"Почему бывает день и ночь?"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Конспект занятия "Почему бывает день и ночь?" по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста. Занятия такого рода по ознакомлению с окружающим миром проводятся при концентрическом построении программы в этом направлении. Данный материал потребуется для педагогов дошкольных учреждений и начальной школы. Тема такого занятия следует из цикла занятий "Наша планета - Земля"
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 48 «Сказка» г.Нарьян-Мара»
Конспект
открытого занятия
«Почему бывает день и ночь?»
Воспитатель первой
квалификационной категории
Коткина Галина Феодосьевна.
Г. Нарьян-Мар
2014 г.
Тема. Почему бывает день и ночь?
Цель. Воспитывать познавательный интерес к явлениям окружающего мира.
Задачи.
1.Расширить и закрепить понятие о времени, временах года, частях суток.
2.Показать детям на опыте зависимость наступления времени суток от положения Земли по отношению к Солнцу.
3.Расказать детям, что такое сутки.
4. Подвести детей к выводу, почему происходит смена дня и ночи.
5. Развивать логическое мышление и воображение; умение аккуратно раскрашивать, слушать музыку.
6. Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, работать над словообразованием.
7. Воспитывать любовь и бережное отношение к планете; дружеские отношения.
8. Закрепить представления о смене дня и ночи в зарисовках схемы по этой теме.
1.Загадка. Идут круглые сутки
Не стоят ни минутки,
А все на одном месте (часы).
2.Беседа.
- Какие бывают часы?
- Зачем человеку часы?
- Что такое время?
- Как можно увидеть, что время двигается?
-В чем измеряется время?
- Что можно сделать за секунду?, за минуту?, за час?
3. Физминутка.
Покажите, какие вы были, когда пришли в детский сад, или когда не умели ходить?
А, что произошло, пока время шло? (мы росли)
А, как часы шли?
4. Рассказ воспитателя.
Время существует повсюду, но увидеть и потрогать его невозможно. Все события происходят во времени: мы живем, растем во времени. Время течет, как река. Древние мудрецы говорили: «Нельзя войти дважды в одну и ту же реку, потому, что между первым и вторым разом пройдет какое-то время». Река времени течет все в одном направлении из прошлого через настоящее в будущее.
-Какое время можно назвать прошлым?
- Какое время можно назвать настоящим?
- Что у нас в будущем времени?
5. Дидактическая игра. «Найди прошлое, настоящее, будущее время» (выставляют картинки на мольберте)
6.Моделирование вращения Земли вокруг Солнца.
Прошлое никогда не вернуть, ведь нельзя же вас сделать снова маленькими и положить в коляску? Время постоянно идет вперед, а почему это происходит? А вы хотите узнать?
Целый день Солнышко освещает нашу Землю, а к вечеру описав дугу по небу спускается все ниже к горизонту и исчезает, наступает ночь, а вы, любознайки, не раз задумывались, где же ночует солнышко. Как вы думаете, где?
Почему же солнышко исчезает и наступает ночь? А повинна в этом… Лучше отгадайте загадку, сразу же найдем отгадку.
Похожа на мяч, похожа на волчок,
Немножко наклонилась на бочок,
То весну встречает, то лето провожает;
То осень настанет, то зима нагрянет;
Кручусь, верчусь, никогда не остановлюсь (земля).
Наше солнышко никуда не прячется, оно не опускается и не поднимается, это только нам так кажется, на самом деле повинна в том, что наступает день и ночь наша планета. А как называется наша планета? Что с ней все время происходит? Наша земля, вращаясь подставляет солнышку то один бок, то другой, там где светло, что будет – день или ночь? Давайте это покажем.
7. Вращение земли вокруг себя. (дети вращаются справа налево)
Земля все время вращается, так проходят секунды, которые складываются в минуты, минуты в часы, а часы в сутки. А что же такое сутки?
8. Стихотворение.
Сын спросил у мамы утки:
«Мама, что такое сутки
И куда они летят, и вернуться ли назад?»
Отвечает мама утка:
« От побудки до побудки пролетают, тают сутки,
Улетают в никуда, исчезают без следа».
Другими словами «День и ночь –сутки прочь»
- Так, что же такое сутки? Покажем это на опыте.
9. Опыт с аппаратом «Теллурий». Сутки, это один оборот Земли вокруг себя. Что за это время происходит на Земле? Давайте посмотрим - утро, день, вечер, ночь. После оборота Земли начинаются новые сутки, новый оборот, происходит это за 24 часа.
10. Игра с лампой «День и ночь».
- Так почему же бывает день и ночь?
11. Штриховка ночи на схеме. Звучит музыка «Медведи»
12. Анализ работы детей на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный материал для родителей "Почему заговорить бывает трудно"
Материал для оформления информационных стендов для родителей детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-336269-1383986286.jpg)
Почему бывает трудно заговорить?
Почему бывает трудно заговорить? Овладение первыми словами у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Этот процесс индивидуальный и зависит от многих факторов. Но есл...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-227651-1364148096.jpg)
Семинар-практикум для родителей в 1 младшей группе « Почему бывает трудно заговорить?»
Конспект семинара-практикума для родителей 1 младшей группы. Предлагается рассмотреть причины задержки речевого развития, пути преодоления. Родителям предлагается практически ознакомиться и игра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-874286-1484041666.jpg)
Интегрированное занятие «Почему бывает вкусно?» (для детей 6–7 лет)
1. формировать представления о полезных и необходимых для человека вкусовыми органами; о полезных и необходимых продуктах питания;2. вспомнить правила гигиены, культуру поведения за столом;3. вос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-401400-1391968620.jpg)
Консультация для родителей: "Почему бывают тревожные дети" февраль 2019г
В статье даны рекомендации и советы родителям, у которых есть дети с повышенной тревожностью....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-1272738-1603172738.jpg)
Конспект интегрированного занятия "Почему бывает ночь и день, лето и зима?"
Формируется у детей временное представление,расширяется словарный запас,развивается творческая фантазия у детей...
Почему бывают драки?
Цель: сформировать у детей навыки общения, развить понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации.Словарь: спор, договор, м...