"Почему бывает день и ночь?"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Коткина Галина Феодосьевна

Конспект занятия "Почему бывает день и ночь?"  по формированию целостной картины мира у детей старшего  дошкольного возраста. Занятия такого рода по ознакомлению с окружающим миром проводятся  при концентрическом построении программы в этом направлении.  Данный материал потребуется для педагогов дошкольных учреждений и начальной школы. Тема такого занятия следует из цикла занятий "Наша планета - Земля" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 48 «Сказка» г.Нарьян-Мара»

Конспект

открытого занятия

«Почему бывает день и ночь?»

Воспитатель первой

квалификационной категории

Коткина Галина Феодосьевна.

Г. Нарьян-Мар

2014 г.

Тема.  Почему бывает день и ночь?

Цель.  Воспитывать познавательный интерес к явлениям окружающего мира.

Задачи.

1.Расширить и закрепить понятие о времени, временах года, частях суток.

 2.Показать детям на опыте зависимость наступления времени суток от положения Земли по отношению к Солнцу.

3.Расказать детям, что такое сутки.

4. Подвести детей к выводу, почему происходит смена дня и ночи.

5. Развивать логическое мышление и воображение; умение аккуратно раскрашивать, слушать музыку.

6. Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, работать над словообразованием.

7. Воспитывать любовь и бережное отношение к планете; дружеские отношения.

8. Закрепить представления о смене дня и ночи в зарисовках схемы по этой теме.

1.Загадка.     Идут круглые сутки

             Не стоят ни минутки,

             А все на одном месте   (часы).

2.Беседа.  

- Какие бывают часы?

- Зачем человеку часы?

- Что такое время?

- Как можно увидеть, что время двигается?

-В чем измеряется время?

- Что можно сделать за секунду?, за минуту?, за час?

3. Физминутка.

Покажите, какие вы были, когда пришли в детский сад, или когда не умели ходить?

А, что произошло, пока время шло? (мы росли)

А, как часы шли?

4. Рассказ воспитателя.

Время существует повсюду, но увидеть и потрогать его невозможно. Все события происходят во времени: мы живем, растем во времени. Время течет, как река. Древние мудрецы говорили: «Нельзя войти дважды в одну и ту же реку, потому, что между первым и вторым разом пройдет какое-то время». Река времени течет все в одном направлении из прошлого  через настоящее в будущее.

-Какое время можно назвать прошлым?

- Какое время можно назвать настоящим?

- Что у нас в будущем времени?

5. Дидактическая игра. «Найди прошлое, настоящее, будущее время» (выставляют  картинки на мольберте)

6.Моделирование вращения Земли вокруг Солнца.

Прошлое никогда не вернуть, ведь нельзя же вас сделать снова маленькими и положить в коляску? Время постоянно идет вперед, а почему это происходит? А вы хотите узнать?

   Целый день Солнышко освещает нашу Землю, а к вечеру описав дугу по небу спускается все ниже к горизонту и исчезает, наступает ночь, а вы, любознайки, не раз задумывались, где же ночует солнышко. Как вы думаете, где?

  Почему же солнышко исчезает и наступает ночь? А повинна в этом… Лучше отгадайте загадку, сразу же найдем отгадку.

Похожа на мяч, похожа на волчок,

Немножко наклонилась на бочок,

То весну встречает, то лето провожает;

То осень настанет, то зима нагрянет;

Кручусь, верчусь, никогда не остановлюсь (земля).

Наше солнышко никуда не прячется, оно не опускается и не поднимается, это только нам так кажется, на самом деле повинна в том, что наступает день и ночь наша планета. А как называется наша планета? Что с ней все время происходит? Наша земля, вращаясь подставляет солнышку то один бок, то другой, там где светло, что будет – день или ночь?  Давайте это покажем.

7. Вращение земли вокруг себя. (дети вращаются справа налево)

Земля все время вращается, так проходят секунды, которые складываются в минуты, минуты в часы, а часы в сутки. А что же такое сутки?

 8. Стихотворение.      

Сын спросил у мамы утки:

«Мама, что такое сутки

И куда они летят, и вернуться ли назад?»

Отвечает мама утка:

« От побудки до побудки пролетают, тают сутки,

Улетают в никуда, исчезают без следа».

Другими словами  «День и ночь –сутки прочь»

- Так, что же такое сутки? Покажем это на опыте.

9. Опыт с аппаратом «Теллурий».  Сутки, это  один оборот Земли вокруг себя. Что за это время происходит на Земле? Давайте посмотрим - утро, день, вечер, ночь. После оборота Земли начинаются новые сутки, новый оборот, происходит это за 24 часа.

10. Игра с лампой «День и ночь».

- Так почему же  бывает день и ночь? 

11. Штриховка ночи на схеме. Звучит музыка «Медведи»

12. Анализ  работы детей на занятии.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей "Почему заговорить бывает трудно"

Материал для оформления информационных стендов для родителей детей младшего дошкольного возраста....

Почему бывает трудно заговорить?

Почему бывает трудно заговорить?     Овладение первыми словами у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Этот процесс индивидуальный и зависит от многих факторов. Но есл...

Семинар-практикум для родителей в 1 младшей группе « Почему бывает трудно заговорить?»

Конспект семинара-практикума для родителей 1 младшей группы.  Предлагается рассмотреть причины задержки речевого развития, пути преодоления. Родителям предлагается практически ознакомиться и игра...

Интегрированное занятие «Почему бывает вкусно?» (для детей 6–7 лет)

1. формировать представления о полезных и необходимых для человека вкусовыми органами; о полезных и необходимых продуктах питания;2. вспомнить правила гигиены, культуру поведения за столом;3. вос...

Консультация для родителей: "Почему бывают тревожные дети" февраль 2019г

В статье даны рекомендации и советы родителям, у которых есть дети с повышенной тревожностью....

Конспект интегрированного занятия "Почему бывает ночь и день, лето и зима?"

Формируется у детей временное представление,расширяется словарный запас,развивается творческая фантазия у детей...

Почему бывают драки?

Цель: сформировать у детей навыки общения, развить понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации.Словарь: спор, договор, м...