городов Москва, Санкт - Петербург
  • видеотека: фильмы о дружбе, о России, о Челябинске
  • иллюстрации о городах России; о труде взрослых; о жизни детей в разных регионах России;
  • физическая карта мира (полушарий); глобус;
  • детский атлас (крупного формата);
  • иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы по теме;
  • подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства;
  • фотографии детей, семьи, семейные альбомы;
  • фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения;
  • наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых;
  • наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т.п.);

«Бакал город древний»*

1. Вызвать интерес к  истории возникновения города, как выглядела местность в древние времена.

2. Познакомить детей с древними промыслами, которые существовали, транспортом и средством  передвижения.

  • Оформление мини - выставки детских работ  лепка «В гостях у гончаров. Старинная чаша», рисование «Роспись кувшина».
  • -рассматривание альбома Уральской росписи;
  • -образцы посуды  для самостоятельного раскрашивания;
  • -рассматривание альбома с фотографиями экскурсии в городской музей «Наш быт»;
  • -иллюстрации о кухонных принадлежностях. Закреплять представления о предметах быта, находить отгадку.
  • -иллюстрации предметов быта, коллекция круп.
  • плакаты по темам: “Пожарная безопасность”,”02, 03, 04”;
  • загадки, кроссворды по бытовым приборам.
  • журналы, иллюстрации, тонированный лист ватмана, ножницы, кисти, клей для изготовления коллажа «Магазин электротоваров»
  • -фотографии, иллюстрации  для создания сухой аппликации из различных материалов.
  •  -выставка в муз. уголке «Шумовые инструменты (стиральная доска, валик, ложки, свистульки, трещётки)»,

«День матери»

1. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. Стремление помогать им.

2. Развивать умение составлять небольшие рассказы о маме.

Оформление выставки детских рисунков «Портрет моей мамы» (Все работы хороши, выбирай на вкус).

Декабрь

«Край в котором ты живёшь»*

1. Учить находить  на карте России Челябинскую область.

2. Расширять знания о городах, которые находятся рядом с родным городом. Значимость городов для страны, для людей живущих на Южном Урале.

-карта Челябинской области;

-герб, флаг города, области, страны;

-д/и «Названия городов родного края»

«Район, в котором ты живёшь».

1. Дать знания  о областном центре Челябинской области – Челябинск, Саткинский район - Сатка.

2. Закрепить знания детей о значении герба, флага.

Альбом с  гербами и флагами городов Челябинской области;

-экскурсия в городской музей;

- просмотр презентации о городе Бакал.

«П.П. Бажов- Уральских сказов мастер».

Журнал Д/в №4, 2000г., стр. 103.

1.Познакомить детей с уральским сказочником П.П. Бажовым, который в свои сказах описывал «Тайные сказы» уральских рабочих, богатство уральских недр.

2. Вызвать интерес к произведениям Бажова.

3.Воспитывать любознательность.

Изготовление настольного театра по сказкам П.П. Бажова « Серебряное копытце», «Огневушка- поскакушка»;

- изготовление декораций к постановке сказки «Серебряное копытце»;

- постановка сказки «Каменный цветок»;

-лепка «Каменный цветок»;

-пополнение уголка художественной литературы сказками автора;

-посещение детской библиотеки;

-Знакомство с творчеством сказочника.

Январь

Тематическая неделя «В гостях у сказки»

Постановка сказки «Каменный цветок»*

1. Расширение возможностей проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений.

2. Воспитание читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

4. Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков детей.

5. Пояснение основных отличительных особенностей сказки как литературного жанра.

Условия для свободного творчества с участием взрослого: «Вырезание симметричных фигур человека»;

- условия для детей в проведении самостоятельной  театрализованной деятельность – мини-спектакль;

- репродукции картин  русских художников (И.Билибин, Ю.Васнецов, В. Канашевич и  др.);

- лото «Сказочные персонажи»: закрепление знаний детей о трудолюбивых сказочных героях;

- размещение в уголке книги произведений, рекомендуемых программой, побуждая детей к самостоятельному просматриванию иллюстраций и чтению текстов;

- настольно –печатные игры по сказкам;

- условия для использования детьми различных видов театра в самостоятельной творческой деятельности;

- лото «Театр настроения»;

- элементы костюмов для сказочных персонажей;

- поделки (персонажей сказок) из природного материала;

- сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Мы играем в театр»;

- дидактические игры «Угадай-ка», «Шкатулка со сказками», «Путешествие в сказку»;

- создание «Музея часов»;

- настольные игры «Из какой это сказки?»,  «Назови сказку», «Пазлы»;

- иллюстрации  книг.

- картотека пословиц, поговорок, стихов, загадок.

«Край родной – земля уральская»

1. Познакомить с произведениями уральских поэтов: Л. Татьяничевой, М. Львова, Е. Ховина, Р. Дышаленковой.

2. Воспитывать уважение к творчеству уральских поэтов.

Составление альбома с открытками «Каслинское литьё»;

- оформление выставки мастеров.

«Забавы вокруг печки»

1. Знакомить с бытом русского народа.

2.Дать знания о русской печи, как главной части избы.

Рисование «Русская печь»

«История русского костюма»

1. Знакомить с историей русского национального костюма. Подчеркнуть основное назначение одежды- оберег от болезней.

2. Дать понятие о том, что костюм – это труд, творчество, мастерство людей.

Иллюстрации с изображением людей в русских национальных костюмах;

-оформление куклы в национальный костюм;

-рисование «Русский сарафан и головной убор»;

-бисероплетение «Кокошник»;

- аппликация «Русская рубаха»;

-оформление выставки  русского национального костюма.

Февраль

«Широка страна моя родная»

1. Дать детям представления о России.

2. Познакомить с глобусом.

3. Воспитывать чувство привязанности, гордости за свою страну.

Оформление в группе уголка патриотического воспитания с флагом, гербом станы;

- разместить фотографию президента страны, губернатора Челябинской области;

-ручной труд – изготовление из папье –маше «Вот  какой мой шар земной»

«Москва Златоглавая»

1. Познакомить с историей происхождения города, его названия.

2. Рассказать об историческом центре Москвы- Кремле.

Открытки о Москве;

-карта Москвы;

- запись колокольного звона;

- презентация о Москве.

«Защитники земли Русской»

1.Продолжать знакомить с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий.

2. Пробуждать интерес к жизни предков.

Иллюстрации картин «Три богатыря», «Куликовская битва»;

- иллюстрации памятников.

«День защитников Отечества»

1. Знакомство с людьми, прославившими Россию, с памятниками защитникам Отечества.

2. Воспитывать гордость за историческое прошлое своей страны.

Альбом «Наша Армия родная»;

- создание мини –выставки «Рода войск»;

-конструирование «Танк», «Самолёт».

Март

«Моя семья»

1.Расширять представления о семье: мы – это моя семья.

2. Расширять представления о семье. Учить ориентироваться в родственных отношениях.

3. Пополнять знания о родных людях.

4. Прививать любовь и уважение к своим родным и близким.

Семейные фотоальбомы;

-составление древа семьи;

-д/игра «Лучший по профессии»

«Моя мама лучше всех»

1. Воспитывать доброе, внимательное отношение к маме, бабушке, сестре, близким, которые вас окружают.

Оформление выставки рисунков «Портрет мое мамы»;

-коллаж «Все профессии важны, все профессии важны»;

-аппликация – подарок к празднику «Подснежник» (оригами);

- разучивание стихов к празднику.

«Приготовление блюд уральской кухни»

1. Продолжать знакомить с разнообразием уральских блюд.

2. Учить составлять технологическую карту приготовления блюд.

3. Обогащать знания о народных традициях.

4. Развивать любознательность, воспитывать аккуратность.

Карточки – лагорифмы: «Масляный блинок», «Разноцветный винегрет», шарлотка;

- экскурсия на пищеблок;

-дежурство в группе;

-сюжетно-ролевая игра «Семья».

Апрель

«День космонавтики. Первый космонавт Ю.А. Гагарин»

1. Воспитывать чувство гордости за нашу страну., первого космонавта.

2. Рассказать о нравственных  и волевых качествах Гагарина.

Оформление выставки о космосе;

- фотографии первого космонавта страны;

-чтение рассказа В Гагарина «Грустная история найдёныша»;

-рисование «Ракета летит к звёздам»;

-аппликация «Звёздный ковёр»;

-просмотр презентации «Космос»;

-прослушивание песни «Знаете каким он парнем был».

«Посиделки»

1. Воспитывать интерес к народному быту, формировать образную речь. Употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки.

2. Обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват,  кочерга, печь, чугунок, сарафан, лапти, прялка.

Предметы быта: горшки, скатерти, вязаные дорожки, расшитые полотенца, прялка, сарафаны, музыкальные инструменты. Рисование «Полотенце с петухами».

Май

«Рассказ – беседа о Дне Победы»

1. Уточнять и расширять представления детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.

2. Закрепить знания о том, как защищали свою Родину русские люди в годы ВО войны, как живые  чтят и помнят их.

Иллюстрации о войне, открытки «Герои Великой Отечественной войны», «Герои войны Саткинского района». Рисование «Салют Победы».

Интегрированное занятие, посвящённое  Дню Победы.

Экскурсия в парк Славы.

1.Закрепление знаний детей о Великой Отечественной Войне, об армии – защитнице нашей страны, о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.

2.Развитие интереса и уважения к героическим событиям прошлого, боевой славе русских людей.

3.Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения,  уважения к защитникам Отечества.

Фотографии, иллюстрации на военную тему, с изображением военных разного рода войск (моряки, пограничники, танкисты, летчики, ракетчики и др.);

-иллюстрации: Зайцев «Война и Мир глазами художника», С.Присекин «Наше дело правое», Ю.М.Непринцев «Отдых после боя», В.М.Сибирский «Штурм Берлина», А.Кривоногов «Победа»;

-альбом с изображением медалей и орденов военных лет;

-атрибуты для сюжетно-ролевой игры «На заставе», «Мы танкисты», «Военный госпиталь»;

-строительный материал, схемы создания военизированной техники;

-книги, открытки, марки по теме Дня Победы;

  • кольцебросы, оборудование для преодоления препятствий, метания.
  • коллекция наборов солдатиков;
  • мини-музей военной техники;
  • коллаж  «На параде»,
  • рекомендации по созданию альбома «Наши прадедушки – воевали»;
  • буклет со словами песен  для совместного пения;
  • диск с музыкальным клипом «День Победы» муз. Д. Тухманова.

 «Символика цвета и украшений русских женских головных уборов».

1. Показать какие основные декоративные  элементы использовались в русских орнаментах, помочь детям понять символику цвета в русском национальном костюме.

2. Закрепить знания о названиях головных уборов, их особенностях (внешний вид, украшение).

3.Учит составлять узор, располагать его элементы симметрично.

4. Воспитывать интерес к русской истории, приобщать к русской культуре.

Рассматривание рисунков русских костюмов к русским народным сказкам. Силуэты головных уборов, модели элементов орнаментов, сюрпризная коробочка .

 Рисование «Русская красавица»

«Мне посчастливилось родится на Руси»

Журнал Д/В №8, 1991г, стр. 101

1. Воспитывать любовь к своей Родине, родному городу, народному творчеству.

2. Закрепить знания о русском фольклоре.

Изготовление кокошников, шлемов.

  • Конспект мероприятия прилагается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план по патриотическому воспитанию. старшая группа.

план по патриотическому воспитанию детей в старшей группе доу...

Перспективный план по патриотическому воспитанию для старшей группы

Предлагаю перспективный план по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста....

Перспективный план по патриотическому воспитанию детей в старшей группе

Перспективный план по патриотическому воспитанию детей в старшей группе...

Перспективный план по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе

Работа посвящена знакомству детей с городами-героями и посвящена 70-ю Победы в ВОВ....

Перспективный план по патриотическому воспитанию в подготовительной группе.

Перспективный план по патриотическому воспитанию в подготовительной группе....

Перспективный план по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Перспективный план по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...