Конспект занятия «Пасха радость нам несет» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Книга Ирина Анатольевна

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Цель: познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней «Пасхи» и с Библией для детей
Предварительная работа:  знакомство с устным народным творчеством (пословицы и поговорки) о Пасхе, знакомство с художественными произведениями «Пасхальные рассказы русских писателей» из серии «Пасхальный подарок» (изд. «Никея», редактор Стрыгина Татьяна). Алла Фомкина «Великдень. Пасхальная сказка» Дионисий Священник «Пасхальный кулич; рассматривание иллюстраций к произведениям; беседы о добрых поступках и делах; ситуативная игры по данной теме; подвижные и сюжетно-ролевые игры: «Игра «Найди яйцо», «За двумя зайцами», Катание яиц», «Пронеси и не урони», «Несушка», «Курица и цыплята», прослушивание музыкальных композиций НФ «Детский епархиальный образовательный центр «Пасхальный подарок», «Колокольный звон», презентация «Пасха - Светлое воскресенье!»
Материал: ноутбук, презентация; экспонаты мини-музея, большой колокольчик для воспитателя, фонограмма «Пасхальный перезвон» Л. Евсеевой, атрибуты к подвижной игре «Курица и цыплята».
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pasha.docx283.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Пасха радость нам несет» (подготовительная группа)

Подготовила: Книга И.А.

Интеграция образовательных областей: 

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Цель: познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней «Пасхи» и с Библией для детей
Предварительная работа:  знакомство с устным народным творчеством (пословицы и поговорки) о Пасхе, знакомство с художественными произведениями «Пасхальные рассказы русских писателей» из серии «Пасхальный подарок» (изд. «Никея», редактор Стрыгина Татьяна). Алла Фомкина «Великдень. Пасхальная сказка» Дионисий Священник «Пасхальный кулич; рассматривание иллюстраций к произведениям; беседы о добрых поступках и делах; ситуативная игры по данной теме; подвижные и сюжетно-ролевые игры: «Игра «Найди яйцо», «За двумя зайцами», Катание яиц», «Пронеси и не урони», «Несушка», «Курица и цыплята», прослушивание музыкальных композиций НФ «Детский епархиальный образовательный центр «Пасхальный подарок», «Колокольный звон», презентация «Пасха - Светлое воскресенье!»
Материал: ноутбук, презентация; экспонаты мини-музея, большой колокольчик для воспитателя, фонограмма «Пасхальный перезвон» Л. Евсеевой, атрибуты к подвижной игре «Курица и цыплята».

Ход совместной организованной деятельности

Организационный момент.
Игра- приветствие
(Звучит музыка –фонограмма. Воспитатель встречает детей на ковре)
- Здравствуйте, ребята дорогие! Я - рада встречи с вами

Малоподвижная психологическая игра «Круг дружбы»
(Воспитатель- предлагает детям встать вкруг, взяться за руки и улыбнуться и поприветствовать друг-другу, читает стихотворение)
А сейчас соберемся дружно в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
-- Ребята, проходите и присаживайтесь на стульчике, мальчики, не забывайте пропускать девочек вперед и помогать им сесть на стульчик. Сегодня мы с вами поговорим, а в прочем внимательно посмотрите на экран, послушайте и отгадайте сами.
(Воспитатель включает презентацию, смотрят на экран, воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают)
Основная часть
Загадка

Весть летит во все концы:
Трубят Ангелы-гонцы,
В небесах поют Христа:
Он от тления восстал!
То не выдумка, не сказка,
Главный праздник - наша ... (Пасха)

Беседа о Пасхе (ИКТ- технология, презентация «Пасха- Светлое воскресенье Христово!»)

- Верно! Этот праздник называется Пасха. Светлый праздник – Воскресение Христово (Христианская Пасха) – особый праздник для православных, это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы Его принято связывать с радостным событиям в религии христиан всего мира. Это праздник прославления Иисуса Христа Празднуется Пасха в течение 40 дней – ровно столько, сколько пробыл на земле Иисус после воскресения. «Пасха» - с греческого «переход», «избавление», с древнееврейского «песах» - «прошёл», «миновал». В христианской же традиции слово «пасха» - это «переход от земли на небо, от смерти к жизни». Пасха – наш самый большой праздник. Издавна к этому празднику долго готовились, очищали душу, чистили и мыли избу, готовили украшения, припасали вкусные яства. Длится, этот праздник целую неделю. Богато и красиво накрывали пасхальный стол. Пасхальный стол по русским обычаям должен быть не просто богат яствами, но и должен красиво, оформлен, и в каждом доме каждая хозяйка вместе со своей семьёй украшали стол, согласно традициям. Трудились все дети, помогали маме расписывать писанки, бабушка пекла куличи, используя секреты своей кухни
Знакомство с символами Пасхи (Музейная технология)
Ребята, я прошу пройти вас к нашему мини-музею. Мальчики не забывайте пропустить девочек вперед. Что вы видите?
(Ответы детей- икона, свечи, крашенные яйца и пр.)
-Верно. Ребята, как вы думаете, как одним выражением слов можно назвать все эти предметы?
(Ответы детей)
- Все -это символы Пасхи. Посмотрите, что это?
(Ответы детей-кулич, хлеб) 
(Воспитатель предлагает рассмотреть Пасхальный кулич и рассказывает о нем)
- Верно, это Пасхальный кулич - праздничный хлеб, символ плодородия земли, людей и всего живого. А вот это Крест- главный символ Христианства, символ победы жертвенной любви над злом и насилием. Еще одним из символов Пасхи являются свечи, которые символизируют божественный свет.
(Воспитатель показывает круглый овал красного цвета)
- Посмотрите, что у меня в руках?
(Ответы детей - овал красного цвета)
- Верно – это овал, красного цвета. А скажите на что он похож?
(Ответы детей- красное яйцо)
- Ребята, сейчас я вам расскажу не большую историю о том, почему красят яйца на Пасху. На праздник к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина с благой вестью: «Христос воскрес!» - сообщила она и преподнесла в дар куриное яйцо. Император ответил, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в эту новость. И тут, на глазах у изумленной публики, белое куриное яйцо в руках Марии Магдалины стало красным! Когда император это увидел, он был поражен и ответил: «Воистину воскрес!» Отсюда и пошла традиция перед Пасхой окрашивать яйца — как символ торжества правды над ложью, жизни над смертью. Яйца на Пасху украшают по разному. А вы с родителями как готовите яйца к празднику дома?
(Ответы детей: красим, рисуем, клеим наклейки)
-Хорошо, когда дома соблюдаются Христианские традиции. А еще вы видите курицу и цыплят. Курица является символом возрождения и непрерывности жизни, так как она несет яйца, поэтому символ матери, оберегающей своих цыплят, являясь символом семьи и любви. А сейчас я вам предлагаю поиграть в подвижную игру «Курица и цыплята», проходите на ковер.

Подвижная игра «Курица и цыплята»
Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.
-Мы с вами сейчас выберем кто из вас будет кошка, а буду курицей-
(Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель проговаривает слова)

-Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».
(Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит)
-На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.
(«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом
- «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»
(Воспитатель включает фонограмму звона колоколов)
Прослушивание фонограммы «Пасхальный перезвон» Л. Евсеевой
- Молодцы хорошо поиграли, но прислушайтесь что же мы слышим?
(Ответы детей: это звучат колокола)
- Молодцы! Верно- Давайте тихонько присядем на ковер, садитесь поудобнее и послушаем как звучат колокола. Колокольный звон тоже является символом Пасхи, в торжественном перезвоне колоколов звучит благая весть «Христос Воскрес!» Раньше на Руси девушки в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали и, конечно, звонили в колокола. Пасхальному звону приписывается магический смысл и об этом сложено много народных примет
Ознакомление с устным народным творчеством «Пословицы и поговорки, приметы»
Воспитатель зачитывает поговорки:
• «Кто первой ударит в колокол на Пасху у того лен и конопля богаты будут»
• «Кто, разговевшись пасхальным хлебом, первым ударит в колокола, будет жить до следующего Светлого Воскресенья»
• «Если звонарь чуть запаздывал и звонил не тотчас после обедни, то ожидали неурожая»
-Давайте и мы с вами поиграем с колокольчиками.

Музыкальная подвижная игра «Веселый колокольчик».

Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.
Ход игры: Детям раздают по два колокольчика каждому. Воспитатель поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках и пританцовывая
.
1. Веселый колокольчик – Динь, динь, динь.
Смеется и хохочет – динь, динь, динь.
2. Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь.
Но снова солнце вышло – динь, динь, динь.
3. И звонкие капели – динь, динь, динь.
В ответ ему запели – динь, динь, динь.
- Молодцы! Какой у нас получился красивый перезвон
- Ребята, а еще на Пасху принято дарить подарки и открытки. А самый лучший подарок-это подарок сделанный своими руками.
Продуктивная творческая деятельность «Роспись яйца»
- Проходите к столам присаживайтесь. Посмотрите на столе для каждого я приготовила деревянное яйцо на подставке, гуашь и кисточки.  Сейчас мы свами будем расписывать яйца.
(Дети начинают расписывать. Воспитатель проводит индивидуальную работу)
- Молодцы! Посмотрите какие красивые у всех получились яйца. Вы их вечером заберете и подарите тому, для кого приготовили свой подарок.
Заключительная часть
(Социоигровая технология В. Букатова «Рефлексия»)
(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, подводит итоги)
- Ребята, проходите на ковер. Давайте сейчас вспомним что мы делали, что узнали нового, что услышали, что увидели?
(Ответы детей)
- Совершенно верно! Мы с вами узнали о празднике Пасха, какие у него символы, поиграли, приготовили подарки. А я вам тоже приготовила Пасхальный подарок- это магнитик на котором изображен символ Пасхи- крашенное яйцо и хочу его вам подарить
(Воспитатель дарит детям магнитики)
- Спасибо вам, ребята! Мне с вами было интересно!
- До свидания ребята! Много вам радости, улыбок, и хорошего настроения
(Дети прощаются, говорят «До свидания»)