Сценарий НОД «Приди, Весна, с радостью!» (для детей подготовительной группы)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Нарыжнова Галина Александровна

 В ходе непосредственно образовательной деятельности дети вспоминают  народные приметы, пословицы и поговорки о весне, играют в народные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pridi_vesna_s_radostyu.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Огонек» г.Поронайска

Сценарий  НОД

 «Приди,  Весна,  с радостью!»

(для детей подготовительной группы)

Воспитатель

Нарыжнова Галина Александровна

2014г.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, коммуникация.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Программные задачи:

Образовательные:

-Систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны.

-Закреплять знания народных примет, поговорок, закличек, загадок о весне, народных весенних игр

-Закреплять умение детей сопровождать речь движениями.

-Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

-Развивать логическое мышление детей;

- Развивать зрительное и слуховое внимание дошкольников;

-Развивать речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом, умение доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и в окружающей действительности весной.

-Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы, поговорки.

-Воспитывать у детей интерес  к  народному  календарю через знакомство с народными поговорками, с народными названиями весенних месяцев.

Словарная работа. Зимобор, протальник, капельник , грачевник, солнцегрей, снегогон ,березозол ,ручейник ,ледолом, травень, цветень, росеник.

Форма проведения речевой работы: беседа, диалог.

Предварительная работа: вспомнить с детьми признаки весны, рассмотреть их на сюжетных картинках, научить дошкольников наблюдать признаки весны в природе в ходе проведения прогулки; разучить поговорки о весне, заклички, учить детей отгадывать весенние загадки, познакомить детей с весенними народными играми, с картинами А.Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода»; чтение художественной литературы по теме «Весна»

Оборудование: проектор, презентация «Весна в живописи», музыкальный центр, аудиозапись И.П.Чайковский «Жаворонок», аудиозапись «Весенняя капель», медальки для поощрения детей.

Ход непосредственно образовательной деятельности

(Дети находятся в группе и замечают  письмо, воспитатель обращается:)

Воспитатель:

 Кто—то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кто письмо, как мышку,

На окошко заманил?

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

И загадку отгадать.

«Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла …

Дети: весна.

Воспитатель: Правильно, это письмо от Весны.

Воспитатель: Давайте порадуем Весну, вспомним весеннюю закличку.

Дети встают в круг, держась за руки.

«Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью,

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

С радостью, радостью, С великой милостью.

(идут в другую сторону)

С льном высоким,

(останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох)С корнем глубоким

(приседают, опускают руки, выдох)

С дождями, ливнями, С хлебами обильными».

(взявшись за руки, бегут по кругу).

Воспитатель: Что же пишет нам весна? (воспитатель «читает письмо)

-Она приглашает нас в гости в весенний лес.

- Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за цветами, не за грибами , а за лесными чудесами!

Дети: да!

Воспитатель: Для этого нужно сказать волшебные слова: Вокруг себя ты обернись, в лесу весеннем очутись.

Вот мы и в лесу.

Присядьте за столы, посмотрим, что же интересного происходит в лесу.

(Воспитатель обращает внимание детей на экран.)

Воспитатель: Посмотрите, как красиво художники отобразили весну в своих картинах.

Дети смотрят презентацию «Весна в живописи»

 В конце презентации на экране остаются 3 картины весны с наиболее выделенными признаками весны.

Воспитатель: Какая же это весна?!Что-то художники напутали.

На этой картине снег лежит. Это, наверное, зима. А на этой травка зеленая и цветы- это же лето!

- А вы как думаете?

- Видите в этих картинах признаки весны?

(Дети доказывают, что на картинах весна,называя признаки весны в картинах)

Весной солнце греет, припекает, ласкаетВесной сосульки под солнцем тают, капаютВесной сугробы от солнечного тепла оседают, таютВесной на деревьях почки набухают, лопаются Весной ручьи бегут, журчат, звенятВесной птицы возвращаются, прилетаютВесной птицы гнёзда вьют, строят, делают Весной лёд на реке тает, трещит, ломается, плывётВесной на проталинах первые цветы появляются, расцветаютВесной травка пробивается, растёт, зеленеет

Весной ярко светит солнце.Весной тает снег.Весной появляются проталинки.Весной появляются лужи.Весной набухают почкиВесной прилетают птицы.Весной появляются сосульки.Весной бегут ручьи.Весной просыпаются насекомыеВесной дикие животные меняют цвет шубки.Весной у зверей появляются детеныши.Весной появляются первые цветы: подснежники, мать–и-мачеха.Весной появляется трава.Весной идет дождь.

Воспитатель: Да, теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку, что делает ее светлой, теплой, радостной?

Дети: Солнце

Воспитатель: А сейчас поиграем с солнечным зайчиком.

Гимнастика для глаз.

Солнечный мой заинька,(вытягивать вперед ладошку)

Прыгни на ладошку.Солнечный мой заинька,(ставить на ладонь указательный палец другой руки)

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо

!Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.(следить взглядом за движением пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)

Вот закрыли мы глаза,(закрыть глаза ладонями)

А солнышко играет:

Щечки теплые лучами

Нежно согревает.(широко раскрыть глаза)

Воспитатель: Пригревает весной солнышко, резвятся солнечные зайчики. Сосульки начинают таять. Капель так и звенит. В народном календаре весенний месяц, когда начинается капель называли «капельник».

А сейчас этот месяц как называют?

Дети: Март

Воспитатель: Приглашаю вас в игру.

Дети встают полукругом от воспитателя.

Игра с мячом.

Воспитатель: Я буду говорить современное название месяца, а вы- его народное название.

Март- Зимобор , он с зимой борется,

Март- Капельник , начинается капель,

Март- Грачевник , прилетают грачи

Март- Солнцегрей , солнышко начинает пригревать.

Апрель- Протальник , появляются первые проталины,

Апрель- Снегогон , снег быстро тает.

Апрель- Березозол , заготавливают березовый сок.

Апрель- Ручейник , появляются ручьи

Апрель- Ледолом , на реках ломается лед, начинается ледоход

Май- Травень , появляется молодая трава

Май- Цветень , расцветает много цветов

Май- Росеник , по утрам обильные росы.

(Дети повторяют название месяца за воспитателем, а затем говорят народное  название и объясняют, причину названия.)

- Молодцы. Вы знаете много народных названий месяцев весны.

Начинает звучать музыка И.П. Чайковского «Песня жаворонка»

 Воспитатель: ребята, какая красивая музыка. Присядьте и послушайте.

(Дети садятся на стульчики и слушают музыку. )

После того, как музыка закончилась.

Воспитатель. Эту музыку написал Петр Ильич Чайковский.

Что вы можете сказать о музыке, какая она, какие чувства вызывает?

Дети: Нежная, красивая, весенняя, радостная, веселая, в ней слышно пенье ручейка, и звон капели.

Воспитатель: Эта мелодия называется «Песня жаворонка»

Она похожа на звонкую, чистую песню жаворонка.

В старину эту маленькую птичку ждали все. Считалось, что переливчатые трели жаворонка будят природу от зимнего сна.

Весной к нам возвращаются и другие перелетные птицы.

Какие? Кто помнит?

Дети: жаворонок, утки, грач, ласточка, гуси, цапля, журавли, кукушка, лебеди, скворец, зяблик, трясогузка, дрозд, иволга, горихвостка.

Воспитатель: В народе говорят так: «Грач на горе- весна на дворе»

-Вспомните, как называется эта народная мудрость.

Дети: поговорка.

Воспитатель: А вы поговорки о весне знаете?

( Дети вспоминают и говорят поговорки)

Как в марте зима не злится, да весне покорится.

Весенний день год кормит.Весенний дождик лишним не бывает.Кто весной трудиться рад – будет осенью богат.Много воды – много травы.Грач на горе – весна на дворе.

Март – с водой, апрель с травой, май с цветами.

 Весенний день – что ласковое слово.

Матушка – весна всем красна

Апрельские ручьи землю будят.

Пришел май- под кустом рай.

Весной трёх погожих дней рядом не бывает.

Май леса наряжает и лето в гости поджидает.

Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

Апрельский цветок ломает снежок

Солнышко с апрельской горки в лето катится

Увидел скворца- весна у крыльца

Воспитатель: Молодцы, много поговорок вспомнили.

-А как люди придумывали поговорки?

Дети: люди подмечали, запоминали, что происходит с приходом весны в природе каждый год, а потом по наблюдениям придумывали поговорки.

Воспитатель: Да, все верно.

Воспитатель: С приходом весны дети стараются больше играть на улице.

И мы поиграем в весеннюю игру «Золотые ворота»

(Дети встают в круг. Воспитатель выбирает четырех человек, которые будут воротами. Остальные дети берутся за руки, образуя цепочку.)

Воспитатель: Давайте золотые ворота для Весны- красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, и зиму побороть.

Дети цепочкой проходят через ворота и говорят слова.

Ходит матушка – весна

По полям, лесам одна.

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Ворота закрываются, пойманный ребенок встает в круг к воротам.

Воспитатель: Представляете, эту игру народ придумал давно, а играть в нее и сейчас интересно.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, надо в детский сад возвращаться. Закрывайте глазки и повторяйте за мной.

Вокруг себя обернусь, в нашей группе окажусь.

Вот мы и в группе, присаживайтесь на свои места.

 Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: Что для вас было интересным? Что запомнилось?

Дети: Было интересно получить письмо от весны, рассматривать картины художников. Еще мы вспоминали поговорки о весне, народные названия весенних месяцев, слушали песенку жаворонка.

Воспитатель: Как много вы запомнили из нашего весеннего путешествия. Весна приготовила вам в подарок хорошее настроение! Ведь весной так хочется радоваться, улыбаться! Весна дарит вам маленькие солнышки. Пусть у вас всегда будет отличное настроение!

Под музыку «Весенняя капель» воспитатель раздает детям эмблемы с изображением солнца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ « В ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ».

Жизнь идет своим чередом и ставит перед нами все новые и новые задачи и проблемы, и  вот в ближайшее время ребенку предстоит пойти в школу. И, конечно, нас, взрослых, беспокоят возможные трудност...

Консультация для родителей детей подготовительной группы «В школу с радостью».

Консультация для родителей детей подготовительной группы « В школу с радостью». Как быстро бежит время.Еще совеем недавно ваш малыш  произнес первое слово « мама» , сделал первые, робкие шаг...

Конспект занятия «Пасха радость нам несет» (подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие&raqu...

Консультация для родителей детей подготовительной группы «В школу с радостью»

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития физиологических особенностей и пси...

Праздник «Осенние радости» для детей средней группы

Праздник «Осенние радости» для детей средней группы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей подготовительной группы к школе «В школу – с радостью!»

Рабочая программа по подготовке детей к началу школьного обучения обеспечивает разностороннее развитие личности ребенка 6-7 лет с учетом возрастных особенностей. Направлена на развитие у детей дошколь...